Стандартизация военно-морской техники и снабжение запасными частями в ВМС США

Военно-морские силы /
В последние годы командования ВМС некоторых капиталистических стран, особенно , все больше стали уделять внимания вопросам стандартизации оружия и боевых технических средств. Американские военные специалисты считают её важным фактором в деле повышения мобилизационной готовности ВМС и органов их тыла. Они полагают, что стандартизация позволит значительно повысить качество и надёжность военно-морской техники, добиться большого экономического эффекта, особенно в системе материально-технического обеспечения (МТО).

В зарубежной печати сообщалось, что в США на эксплуатацию и ремонт систем оружия расходуется более 25% ежегодных прямых и косвенных военных ассигнований. Подсчитано, что расходы на эксплуатацию и ремонт систем оружия за время срока службы превышают стоимость их проектирования и производства в среднем в 2—10 раз.

Стремление высвободить больше денежных средств на разработку, строительство и содержание новых кораблей, самолётов и других систем оружия заставляет командование ВМС США совершенствовать систему МТО военно-морских сил и уделять больше внимания вопросам стандартизации.

По сообщениям американской печати, внедрение одного стандарта даёт прибыль в среднем 70 тыс. долларов, а каждый доллар, израсходованный на работы по стандартизации, даёт экономию в 6—10 долларов.

В ВМС США важная роль в организации обеспечения запасными частями отводится системе каталогизации всех предметов снабжения, разработанной на основании федерального закона, принятого ещё в 1949 году. Её сущность состоит в том, что каждый из потребителей может с помощью каталогового кода быстро опознать предмет снабжения и определить его наименование, назначение и технические данные. Это достигается путём присвоения каждому из предметов снабжения определённого номера или буквенного обозначения, а также деления их на классы и группы. При этом определённые обозначения и номера могут использоваться только один раз. Согласно условиям каталогизации для всех поставщиков и потребителей установлена единая и обязательная терминология по предметам МТО. Она помогает исключить разработку уже имеющихся или близких по своим характеристикам предметов снабжения и, следовательно, ведёт к сокращению числа их образцов. Американское командование рассматривает каталогизацию как основную и существенную часть программы стандартизации.

В ВМС США для каталогизации корабельного оборудования применяется девятизначный код. Первые две цифры указывают, к какой группе или классу относится данное оборудование, следующие три — обозначают фирму-изготовитель, последние четыре — являются номерами изделия в серии. Корпусное, механическое и электротехническое корабельное оборудование имеет в каталоге 99 классификационных групп.

Согласно принятым в ВМС США требованиям, на каждый механизм или устройство составляется спецификация, в которой указываются все их рабочие характеристики и приводится перечень запасных частей. Спецификации присваивается тот же каталоговый код, который определён для механизма или устройства. Получается, что количество составленных спецификаций соответствует количеству предметов снабжения. При разработке нового оборудования или боевой техники фирма-изготовитель издаёт предварительные спецификации, которые применяются военно-закупочными органами ВМС в качестве временной технической документации.

В ВМС США уже в течение долгого времени наблюдается процесс постоянного роста количества предметов снабжения и соответственно спецификаций на них. Такое положение иностранные военные специалисты объясняют в основном увеличением количества модификаций уже существующего корабельного оборудования и недостаточной его стандартизацией. На конференции американского общества военно-морских инженеров в 1967 году, например, отмечались следующие факты:

  • палубная лебёдка бездействует пять месяцев из-за отсутствия запасных частей;
  • наиболее вероятный срок поступления необходимых запасных частей для вышедшего из строя воздушного компрессора составляет 12 месяцев;
  • поставка запасных частей, необходимых для ремонта радиолокационной станции управления стрельбой задерживается, потому что неудовлетворительно составленные спецификации не позволили вовремя заказать их;
  • командиру корабля рекомендуют приобрести проекционный аппарат на стороне, поскольку стандартный флотский аппарат не может быть поставлен в срок;
  • на корабле невозможно отремонтировать РЛС обнаружения целей, так как запасные части к ней, полученные ранее, оказались низкого качества;
  • корабельный катер не может эксплуатироваться вследствие выхода из строя двигателя, который заменялся три раза за последние пять месяцев.

Все эти и другие подобные им обстоятельства заставили командование ВМС США тщательно проанализировать, как применяются на кораблях те или иные предметы материально-технического обеспечения. В результате проверки было установлено, что в 1967 году из 168,8 тыс. наиболее ходовых предметов на пяти и более кораблях применялось только 61,8 тыс. единиц типоразмеров, то есть 36,5%. Основная часть корабельных предметов была использована лишь на одном, двух, трёх и максимум четырёх кораблях.

