Поиск подводных лодок базовой патрульной авиацией

Военно-морские силы /
Командование ВМС в расширяющихся военных приготовлениях большое значение придаёт развитию и наращиванию сил и средств борьбы с современными подводными лодками. Как подчёркивается в иностранной печати, особое внимание обращается на совершенствование общей организации системы «противолодочной войны», проведение широких исследований в области технических средств поиска, обнаружения и классификации подводных лодок, создание новых образцов противолодочного оружия, изыскание более эффективных способов и приёмов его использования.

Важное место в этой борьбе отводится базовой патрульной авиации, обладающей высокой мобильностью, маневренностью и значительным поражающим потенциалом. Благодаря таким качествам она сохранила своё значение в «противолодочной войне», несмотря на существенные качественные изменения в развитии подводных лодок в послевоенный период.

В современных условиях самолёты базовой патрульной авиации привлекаются для решения таких задач, как поиск подводных лодок в заданных районах, патрулирование на противолодочных рубежах, противолодочная оборона соединений надводных боевых кораблей и конвоев, ведение разведки на океанских и морских театрах.

По данным зарубежной прессы, в составе флотов империалистических государств насчитывается свыше 900 базовых патрульных самолётов, в том числе более 400 самолётов «Орион», около 200 «Нептун», примерно 120 (в ряде стран используются как базовые), 84 «Атлантнк», более 10 , незначительное количество самолётов «Аргус», «Альбатрос» и летающих лодок «Шин Мейва».

Наиболее современными, по мнению западных военных специалистов, являются самолёты «Орион», «Нимрод» и , имеющие достаточно высокие лётные характеристики, значительный боекомплект противолодочного оружия, а также комплекс различных технических средств для обнаружения подводных лодок. В состав последнего входят боевая информационно-управляющая противолодочная система, радио-гидроакустические буи (РГБ) систем «Джезебел», «Дифар», «Джули», CASS, DICASS, поисковые РЛС, телевизионная аппаратура, магнитные обнаружители, газоанализирующая аппаратура.

Тактико-технические характеристики основных противолодочных самолётов базовой авиации стран НАТО приведены в таблице.

Тактико-технические характеристики основных противолодочных самолётов базовой авиации стран НАТО

Тактика действий самолётов базовой патрульной авиации заключается прежде всего в решении задач поиска подводных лодок как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими противолодочными силами и средствами, или по данным стационарных систем дальнего гидроакустического наблюдения.

Поиск подводной лодки осуществляется на основании разведывательных данных (весьма приближенных) о её местонахождении, полученных из различных источников. Вероятность обнаружения, по заключению зарубежных военных специалистов, зависит в первую очередь от площади района поиска. Размеры его характеризуются величиной ошибки в определении координат подводной лодки, скоростью её хода и временем прибытия самолёта в данный район.

Иностранные военные специалисты выделяют пассивные и активные гидроакустические средства, считая их основными, обеспечивающими обнаружение подводных лодок в подводном положении. Действия базового патрульного самолёта при решении поставленной задачи имеют следующие этапы: обнаружение цели, её классификация, слежение за подводной лодкой и атака.


Обнаружение считается наиболее сложной задачей, поскольку состояние моря и интенсивность судоходства в значительной степени влияют на дальность действия пассивных гидроакустических средств.

Для обнаружения подводной лодки в предполагаемом районе её нахождения с само лета в определённом порядке сбрасываются пассивные ненаправленные радиогидроакустические буи системы «Джезебел». Их расположение относительно друг друга отображается на планшетах тактической обстановки. Информация о подводной обстановке с выставленных РГБ передаётся на борт самолёта по радиоканалу, затем вводится в ЭВМ, обрабатывается, и результирующие данные наносятся на планшеты. Самолёт прослушивает буи поочерёдно или одновременно и по сигналам определяет, в каком районе находится подводная лодка. В этот период самолёт патрулирует со скоростью до 380 км/ч на высоте около 150 м при хорошей видимости и около 600 м при плохой.

После установлении факта обнаружения подводной лодки самолёт приступает к определению точного места. Как сообщает зарубежная печать, для этого дополнительно выставляется не менее трёх пар РГБ системы «Джезебел», на что затрачивается примерно 15 мин. По данным от каждой пары определяется параболическая линия положения цели, а по нескольким таким линиям рассчитывается место подводной лодки. Американские самолёты «Орион» для этих целен могут выставлять два буя системы «Дифар».

По мнению иностранных военно-морские специалистов, применение пассивных РГБ систем «Джезебел» и «Дифар» позволяет сократить район поиска подводной лодки до 50 кв. км.

Для точного определения местоположения подводной лодки и элементов её движения (то есть исходных данных для применения оружия) на самолётах служит магнитометрическая аппаратура или активные системы радиогидроакустических буев «Джули», CASS, DICASS, а на английских самолётах — система активных и пассивных РГБ Мк1С.

Система «Джули» предусматривает использование радиогидроакустических буев в сочетании с взрывными источниками звука (специальными зарядами или малыми глубинными бомбами).

В системах CASS (Command Active Sonobuoy System) и DICASS (Directional CASS) более высокая точность определения места подводной лодки достигается применением специальных активных радиогидро-акустических буев соответственно ненаправленного и направленного действия.

При использовании пассивных радиогидроакустических буев и взрывных источников звука, судя по материалам иностранной прессы, местоположение подводной лодки определяется по данным, полученным не менее чем от трёх РГБ. Путём измерения времени между приёмом сигнала от взрывного источника звука и сигнала, отражённого от подводной лодки, можно получить эллиптическую линию положения цели. По сообщениям зарубежной печати, имеется несколько вариантов применения пассивных радиогидроакустических буев.

