Средства поиска и подъёма затонувших объектов

Военно-морские силы /
Империалистические круги стран непрерывно проводят политику гонки вооружений, которая в ВМС этих стран проявляется в создании и испытании нового, а также совершенствовании имеющегося оружия и отработке на учениях приёмов его использования. За последние годы были случаи гибели нескольких подводных лодок, часто происходили аварии самолётов и вертолётов над морем, потопления оружия и техники (торпеды, ракеты, различное оборудование). Все это заставило командования ВМС этих стран уделить внимание проблеме совершенствования средств поиска и подъёма затонувших объектов (подводных лодок, надводных кораблей и военной техники).

Средства поиска затонувших объектов


По данным зарубежной печати, в настоящее время для поиска предметов под водой применяются кино-, фото- и телевизионные (ТВ) камеры, магнитометры, гидроакустические станции (ГАС), детекторы ионизирующих излучений, а также обитаемые глубоководные аппараты (ГА). Кино-, фото- и ТВ камеры с использованием осветительных устройств со стробированием могут применяться в условиях низкого уровня освещённости и позволят получать надёжную оптическую информацию о затонувших объектах Как правило, ТВ и кинокамеры погружаются в воду для наблюдения в определённом месте или буксируются под водой для обследования большого района. ТВ, кино- и фотокамеры включаются в работу для детального обследования (распознавания) объекта после его предварительного обнаружения магнитометром или ГАС.

В зарубежной печати сообщалось, что для поиска и обследования заданного района широко используются ГАС переднего и бокового обзора. С помощью первых можно просматривать пространство на дальностях до 1000 м (разрешающая способность несколько десятков метров). ГАС бокового обзора позволяет обследовать пространство на расстоянии 1500 м (разрешающая способность несколько метров, диапазон рабочих частот 150—180 кГц). Она буксируется на расстоянии 60—70 м от морского дна. Совершенствование гидроакустических станций ведётся по пути создания многолучевых систем, которые должны увеличить скорость обследования морского дна. Считается целесообразным использовать ГАС для обследования, поиска и выполнения работ в условиях малой оптической освещённости.

Для поиска затонувших объектов применяются также детекторы ионизирующих излучений и магнитометры, главным образом совместно с другими средствами поиска. При комбинированном использовании последних удаётся обнаруживать затонувшие объекты в океане на больших глубинах.

Как сообщала зарубежная пресса, затонувшая в 1963 году на глубине 2515 м атомная подводная лодка ВМС «Трешер» была найдена и сфотографирована с помощью поискового устройства «Фиш», буксируемого исследовательским судном «Мизар». Поисковое устройство включало три фотокамеры со стробированным освещением, магнитометр, детектор ионизирующих излучений, ГАС бокового обзора. Оно буксировалось на кабель-тросе на удалении 3—5 м от морского дна. Второй раз эту же лодку сфотографировал оператор ГА «Триест». В общей сложности её поиск занял свыше полугода.


Атомная подводная лодка ВМС США , затонувшая в 1968 году в 400 милях к юго-западу от Азорских о-вов на глубине свыше 3000 м, как свидетельствует зарубежная печать, была обнаружена через 145 суток после начала поиска (район её гибели был приблизительно известен поданным стационарной ГАС, установленной на Азорских о-вах). Она была сфотографирована с устройства, которое буксировалось исследовательским судном «Мизар» на глубине 3000 м с помощью кабель-троса и удерживалось на заданном расстоянии от морского дна путём регулирования длины троса по показаниям глубиномера. Подсветка осуществлялась строб-импульсами, для чего использовались два ксеноновых светильника мощностью по 200 кВт. До момента обнаружения подводной лодки было сделано 100 тыс. снимков, а затем ещё столько же. Полученные фотоснимки не дали возможности точно установить причину гибели лодки, но они позволили опровергнуть мнение о столкновении с подводными препятствиями или другим судном, о взрыве торпеды на ней или аварии ядерной энергетической установки (ЯЭУ). Данные, полученные с помощью детектора ионизирующих излучений, также не подтвердили предположение о возможности аварии ЯЭУ лодки. Считают, что она провалилась на глубину, превышающую предельно допустимую, и била раздавлена. Спустя некоторое время подводная лодка «Скорпион» была обнаружена оператором ГА «Триест».

Средства подъёма затонувших объектов


Зарубежная печать сообщает, что в США разработана система подъёма затонувших подводных лодок с глубин до 300 м. Она включает спасательное судно, две баржи со специальным оборудованием и несколько судоподъёмных понтонов. Во время первого этапа испытаний при помощи одного понтона (длина 13,7 м, диаметр 4,6 м) с глубины 30 м был поднят объект весом 100 т. Направляющие тросы для правильной установки понтона у объекта крепились водолазами, а к объекту понтон крепился болтами с помощью взрывов.

В США также создана система подъёма объектов, затонувших на больших глубинах. Она включает: обеспечивающее судно, дистанционно управляемый глубоководный аппарат (ДУГА) с механическим манипулятором, механическое рассоединительное устройство (отсоединяющее манипулятор от подъёмных самовыравнивающихся проушин после приваривания последних к поднимаемому объекту), подъёмные проушины, судоподъёмное судно, подъёмные тросы и телеметрические средства связи.