Оборудование, установленное только на одном корабле, составляло в процентном отношении следующую часть от общего количества предметов каждой из указанных ниже групп: насосы 16%, котлы 18, паропроводы 18, конденсаторы 19, электродвигатели 20, электрогенераторы 25, реле 19, холодильное оборудование 21, кондиционеры воздуха 35, вентиляторы 20, камбузное оборудование 19, клапаны 20 и прачечное оборудование 22%. Анализ показал также, что среднее количество нестандартных механизмов и приборов, установленных в середине 60-х годов на авианосцах, атомных фрегатах УРО, быстроходных транспортах снабжения, плавбазах подводных лодок, то есть на кораблях и судах, построенных малыми сериями, в 10—15 раз превышало количество типоразмеров оборудования на атомных подводных лодках, которые строились большими сериями.

Для улучшения стандартизации военно-морской техники командование ВМС в 1967 году разослало всем командующим однородными силами флотов перечни нестандартного оборудования.
Одновременно было запрещено устанавливать нестандартное оборудование на кораблях новой постройки и предложено заменять его на стандартное в период плановых заводских ремонтов кораблей.

Как сообщалось в иностранной печати, в США намечены и другие мероприятия, которые должны привести к повышению уровня стандартизации в ВМС страны. В частности, предполагается контракты на постройку серийных кораблей выдавать одной кораблестроительной фирме. На кораблях, строящихся малыми сериями, планируется устанавливать такое оборудование, которое широко используется на кораблях действующего флота. Вновь разработанное оборудование на корабли малых серий будет поставляться только в том случае, когда выявится низкая эффективность существующего или при наличии уверенности, что новые технические средства могут дать значительный экономический эффект.

Фирмам-изготовителям военно-морской техники дано задание всесторонне проверить все имеющиеся каталоги и спецификации. При проверке должны быть выявлены и изъяты спецификации на взаимозаменяемое оборудование, а также на оборудование, которое уже не изготовляется и к нему нет запасных частей. Большое количество предложений командования ВМС направлено на стандартизацию отдельных важных видов корабельного оборудования, в том числе шарикоподшипников, электромоторов, контролеров, клапанов и т. д.

В контракты, заключаемые на строительство и ремонт кораблей, включаются более строгие, чем раньше, условия на использование стандартного оборудования. Судостроительные фирмы должны давать ВМС шестимесячную гарантию на безотказную работу корабельных механизмов и оборудования. При этом седьмой по счёту отказ в работе какого-либо агрегата служит основанием для пересмотра и переоценки качества работы подрядчика. Считается, что это должно послужить определённым барьером для подрядчиков, стремящихся сбыть недостаточно совершенную продукцию по низкой цене, но в надежде получить затем прибыль от продажи запасных частей к ней.

Командованию ВМС США приходится иногда мириться с тем, что фирмы устанавливают на строящихся кораблях неоднотипное оборудование, поскольку затраты на повышение уровня его стандартизации значительно превышают денежные суммы, оговорённые в контрактах.

Именно этим, например, объясняется тот факт, что на многих введённых в строй сторожевых кораблях типа «Нокс» некоторое оборудование, в том числе и главные котлы, оказывается разным.

В американской печати отмечалось, что значительная разнотипность оборудования неизбежно вызывает затруднения в организации снабжения кораблей запасными частями. В 1967 году, например, в органы МТО ВМС США ежемесячно поступало около 300 тыс. заявок на поставку запасных частей. Из них только 60% могли быть удовлетворены в месте их подачи, а 40% заявок направлялись в центральные органы снабжения. Запасных частей, указанных в 12% всех заявок, вообще не было, и на их изготовление пришлось выдать фирмам новые заказы.

Проблема обеспечения ВМС запасными частями за последние годы осложнилась из-за старения значительной части кораблей флота. Особенно это ощущалось в 1965 —1968 годах, когда в связи с войной во Вьетнаме ВМС США вводили в строй из резерва многие корабли и суда. До этого к определённому оборудованию кораблей и судов резерва запасные части почти не запрашивались и значительное большинство их было изъято из системы материально-технического обеспечения. Поэтому ВМС были вынуждены заказать фирмам изготовителям этого оборудования необходимые запасные части, что неизбежно вызвало дополнительные расходы.

В течение последних 10 лет заказы на строительство больших кораблей выдаются, как правило, частным фирмам, но поскольку такие корабли строятся небольшими сериями, то закупочным органам ВМС трудно размещать заказы на поставку запасных частей для их оборудования. Выпуск небольших партий запасных частей не выгоден фирмам-изготовителям. Они предпочитают изготавливать комплексное оборудование. Поэтому неизбежно возрастают сроки поставки запасных частей на корабли.

