2 ОТАК объединённых ВВС НАТО

Военно-воздушные силы /
Военное командование большое внимание уделяет совершенствованию организационной структуры и оснащению новой авиационной техникой частей и соединений, входящих в состав объединённых ВВС этого агрессивного блока. Примером тому могут служить мероприятия по усилению 2-го объединённого тактического авиационного командования (ОТАК), которое предназначено для решения задач в интересах Северной группы армий НАТО, нацеленной на ведение агрессивной войны против Советского Союза и других стран Варшавского Договора.

Публикуемая ниже в сокращённом переводе статья даёт общее представление о Составе 2 ОТАК, взглядах командования НАТО на его боевое использование, а также о перевооружении частей и соединений 2 ОТАК новой авиационной техникой.

В состав 2 ОТАК объединённых ВВС НАТО входят соединения и части ВВС Бельгии, Великобритании, Нидерландов и . В течение последних 20 лет авиационные соединения и части этих стран тесно взаимодействуют в целях обеспечения эффективной ПВО Центрально-Европейского ТВД, которая является одной из задач объединённых ВВС НАТО. Противовоздушная оборона Центрально-Европейского ТВД, кроме 2 ОТАК, обеспечивается также силами и средствами 4 ОТАК и объединённых ВВС НАТО в зоне Балтийских проливов. В район ответственности 2 ОТАК входят территории Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и северной части ФРГ (от земли Шлезвиг-Гольштейн до плато Эйфель). Северный сосед 2 ОТАК — объединённые ВВС НАТО в зоне Балтийских проливов со штабом в Каруп () имеют район ответственности, к которому, кроме Балтийских проливов, относится земля Шлезвиг-Гольштейн. Южная часть ФРГ входит в район ответственности 4 ОТАК (штаб в Рамштейн, ФРГ).

Штаб 2 ОТАК расположен в Рейндален, под Мюнхен-Гладбах (ФРГ), являющемся крупным военным центром в Западной Европе (там находятся штабы Северной группы армий, Британской Рейнской армии и командования английских ВВС в ФРГ).

С ноября 1970 года командующим 2 ОТАК является английский маршал авиации Мартин, а начальником штаба с октября 1971 года — западно-германский генерал-майор Крупинский. В штаб 2 ОТАК входят офицеры четырёх стран в следующем соотношении: от Бельгии — 25%, Великобритании — 30, Нидерландов — 25 и ФРГ — 20%.

Соединения и части ВВС четырёх стран, входящие во 2 ОТАК, в мирное время находятся в распоряжении своего национального командования. И только в условиях сложной международной обстановки или начала военных действий 2 ОТАК через соответствующую командную структуру НАТО берет под свой контроль национальные авиационные формирования. В их число входят: ТАК ВВС Бельгии (штаб в Эвер), 3-я дивизия авиационной поддержки (штаб в Калькар) и 4-я авиационная дивизия ПВО (штаб в Аурих), ТАК ВВС ФРГ (штаб в Порц-Ван), ТАК (штаб в Зеелст) и командование ПВО (штаб в Зейст) ВВС Нидерландов, командование английских ВВС в ФРГ (штаб в Рейндален).

В таком организационном виде 2 ОТАК входит в состав объединённых вооружённых сил НАТО на Центрально-Европейском ТВД (штаб в Брюнсюм, ), подчинённых в свою очередь штабу верховного главнокомандующего объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе, расположенному в Бельгии.


Деятельность штаба 2 ОТАК в основном направлена на разработку оперативных планов и директив, которые должны обеспечить ведение совместных боевых действий в ходе войны. Согласование различных точек зрения национальных командований ВВС по тем или другим проблемам с целью выработки общего, приёмлемого для всех стран плана, является одной из задач руководства 2 ОТАК. Обязательное условие для планирования совместных операций — знание возможностей каждой боевой части. С этой целью командование 2 ОТАК проверяет боеспособность национальных частей в ходе различных учений. Кроме того, боеготовность выделенных в состав 2 ОТАК соединений и частей контролируется путём проведения внезапных проверок. Все эти мероприятия необходимы, чтобы иметь уверенность в том, что включённые в состав 2 ОТАК соединения и части постоянно готовы к боевым действиям. Знания и опыт, приобретенные офицерами штаба 2 ОТАК в ходе этих учений и проверок, используются для планирования таких видов операций, как авиационное наступление, воздушная разведка и ПВО.

