Американский самолёт С-5А «Гэлекси»

Военно-воздушные силы /
Милитаристы большое внимание уделяют развитию военно-транспортной авиации, предназначенной для переброски войск, оружия, боевой техники и других военных грузов на большие расстояния. С целью обеспечения централизации управления и маневра силами и средствами военно-транспортной авиации в составе ВВС США было организовано военно-транспортное авиационное командование (ВТАК). Части и подразделения ВТАК имеют на вооружении самолёты С-130, С-141 и С-5A.

Тяжелый военно-транспортный самолёт С-5А (рис. 1) разработан фирмой «Локхид». В августе 1966 года началось строительство первого опытного образца этого самолёта, который в июне 1968 года совершил испытательный полет. Всего для проведения испытаний было построено восемь машин. Несмотря на то что их испытания продолжались до середины 1971 года, уже в 1969 году боевые самолёты С-5А «Гэлекси» начали поступать на вооружение частей и подразделений ВТАК, а с 1970 года эти самолёты стали выполнять регулярные полеты в Европу и в Юго-Восточную Азию. Всего ВВС США получили 81 самолёт С-5А.

Тяжелый военно-транспортный самолёт С-5А «Гэлекси» в полете
Рис. 1. Тяжелый военно-транспортный самолёт С-5А «Гэлекси» в полете

Экипаж самолёта обычно состоит из пяти человек: первый летчик (командир экипажа), второй летчик, штурман, бортинженер и оператор погрузочно-разгрузочного оборудования.

Конструкция самолёта представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом. Крыло самолёта цельнометаллическое с двумя лонжеронами и работающей обшивкой. На нем имеются элероны, спойлеры, предкрылки и шестисекционные щелевые закрылки. По мнению американских специалистов, такая механизация крыла обеспечивает самолёту хорошие взлетно-посадочные характеристики, устойчивость и управляемость на всех режимах полета. Между лонжеронами расположены 12 топливных баков-отсеков, объединенных в три группы: четыре бака емкостью по 13 720 л., четыре по 17 510 л. и четыре по 15 140 л. Таким образом, максимальный запас топлива на самолёте 185 480 л. Для увеличения дальности полета самолёт оборудован системой дозаправки топливом в воздухе.

На самолёте две палубы. В передней части на верхней палубе находятся кабина экипажа, салон на 15 человек для отдыха запасных членов экипажа и лиц, сопровождающих грузы и технику, а в задней части — кабина, в которой может быть размещено до 75 человек.

Между верхней и нижней палубой расположена грузовая кабина. Помещения на верхней палубе и грузовая кабина имеют систему герметизации и кондиционирования воздуха, что позволяет перевозить личный состав. По данным иностранной печати, в грузовой кабине может быть размещено до 270 человек, то есть в случае необходимости самолёт может сразу перевезти до 345 солдат и офицеров. Основные тактико-технические характеристики самолёта приведены в таблице.

Хвостовое оперение самолёта Т-образной формы имеет киль с рулем направления и управляемый стабилизатор с четырёхсекционным рулем высоты. Все подвижные элементы хвостового оперения приводятся в действие гидроприводами.

Шасси самолёта состоит из четырёх основных стоек с шестиколесными тележками каждая и передней стойки с четырёхколесной тележкой. Стойки шасси убираются в ниши фюзеляжа. Основные стойки перед уборкой разворачиваются на 90°, а передняя убирается назад по полёту. Все 28 колес имеют одинаковый стандартный размер (49X17 дюймов). Нормальное давление в пневматиках колес передней стойки 8,44 кг/см2, а основных стоек — 10,9 кг/см2. В зависимости от загрузки самолёта и качества покрытия взлетно-посадочной полосы давление может регулироваться летчиком в полете перец посадкой, что, по мнению американских специалистов, обеспечивает большую ее безопасность.

Силовая установка самолёта состоит из четырех турбовентиляторных двигателей TF39-GE-1, максимальная статическая тяга каждого 18 600 кг.
Двигатели расположены на четырех подкрыльевых пилонах.

Для обеспечения работы органов управления, шасси и других основных и вспомогательных систем и механизмов на самолёте установлены гидравлическая, электрическая и воздушная системы. От гидравлической системы работают приводы исполнительных механизмов системы управления самолётом (приводы закрылков, стабилизатора, рулей и т. д.) и механизмы выпуска и уборки шасси.

