Американская система УРО «Гарпун»

Военно-морские силы /
Милитаристские круги в своих агрессивных целях наряду с широкими мероприятиями, направленными на дальнейшее усиление своих ВМС в целом, стремятся увеличить боевые возможности отдельных кораблей, подводных лодок и самолётов. Так, по заказу министерства ВМС фирма «Макдоннелл Дуглас» разрабатывает три варианта противокорабельной системы УРО «Гарпун» для установки на кораблях, подводных лодках и самолётах. Как сообщалось в иностранной печати, эта система должна поступить на вооружение ВМС в конце 1976 года.

Система УРО включает: управляемую ракету, пусковую установку и приборы управления.

Ракета «Гарпун» (рис. 1) построена по обычной аэродинамической схеме, имеет крестообразное крыло и четыре складывающихся руля. Корабельный и лодочный варианты ракеты (RGM-84A) в отличие от самолётного (AGM-84A) имеют стартовый ускоритель с четырьмя складывающимися стабилизаторами, расположенный соосно с маршевым двигателем. Корпус ракеты состоит из четырёх отсеков: приборного, боевой части, маршевого двигателя и хвостового.

Ракета «Гарпун» RGW-84A
Рис. 1. Ракета «Гарпун» RGW-84A: 1 — приборный отсек: 2 — отсек боевой части; 3 — отсек маршевого двигателя; 4 — хвостовой отсек; 5 — стартовый ускоритель

В приборном отсеке (рис. 2), который в носовой части закрыт обтекателем, размещены активная радиолокационная головка самонаведения PR-53/DSO-28, блок инерциального наведения на начальном и маршевом участках полёта, радиолокационный высотомер AN/APN-191, передающая антенна высотомера и преобразователь электропитания.

Приборный отсек ракеты «Гарпун»Рис. 2. Приборный отсек ракеты «Гарпун»: 1 — обтекатель; 2 — преобразователь; 3 — установочное кольцо; 4 — блок инерциального наведения на начальном и маршевом участках; 5 — радиолокационный высотомер; 6 — передающая антенна радиолокационного высотомера; 7 — активная радиолокационная головка самонаведения

Головка самонаведения PR-53/DSO-28 разработана полностью на транзисторах (вес около 34 кг, объём 32 куб. дм). Она защищена от средств радиоэлектронного подавления, так как значения её рабочей частоты меняются по случайному закону. В передней части головки имеется антенная фазированная решетка, которая может поворачиваться в пределах +45° в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Головка самонаведения включается на конечном участке и начинает поиск цели в соответствии с командами, выдаваемыми устройством программного сканирования по азимуту и дальности. Во время полёта ракеты этим устройством управляет ЭВМ блока инерциального наведения на начальном и маршевом участках.

Блок инерциального наведения на начальном и маршевом участках (размер 15х26х30 см, вес 11 кг) состоит из двух основных частей: цифровой ЭВМ автопилота, инерциальных приборов управления и наведения. Цифровая ЭВМ-автопилот общего назначения параллельного действия имеет ЗУ с произвольным доступом ёмкостью 512 16-разрядных слов и постоянное ЗУ ёмкостью 7680 столько же разрядных слов.

В состав инерциальных приборов управления и наведения входят три гироскопа, определяющие скорость отклонения ракеты от заданного положения в пространстве, и три акселерометра, определяющие ускорение этого отклонения.
До момента пуска ракеты в её инерциальные приборы управления и наведения вводятся исходные данные, которые вместе с информацией, поступающей от радиолокационного высотомера, используются для удержания ракеты на заданных высоте и курсе на начальном и маршевом участках траектории полёта. После того как цель будет обнаружена и захвачена головкой самонаведения, её сигналы поступят в автопилот, а далее на рулевые машинки для наведения ракеты на цель.

Радиолокационный высотомер AN/APNJ-194 используется для наведения на начальном и маршевом участках полёта ракеты. Его передающая антенна размещается в приборном отсеке, а приёмная — в отсеке боевой части.