Соединения и части 2 ОТАК в целях выполнения поставленных перед ними задач располагают тремя основными видами вооружения — самолётами, зенитными управляемыми ракетами и оперативно-тактическими ракетами. Каждый из этих видов вооружения имеет свои преимущества и недостатки, которые определяют возможности его боевого использования. Во всех странах, выделивших свои силы во 2 ОТАК, осуществляется большая программа модернизации вышеперечисленных видов вооружения.

В 1971 году в ВВС ФРГ принят на вооружение самолёт-разведчик RF-4E «Фантом» 2. Командование английских ВВС в ФРГ переоснащает свои авиационные части новыми боевыми самолётами , и «Буканир». Самолёты типа , использовавшиеся недавно в качестве разведчиков и бомбардировщиков, заменяются самолётами «Фантом» и «Буканир». Три эскадрильи английских ВВС, имеющие на вооружении самолёты «Харриер», включены в состав 2 ОТАК.

Командование английских ВВС в ФРГ продолжает оснащать свои авиационные базы ракетами класса «земля — воздух» и скорострельными зенитными пушками, которые могут быть эффективно применены против низколетящих самолётов противника.

ВВС Нидерландов и Бельгии также совершенствуют своё вооружение. В голландских ВВС уже используется истребитель NF-5, а бельгийские ВВС планируют приобрести самолёт 5 для своих боевых частей.

Любая программа перевооружения и модернизации вызывает ряд дополнительных проблем. Военно-воздушные базы, которые пригодны для базирования определённого типа самолётов, должны быть перестроены или расширены для приёма новой боевой техники. Существующую инфраструктуру необходимо также приспособить к использованию новой авиационной техники, а это требует времени и дополнительных затрат. Например, английская база ВВС в Брюгген (на границе ФРГ и Нидерландов), где ранее обслуживались самолёты «Канберра», реконструирована и является основной базой для самолётов «Фантом» английских ВВС в ФРГ. Её взлётно-посадочные полосы и рулёжные дорожки усилены, чтобы они могли выдержать больший вес самолётов «Фантом». На обоих концах ВПП установлены гидравлические тормозные устройства для остановки самолётов при посадке в случае выхода из строя тормозной системы или тормозного парашюта. На самолётах «Фантом» имеется специальный захват, который при посадке в чрезвычайных обстоятельствах выбрасывается из самолёта и зацепляется за тормозное устройство на ВПП. Завершено переоборудование английских военно-воздушных баз в Лаарбрух и Гютерслох (ФРГ). Заканчиваются работы по реконструкции английской военно-воздушной базы Вильденрат (ФРГ) для базирования самолётов «Фантом».

Переподготовка личного состава является другой важной стороной процесса перевооружения. Экипажи должны быть подготовлены к боевому применению новых типов самолётов ещё до того, как им потребуется выполнять конкретные боевые задачи. Например, голландские лётчики переучиваются на новые самолёты NF-5 на военно-воздушной базе Твенте (Нидерланды). Экипажи самолётов «Фантом» английских ВВС в ФРГ почти все прибыли в части совсем недавно. Сначала они проходили подготовку в учебных частях по освоению самолётов «Фантом» в Конингсби (), а также в авиационных эскадрильях, дислоцирующихся в метрополии и оснащённых самолётами «Фантом». В настоящее время учебные программы для английских экипажей, прибывших в ФРГ, предусматривают занятия по изучению театра военных действий и практические полёты, чтобы ознакомить лётчиков с местными условиями. Экипажи совершают полёты на больших высотах, взаимодействуя при этом с органами контроля за воздушным движением и подразделениями радиолокационного наблюдения. Для практического изучения аэродромной сети осуществляются полёты с посадкой на авиабазах, расположенных в Бельгии, Нидерландах и северной части Западной Германии, которые экипажи 2 ОТАК могут использовать в чрезвычайных случаях. По программе освоения вооружения и средств навигации (дополнительная подготовка) экипажи проводят стрельбы и бомбометания на полигонах с использованием боевых снарядов, ракет и бомб.