Электрическая система самолёта предназначена для снабжения электроэнергией различных механизмов и электронных устройств самолёта. Основными источниками электроэнергии на самолёте являются четыре генератора (мощностью по 60/80 кВт каждый), приводимые во вращение от редукторов двигателей. Воздушная система обеспечивает работу систем герметизации и кондиционирования воздуха в кабинах, регулирования давления в пневматиках колес шасси, а также работу некоторого другого оборудования самолёта.

Система герметизации и кондиционирования поддерживает в кабинах самолёта постоянное дифференциальное давление (перепад относительно давления воздуха на высоте полета самолёта), равное 0,58 кг/см2, заданные температуру и влажность воздуха.

Автономная энергетическая установка обеспечивает работу основных потребителей гидравлической, электрической и воздушной систем при стоянке самолёта на аэродроме с выключенными двигателями.

В связи с пожарами, которые возникали на самолётах С-5А во время полетов и на стоянках, с августа 1974 года разрабатывается бортовая противопожарная система. По сообщениям зарубежной печати, она будет состоять из трех подсистем.

Первая подсистема обеспечивает постоянный наддув топливных баков газообразным азотом, что предотвращает поступление в них атмосферного воздуха. Кроме того, пузырьки газообразного азота, проходя через топливо, «захватывают» растворенный в нем кислород. Все это, по мнению американских специалистов, значительно уменьшит возможность возникновения пожара в топливных баках. На борту самолёта азот в жидком виде хранится в специальных баллонах. Перед поступлением в баки он проходит через теплообменники, где преобразуется в газообразное состояние. Эта подсистема работает автоматически во время всего полета и на стоянке при выключенных источниках энергоснабжения.

Вторая подсистема предохраняет возникновение пожара в передней кромке крыла, в пилонах и отдельных отсеках крыла, под полом грузовой кабины и в некоторых других отсеках самолёта. В этой подсистеме также используется азот.

Третья подсистема служит для тушения пожара в кабинах самолёта. В ней используется противопожарная смесь, основу которой составляет бромотрифторометан.

По данным иностранной печати, основными типовыми вариантами загрузки самолёта С-5А являются: два танка М60; танк M60, два многоцелевых вертолета UH-1 и пять бронетранспортеров М-113; шестнадцать 0,75-т автомобилей; десять ракет класса «земля—земля» с пусковыми установками и тягачами; 36 стандартных грузовых платформ 463L и т. д. Для обеспечения быстрой погрузки, швартовки, разгрузки или сбрасывания грузов самолёт оборудован погрузочно-разгрузочной системой, в которую входят вспомогательная силовая установка, роликовые транспортеры, рельсовые направляющие, крепёжные узлы, лебедки и пульты управления.

Погрузка и выгрузка техники и других грузов может выполняться как спереди так и сзади фюзеляжа самолёта, а также через боковую дверь. Для погрузки спереди носовая часть фюзеляжа откидывается вверх, а укрепленная на шарнирах погрузочная рампа отклоняется вниз. Для погрузки и разгрузки со стороны хвостовой части самолёта, парашютного десантирования войск и выброски грузов на нем имеется трёхстворчатая дверь и откидывающаяся рампа (одновременно она является задней нижней частью внешнего контура фюзеляжа). Размеры переднего грузового люка: высота 3,93 м, ширина 5,79 м, а заднего 2,90 м и 5,79 м соответственно.

Для ускорения погрузочно-разгрузочных работ фирма «Локхид» разработала и построила наземную мобильную платформу модульной конструкции, снабженную всенаправленным рольгангом (рис. 2). Высота платформы равна высоте нижней кромки грузовых люков. Одновременно на платформе может быть размещено более 320 т. грузов, укрепленных на специальных стандартных поддонах (грузовых платформах). Управляет платформой один оператор. Модульная конструкция платформы позволяет быстро разбирать и собирать её. В разобранном виде она может быть перевезена на другой аэродром одним самолётом С-5А. По мнению иностранных специалистов, применение подобных погрузочных платформ позволит значительно сократить продолжительность погрузочно-разгрузочных работ.

Погрузочно-разгрузочная платформа перед началом загрузки самолёта С-5А
Рис 2. Погрузочно-разгрузочная платформа перед началом загрузки самолёта С-5А

Навигационно-пилотажное оборудование самолёта С-5А позволяет совершать дальние перелеты днем и ночью в любых метеорологических условиях. Для контроля за работой всех систем и механизмов на нем установлена автоматизированная система обнаружения, анализа и регистрации неисправностей в полете (MADAR). Она связана более чем с 800 датчиками.

