Внешние отличительные признаки кораблей ВМС Франции

Военно-морские силы /
По данным справочника по корабельному составу «Джейн» на 1975—1976 голы, ВМС Франции насчитывают до 200 боевых кораблей и около 100 вспомогательных судов. Их общим признаком является военно-морской флаг, представляющий собой полотнище с синей у древка, белой и красной вертикальными полосами.

Французские корабли отличаются от кораблей флотов других стран буквенными и цифровыми обозначениями бортовых номеров, а также их местоположением.

Буквы в бортовом номере означают класс корабля: S — подводные лодки, R — авианосцы и крейсера-вертолетоносцы, С — крейсера, D — эскадренные миноносцы (в том числе УРО), F — фрегаты (в том числе УРО), Р — малые противолодочные корабли (корветы) и сторожевые катера, L — десантные корабли, М — тральщики, А — вспомогательные суда. Бортовые номера авианосцев, крейсера-вертолетоносца — двузначные; подводных лодок, крейсеров, эскадренных миноносцев, фрегатов, малых противолодочных кораблей, тральщиков — трехзначные; десантных кораблей — четырехзначные.

Бортовой номер на французских подводных лодках наносится, как в большинстве флотов, на ограждении рубки. На надводных кораблях место бортового номера определяется классом корабля. Так, на авианосцах и крейсере-вертолетоносце он размещается на борту надстройки; на крейсерах, эскадренных миноносцах — на борту в районе носовой артустановки; на фрегатах и тральщиках — примерно посередине между носовой оконечностью корабля и ходовой рубкой. На большинстве надводных кораблей бортовой номер наносится также и на кормовом срезе.

Кроме перечисленных, важнейшим отличительным признаком является силуэт корабля, определяемый конструкцией корпуса, размещением и конфигурацией надстроек, мачт, дымовых труб, а также составом и размещением вооружения. По силуэту наблюдатель может узнать национальную принадлежность и класс корабля, а его тип определить по индивидуальным особенностям, которые приводятся ниже.

Авианосцы


В составе ВМС Франции находятся только два однотипных многоцелевых авианосца: (рис. 1) и . Каждый авианосец имеет угловую полетную палубу и островную надстройку, размещенную в средней части корпуса по правому борту. На ней установлена мачта легкого типа, на которой смонтированы две антенны РЛС. На топе мачты расположена антенна радионавигационной системы, а на самой надстройке — еще три антенны РЛС (одна закрыта сферическим радиопрозрачным обтекателем).

силуэт авианосца «Клемансо»
Рис. 1 Силуэт авианосца «Клемансо»

Над надстройкой незначительно возвышается дымовая труба. При наблюдении с большого расстояния она как бы сливается с надстройкой и не выступает за ее пределы.

Авианосец оборудован двумя паровыми катапультами и двумя самолетоподъемниками (палубным и бортовым). По бортам корабля (ниже полетной палубы) на орудийных площадках размещены 100-мм башенные артустановки и антенны РЛС управления оружием (по одной на две артустансвки). На надстройке нанесены бортовые номера R98 («Клемансо») и R99 («Фош»), а для опознавания авианосцев с воздуха в кормовой части полетной палубы с левого борта имеются соответственно буквы «С» и «F».

Крейсера


Согласно справочнику «Джейн» на 1975—1976 годы, в составе французских ВМС есть крейсер-вертолетоносец и крейсер УРО .

Характерными отличительными признаками крейсер-вертолетоносец (рис. 2) являются надстройка, на крыше которой (по бортам) два поста управления стрельбой 100-мм артустановок; мачта легкой конструкции с антеннами РЛС; дымовая труба; полётная палуба, не доходящая до кормового среза; четыре 100-мм башенные артустановки, две из них расположены на надстройке в районе ходовой рубки, а две — в кормовой оконечности корабля ниже полетной палубы; шесть пусковых установок УР , смонтированных перед ходовой робкой (на бортах надстройки нанесен номер R97).