Для проведения воздушных наступательных операций в составе 2 ОТАК имеются эскадрильи истребителей-бомбардировщиков и разведчиков, а также части оперативно-тактических ракет класса «земля — земля». В случае войны на них будет возложена задача уничтожения ударных сил ВВС противника.

В наступательных операциях большую роль будут выполнять эскадрильи истребителей-бомбардировщиков 2 ОТАК, которые оснащены самолётами: F-104G , «Канберра», «Фантом», «Харриер», «Бунанир» и G.91 R/3. Принятие на вооружение самолётов NF-5 голландскими ВВС и самолётов «Мираж» 5 бельгийскими ВВС увеличит наступательные возможности истребительно-бомбардировочной авиации 2 ОТАК, которая в зависимости от боевой задачи будет наносить удары по авиационным базам, ракетным комплексам, радиолокационным станциям, командным пунктам и центрам управления. Лёгкие истребители-бомбардировщики, такие, как Q.91 R/3 и «Харриер», при необходимости в состоянии действовать с аэродромов без специальных ВПП. Самолёт вертикального взлёта и посадки «Харриер» может использоваться с любой пригодной площадки. Оба самолёта могут оказывать авиационную поддержку сухопутным войскам в передовой зоне боевых действий.

Большое значение в наступательных операциях будет отводиться также западногерманским частям оперативно-тактических ракет , которые применяются независимо от условий погоды и наличия ВПП.

Система ПВО 2 ОТАК включает три основных компонента: наземные радиолокационные средства, эскадрильи истребителей, части и подразделения зенитных ракет. Наземные радиолокационные средства ПВО включают радиолокационные станции дальнего обнаружения и радиолокационные посты управления и оповещения. Они входят в систему ПВО НАТО , контролирующую воздушное пространство стран Североатлантического союза с помощью широкой сети радиолокационных постов. Эти посты входят в систему радиолокационного обнаружения, которая простирается от Гренландии до Турции через Исландию, мыс Нордкап (), Данию, ФРГ, Италию и Грецию. Кроме того, в распоряжении 2 ОТАК имеется широкая сеть наземных наблюдательных постов для обнаружения самолётов противника, если они попытаются проникнуть к объектам на малых высотах и не попадут в поле зрения РЛС. Радиолокационные посты системы ПВО «Нейдж» и наземные посты наблюдения непрерывно передают информацию высшим командным органам, руководящим действиями соединений и частей ПВО.

Эскадрильи истребителей вместе с батареями ЗУР являются основными активными средствами ПВО 2 ОТАК. Ракеты предназначены для обеспечения ПВО на малых и средних высотах. В распоряжении 2 ОТАК находятся также ЗУР , которые могут поражать воздушные цели, летящие на больших высотах. Поскольку ЗУР «Найк» запускаются почти вертикально, их можно использовать против целей, летящих с любых направлений.

Страны — участницы НАТО, чтобы избежать случайных конфликтов, установили опознавательную зону ПВО. Она пролегла на 48 км западнее восточных границ ФРГ от Балтийского моря до австрийской границы. Северную половину этой зоны от 2 ОТАК контролируют английские истребители , дислоцирующиеся на авиационной базе Гютерслох. Без соответствующего разрешения самолёты не имеют права входить в опознавательную зону ПВО НАТО, что даёт возможность контролировать все самолёты, находящиеся в ней.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.