Военно-морские силы Нидерландов

Военно-морские силы /
Милитаристские круги Нидерландов издавна используют военно-морские силы в качестве инструмента своей империалистической политики. Известно, что являются одной из старейших колониальных держав мира. В 1938 году эта страна владела колониями общей площадью свыше 2 млн. кв. км. с населением до 7,7 млн. человек. В настоящее время её владения составляют 144 тыс. кв. км. и почти в четыре раза превышают площадь самой метрополии.

Значительная роль, которую в прошлом сыграл флот при создании колониальной империи Нидерландов, поставила его на первое место среди других видов вооружённых сил страны. По сообщениям зарубежной печати, военно-политическое руководство страны уделяет ВМС и их вооружению особое внимание. При этом строительство и боевая подготовка ВМС, как и голландских вооружённых сил в целом, проводится в соответствии с планами и требованиями командования . В иностранной печати отмечалось, что в случае войны голландские ВМС будут решать поставленные перед ними задачи во взаимодействии с флотами других стран — участниц блока, а в локальных конфликтах — самостоятельно или совместно с другими видами вооружённых сил Нидерландов.

Строительство ВМС ведётся с учётом возложенных на них задач. В западной прессе подчёркивалось, что основной задачей голландских военно-морских сил в системе НАТО является ведение боевых действий в составе объединённых вооружённых сил блока в зоне пролива Ла-Манш и на Атлантике.

Характерной чертой развития голландских ВМС, по мнению зарубежных военных специалистов, является строительство в основном наступательных средств борьбы, в частности ракетных кораблей, подводных лодок и самолётов. В целом развитие ВМС идёт по линии создания небольших оперативных соединений, способных действовать в условиях резкого обострения международной обстановки и в различных видах войн как самостоятельно, так и в составе ударных группировок ВМС НАТО.

Военно-морские силы Нидерландов состоят из флота, авиации ВМС и морской пехоты. Возглавляет их главнокомандующий, обязанности которого в мирное время исполняет начальник главного штаба ВМС. В случае войны и на период проведения учений значительная часть военно-морских сил выделяется в объединённые ВМС НАТО в зоне пролива Ла-Манш.

Флот включает надводные корабли, подводные лодки и катера, которые организационно сведены в эскадру надводных кораблей и подводных лодок, две бригады траления и отдельный дивизион противолодочных катеров. В составе флота имеются также отдельные корабли, но входящие в состав соединений. Все боевые корабли базируются в метрополии, за исключением одного-двух, постоянно находящихся в районе Малых Антильских о-вов.

По сообщениям иностранной печати, в настоящее время в составе ВМС Нидерландов насчитывается около 100 боевых кораблей и катеров, 25 патрульных самолётов и до 20 противолодочных вертолётов (кроме того, во вспомогательном флоте примерно 20 судов). Численность личного состава ВМС 19 000 человек. Значительная часть боевых кораблей и катеров построена до 1965 года. Они имеют устаревшее вооружение и оборудование. Ядро флота составляют подводные лодки, эскадренные миноносцы УРО и фрегаты.

ВЛАС Нидерландов располагают шестью дизельными торпедными подводными лодками: двумя типа «Звордфис» и четырьмя типа «Долфейн». Первые являются наиболее современными, они построены в 1972 году. Их водоизмещение надводное 2350 т, подводное 2660 т; длина 65 м, ширина 8,4 м, осадка 7,1 м; скорость хода надводная 13 уз, подводная 22 уз; вооружение шесть 533-мм торпедных аппаратов. Экипаж 67 человек. Подводные лодки типа «Долфейн» (рис. 1) построены в 1960—1965 годах. Надводное водоизмещение каждой 1494 т, подводное 1826 т; длина 79,5 м, ширина 7,8 м, осадка 4,8 м; скорость хода надводная 14,5 уз, подводная 17 уз; глубина погружения до 300 м; вооружение: восемь 533-мм торпедных аппаратов. Экипаж 64 человека.

Подводная лодка типа «Долфейн»
Рис. 1. Подводная лодка типа «Долфейн»

В составе флота находятся два эскадренных миноносца УРО типа «Тромп» (рис. 2), построенных в 1975—1976 годах. Эти корабли имеют стандартное водоизмещение 4300 т, полное 5400 т; длину 138,4 м, ширину 14,8 м, осадку 4,6 м; газотурбинная энергетическая установка мощностью 50 000 л. с. обеспечивает полную скорость хода 30 уз; вооружение состоит из одинарной пусковой установки системы ЗУРО , пусковой установки (восемь направляющих) системы ЗУРО ближнего действия , спаренной 120-мм артустановки и вертолёта «Линкс». В иностранной печати сообщалось, что принято решение оснастить оба эсминца системой УРО «Гарпун», а не , как планировалось ранее. Экипаж корабля 306 человек.