крейсер-вертолетоносец «Жанна д’Арк»
Рис. 2 Крейсер-вертолетоносец «Жанна д’Арк»

Крейсер УРО «Кольбер» (рис. 3) имеет развитые надстройки в средней части корабля. На крыше носовой надстройки установлена невысокая ажурная мачта с антенной РЛС обнаружении воздушных целей и более высокая двухъярусная мачта с антенной IVIC такого же назначения. За этой мачтой находится дымовая труба, а за ней еще одна невысокая ажурная мачта с антенной РЛС дальнего обнаружения воздушных целей. В носовой части корабля линейно установлены две 100-мм башенные артустановки и шесть пусковых установок УРО «Экзосет» по бортам. Выше, на надстройке, размещена РЛС управления оружием. По бортам корабля установлены по три 57-мм двухорудийные башенные артустановки. В кордовой части корабля на главной палубе видны взлетно-посадочная площадка для вертолета и спаренная пусковая установка для ЗУР «Масурка». На кормовой надстройке находятся две РЛС наведения ЗУР. Корабль имеет бортовой номер С611, нанесенный ни борту перед носовой артустановкой.


Крейсер УРО «Кольбер»
Рис. 3 Крейсер УРО «Кольбер»

Эскадренные миноносцы УРО


В составе флота девять эскадренных миноносцев УРО (два типа , два типа , четыре типа «Дюпти Туар» и один типа «Дюпре»).

Эскадренный миноносец УРО «Сюффрен» (рис. 4) имеет удлиненный (80% длины корабля) полубак и две надстройки. В средней части корпуса находится высокая мачто-труба, перед ней на крыше надстройки расположен сферический радиопрозрачный обтекатель антенны РЛС. В носовой части корабля установлены с превышением две 100-мм башенные артустановки, за которыми на надстройке виден пост управления стрельбой 100-мм артустановок. За мачтотрубой находится пусковая установка ПЛУР . В кормовой части корабля на главной палубе размещены подъемное устройство буксируемом ГАС и спаренная пусковая установка для ЗУР «Масурка». На кормовой надстройке установлены с превышением на специальных тумбах две антенны РЛС наведения этих ракет. У кораблей типа «Сюффрен» биртовые номера D502 и D503 нанесены на борту в районе между носовыми артустановками.

Эскадренный миноносец УРО «Сюффрен»
Рис. 4 Эскадренный миноносец УРО «Сюффрен»

Эскадренные миноносцы УРО типа «Турвиль» имеют гладкопалубный корпус с рецессом в кормовой части и две надстройки. В носовой части корабля установлены с превышением две 100-мм башенные артустановки. На крыше ходовой рубки есть антенна РЛС управления оружием и небольшая мачта с антенной навигационной РЛС. За мачтой на нижнем ярусе надстройки побортно находятся две трехконтейнерные пусковые установки для УР «Экзосет». Между надстройками на верхней палубе смонтирована пусковая установка для ПЛУР «Малафон». В носовой части кормовой надстройки возвышается высокая мачтотруба с антеннами радио- и радиолокационных станций, в том числе РЛС обнаружения воздушных целей. На крыше кормовой надстройки имеется 100-мм башенная артустановка. В кормовой части надстройки оборудован ангар для противолодочных вертолетов. За ангаром — взлетно-посадочная площадка. У кораблей типа «Турвиль» бортовые номера D610—D612 нанесены на борт в районе между носовыми артустановками.

Для кораблей типа «Дюпти Туар» (переоборудованы из эскадренных миноносцев в 1963—1965 годах) характерны удлиненные носовая и кормовая надстройки. На нижнем ярусе носовой надстройки перед ходовой рубкой смонтирована 57-мм двухорудийная башенная артустановка. На крыше надстройки — пост управления стрельбой 57-мм артустановки. Над кормовой частью этой надстройки возвышается мачта с антеннами радио- и радиолокационных станций. Перед надстройкой на палубе полубака размещен шестиствольный реактивный бомбомет. В районе носовой дымовой трубы на главной палубе побортно расположены 550-мм трехтрубные торпедные аппараты для стрельбы противолодочными торпедами. Перед кормовой дымовой трубой установлена еще одна мачта, на которой смонтирована антенна РЛС дальнего обнаружения воздушных целей. На кормовой надстройке находятся одинарная пусковая установка и две антенны РЛС наведения ЗУР . Бортовые номера кораблей D622, D624, D625 и D630.

Для эскадренного миноносца УРО «Дюпре» (переоборудован из эскадренного миноносца в 1972—1973 годах) характерно наличие носовой и кормовой надстроек. За носовой надстройкой возвышается ажурная мачта с антеннами радио- и радиолокационных станций. Перед этой надстройкой на палубе полубака смонтирована 100-мм башенная арт-установка. Между надстройками установлены две дымовые трубы, между которыми побортно размещены по две одноконтейнерные пусковые установки для УР «Экзосет». За кормовой надстройкой находится вертолетная взлетно-посадочная площадка. В кормовой части корабля на главной палубе оборудовано подъемное устройство буксируемой ГАС. Бортовой номер корабля D633.

