Дозаправка в воздухе тактических самолётов

Военно-воздушные силы /
Империалистические круги основных капиталистических стран продолжают увеличивать свой военный потенциал, несмотря па выступления широкой мировой общественности, настойчиво требующей прекращения гонки вооружений и установления прочного мира на всей планете. Наращивание военного потенциала идет не только по линии увеличения количества техники и оружия, но и повышения их боевых возможностей.

Одним из способов повышения боевых возможностей тактических и стратегических самолётов, как считают иностранные военные специалисты, является дозаправка их топливом в воздухе. За счет дозаправки они могут летать на значительные расстояния, брать на борт больше боевого груза и быстрее прибывать к месту выполнения боевого задания.

В иностранной печати приводились такие данные. Истребитель-бомбардировщик F-4D 2 при полете к цели на малой высоте имеет тактический радиус действия без подвесных баков около 400 км, а с двумя подвесными баками — 650 км. При использовании этого самолёта в качестве истребителя-перехватчика, вооруженного четырьмя УР, его радиус при ведении пятиминутного воздушного боя без включения форсажа будет примерно равен 600 км (без подвесных баков) и 870 км. (с тремя подвесными баками). При однократной попутной дозаправке тактический радиус самолётов может быть увеличен на 30—40%.

Исходя из анализа опыта войны 1973 года на Ближнем Востоке, специалисты BBC утверждают, что дозаправка в воздухе дает возможность перебрасывать на самолётах войска и грузы в любой район земного шара, где, по их мнению, «затрагиваются интересы безопасности страны», без нарушения суверенитета других государств и без транзитных посадок на аэродромы даже своих союзников.

США имеют на чужих территориях большое количество военных баз, которые, по признанию иностранных обозревателей, служат передовыми постами в развязывании новых агрессивных войн. Во время разнообразных учений и маневров на эти базы перебрасываются части и подразделения сухопутных войск и авиации. Дозаправка в воздухе тактических истребителей сокращает до минимума время прибытия их в назначенное место.

Показательными в этом отношении являются проводимые ежегодно учения и маневры тактической авиации объединенных ВВС под названием и «Босфорский экспресс», предусматривающие транспортировку по воздуху из Западной Европы в Грецию и Турцию так называемых мобильных сил, а также специальные учения «Крестид кэп», во время которых подразделения тактических истребителей F-4 «Фантом» 2 совершают межконтинентальные перелеты с авиабазы Холломэн (штат Нью-Мексико) в Западную Европу. При этом они дозаправляются в воздухе до шести раз.

Как известно из материалов зарубежной печати, дозаправка самолётов в воздухе широко применялась американцами в войне во Вьетнаме. При налетах на объекты ДРВ, имеющие сильную систему ПВО, авиация США действовала группами (включая обеспечивающие), которые насчитывали более 50 самолётов. Ударную группу, как правило, обеспечивали самолёты-заправщики КС-135 из расчета один на четыре ударных самолёта или восемь на каждые 16.

По мнению иностранных военных специалистов, дозаправлять тактические истребители намного легче, чем стратегические бомбардировщики, так как первые могут более точно выдерживать параметры строя и быстрее реагировать на команды.

Один самолёт-заправщик может обслужить один или одновременно два, три и даже четыре тактических истребителя. Дозаправка группы самолётов значительно увеличивает пропускную способность, но она намного сложнее. На страницах иностранной печати сообщалось, что в 1972 году было совершено 1086 дозаправок тактических истребителей, из них 40% были групповыми.

В целом дозаправка требует от экипажей хорошей слаженности действий и немалого времени подготовки, включая тренировки на тренажерах.


Для дозаправки в воздухе тактических истребителей применяются различные самолёты.

В США такими самолётами являются КС-135A и KC-97L. Заправщики КС-135A, которых в ВВС насчитывается около 600 единиц, могут обслуживать как стратегические, так и тактические самолёты. Они входят в состав стратегического авиационного командования, а самолёты KC-97L (около 80) состоят на вооружении ВВС национальной гвардии США.

Дозаправка тактических истребителей, базирующихся в Западной Европе, осуществляется самолётами КС-135, размещенными на авиабазе Торрехон (Испания), и КС-97, которые летают на авиабазу Рейн-Майн () по программе «чередование».