Эскадренный миноносец УРО «Тромп»
Рис. 2. Эскадренный миноносец УРО «Тромп»

Из 22 фрегатов, находящихся в составе флота, шесть единиц типа (подобны английским кораблям типа ), построены в 1966-1967 годах. Их стандартное водоизмещение 2200 т, полное 2850 т; длина 113,4 м, ширина 12,5 м, осадка 5,5 м, мощность паротурбинной энергетической установки 30 000 л.
с.; наибольшая скорость хода 30 уз; вооружение: две пусковые установки (по четыре направляющих) системы ЗУРО , спаренная 114-мм артустановка, бомбомёт «Лимбо» и лёгкий вертолёт. Экипаж 254 человека.

Восемь фрегатов типа «Фрисланд» (рис. 3) введены в строй в 1956—1958 годах. Каждый из них имеет стандартное водоизмещение 2500 т, полное 3070 т; длину 116 м, ширину 11,7 м, осадку 5,2 м; паротурбинная энергетическая установка мощностью 60 000 л. с. обеспечивает скорость хода 36 уз; вооружение: две спаренные 120-мм артустановки, четыре 40-мм зенитных автомата и два четырёхствольных реактивных бомбомёта. Экипаж 284 человека.

Фрегат типа «Фрисланд»Рис. 3. Фрегат типа «Фрисланд»

Два фрегата типа «Холланд» (рис. 4) построены в 1951—1955 годах. Их стандартное водоизмещение по 2215 т, полное 2765 т; длина 113,1 м, ширина 11,4 м, осадка 5,1 м; мощность паротурбинной энергетической установки 45 000 л. с; наибольшая скорость хода 32 уз; вооружение: две спаренные 120-мм артустановки, 40-мм зенитный автомат и два четырёх ствольных реактивных бомбомёта. Экипаж 247 человек.

Фрегат типа «Холланд»Рис. 4. Фрегат типа «Холланд»

Шесть фрегатов типа «Вольф» (по голландской классификации — корветы) постройки 1954 года имеют стандартное водоизмещение 808 т, полное 975 т; длину 56,2 м, ширину 10 м, осадку 4,4 м; мощность дизельной энергетической установки 1600 л. с.; скорость хода 15 уз; вооружение: 76-мм артустановка, четыре — шесть 40-мм и восемь 20-мм зенитных автоматов, бомбомёт «Хеджехог» и два бомбосбрасывателя (на некоторых кораблях этого типа установлено ещё по два бомбомёта). ЭкипаЖ 96 человек.

ВМС Нидерландов насчитывают пять противолодочных и 12 десантных катеров. Противолодочные катера типа «Бальдер» построены в 1954—1955 годах. Их стандартное водоизмещение 150 т, полное 225 т; длина 36,3 м, ширина 6 м, осадка 1,8 м; главные двигатели (дизели мощностью 1050 л. с.) обеспечивают скорость хода 15,5 уз; вооружение: 40-мм и три 20-мм зенитных автомата, бомбомёт «Хеджехог» и два бомбомёта. Экипаж 27 человек. Все десантные катера типа L9510 (водоизмещение 13,6 т) введены в строй в 1962—1964 годах. Их корпуса выполнены из пластмассы.

Минно-тральные силы ВМС Нидерландов состоят из пяти морских тральщиков типа «Онверсагд», 18 базовых тральщиков типа (из которых четыре переоборудованы в тральщики — искатели мин и два — в водолазные суда), девяти базовых тральщиков типа «Беемстер» и 16 рейдовых тральщиков типа «Ван Стрелен». Морские тральщики построены в и вошли в состав флота в 1954—1955 годах. Их водоизмещение стандартное 735 т, полнее 790 т; длина 52,4 м, ширина 11 м, осадка 3,2 м; скорость хода 15,5 уз; вооружение: 40-мм зенитный автомат и два бомбосбрасывателя. Экипаж 70 человек. Три из них используются в качестве штабных кораблей минно-тральных сил, один — как опытовое судно для испытаний торпед и один — как гидрографическое судно. Базовые тральщики типа «Доккум» построены в 1955—1956 годах, их полное водоизмещение по 417 т; длина 45,7 м, ширина 8,5 м, осадка 1,8 м; скорость хода 16 уз; вооружение — два 40-мм зенитных автомата. Экипаж 38 человек. Базовые тральщики типа «Беемстер» вошли в строй в 1953—1954 годах, полное водоизмещение каждого 384 т; длина 44,2 м, ширина 8,5 м, осадка 2,3 м; скорость хода 13,6 уз; вооружение — два 20-мм зенитных автомата. Экипаж 38 человек. Рейдовые тральщики (полное водоизмещение по 169 т) построены в 1960—1962 годах; помимо трального оборудования, вооружены 20-мм зенитным автоматом. Экипаж 14 человек.