Эскадренные миноносцы


Французский флот имеет 11 эскадренных миноносцев четырех типов. К ним относятся пять кораблей типа и четыре типа «Дюпре», а также и «Ла Галиссоньер».

Эскадренные миноносцы типа «Сюркуф» (противолодочный вариант, рис. 5) имеют удлиненную носовую надстройку. Кормовая надстройка доходит до бортов корабля. На полубаке размещена 100-мм башенная артустановка; еще одна такая артустановка находится на крыше кормовой надстройки. На первом ярусе носовой части надстройки установлен шестиствольный реактивный бомбомет Мк54. На крыше носовой части надстройки оборудован пост управления стрельбой 100-мм артустановок и ажурная мачта с антеннами радио- и радиолокационных станций. На главной палубе на уровне носовой дымовой трубы расположены побортно трехтрубные торпедные аппараты для противолодочных торпед. За второй дымовой трубой на крыше кормовой надстройки установлена антенна РЛС. В кормовой части корабля за надстройкой на главной палубе имеются пусковая установка системы ПЛУРО «Малафон» и подъемное устройство буксируемой ГАС. Корабли типа «Сюркуф» имеют бортовые номера D627—D629, D631 и D032.

Эскадренный миноносец типа «Сюркуф»
Рис. 5 Эскадренный миноносец типа «Сюркуф»

Эскадренные миноносцы типа «Дюпре» в отличие от кораблей типа «Сюркуф» имеют более сильное артиллерийское вооружение. Для внешнего вида кораблей этого типа (рис. 6) характерно наличие двух ажурных мачт с антеннами радио- и радиолокационных станций, трех 127-мм двухорудийных башенных артустановок (одна из которых размещена на полубаке, а две другие — с превышением в кормовой части корабля) и трех 57-мм двухорудийных башенных артустановок, из которых одна находится на первом ярусе носовой надстройки, а две другие — побортно на надстройке за кормовой дымовой трубой. Между артустановками помещён шестиствольный реактивный бомбмёт Мк54, ниже которого на главной палубе побортно находятся трёхтрубные торпедные аппараты. На одном из кораблей типа «Дюпре» (D635 «Форбэн») вместо кормовой 127-мм двухорудийной башенной артустановки оборудована вертолетная взлетно-посадочная площадка. Корабли типа «Дюпре» имеют бортовые номера D634—D637.

Эскадренный миноносец типа «Дюпре»
Рис. 6 Эскадренный миноносец типа «Дюпре»

В 1973 году был построен и сдан военно-морским силам эскадренный миноносец (бортовой номер D609) «Аконит» (рис. 7). Для его внешнего вида характерен корпус с удлиненным полубаком (на 90% длины корабля). В средней части корабля расположены удлиненная носовая и кормовая надстройки. На крыше носовой надстройки оборудован сферический радиопрозрачный обтекатель антенны РЛС. На крыше кормовой надстройки на треногой мачте установлена антенна РЛС обнаружения воздушных целей. Перед носовой и позади кормовой надстроек размещены 100-мм башенные артустановки. Над верхней частью дымовой трубы возвышается треногая мачта. Пусковая установка системы ПЛУРО «Малафон» находится на главной палубе между надстройками. В кормовой части корабля оборудовано подъемное устройство буксируемой ГАС.

Эскадренный миноносец «Аконит»
Рис. 7 Эскадренный миноносец «Аконит»

Эскадренный миноносец «Ла Галиссоньер» имеет усиленное противолодочное вооружение (вертолет, система ПЛУРО «Малафон» и торпедные аппараты). Для внешнего вида этого корабля характерны две 100-мм башенные артустановки. размещенные с превышением: одна на палубе полубака, а другая на нижнем ярусе носовой надстройки; мачта перед носовой дымовой трубой, расположенная на кормовой надстройкой, сборно-разборная вертолетная взлетно-посадочная площадка, из элементов которой можно соорудить ангар; находящиеся на главной палубе в кормовой части корабля пусковая установка системы ПЛУРО «Малафон» и подъемное устройство буксируемой ГАС. Бортовой номер корабля D638.