Большинство их оборудовано системой (расположена в задней нижней части фюзеляжа), включающей телескопическую трубу с аэродинамическим наконечником (flying boom). На заправляемом самолёте имеется воронка топливоприемника. При такой системе (рис. 1) во время дозаправки самолёт, принимающий топливо, должен точно выдерживать направление на ось телескопической трубы, которая может смещаться только вверх и вниз. Контакт происходит тогда, когда наконечник телескопической трубы попадает в воронку топливоприёмника, а затем и в отверстие, где его «захватывает» специальное устройство.

Пристраивание к заправщику KC-97L истребителя F-4E «Фантом» 2
Рис. 1. Пристраивание к заправщику KC-97L истребителя F-4E «Фантом» 2 (система дозаправки — телескопическая труба с аэродинамическим наконечником)

Для обслуживания ряда тактических истребителей, в частности F-100, системы дозаправки некоторых самолётов КС-135 были модернизированы: к телескопической трубе был присоединен гибкий шланг с конусом, что позволило использовать их также для обслуживания канадских и английских самолётов, имеющих приемные штанги.

В ВВС США имеется небольшое количество самолётов-заправщиков KC-130F, которые предназначены главным образом для обслуживания вертолетов. Система их дозаправки включает два контейнера (длиной по 4,1 м.), подвешиваемые под каждой консолью крыла. Из них выпускаются шланги с конусами. На заправляемом вертолете или самолёте имеется приемная штанга. На самолётах разных типов приемную штангу устанавливают в различных местах, например в передней части фюзеляжа или на ребре атаки консоли крыла, а на вертолете — в носовой части фюзеляжа. Эта система получила название «конус-штанга» (probe and droque).

Для обслуживания палубных штурмовиков А-4 и A-6 используют самолёты А-3, которые также имеют оборудование системы «конус-штанга», смонтированное в нижней части фюзеляжа. На заправщик обычно подвешиваются дополнительные подкрыльевые топливные баки.

В настоящее время стандартным заправщиком ВМС является самолёт КA-6D (рис. 2). Он может отдать другому самолёту 9500 кг. топлива сразу же после взлета или 7300 кг. на расстоянии от аэродрома базирования 460 км.

Истребитель-бомбардировщик F-4D «Фантом» 2 дозаправляется топливом от самолёта KA-6D
Рис. 2. Истребитель-бомбардировщик F-4D «Фантом» 2 дозаправляется топливом от самолёта KA-6D (система дозаправки — конус -штанга»)

В ВВС Великобритании имеются заправщики «Виктор» К.1, которые оснащены тремя заправочными системами: две под крылом и одна под фюзеляжем. Они могут дозаправлять одновременно два самолёта с помощью систем, находящихся под каждой консолью крыла, или один, используя систему, расположенную под фюзеляжем.

Заправщики обслуживают самолёты, совершающие полеты на заморские территории, и перехватчики, которым ставится задача действовать на больших расстояниях от своих баз. В иностранной печати сообщалось, что дальний рубеж перехвата для английских истребителей определен в 1500 км.

В последние годы 30 средних бомбардировщиков «Виктор» S.2 были переоборудованы под заправщики и получили обозначение «Виктор» К.2 (рис. 3) По данным зарубежной печати, в ВВС Великобритании всего насчитывается около 40 самолётов-заправщиков.

Палубный штурмовик «Буканир» S.2 дозаправляется топливом от самолёта «Виктор» S.2
Рис. 3 Палубный штурмовик «Буканир» S.2 дозаправляется топливом от самолёта «Виктор» S.2 (из подвешенного под левой плоскостью крыла контейнера выпущен второй шланг с конусом)

Для дозаправки средних стратегических бомбардировщиков 4 ВВС Франции используются 12 самолётов КС-135 американского производства. Они же приспособлены для обслуживания истребителей F-100, а в скором времени будут дозаправлять и самолёты .

Некоторое количество самолётов-заправщиков имеется в ВВС Канады, Ирана и Испании.