В число вспомогательных судов входят транспорты снабжения, танкеры и водолазные суда. Из них, по мнению зарубежных военных специалистов, наибольший интерес представляют транспорты снабжения: «Поольстер» (введен в строй в 1964 году, полное водоизмещение 16 800 т) и «Зуйдеркруис» (в 1976 году, 16 900 т). Эти суда, как сообщалось в иностранном печати, командование ВМС Нидерландов планирует ввести в боевой состав флота. Корабли оснащены двумя 40-мм зенитными автоматами и тремя штатными вертолётами SH-34J, но могут принимать до пяти таких вертолётов с размещением трёх из них в специальных ангарах. Данные суда предназначены для решения задач материально-технического обеспечения.

Авиация ВМС состоит из двух эскадрилий патрульных самолётов «Нептун» (15 самолётов) и (восемь), двух эскадрилий противолодочных вертолётов АВ-204 (семь единиц) и «Уосп» (12) и одной учебной. Во главе авиации ВМС стоит командующий, штаб которого расположен в военно-морской базе Ден-Хелдер.

Морская пехота включает в свой состав две боевые (штурмовые) группы (подобны английским батальонам) и одну роту, специально обученную и подготовленную для ведения боевых действий в арктических условиях. На вооружении личного состава морской пехоты находятся самозарядные винтовки и 9-мм пистолеты-пулемёты. Подразделения поддержки вооружены 75-мм безоткатными орудиями, 60-мм и 81-мм миномётами, а также пулемётами. Возглавляет морскую пехоту комендант (штаб в Роттердаме).

Общее руководство службой тыла ВМС возложено на управление материально-технического обеспечения. Начальник его непосредственно подчинён главнокомандующему ВМС. Для поддержания в боевой готовности кораблей, частей и подразделений флота в мирное и военное время управление МТО имеет в своём распоряжении текущие и мобилизационные запасы и так называемые опорные пункты, расположенные как в метрополии, так и на заморских территориях. Основными опорными пунктами ВМС в метрополии являются военно-морские базы Ден-Хелдер и Флиссинген, авиабаза Фалькенбург и Де-Кой, на Малых Антильских о-вах — пункт базирования Виллемстад и авиабаза Плесман (о. Кюрасао). Командование ВМС располагает также подвижной системой материально-технического обеспечения, которая включает плавбазы, транспорты снабжения, плавучие судоремонтные мастерские н другие вспомогательные суда.

Подготовка личного состава осуществляется централизованно как в масштабе ВМС, так и вооружённых сил в целом. Офицеры флота готовятся в военно-морском институте (Ден-Хельдер), а также в школах ВМС. В иностранной печати сообщалось, что военно-морской институт ежегодно выпускает до 50 офицеров. Офицеры резерва проходят подготовку в специальной школе офицеров резерва ВМС, а также по сокращённой программе в военно-морском институте.

Другими учебными заведениями ВМС являются учебный центр (Хилверсюм) и школы: техническая и связи (Амстердам), артиллерийская, электронная, аварийно-спасательной службы, навигации и боевой информации, унтер-офицеров, торпедная, противолодочная и мореходная (Ден-Хелдер). Все они готовят матросов и унтер-офицеров по соответствующим морским специальностям. Специалисты по минам и тралам готовятся в минно-тральной школе в г. Остенде (). Срок обучения от полутора месяцев до года.

Зарубежные военно-морские специалисты отмечают, что ВМС Нидерландов находятся в удовлетворительном состоянии и в основном отвечают требованиям, которые предъявляет к ним командование блока НАТО. В случае войны их планируется использовать в тесном взаимодействии с ВМС других стран — участниц Североатлантического договора (прежде всего с ВМС Великобритании) в составе объединённых ВМС НАТО в зоне пролива Ла-Манш и на Атлантике. Поэтому оперативно-тактическая и боевая подготовка ВМС Нидерландов, судя по опыту проводившихся учении, направлена на отработку совместных с этими флотами действий по нанесению ударов по кораблям и конвоям противника, постановке и тралению мин, высадке десантов и защите своих коммуникаций. Эти задачи, подчёркивается в зарубежной прессе, отрабатываются по единым планам в составе многонациональных корабельных соединений.

По оценке командования ВМС Нидерландов, слабым местом флота является отсутствие в его составе требуемого количества боевых кораблей, имеющих высокие мореходные качества и способных действовать на больших удалениях от баз и в любых погодных условиях. Другим серьёзным недостатком считается слабая оснащённость управляемым ракетным оружием.

