Обнаружение и подъём практических торпед в ВМС стран НАТО

Военно-морские силы /
Командования ВМС стран агрессивного блока в планах наращивания мощи своих Флотов уделяют внимание дальнейшему совершенствованию торпедного оружия, повышению его эффективности. В процессе создания новых образцов торпедного оружия большую роль играют практические стрельбы. Как сообщает зарубежная печать, их в основном проводят в период испытаний, чтобы выявить все положительные и отрицательные качества испытываемого образца. Так, при испытаниях американской торпеды Мк48 было произведено около 1000 выстрелов (200 из них с подводных лодок), а английской Мк24 — несколько сотен (все с подводных лодок).

Важное место в ВМС НАТО занимают торпедные стрельбы и при проведении боевой подготовки. Число ежегодных выстрелов в учебных целях все время возрастает. Военно морские специалисты считают, что это позволяет личному составу кораблей и авиации получить необходимые практические навыки. Например, до 1970 года только в ВМС в ходе боевой подготовки ежегодно делалось в среднем до 2200 выстрелов практическими и боевыми торпедами и около 900 для проверки точности работы корабельных приборов управления торпедной стрельбой. Как известно, в ходе практических стрельб имеют место значительные потери торпед, которые вызваны различными причинами. Зарубежные специалисты подсчитали, что ежегодно терялись торпеды на сумму около 7 млн. долларов. Сократить такие расходы военно-морские специалисты планируют за счёт резкого уменьшения числа потерь торпед при проведении практических стрельб. Для этого намечается создать и серийно производить специальные практические торпеды, снабдить их системами всплытия и приборами обнаружения, разработать новые способы поиска и подъёма плавающих на поверхности и лежащих на грунте торпед.

В целях обеспечения положительной плавучести, как сообщает зарубежная печать, на большинстве практических торпед в ВМС НАТО используются быстродействующие устройства для выбрасывания балласта (свинцовый или чугунный груз) из зарядных отделений торпед. В последние годы в ВМС США разрабатываются автоматические устройства для сбрасывания балласта после прохождения торпедой дистанции, при внезапном превышении заданной глубины или в случае выполнения программы испытаний (для экспериментальных торпед). Они действуют при помощи пиропатронов с электрической схемой срабатывания. Военно-морские специалисты считают, что подобные устройства уменьшат потери практических торпед в ходе учебных стрельб и при испытаниях опытных образцов. Сообщалось, что в ВМС США полностью ещё не решён вопрос о снабжении практических торпед наиболее эффективными средствами освобождения от балласта для обеспечения положительной плавучести и всплытия торпед после выполнения заданной программы, хотя они и оснащены различного рода устройствами.

В ВМС НАТО поиску и подъёму торпед при практических и опытовых стрельбах уделяется много внимания. Торпеды снабжаются приборами и устройствами, позволяющими легко её обнаружить при всплытии, а в случае потопления осуществить её безводолазный подъём. На рис. 1 показано подъёмное устройство, автоматически всплывающее из затонувшей торпеды.
Его сигнальный буй состоит из двух относительно больших надувных прорезиненных баллонов, их легко обнаружить на поверхности моря. По команде временного датчика баллоны наполняются сжатым воздухом или газом и всплывают на поверхность. При этом разматывается нейлоновый трос, с помошью которого торпеду можно поднять на борт корабля. Подобное подъёмное устройство приводится в действие при любом положении затонувшей торпеды. На поверхность надувных баллонов наносится металлическое покрытие для повышения надёжности их обнаружения РЛС.

Сигнально-подъёмное устройство торпедыРис. 1. Сигнально-подъёмное устройство торпеды

Практические торпеды наряду с сигнальными устройствами оснащаются приборами-распылителями, выбрасывающими за борт всплывшей торпеды различные красящие вещества, хорошо растворимые в морской воде. Они создают вокруг торпеды яркое пятно, по которому её легко обнаружить с корабля или вертолёта. Кроме того, и сами торпеды окрашиваются яркой краской.

Военно-морские специалисты США считают необходимым снабдить практические торпеды системами и устройствами для удержания их на плаву в течение продолжительного времени, так как поиск торпед является сложным и длительным процессом, хотя они и оснащены сигнальными устройствами. В 1970 году на торпедной станции ВМС США в Кинорте (штат Вашингтон) проводились испытания системы для удержания на плаву и подъёма из воды практической торпеды. В систему входит надувная камера, находящаяся в специальном пазу торпеды в сложенном виде. После прохождения торпедой дистанции камера наполняется сжатым воздухом или газом (давление 0,4— 2 кг/кв.см) и удерживает торпеду на поверхности воды. В сложенном состоянии она имеет размер 533х12,7 мм, а при наполнении газом её диаметр 1,2 м. После стравливания воздуха камера автоматически складывается для повторного использования. Подобные надувные камеры, по мнению специалистов, позволяют торпеде удерживаться на поверхности длительное время.

В ВМС США разработаны наиболее оптимальные способы и средства поиска и подъёма торпед в ходе практических стрельб и испытаний. Для подъёма затонувших торпед применяются глубоководные аппараты типа «Курв», а для облегчения их поиска и подъёма созданы специальные гидролокаторы.