Несмотря на широкую рекламу, иностранная печать отмечает, что самолёт С-5А имеет существенные недостатки, а его эксплуатация обходится слишком дорого для ВВС США. В процессе его эксплуатации выявилось много дефектов, на устранение которых были затрачены большие средства. Зарубежные военные специалисты основным недостатком самолёта считают низкую усталостную прочность крыла, что привело к уменьшению расчетного срока службы самолёта с 30 000 ч. до 15 000 ч. Для сохранения лётно-технических характеристик самолёта американские специалисты разработали программу модификации крыла, расходы на которую включены в военный бюджет на 1975/76 финансовый год. В прессе также отмечалось, что представители командования ВВС США и фирмы «Локхид» обсуждали возможность производства и закупок дополнительного количества самолётов С-5A с усиленным крылом. Сообщалось, что расходы только на открытие производственной линии по сборке таких самолётов составят 175 млн. долларов.

С целью увеличения грузоподъемности и дальности полета экипажи самолётов С-5А приступили к тренировочным полетам с дозаправкой топливом в воздухе. В качестве самолётов-заправшиков используются самолёты САК ВВС США КС-135. Однако Пентагон рассматривает вопрос о создании на базе самолёта С-5А транспортного самолёта-заправщика топливом С-5В, который можно будет использовать для перевозки крупногабаритных грузов и для дозаправки стратегических транспортных самолётов С-5А и С-141А. Под грузовой палубой такого самолёта планируется расположить дополнительные топливные баки емкостью до 84 000 л., а в хвостовой части фюзеляжа и под консолями крыла три топливозаправочных узла. Одновременно рассматривается возможность разработки транспортного самолёта-заправщика на базе тяжелых самолётов гражданской авиации Боинг 747 или DC-10.

Модернизация самолёта С-5А и другие мероприятия, проводимые военным руководством США направлены на повышение боевых возможностей ВТАК по обеспечению перевозок войск, военной техники и вооружения из США на заморские театры военных действий.

Проводя агрессивную империалистическую политику, Пентагон широко использует самолёты ВТАК, в том числе и самолёты С-5А, для переброски войск, боевой техники и других военных грузов в различные части земного шара. Иностранная печать неоднократно сообщала о применении военно-транспортной авиации США для перевозки личного состава и военных грузов для поддержки марионеточных режимов в странах Юго-Восточной Азии и оказания помощи израильским экстремистам. Например, в течение 33 дней (с 14 октября по 14 ноября 1973 года) самолёты ВТАК совершили 566 полетов и доставили из США в 22 300 т. военных грузов. При этом самолёты С-5А выполнили 145 полетов и перевезли почти 50% этих грузов (около 10 800 т.), среди которых значительное количество танков М60 и M48, транспортно-десантных вертолетов СН-53, самоходных пушек и 153-мм гаубиц.

Тактико-технические характеристики самолёта С-5А
Экипаж, человек… 5
Вес самолёта, кг:
пустого… 147530
максимальный взлётный… 348800
нормальный взлетный с нагрузкой 45 т.… 322600
максимальный посадочный… 288420
Максимальная полезная нагрузка, кг… 120200
Скорость полёта, км/ч:
максимальная на высоте 7600 м.… 920
максимальная крейсерская на высоте 7600 м 850—830
средняя крейсерская… 815
при парашютном десантировании войск и грузов… 210-280
Практический потолок при полетном весе 279 т, м.… 10360
Длина разбега, м:
при взлетном весе 330 т… 1980
при взлетном весе 347 т… 2220
Длина пробега при максимальном посадочном весе, м.… 720
Максимальная дальность полета (без дозаправки в воздухе), км:
с грузом 100 т.… около 6000
с грузом 50 т.… около 10500
перегоночная… 13500
Размеры самолёта, м:
длина… 75,54
высота… 19,85
размах крыла… 67,88
размах стабилизатора… 20,94
Площадь крыла, кв.м.… 576
Стреловидность крыла, град… 25
Размеры грузовой кабины, м:
длина… 36,91
ширина… 5,79
высота… 4,11
Колея шасси, м… 11,42
База шасси, м.… 22,23
Минимальный радиус разворота при рулении, м.… 22,86
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.