В отсеке боевой части размещается обычный заряд (общий вес 230 кг, длина 0,9 м), снабжённый исполнительно-предохранительным устройством, неконтактным взрывателем и взрывателем ударного действия с замедлением.

В отсеке маршевого двигателя размещаются топливный бак, маршевый ТРД J402-CA-400 (вес 44 кг, длина 70,2 см, тяга 273 кг) с осевым центробежным компрессором. С наружной стороны отсека расположены воздухозаборник и консоли крыльев. Топливный бак вмещает около 50 кг топлива типа JP-5. Перед ним находятся две серебряно-цинковые батареи, которые служат для питания бортовых приборов ракеты. Они весят 9 кг и активируются перед пуском ракеты.

Хвостовой отсек имеет четыре руля управления, а также опорное кольцо, к которому с помощью разрывных болтов крепится стартовый твердотопливный ускоритель (вес 137 кг, вес топлива 66 кг, тяга 6600 кг), сообщающий ракете продольное ускорение 10g. Ускоритель имеет четыре стабилизатора и кольцо с четырьмя отверстиями для разрывных болтов. После окончания работы ускорителя болты подрываются, и он отделяется от ракеты.

Пусковые установки ракеты «Гарпун»


Стрельбу ракетами «Гарпун» можно вести с различных пусковых установок.

Для пуска УР «Гарпун» с надводных кораблей могут использоваться установки, находящихся на вооружении систем ЗУРО (Мк 11, Мк13 или Мк22), (Мк 10 с дополнительной направляющей для ПЛУР ) и системы ПЛУРО «Асрок» (Мк112). В настоящее время для тех кораблей, которые не имеют таких систем, создана пусковая установка контейнерного типа, имеющая постоянный угол возвышения +35, алюминиевую раму-основание (размер 1,4x2,0 м, вес 3,8 т.), к которой с помощью быстроразьёмного соединения крепятся четыре контейнера с ракетами.

С корабельной пусковой установки ракета запускается с помощью стартового ускорителя и делает горку. В наивысшей точке горки отделяется стартовый ускоритель и включается маршевый двигатель, с помощью которого ракета продолжает полёт. На начальном (рис. 3, АБ) и маршевом (рис. 3, БВ) участках ракета управляется и наводится с помощью автономной инициальной системы и радиовысотомера. На конечном участке (рис. 3, ВГ) ракета снижается на малую высоту полёта, включается активная головка самонаведения, которая начинает поиск, захват, слежение и наведение ракеты на цель. На малой высоте она летит до встречи с целью или делает перед ней горку и пикирует на неё.

Траектории полёта УР «Гарпун»
Рис. 3. Траектории полёта УР «Гарпун»: АБ — начальный участок; БВ — маршевый участок: ВГ — конечный участок

Пуск ракеты «Гарпун» из погруженной подводной лодки осуществляется через торпедный аппарат с помощью специальной капсулы (рис. 4), имеющей размеры торпеды, и состоящей из центрального, носового и хвостового отсеков. На последнем имеются стабилизаторы. Капсула с находящейся в ней ракетой «Гарпуи» со стартовым ускорителем выстреливается из торпедного аппарата погруженной подводной лодки. Консоли крыла, рули управления и стабилизаторы стартового ускорителя ракеты в этот момент сложены. Капсула имеет положительную плавучесть и благодаря стабилизаторам, расположенным на хвостовом отсеке, в строго определённом положении всплывает на поверхность моря. При достижении поверхности моря отделяются хвостовой и головной отсеки капсулы и включается ускоритель ракеты. При выходе ракеты из капсулы раскрываются консоли крыла, рули и стабилизаторы стартового ускорителя (рис 5). Далее полёт ракеты аналогичен корабельному варианту.