В американской печати сообщалось, что фирма «Юмар Оушеник» разработала систему подъёма судов с глубин 300—900 м, которая состоит из ДУГА с механическим манипулятором, палубного оборудования на обеспечивающем судне для наведения ДУГА на затонувший обьект (ГАС, ТВ камеры, автономный гирокомпас и другие) и надувных понтонов с гидразинными генераторами.

Понтоны крепятся к затонувшему объекту с помощью манипулятора, заполняются газом от газогенераторов (по сигналу с обеспечивающего судна или в результате срабатывания датчика, установленного на определённую глубину погружения) и всплывают на поверхность вместе с затонувшим объектом.

В ВМС США проведены испытания модели гидродинамическом лебёдки, предназначенной для подъёма крупных объектов, в том числе подводных лодок. Она выполнена в виде плавучего цилиндра, разделённого на водонепроницаемые отсеки. При перекачивании воды из одних отсеков в другие создаётся вращающий момент, а цилиндрическая поверхность служит барабаном, на который наматывается трос. В зависимости от направления вращения цилиндра подъёмный трос будет наматываться на барабан или сматываться с него, что позволит поднимать пли опекать объём. Изменение скорости и направления вращения барабана осуществляется системой клапанов, регулирующих поток волы, перекачиваемой из одних отсеков в другие. Предусматривается изготовление лебёдок грузоподъёмностью 900—9000 т. Гидродинамическая лебёдка грузоподъёмностью 1000 т представляет собой цилиндр длиной 51 м и диаметром 19 м (рис. 1).

Схема нового устройства для подъёма затонувших кораблейРис. 1. Схема нового устройства для подъёма затонувших кораблей

В США начата разработка судоподъёмного судна, имеющего принципиально новое устройство для подъёма затонувших кораблей и судов. Оно должно состоять из носовой и кормовой секций, соединённых продольной балкой и валом. На валу размещён герметичный барабан (цилиндр) с канавками для наматывания подъёмного троса. Одним концом трос, крепится к противовесу, а другим заводится под затонувшую подводную лодку пли корабль. Барабан разделен на отсеки, поочерёдное заполнение которых водой создаёт вращающий момент.

В ВМС США, как свидетельствует зарубежная пресса, созданы и испытаны судоподъёмные понтоны трёх типов (мягкие), изготовляемые из неопрена и нейлона (грузоподъёмностью 15 и 25 т). Понтоны продуваются различными способами:

  • до глубины 120 м — сжатым воздухом, подаваемым с обеспечивающего судна;
  • на глубинах 120—900 м — жидким азотом;
  • на глубинах свыше 900 м — водородом, который получается в результате реакции гидрида лития с морской водой в генераторе химического типа (гидразинном).

Для подъёма небольших объектов с больших глубин применяются обитаемые ГА, оборудованные механическими манипуляторами, а также необитаемые ДУГА с использованием вспомогательных подъёмных систем или плавучестей. В настоящее время в качестве подъёмных тросов применяются нейлоновые тросы разного сечения.

В последние годы с помощью различных судоподъёмных средств удалось осуществить многие операции по подъёму затонувших объектов (см. таблицу).

Затонувшие объекты, поднятые различными судоподъёмными средствами

Затонувшие объекты, поднятые различными судоподъёмными средствами

В зарубежной печати сообщалось, что в США создана система для подъёма тяжёловесных крупногабаритных грузов с больших глубин, основу которой составляет судно «Гломар Эксплорер» (рис. 2) и погружаемая баржа НМВ-1. Основные характеристики судна: длина 188,3 м, ширина 35,2 м, осадка 14 м; водоизмещение 36000 т; мощность энергетическом установки 12 тыс. л. с., наибольшая скорость хода 12 узлов. Специальная динамическая система стабилизации, разработанная фирмой «Ханиуэлл», удерживает судно в период работ над затонувшим объектом с точностью ± 15 м. Она включает несколько водомётных движителей и винтов, размещённых вдоль борта. «Гломар Эксплорер» оснащено современным навигационным оборудованием для точного кораблевождения и удержания места, гидролокационной и телевизионной аппаратурой, а также стробированными осветителями для поиска объектов на морском дне. Управление энергетическом установкой и системой удержания места осуществляется с помощью ЭВМ.

Судно «Гломар Эксплорер»
Рис. 2. Судно «Гломар Эксплорер»

Управление судном на ходу осуществляется с носового ходового мостика, а при проведении глубоководных работ — с кормового мостика. Судно оборудовано высоким деррик-краном большой грузоподъёмности (до 7000 т), установленным в средней части корпуса для подъёма грузов с помощью гидравлической системы. В средней части корпуса прорезана сквозная шахта, через которую от крана в воду проходит система тросов, труб и электрических кабелей. Экипаж судна 170 человек, из которых 40 входят в состав команды, обслуживающей систему подъёма.

Второй составной частью системы подъёма являются погружаемая баржа НМВ-1, предназначаемая для крепления грейферов и транспортировки поднятых объектов. На ней имеются балластные цистерны, позволяющие ей погружаться и всплывать.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.