Противокорабельная ракета «Отомат»

Военно-морские силы /
Военное руководство требует от стран — участниц этого агрессивного блока продолжения гонки вооружений и увеличения ассигнований на создание новых образцов оружия и боевой техники. При этом большое внимание уделяется совместным разработкам новых образцов ракетного оружия для военно-морских сил НАТО, которому отводится важное место в агрессивных планах империалистов при решении как тактических, так и оперативно-стратегических задач на ТВД. Эти образцы оружия унифицируются для использования с самолётов, боевых кораблей и береговых пусковых установок.

В конце 1969 года на заседании представителей штабов ВМС Франции и Италии с участием специалистов французской фирмы и итальянской «ОТО Мелара» было принято решение о совместной разработке новой унифицированной противокорабельной ракеты . Фирма «Матра» взяла на себя создание комбинированной системы наведения ракеты и отдельных узлов системы управления, а фирма «ОТО Мелара» — разработку общей компоновочной схемы, боевой части и силовой установки (вместе с фирмой «Турбомека»), Кроме того, совместно проводились исследования аэродинамических характеристик ракеты. В 1974 году ракета «Отомат» поступила на вооружение французских и итальянских ВМС (рис. 1).

Франко-итальянская противокорабельная ракета «Отомат»
Рис. 1. Франко-итальянская противокорабельная ракета «Отомат»

Назначение и тактико-технические характеристики ракеты «Отомат»


Она предназначена для поражения обычной боевой частью неподвижных и подвижных надводных морских целей (в первую очередь быстроходных кораблей малого водоизмещения) на больших дальностях. Ракета рассчитана на применение с самолётов базовой патрульной авиации (самолёт Бреге 1150 ) и противолодочных вертолётов SH-3D , SA-321 , а также с надводных кораблей (до эскадренного миноносца включительно) и береговых пусковых установок (см. цветную вклейку).

Самолет Бреге 1150 «Атлантик» может быть вооружён четырьмя ракетами «Отомат» (по две под каждой консолью крыла). Для повышения его боевых возможностей две противокорабельные ракеты «Отомат» подвешиваются на внутренние пилоны и две ракеты РЭБ AS-37 — на внешние. Зарубежные специалисты считают, что такое сочетание ракетного оружия позволит экипажу самолёта сначала поразить РЛС корабельных и береговых систем оружия класса «корабль — воздух» и «земля — воздух» ракетами «Мартель», а затем нанести удары по целям ракетами «Отомат».

В настоящее время командование ВМС Франции изучает возможность оснащения ракетами «Отомат» самолётов «Супер Этандар». В Италии проведены предварительные испытания по определению перегрузок на ракету и прочности узлов крепления пусковых установок с целью размещения ракет на самолёты G.91 «Фиат» и F-104 .

На выдвижные пилоны вертолёта могут подвешиваться две ракеты (по одной с каждого борта), при этом консоли крыла ракеты складываются для увеличения расстояния между ракетой и палубой авианесущего корабля или землей.
При пуске ракеты пилоны выдвигаются в воздушный поток и консоли крыла приводятся в боевое положение. Выдвинутые пилоны увеличивают зазор между фюзеляжем вертолёта и струей выхлопных газов стартовых ускорителей.

Ракеты наводятся на цель на начальном и среднем участках траектории полёта автономно при помощи инерциальной подсистемы с радиолокационным высотомером, а на конечном участке — с помощью активной радиолокационной головки самонаведения.

Конструкция ракеты «Отомат»


УР построена по нормальной аэродинамической схеме. Корпус ракеты цилиндрической формы, несёт крестообразное трапециевидное в плане крыло и крестообразно расположенные аэродинамические рули.

Для разгона ракеты с каждой стороны центральной части корпуса установлены два твердотопливных стартовых ускорителя, которые работают около 4 с. и затем отстреливаются взрывными болтами. Полет продолжается с помощью турбореактивных двигателей, воздухозаборники которых расположены в основании каждой консоли крыла.

Противокорабельная ракета состоит из пяти основных отсеков: головного, боевой части, приборного, топливного, двигательного (рис. 2).

Компоновочная схема ракеты «Отомат»
Рис. 2. Компоновочная схема ракеты «Отомат»: 1 — активная радиолокационная головка самонаведения; 2 — полубронебойная боевая часть; 3 — регулятор; 4 — блок системы управления; 5 — преобразователь; 6 — масляный бак; 7 — сервопривод аэродинамического руля; 8 — маршевый турбореактивный двигатель; 9 — топливный бак; 10 — вычислительное устройство и радиолокационный высотомер; 11 — блок электронной аппаратуры; 12 — блок инерциальной системы

В головном отсеке размещена активная радиолокационная головка самонаведения. После обнаружения цели головка самонаведения захватывает её и направляет на неё ракету. Головка включается в последние 15 с. полёта, что затрудняет противнику возможность применения против неё средств РЭБ.

В отсеке боевой части находится полубронебонная боевая часть со взрывателем и предохранительным устройством, которая предназначается для поражения корпуса и жизненно важных систем корабля. Боевая часть, вмещающая 65 кг дробящего ВВ, сконструирована таким образом, что может пробить 40-мм броню из хромоникелевого сплава.

В приборном отсеке расположены блоки инерциальной системы управления, преобразователь, радиолокационный высотомер, вычислительное устройство и другая радиоэлектронная аппаратура. Инерциальная система, выдавая данные о курсе и текущих координатах ракеты относительно цели, обеспечивает её полёт на начальном и среднем участках траектории. Высота полёта над водной поверхностью выдерживается с помощью радиолокационного высотомера, который практически мгновенно выдаёт данные. Кроме того, в отсеке расположен генератор для запуска турбореактивного двигателя и для электропитания систем ракеты во время полёта.