Капсула для ракеты «Гарпун» RGM-84AРис. 4. Капсула для ракеты «Гарпун» RGM-84A

Пуск ракеты «Гарпун» с самолётов может осуществляться с пусковых установок AERO65A1 базовых патрульных самолётов Р-3 «Орион», MAU-9A/1 палубных противолодочных самолётов S-3A «Викинг» и штурмовиков А-7E 2, а также AERO7A1 палубных штурмовиков А-6Е «Интрудер».

Если высота и скорость полёта самолёта-носителя небольшие, то маршевый реактивный двигатель начинает работать в момент её пуска. Если самолёт находится на большой высоте, то маршевый двигатель ракеты не запускается до тех пор, пока ракета не достигнет определённой высоты, на которой запускается маршевый двигатель, и ракета продолжает полёт на маршевом участке (рис. 3, БВ) аналогично корабельному варианту.

Пуск УР «Гарпун» из подводной лодкиРис. 5. Пуск УР «Гарпун» из подводной лодки

Приборы управления системы УРО «Гарпун»


Приборы управления системы УРО «Гарпун», находящиеся на носителе, на основе данных о цели и носителе рассчитывают углы ориентации гироскопических приборов инерциальной бортовой системы и время включения головки самонаведения. Кроме этого, они обеспечивают подачу электропитания до момента активации батареи, вырабатывают боевой курс носителя, осуществляют предстартовую проверку и контроль за состоянием системы и выдачу электрического сигнала для пуска ракеты. Данные о цели и носителе определяются имеющимися на нем средствами, не входящими в систему УРО «Гарпун». Для этой системы специально разработаны: универсальная ЭВМ, блок преобразования данных, блок согласования и распределения, пульт управления пуском ракеты, а также вспомогательные блоки.

Универсальная ЭВМ определяет углы ориентации гироскопов ракеты, время включения головки самонаведения и вырабатывает боевой курс носителя.

Блок преобразования служит для преобразования данных из аналоговой формы в цифровую и обратно.

Блок согласования и распределения обеспечивает подачу питания от сети носителя на ракеты и распределение по ракетам данных, поступающих от ЭВМ.

Предстартовая проверка и подготовка системы, выбор источника данных о цели и ввод этих данных в ЭВМ осуществляются с пульта управления пуском ракеты. На нём имеются лампы сигнализации и световые табло, по которым можно контролировать состояние системы, а также пусковая кнопка.

Так, на самолёте Р-3 «Орион» после окончания предстартовой проверки на табло пульта управления пуском ракеты высвечивается слово «Да», если вся система исправна, или «Нет», если имеются какие-либо неисправности. После этого в систему управления ракетой вводятся исходные данные, о чем свидетельствует высвечивание слова «Готово», после чего можно производить пуск.

Большая серия испытательных пусков ракеты «Гарпун», как сообщает зарубежная печать, показала хорошие результаты. Вероятность попадания ракеты в цель достигала 90% и выше. На этих испытаниях систему обслуживала смешанная группа, в состав которой вошли представители фирмы-изготовителя и ВМС.

Основные тактико-технические данные УР «Гарпун» RGM-84A (корабельный вариант)

Самолетный вариант УР «Гарпун» AGM-84A отличается от корабельного по весу (522 кг) и длине (3,84 м) за счёт отсутствия стартового ускорителя.

Стартовый вес, кг… 667
Длина, м… 4,581
Диаметр корпуса, м… 0,343
Размах крыла, м… 0,914
Вес боевой части, кг… 230
Максимальная дальность стрельбы, км… 110—130
Постоянный угол возвышения при пуске с контейнерной пусковой установки, град… 35
Угол встречи с целью, град… около 7
Маршевая скорость… Высокая дозвуковая
Высота маршевого участка полёта… Малая высота полёта
Профиль полёта на конечном участке… Очень малая высота полёта или горка с последующим пикированием на цель
Система наведения… Комбинированная инерциальная на начальном и маршевом участках и активное радиолокационное самонаведение на конечном

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.