В американской печати сообщалось, что отсутствие некоторых необходимых запасных частей вынуждает командиров соединений кораблей в отдельных случаях разрешать целиком заменять неисправное оборудование на новое, снимать необходимые механизмы с кораблей, находящихся на ремонте или на консервации. Иногда ремонт неисправного оборудования производится силами личного состава кораблей.

Особое внимание стандартизации корабельной техники в США было уделено при строительстве атомных ракетных подводных лодок. В зарубежной прессе отмечалось, например, что в 1967 году в системе МТО ВМС имелось 95—98% необходимых для этих кораблей запасных частей. Последние хранятся на самих атомных ракетных подводных лодках или на плавучих и береговых базах. В то же время обеспеченность надводных кораблей запасными частями составляла всего лишь около 75%.

Специалисты ВМС США отмечают, что трудности в снабжении кораблей запасными частями усугубляются сложностью определения номенклатуры ЗИП при разработке новых типов оборудования. Статистический анализ показал, что вследствие ошибок, допущенных при определении состава ЗИП, до 85% некоторых категорий запасных частей в процессе эксплуатации кораблей ни разу не применялись. Считается, что этим же объясняется скопление излишнего количества отдельных видов запасных частей для атомных подводных лодок.

В 60-х годах министерство ВМС финансировало ряд научно-исследовательских работ, связанных с проблемами обеспечения кораблей запасными частями. Большое внимание уделялось разработке математических методов определения оптимальной номенклатуры ЗИП, необходимого для обслуживания и ремонта корабельных систем оружия и технических средств при определении вероятности их выхода из строя и отказов в работе отдельных узлов. Разрабатывались методы оптимизации номенклатуры запасных частей по их весу, стоимости и количеству. В американской печати подчёркивалось, что определение потребности в запасных частях по трём упомянутым условиям требует очень сложных расчётов, для выполнения которых используются ЭВМ.

Для определения этой потребности, которая может носить различный, в том числе случайный, характер выводятся специальные формулы. Разработанные математические модели якобы позволяют установить, какие именно запасные части для оборудования, имеющего даже незначительную вероятность выхода из строя, все же необходимы в комплектах ЗИП. При разработке этих моделей учитывалось изменение показателей надёжности в процессе эксплуатации, а также накопленные в органах МТО ВМС статистические данные о расходе запасных частей. Применение математических методов ещё раз подтвердило важность стандартизации запасных частей и унификации отдельных изделий в целях снижения стоимости корабельных комплектов ЗИП, упрощения системы их заказов и производства. Эти методы позволяют лучше организовать материально-техническое обеспечение боевых сил флота.

Руководство ВМС США в последние годы уделяет много внимания улучшению организации работы командования снабжения и отчётности. При этом анализировалась работа его учётно-контрольных пунктов и центров снабжения.

Учётно-контрольные пункты определяют наименования и количество предметов МТО, которые должны быть закуплены, время закупки и места их хранения. В задачу центров снабжения входят хранение запасов, поступающих по заказам учётно-контрольных пунктов непосредственно с промышленных предприятий, и выдача их по заявкам кораблей и частей.

В целях повышения оперативности, сокращения управленческих расходов и экономии средств учёт имущества во всех органах командования снабжения и отчётности ВМС производится с помощью единой автоматизированной системы обработки информации, действующей в реальном масштабе времени.

По сообщениям американской печати, эта система позволила улучшить контроль за прохождением запасных частей и материалов от поставщиков до кораблей и частей.

Совершенствование органов командования снабжения и отчётности ВМС продолжается и в настоящее время. Так, в иностранной печати сообщалось, что недавно реорганизован отдел снабжения электронным оборудованием в Грейт-Лейксе. По новой организации в его состав входят комитет срочных поставок, консультативный совет, отделение комплектования и четыре специализированных отделения, поставляющих электронное оборудование и запасные части к нему следующим командованиям: систем вооружения, строительства и оснащения кораблей, электронных систем, спецоружия.

Учёт информации о потребности и наличии запасных частей в отделе производится с помощью двух ЭВМ «Юнивак-494», действующих в реальном масштабе времени и включающих по два магнитных барабана для накопления сведений по всей номенклатуре предметов снабжения и по 37 оконечных устройств, обеспечивающих получение информации с мест производства и потребления оборудования и материалов.

Электронная вычислительная техника позволяет постоянно учитывать и корректировать данные о составе электронного оборудования каждого корабля, наличии запасных частей для этого оборудования на кораблях, а также плавучих и береговых базах.