Фрегаты


Класс фрегатов в ВМС Франции представлен кораблями следующих типов: «Коммандан Ривьер» (девять кораблей), «Ле Коре» (16) и «Авизо» (один). Общими внешними отличительными признаками французских фрегатов являются гладкопалубный корпус с заметным подъемом палубы в сторону носовой оконечности и одна дымовая труба.

Для внешнего вида кораблей типа «Коммандан Ривьер» (рис. 8) характерно наличие носовой надстройки, доходящей до бортов. На трех кораблях 100-мм башенная артустановка размещена перед надстройкой на главной палубе, а две — в кормовой части. На шести кораблях одна кормовая артустановка снята и на ее местге (на пяти) оборудована вертолетная взлетно-посадочная площадка. В дальнейшем на этом месте предполагается разместить четыре одноконтейнерные пусковые установки для УР «Экзосет». За средней надстройкой находится треногая мачта, а на ее топе — антенна РЛС обнаружения воздушных целей. Б кормовой части корабля на главной палубе за дымовой трубой побортно установлено по одному трехтрубному торпедному аппарату для противолодочных торпед. У кораблей типа «Коммандан Ривьер» бортовые номера F725— F729, F733, F740, F748, F749.

Фрегат «Коммандан Ривьер»
Рис. 8 Фрегат «Коммандан Ривьер»

Фрегаты типа «Ле Коре» (рис. 9) имеют по три 57-мм двухорудийных башенных артустановки, из которых одна размещена на первом ярусе носовой надстройки, а две другие — с превышением в кормовой части корабля (одна — на главной палубе и одна — на палубе кормовой надстройки). Перед носовой артустановкой расположен шестиствольный реактивный бомбомет . Торпедные аппараты находятся побортно на главной палубе: два аппарата — за дымовой трубой и еще два — перед кормовой артустановкой. На трех кораблях этого типа шестиствольный бомбомет не установлен, и поэтому артустановка сдвинута в сторону носовой оконечности.
Корабли типа «Ле Коре» имеют бортовые номера F762, F763 и F765 — F778.

Фрегат типа «Ле Коре»
Рис. 9 Фрегат типа «Ле Коре»

Характерной отличительной особенностью строящихся 14 фрегатов УРО типа «Авизо», из которых головной «Д’Эстьен д’Орв» уже вступил в строй, является развитая надстройка, доходящая до бортов корабля, и наличие носовой 100-мм башенной артустановки. На палубе кормовой части надстройки находится шестиствольный бомбомет «Бофорс». Кроме того, в районе дымовой трубы побортно установлены две одноконтейнерные пусковые установки для УР «Экзосет». Корабли типа «Авизо» будут иметь бортовые номера F781—F794.

Подводные лодки


По данным справочника «Джейн» за 1975—1976 годы, ВМС Франции располагают четырьмя атомными ракетными подводными лодками типа , экспериментальной дизельной ракетной подводной лодкой «Жимнот» и 19 дизельными торпедными подводными лодками, из которых одна типа (построена в 1976 году), восемь типа «Дафнэ», четыре типа «Аретуз» и шесть типа .

Атомные ракетные подводные лодки типа «Редутабль» (рис. 10) по своему внешнему виду напоминают американские ПЛАРБ типа . В частности, они имеют ограждение рубки с низкорасположенными горизонтальными рулями и ракетный отсек за ограждением рубки, в котором размещены 16 пусковых шахт. Бортовые номера S610 — S613.

Атомная ракетная подводная лодка типа «Редутабль»
Рис. 10

Для дизельных торпедных подводных лодок типа «Дафнэ», «Аретуз» и «Нарваль» характерен корпус с резким снижением в сторону кормовом оконечности. Все эти лодки имеют ограждение рубки трапециевидной формы. Горизонтальных рулей на ограждении рубки нет. В носовой части лодок находится бульбообразный обтекатель приемоизлучающего устройства гидроакустической аппаратуры. У лодок типа «Дафнэ» на ограждении рубки бортовые номера S641—S643, S645, S646, S648—S650, типа «Аретуз» — S635, S636, S639, S640 и типа «Нарваль» — S631 — S634, S637 и S638.

У строящихся подводных лодок типа «Агоста» не будет бульбообразного обтекателя гидроакустической аппаратуры. Их бортовые номера S620 -S623.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.