Один из вариантов предусматривает постановку пары буев в район предполагаемого местоположения подводной лодки и серии РГБ по периметру большого круга (района возможного нахождения подводной лодки). Затем в район каждого выставленного радиогидроакустического буя сбрасываются взрывные источники звука. Сигналы от их взрыва, а также все сигналы, отражённые от находящихся в районе поиска объектов, РГБ по радиоканалу передают на самолёт, где они обрабатываются и классифицируются. Последовательное сбрасывание взрывных источников звука, а при необходимости постановка дополнительных РГБ позволяют выявить также приблизительный курс и скорость хода подводной лодки.

В случае классификации принятого сигнала как эхо-сигнала от подводной лодки на планшете тактической обстановки автоматически отображается эллиптическая линия положения.

Дальнейший поиск ведётся в пределах района, ограниченного этой линией. Для уточнения места лодки в районе дополнительно выставляется несколько пар РГБ и через определённые интервалы времени сбрасываются последовательно несколько взрывных зарядов, что позволяет также установить ориентировочно курс и скорость её хода.

Как сообщает американская военная пресса, при втором варианте в районе поиска выставляются не менее трёх РГБ и сбрасывается комбинированный взрывной источник звука, состоящий из нескольких взрывных зарядов (рис. 1). По команде с самолёта производится подрыв одного из зарядов. Прямой и отражённый от цели сигналы принимаются буями, передаются по радио на самолёт, где проводится их обработка (рис. 2). По разности во времени приёма каждым буем прямого и отражённого от цели сигналов определяют эллиптическую линию положения цели, а пересечение трёх линии положения даёт место цели (рис. 3) Подрыв следующего заряда позволяет найти второе место цели и рассчитать ориентировочно курс и скорость хода подводной лодки.

Схема определения места подводной лодкиРис. 1. Схема определения места подводной лодки (а, б, в — радиогидроакустические буи; г — сбрасываемый комбинированный взрывной заряд); А — подрыв заряда по команде с самолёта; Б — приём отражённого от цели сигнала РГБ и передача его на самолёт

Когда место подводной лодки известно с точностью до 1 км, дальнейший поиск цели осуществляется с помощью аэромагнитомегра, обеспечивающего наибольшую точность места цели. На вооружении самолётов базовой патрульной авиации состоят аэромагнитометры типов AN/ASQ-10 и -81 дальностью действия 300 — 1000 м. По результатам обнаружения
цели с помощью аэромагнитометра вырабатываются исходные данные для применения оружия. Иностранные специалисты считают, что для атаки авиационными торпедами достаточно установить три последовательных контакта с подводной лодкой.

Определение временной разности приёма прямого и отражённого от цели сигналовРис. 2. Определение временной разности приёма прямого и отражённого от цели сигналов (а, б, в — радиогидроакустические буи; г — момент взрыва; Та, Тб и Тв — временная разность приёма прямого и отражённого сигналов)

Наличие в составе средств обнаружения инфракрасной аппаратуры, позволяющей регистрировать малейшие тепловые колебания, вызванные разностью температур подводной лодки и окружающей среды, способствует определению местоположения подводной лодки. Но, по мнению зарубежных специалистов, эти средства ещё недостаточно эффективны. Обнаруживать дизельные подводные лодки с самолёта можно с помощью газоанализирующей аппаратуры («Сниффер» в , «Автоликус» в Великобритании), регистрирующей выхлопные газы. Однако дальность её действия невелика. Для поиска подводных лодок, находящихся в надводном положении или под выдвижными устройствами, используются радиолокационные станции.

Как сообщает американская печать, в США разрабатывается лазерная система, способная находить подводные лодки на глубинах до 150 м. Она должна иметь высокую чувствительность, однако её возможности ограничиваются необходимостью иметь острую диаграмму направленности.

После уточнения с помощью аэромагнитометра места и элементов движения подводной лодки самолёт в зависимости от поставленной задачи продолжает слежение за ней или атакует подводную лодку. Слежение осуществляется с помощью аэромагнитометра или пассивных РГБ систем «Дифар», «Джезебел». В первом случае самолёт маневрирует непосредственно над подводной лодкой, совершая галсы, параллельные выявленному курсу цели.

Радиогидроакустические буи систем «Дифар» и «Джезебел» целесообразно применять тогда, когда за обнаруженной подводной лодкой организуется длительное слежение. Для решения этой задачи привлекаются несколько самолётов, последовательно сменяющих друг друга. Для обозначения местонахождения подводной лодки сменяемый самолёт сбрасывает дымовой маркер, ориентируясь по которому, только что прибывший самолёт делает несколько параллельных галсов для обеспечения нормальной работы средств отображения обстановки. Одновременно все данные, необходимые для продолжения сложения, автоматически передаются в его ЭВМ с ЭВМ сменяемого самолёта.

Для поражения подводных лодок самолёты могут применять авиационные противолодочные торпеды, ядерные и обычные глубинные бомбы.

В данной статье, на основе публикаций в иностранной печати, изложены лишь отдельные тактические приёмы поиска подводных лодок самолётами базовой патрульной авиации. Однако, несмотря на краткость сведений, можно заключить, что в агрессивных военных приготовлениях империалистических кругов Запада на море вопросам участия базовой патрульном авиации в «противолодочной войне» уделяется самое серьёзное внимание.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.