В настоящее время выполняется программа перевооружения флота в соответствии с планом развития ВМС, разработанным правительством Нидерландов на 1974—1983 годы. Основными направлениями этой программы, как свидетельствует зарубежная пресса, являются модернизация имеющихся и строительство новых кораблей и катеров, оснащение кораблей современным оружием, и в первую очередь ракетами класса «корабль—корабль» и «корабль-воздух».

В соответствии с этим планом к 1983 году в составе ВМС Нидерландов намечено иметь 65 новых кораблей и вспомогательных судов, в том числе: шесть подводных лодок, два эскадренные миноносца УРО типа «Тромп», 15 фрегатов УРО типа «Кортенаэр» и «Ван Снейк», 10 тральщиков и два транспорта снабжения. За этот же период предполагается исключить из состава флота устаревшие корабли. После обновления корабельного состава, судя по сообщениям иностранной печати, командование ВМС планирует изменить тактику использования новых кораблей и вспомогательных судов. Так, из основного ядра новых надводных кораблей предусматривается сформировать три оперативных соединения, в каждое из которых войдут: корабль управления (эскадренный миноносец типа «Тромп»), семь—десять фрегатов УРО и транспорт снабжения. Два таких соединения намечается использовать в Северном море и Восточной Атлантике, а третье — в зоне пролива Ла-Манш.

Западные военные специалисты отмечали, что из-за финансовых трудностей полностью осуществить намеченную программу пока не удаётся. В настоящее время построены два эскадренных миноносца УРО типа «Тромп». Строительство третьего первоначально откладывалось на неопределённый срок, а недавно правительство совсем отказалось от его постройки. Поэтому в качестве корабля управления третьего оперативного соединения предусматривается использовать фрегат. По тем же причинам не будет строиться и третий транспорт снабжения, а материально-техническое обеспечение кораблей в оперативной зоне третьего соединения (пролив Ла-Манш) планируется осуществлять специально выделенными судами торгового флота или непосредственно в базах.

Для замены подводных лодок типа «Долфейн» намечено построить четыре новые подводные лодки типа «Звордфис». Первые две планируется ввести в строй в 1979—1980 годах, а остальные — в начале 80-х годов.

Из фрегатов четырёх типов, находящихся в голландском флоте в настоящее время, намечается иметь корабли только двух типов: «Кортенаэр» и «Ван Снейк». Головной фрегат «Кортенаэр» предполагается включить в состав флота в 1978 году, остальные три — до конца 1980 года. Размещён заказ на строительство ещё четырёх кораблей этого типа. Фрегаты УРО типа «Кортенаэр» имеют водоизмещение по 3500 т каждый; длину 128 м, ширину 14,5 м, осадку 6 м, главная энергетическая установка такая же, как на эсминце УРО «Тромп»; скорость хода 30 уз; вооружение: две четырёхконтейнерные пусковые установки системы УРО , две пусковые установки (по четыре направляющих) системы ЗУРО ближнего действия «Си Спарроу», 76-мм артиллерийская установка, спаренный 35-мм автомат, два трёхтрубных торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами и вертолёт «Линкс». Экипаж 185 человек.

В 1976—1980 годах все фрегаты типа «Ван Снейк» намечено оснастить пусковыми установками для УР «Гарпун» (вместо 114-мм артустановки), а также модернизировать систему ЗУРО «Си Кэт» и электронное оборудование кораблей.

Важное значение в программе обновления ВМС уделяется развитию минно-тральных сил, так как борьба с минной опасностью, по мнению зарубежных военно-морских специалистов, станет одной из главных задач ВМС Нидерландов в случае возникновения вооружённого конфликта. При этом основные усилия направлены на качественное обновление корабельного состава мннно-тральных сил. Планируется вывести из состава флота 34 устаревших тральщика постройки 50-х годов. Часть кораблей до 1979 года пройдёт модернизацию и будет переоборудована в тральщики — искатели мин (более 10 единиц). В иностранной печати сообщалось, что на втором этапе развития минно-тральных сил (1979-1983) предусматривается заменить тральщики — искатели мин
более современными кораблями этого класса, строительство которых намечено осуществить совместно с Францией и Бельгией.

Десятилетняя программа развития BMС направлена также на качественное обновление самолётного парка и дальнейшее повышение боевых возможностей авиации ВМС Нидерландов. В частности, предусматривается заменить патрульные самолёты «Нептун» более современными типа «Орион», а также закупить вертолёты «Линкс» (английского производства), чтобы оснастить ими строящиеся фрегаты УРО типа «Кортенаэр».

Выполнение намеченной программы, по мнению западных военно-морских специалистов, существенно повысит боевые возможности голландских ВМС, и они будут отвечать требованиям, которые предъявляет к ним командование агрессивного блок» НАТО.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.