Авиационная лазерная система наведения АТЛИС

Военно-воздушные силы /
С целью повышения эффективности боевого применения самолётов тактической авиации при нанесении ими ударов по наземным целям военное руководство стран — участниц агрессивного блока уделяется большое внимание оснащению боевых самолётов современными, обладающими большой точностью системами наведения бортового оружия класса «воздух—земля». Значительное место среди них занимают лазерные системы. Учитывая опыт разработки и боевого применения ранее созданных образцов лазерных систем наведения, иностранные специалисты ведут интенсивные работы в направлении их дальнейшего развития.

В частности, в иностранной печати сообщалось, что во Франции, в центре лётных испытаний Казо, на одноместном самолёте проходит испытания новая авиационная лазерная система наведения АТЛИС (Automatic Tracking Laser Illumination System), которая предназначена для обнаружения, автоматического сопровождения различных наземных целей и подсветки их лазерным лучом.

По расчётам французских специалистов, она обеспечит лётчику возможность выполнения атак при использовании боеприпасов с лазерными головками наведения. Целью испытаний, которые продлятся до конца 1977 года, является определение возможности эффективного применения системы на различных одноместных боевых самолётах, то есть без специального оператора. Иностранные специалисты считают, что этой системой могут быть оснащены многоцелевые тактические истребители, истребители-бомбардировщики, штурмовики и другие боевые самолёты, в том числе перспективные.


Система АТЛИС разрабатывается французской фирмой «Томсон-CSF» (головной исполнитель) в сотрудничестве с электронной компанией CGE и американской фирмой «Мартин-Марнетта». Она включает размещаемые в подвесном контейнере (рис. 1) лазерный дальномер-целеуказатель, телевизионную камеру, гиростабилизированную платформу, следящую систему, а также телевизионное устройство отображения, панель управления и вычислительное устройство, установленные в кабине лётчика. Компоновочная схема контейнера показана на рис. 2.

Общий вид подвесного контейнера системы АТЛИС
Рис. 1. Общий вид подвесного контейнера системы АТЛИС

Поиск и обнаружение наземной цели осуществляется лётчиком с помощью телевизионной камеры, сопряжённой с двухрежимным блоком сопровождения цели. Кроме того, он производит подсветку цели лазерным лучом. Автоматическое сопровождение происходит с помощью электронного блока обработки видеосигналов, поступающих от телевизионной камеры Блок может обеспечивать сопровождение цели при работе телевизионной камеры в видимом диапазоне и в ближней части ИК спектра (в первом случае по видимому изображению, во втором — по его контрасту). Получаемое телевизионное изображение местности отображается на экране индикатора лётчика.

Компоновочная схема подвесного контейнера системы АТЛИС
Рис. 2. Компоновочная схема подвесного контейнера системы АТЛИС: 1 — смотровое окно обтекателя; 2 — устройство обзора передней полусферы; 3 — телевизионная камера; 4 — система охлаждения лазера; 5 — система стабилизации по крену; b — резервуар с азотом; 7 — источник электропитания; 8 — устройство обзора задней полусферы; 9 — аэродинамический конус; 10 — резервуар с фреоном; 11 — электронный блок сервомеханизма; 12 — электронный блок телевизионной камеры и блок сопровождения; 13 — коррелятор угла обзора; 14 — блок питания и вычислительное устройство; 15 — кабельные линии; 16 — лазерный дальномер-целеуказатель; 17 — приёмник лазерного излучения; 18 — устройство крепления оптических элементов; 19 — карданное устройство; 20 — обтекатель

Лазерный дальномер-целеуказатель имеет общую с телевизионной камерой гидростабилизированную платформу. Параллельность лазерного луча с линией визирования телевизионной камеры обеспечивается зеркальным устройством. При сопровождении цели лазерный луч автоматически удерживается на ней независимо от выполняемых самолётом маневров.

По расчётам французских специалистов, система АТЛИС будет иметь хорошие тактико-технические характеристики (некоторые из них приведены в таблице) и в связи с этим найдёт широкое применение на различных боевых самолётах тактической авиации ВВС не только Франции, но и многих других стран.

Как сообщает зарубежная печать, одновременно с созданием системы АТЛИС фирма «Томсон-CSF» разрабатывает лазерную головку самонаведения «Ариель» для оснащения ею управляемых ракет AS.30, 100-мм неуправляемых ракет фирмы «Томсон-Брандт» и управляемых авиационных бомб. Пробные пуски ракет AS.30 с лазерными головками самонаведения при использовании системы АТЛИС запланированы на конец 1977 года.



Принимающая участие в совместных работах фирма «Мартин-Маристта» изыскивает пути создания американского варианта аналогичной системы наведения для оснащения ею самолётов F-16, А-10 и других. Контрактом предусмотрено, что подвесные контейнеры и размещённая в них аппаратура, разрабатываемые обеими фирмами, должны быть стандартизованы, так как в перспективе такими системами планируется вооружить самолёты тактической авиации многих других стран.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.