Топливный отсек содержит топливный и масляный баки силовой установки ракеты. К корпусу отсека крепятся консоли крыла и стартовые ускорители. Даже после полёта ракеты на максимальную дальность стрельбы в топливном баке остается некоторое количество топлива, которое воспламеняется при подрыве боевой части.

В двигательном отсеке расположен маршевый турбореактивный двигатель «Арбизон-3», разработанный фирмами «ОТО Мелара» и «Турбомека» (головная фирма). Сухой вес двигателя 114 кг, длина 1,5 м, максимальный диаметр 410 мм, тяга 400 кг. Испытания в аэродинамической трубе и в воздухе показали, что успешный запуск ТРД возможен при скоростях полёта самолёта, соответствующих числу М меньше 0,9.

В передней части этого отсека размещены сервоприводы аэродинамических рулей. Сигналы на сервоприводы поступают от системы управления. Отсек заканчивается соплом ТРД.

Боевое применение противокорабельной ракеты «Отомат»


Как уже отмечалось выше, унифицированная ракета «Отомат» может применяться с самолётов, вертолётов, надводных кораблей и береговых пусковых установок. Для ввода необходимых данных о цели в ракету и её пуска каждый носитель оборудуется соответствующей системой управления оружием, пусковыми установками и контрольно-проверочной аппаратурой.

Так, пуск ракеты «Отомат» с корабля производится со стационарной установки-контейнера, имеющей угол возвышения +15°, со смещением относительно продольной оси (диаметральной плоскости) корабля на 10—20°.

Пусковые установки-контейнеры усилены стекловолокном, герметизированы, они служат также для транспортировки и хранения ракет. Все системы ракеты периодически проверяются дистанционно с помощью контрольно-проверочной аппаратуры, при этом контейнер остается закрытым до тех пор, пока не появится необходимость в техническом обслуживании или пуске ракеты. Полная техническая проверка проводится по истечении одного года эксплуатации.

При стрельбе ракетами с корабля цель предварительно захватывается с помощью корабельных РЛС обнаружения и целеуказания и сопровождается РЛС, входящей в систему управления оружием корабля. Необходимые данные поступают в вычислительное устройство, на вход которого также поступают данные о скорости хода, скорости ветра, курсе и крене корабля. Вычислительное устройство вырабатывает команды маневра после пуска, рассчитывает время включения радиолокационной головки самонаведения, и все эти команды вводятся в систему наведения ракеты.

Стартовые ускорители и двигатель запускаются не позже, чем через 30 с. после ввода необходимых данных в комбинированную систему наведения ракеты. Перед пуском корабль не разворачивается в сторону цели, что значительно сокращает время подготовки ракеты к пуску и позволяет командиру выбрать курс (с учетом состояния моря), соответствующий наилучшей остойчивости корабля. Ракета может быть запущена под углом до 180° по отношению к цели. В зарубежной печати указывается, что пуск ракеты в противоположную от направления на цель сторону является основным способом стрельбы, так как он дезориентирует противника.

После пуска ракета летит по дуге и набирает высоту около 80 м (рис. 3). Таким образом, она обходит свои корабли, идущие параллельным или пересекающимся курсом. После отстрела стартовых ускорителей УР снижается на предельно малую высоту крейсерского полёта (15 м), которая выдерживается с помощью радиолокационного высотомера, а наведение на цель осуществляется инерциальной системой. На расстоянии примерно 12 км от цели включается активная радиолокационная головка самонаведения (время включения вводится перед пуском), антенна которой осуществляет сканирование в вертикальной и горизонтальной плоскости в секторе 20°.

Траектория полёта ракеты «Отомат» при её пуске с корабля
Рис. 3. Траектория полёта ракеты «Отомат» при её пуске с корабля: 1 — траектория с захватом цели активном радиолокационной головкой самонаведения с запрограммированным набором высоты; 2 — траектория в условиях действия активных средств РЭБ противника; 3 — горизонтальная траектория, используемая при спокойном море и допустимой высоте надводной части корабля

После обнаружения и захвата цели головка самонаведения наводит ракету. На расстоянии 7 км от цели ракета набирает запрограммированную высоту (175 м) и пикирует на неё.

Если излучение головки самонаведения подавляется активными средствами РЭБ противника и, следовательно, определение дальности до цели затруднено, ракета также переводится в режим набора высоты на расстоянии 7 км от цели (рассчитывается по времени полёта с помощью вычислительного устройства) с последующим пологим пикированием на цель.

Ракета может поразить цель и без набора высоты и последующего пикирования (горизонтальная траектория). Это возможно тогда, когда море спокойно и учтена высота борта корабля. Траектория полёта вводится в ракету перед пуском.

Военные специалисты Франции и Италии считают, что манёвр ракеты перед целью облегчает слежение за ней в штормовую погоду, усиливает эхо-сигналы, увеличивает кинетическую энергию ракеты при встрече с целью и практически не позволяет поразить её корабельной артиллерией или ракетами. Кроме того, считается, что трудно уничтожить небольшую цель, летящую со скоростью М — 0,9, за 10—12 с (время нахождения в поле зрения корабельной РЛС слежения).

По мнению иностранных специалистов, ракеты «Отомат» найдут широкое применение в береговой обороне. В этом случае РЛС обнаружения и сопровождения цели будет устанавливаться на вершине горы (холма) для обеспечения наибольшей дальности действия, а пусковые установки (ракетная батарея )— внизу под возвышенностью. Пуск ракеты для экипажа атакуемого корабля останется незамеченным, так как РЛС обнаружения и сопровождения цели излучает сигналы постоянно, а не только в момент пуска.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.