Действующая в настоящее время система снабжения запасными частями для электронного оборудования предусматривает три вида контроля за снабжением ими кораблей. По первому из них контролируется поставка ВМС нового оборудования, а также своевременное составление перечней его узлов и деталей, закупочных ведомостей. Второй вид касается контроля за обеспечением ремонтируемых и модернизируемых кораблей вновь устанавливаемым электронным оборудованием и запасными частями. Третий вид предусматривает контроль за обеспечением запасными частями для электронной техники, установленной на действующих кораблях.

По мнению командования ВМС США, только постоянный комплексный учёт и строгий контроль потребности в запасных частях будут способствовать обеспечению высокого уровня боеготовности кораблей.

В американской печати отмечалось, что улучшению снабжения запасными частями электронного оборудования способствовало введение в последние годы стандартизации его модулей. К настоящему времени уже якобы разработано и внедрено более 100 модулей, имеющих размеры 67 X 29 X 7 мм.

Большое значение в США придаётся проблемам упаковки и доставки запасных частей потребителям. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в конце 1969 года министерство обороны США провело специальное совещание по вопросам упаковки, сортировки и транспортировки грузов, в котором участвовали многие представители органов тыла всех видов вооружённых сил и сотрудники фирм, производящих упаковку и тару для военных грузов. В целях быстрейшей перевозки грузов потребителям и снижения стоимости их упаковки, обработки, хранения и транспортировки, а также повышения сохранности на совещании было рекомендовано осуществить следующие мероприятия:

  • шире внедрять механизацию и автоматизацию погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, сортировки и маркировки грузов, до минимума сократить ручной труд на этих операциях;
  • максимально использовать для перевозок контейнеры;
  • разработать новые виды упаковки и тары для всех категорий военных грузов;
  • унифицировать и стандартизировать упаковочные средства;
  • применять ЭВМ для инвентаризации и учёта грузов, для обработки документации на складах;
  • добиться снижения веса и уменьшения объёма упаковки грузов;
  • расширить транспортировку грузов воздушными средствами.

В американской печати сообщалось, что в результате даже частичной реализации упомянутых рекомендаций ВМС США удалось улучшить показатели в транспортировке грузов, необходимых для кораблей и частей военно-морских сил. Увеличился объём контейнерных перевозок военно-морских грузов морем — в 1970 году он достиг 43%.

Специалисты ВМС США отмечают, что на упорядочение потока информации по предметам МТО и, следовательно, на улучшение системы снабжения запасными частями определённое влияние оказывает стандартизация кодов, применяемых для автоматизированной обработки данных и в системах обмена информацией. Стандарт на эти коды был утверждён президентом США в марте 1968 года. Согласно требованиям стандарта все средства автоматизированной обработки данных в стране должны обеспечивать применение стандартных кодов, магнитных и бумажных лент, независимо от области их использования. Следует отметить, что в разработке этих кодов принимали участие и специалисты ВМС.

Сообщения американской прессы свидетельствуют о том, что за последние несколько лет командование ВМС США главным путём повышения уровня стандартизации и улучшения обеспечения кораблей запасными частями считает выдачу комплексных долгосрочных заказов на строительство новых кораблей.

Комплексный долгосрочный заказ выдаётся одной фирме-заказчику и включает контракт на все этапы: проектирование, строительство головного и серийных кораблей, а в отдельных случаях и частичное техническое обслуживание в период эксплуатации (в первую очередь поставка запасных частей для механизмов и систем, а также обеспечение наблюдения за эксплуатацией со стороны контрагентов). Эта тенденция полностью совпадает с пожеланиями крупнейших монополий американского военно-промышленного комплекса. По взглядам командования ВМС США, выдача долгосрочных заказов одной фирме позволит повысить степень стандартизации оборудования на однотипных кораблях и, следовательно, уменьшит номенклатуру запасных частей в системе МТО, а также облегчит решение вопроса о перемещении личного состава с одних кораблей на другие без дополнительного его обучения. Так, руководитель разработки проекта быстроходного универсального транспорта снабжения контр-адмирал Зоненшейн заявил, что практика заключения контракта на постройку большой серии кораблей с одной фирмой позволит поднять уровень стандартизации оборудования однотипных кораблей минимум до 95%.

По сообщениям американской печати, ВМС заключили, например, долгосрочные контракты с фирмой «Нэшнл стил» на постройку 17 танкодесантных кораблей, с фирмой «Эвондел шипъярд» на постройку 20 сторожевых кораблей. Комплексные заказы выданы также на строительство нескольких универсальных десантных кораблей и 30 эскадренных миноносцев типа DD963.

В заключение следует отметить, что в данной статье изложены лишь некоторые вопросы, касающиеся стандартизации военно-морской техники и снабжения запасными частями в ВМС США.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.