В последние годы специалисты ВМС США создают дистанционно управляемые аппараты для обнаружения и подъёма торпед, снабжённые телевизионными установками, гидролокаторами, специальными приспособлениями для работы под водой. Считается, что работа с помощью этих аппаратов более эффективна, чем работа водолаза. Уже разработан телеуправляемый аппарат «Солярис» (рис. 2) для обнаружения затонувших торпед и мин, который начинает широко испопьзоваться в американском флоте. Аппарат снабжён рычажным захватом, предназначенным для удержания торпеды за цилиндрическую часть. В систему управления аппаратом входит телекамера, информирующая о курсе аппарата, его глубине, расстоянии до дна, положении и угле наклона захватов. Торпеда поднимается тросовой лебёдкой, управляемой оператором. С помощью аппарата на поверхность могут подниматься грузы, весящие под водой около 2 т.

Дистанционно управляемый аппарат «Солярис»Рис. 2. Дистанционно управляемый аппарат «Солярис»

Подобные подводные аппараты широко применяются при поиске и подъёме экспериментальных торпед. Так, в ВМС США с помощью дистанционно управляемого аппарата «Сорд» были обнаружены и подняты на борт специального судна 11 торпед Мк46, затонувших на глубине 820—900 м. Этот аппарат оборудован специальными светильниками, гидролокатором, магнитометром и подъёмно-тросовыми захватами, управляемыми с поверхности моря.

Подводные дистанционно управляемые аппараты в основном используются для поиска и подъёма торпед, утерянных в ходе испытаний. Практические же торпеды ищут и поднимают торпедоловы либо специально выделенные корабли. При этом широко привлекаются водолазы, а в последнее время и вертолёты.

На кораблях устанавливаются специальные подъёмные средства, позволяющие поднимать торпеду, соблюдая при этом меры безопасности, чтобы исключить гибель личного состава, участвующего в подъёме, а также повреждение или потерю торпед.

В ВМС стран НАТО приняты различные способы подъёма плавающих торпед. Они зависят от положения торпеды в воде (горизонтальное или вертикальное), наличия на ней устройств для крепления подъёмного пояса и линя, а также от типа торпедолова (корабля) и его подъёмных средств. Так, тяжёлые парогазовые торпеды, используемые при практических стрельбах торпедными катерами , Дании и других стран, плавают после прохождения дистанции вертикально, и их нетрудно выловить. В ВМС ФРГ при стрельбе отрабатывают следующий способ подъёма таких торпед. После пуска торпеды стрелявший катер идёт по её следу. Когда торпеда всплывает, катер подходит к ней так, чтобы не столкнувшись, закрепить за её носовой рым линь для буксировки. Затем катер буксирует торпеду малым ходом к плавбазе, идущей со скоростью 2 — 3 уз. Буксирный линь с катера на плавбазу передаётся на ходу, и торпеда поднимается на её борт грузовой стрелой.

По мнению зарубежных военно-морских специалистов, торпеды, плавающие горизонтально, имеют минимальную положительную плавучесть и поднимать их из воды трудно, так как на головке самонаведения отсутствует подъёмный рым. Такие торпеды трудно обнаружить, и при незначительных ударах они легко повреждаются и тонут. Эти торпеды, как правило, поднимаются на борт специальных торпедоловов американского производства или фрегатов.

Военно-морские специалисты ФРГ считают торпедоловы проекта 420 наиболее пригодными для подъёма торпед. Они широко применяются для обеспечения торпедных стрельб подводных лодок и кораблей, не приспособленных к вылавливанию торпед своими средствами. Однако они имеют малую автономность плавания, недостаточно мореходны и не оснащены приборами для поиска торпед. Торпедоловы проекта 420 вылавливают торпеды без помощи лёгких водолазов. Плавающие торпеды захватываются специальным самозатягивающимся бугелем с карабином и втягиваются на кормовой слип. Подъём торпеды в простых метеорологических условиях занимает 2 мин. Наиболее сложным и трудным является подход торпедолова к плавающей торпеде, при котором необходимо учитывать дрейф, течение, направление волны.

В подъёме торпеды на борт фрегата участвуют лёгкие водолазы (боевые пловцы). Корабль стопорит ход вблизи торпеды (до 20 м), два водолаза погружаются в воду и крепят на головной и хвостовой части торпеды капроновые лини, с помощью которых торпеда подтягивается к борту корабля. Водолазы-буксировщики удерживают её от удара о борт. Третий лёгкий водолаз крепит на торпеде подъёмный бугель грозовой стрелы. Торпеда предохраняется от раскачивания и повреждений с одной стороны спущенными за борт кранцами и удерживается водолазами за две оттяжки с другой. Зарубежные военные специалисты считают указанный способ весьма практичным. Он позволяет поднимать торпеды при высоте волны до 2 м.

При вылавливании торпед с малой положительной плавучестью на её головную и хвостовую части лёгкие водолазы надевают по одной надувной камере, которые наполняют воздухом из прикреплённых к ним баллонов. Эти камеры плотно прижимаются к корпусу торпеды и на них через специальные рымы крепятся подъёмные лини.

Наряду с известными способами поиска и подъёма торпед в ВМС НАТО разрабатываются более эффективные и безопасные способы с учётом специфики новых торпед. Так, в ВМС США стали использовать вертолёты, что сокращает время поиска и подъёма торпед, позволяет улучшить организацию проведения всех работ.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.