Организация дозаправки тактических самолётов в указанных выше странах может быть различной. Тактические истребители могут получать топливо от заправщиков, находящихся в зоне ожидания. Это обычно происходит перед входом боевых самолётов в воздушное пространство противника или при выходе из него, или если на маршруте полета истребителей нет аэродромов, на которые могли бы базироваться заправщики. Недостаток такого варианта — ограниченное количество отдаваемого топлива.

В другом варианте заправщики взлетают с авиабазы из положения «дежурство» и самостоятельно выходят в район встречи Этот вариант применяется тогда, когда необходимо увеличить боевую нагрузку самолётов и когда маршрут последних проходит недалеко от аэродромов базирования заправщиков.

Третий вариант предусматривает взлет с одной авиабазы заправщиков, а затем, с некоторым интервалом, и тактических истребителей. Последние догоняют заправщики в расчётной точке встречи. В этом случае тактические истребители могут брать на борт большее количество боеприпасов. Такой порядок заправки применяется при отсутствии на пути следования аэродромов, на которые могли бы базировался заправщики или истребители.

В войне во Вьетнаме, как указывалось в зарубежной печати, дозаправка тактических истребителей США производилась как на маршруте при полете к цели, так и при возвращении их с задания. В первом случае её легче было осуществить, но при этом самолёт становился менее маневренным, и ему труднее было преодолевать систему ПВО противника. Во втором случае боевые самолёты имели больше возможностей дня маневра, однако здесь возникали трудности в определении места встречи для дозаправки на обратном пути.

При межконтинентальных перелетах американские тактические самолёты дозаправляются в воздухе по несколько раз. При этом выбор варианта организации дозаправки зависит от поставленных задач, а также от того, над какой местностью и чьей территорией пролегает маршрут полета.

В нормальных условиях дозаправка обычно происходит на высотах 6000 — 10 000 м. и скоростях по прибору 430—450 км/ч. Встреча осуществляется при помощи бортовых радиосредств или наземного радиомаяка. Непосредственное сближение и контакт происходят визуально. Экипажи должны хорошо видеть самолёты. Скорость сближения выдерживается 3,5 — 9 км/ч (особенно при использовании системы «конус-штанга»), что обеспечивает надежное сцепление контактных узлов систем дозаправки. После установления контакта принимающий топливо самолёт должен сразу же погасить скорость и выдерживать ее равной скорости заправщика. При этом не должно быть рысканий самолётов по курсу.

В американской печати сообщалось о дозаправке в воздухе самолётом ТА-4 палубного истребителя ВМС США F-14 на высоте 6150 м. и со скоростью по прибору 445 км/ч. К моменту дозаправки на этом самолёте имелось 2675 кг. топлива. За 3 мин. в его баки было перекачено 1360 кг. топлива.

По утверждению иностранных военных специалистов, продолжительность дозаправки тактического истребителя от самолёта КС-135 составляет 6 — 6,5 мин. с учетом времени, затрачиваемого на пристраивание к заправщику (1 — 1,5 мин.), перекачку топлива (4 мин.), расцеп и выход в зону ожидания (1 мин.). При скорости полета по прибору около 430 км/ч и высоте полета 8000 м. протяженность маршрута дозаправки составит 66 км. В зарубежной печати подчеркивалось, что при встрече и дозаправке топливом в полете чрезвычайно важное значение имеет бесперебойная связь, при нарушении которой дозаправка прекращается.

Большое внимание за рубежом уделяется дальнейшему развитию заправочной авиации, которое идет в основном по линии увеличения количества поднимаемого заправщиком топлива для отдачи его другому самолёту. Командование ВВС США, например, планирует создать новые заправщики на базе тяжелых пассажирских самолётов, таких, как Боинг 747, DC-10 или L-1011.

Во Франции изучается вопрос о замене заправщиков KC-135A более современными самолётами А.300В. Военные специалисты Великобритании полагают, что потребности ВВС вполне могут удовлетворять заправщики «Виктор» К.2, которые предполагается эксплуатировать до конца 80-х годов.

Таким образом, дозаправку топливом в воздухе тактических истребителей иностранные военные специалисты рассматривают как один из важных элементов расширения боевых возможностей тактической авиации.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.