Французский истребитель «Мираж» F1

Военно-воздушные силы /
В процессе непрекращающейся гонки вооружений командования ВВС капиталистических стран уделяют большое внимание созданию новых тактических истребителей, способных выполнять широкий круг боевых задач. К их числу относится и французский истребитель «Мираж» F1.

Как сообщает иностранная печать, в 1964 году министерство обороны Франции дало заказ фирме «Марсель Дассо» на разработку нового истребителя для замены состоящего на вооружении французских ВВС самолёта 3. Были построены опытные образцы: двухместного самолёта «Мираж» 3-F2 и одноместного «Мираж» F1. В последующем работы над самолётом «Мираж» 3-F2 были прекращены, а разработка самолёта «Мираж» F1 продолжалась. Первый полёт его состоялся в декабре 1966 года. К 1973 году лётные испытания были в основном закончены, и в том же году началось серийное производство самолёта.

Мираж F1-C
Французский истребитель «Мираж» F1-C: под фюзеляжем подвешен дополнительный топливный бак емкостью 1200 л., на внутренних подкрыльевых узлах находятся две УР R.530, а на внешних узлах подвески (на торцах плоскостей) — две УР .

По данным иностранной печати, самолёт «Мираж» F1 разработан в следующих вариантах:

  • «Мираж» F1-C — всепогодный истребитель-перехватчик и истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Его можно использовать и в качестве дневного истребителя-бомбардировщика.
  • «Мираж» F1-E — всепогодный истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Предполагается, что его будут использовать и в качестве всепогодного истребителя-бомбардировщика.
  • «Мираж» F1-А — дневной истребитель-бомбардировщик.
  • «Мираж» F1-В — учебно-тренировочный самолёт. Он также способен выполнять боевые задачи дневного истребителя-бомбардировщика.

Все варианты самолёта различаются лишь составом бортового оборудования, а самолёт «Мираж» F1-А имеет за кабиной летчика в техническом отсеке дополнительный топливный бак.

Конструкция самолёта «Мираж» F1 представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом неизменяемой геометрии и однокилевым оперением с управляемым стабилизатором. Высокое расположение крыла выбрано для удобства подвески вооружения и топливных баков. В конструкции планера широко применены легкие алюминиевые, титановые сплавы и специальные стали. Крыло имеет мощную механизацию, включающую: двухсекционные закрылки с дифференциальным управлением, элероны, по два интерцептора на каждой консоли (перед закрылками) и управляемые предкрылки. Фюзеляж цельнометаллический полумонококовой конструкции с боковыми воздухозаборниками. Шасси самолёта трёхколесное, давление в пневматиках основных колес 9 кг/кв. см. В кабине лётчика установлено катапультируемое сиденье «Мартин-Бейкер» Мк4, обеспечивающее катапультирование на земле и при полёте на предельно малых высотах на скоростях более 165 км/ч.

Силовая установка самолёта «Мираж» F1 состоит из одного турбореактивного двигателя «Атар» 9K50 фирмы «Снекма» с форсажной камерой. Этот двигатель установлен и на бомбардировщиках «Мираж» 4-А. Он имеет следующие основные характеристики: тяга без форсажа 5000 кг, с форсажем 7150 кг; степень повышения давления 6,15; удельный расход топлива без форсажа 0,97 кг/кг-ч, с форсажем 1,97 кг/кг-ч; вес 1520 кг. Запуск двигателя производится от газотурбинного стартера. Допустимое время непрерывной работы двигателя при полете на скорости М = 2,1 — неограниченное, при М = 2,2 — не более часа. Максимальное допустимое число М для двигателя 2,3. В последующем самолёт «Мираж» F1 предполагается выпускать с новым двухконтурным турбореактивным двигателем (разрабатывается).
Он будет иметь тягу без форсажа 5600 кг (с форсажем 8500 кг), удельный расход топлива без форсажа 0,87 кг/кг-ч (с форсажем 2,05 кг/кг-ч), вес 1420 кг. По мнению иностранных специалистов, установка более мощного двигателя значительно улучшит летные характеристики самолёта, в частности обеспечит увеличение максимальной скорости полета до М = 2,5.

Топливная система самолёта «Мираж» F1 состоит из внутренних (фюзеляжных и крыльевых) и подвесных баков. Общая емкость внутренних баков 4500 л. В случае необходимости на самолёт может быть подвешено до трех топливных баков емкостью 1200 л. каждый. На самолёте установлена система заправки внутренних баков под давлением, что, по мнению французских специалистов, позволит значительно сократить время на подготовку самолёта к повторному вылету.

Вооружение самолёта «Мираж» F1 Встроенное вооружение истребителя составляют две пушки калибра 30 мм с боекомплектом по 135 снарядов. Темп стрельбы пушек 1000—1500 выстр/мин. Кроме того, на семи узлах наружной подвески (одном подфюзеляжном и шести подкрыльевых) могут быть подвешены: авиационные бомбы калибра до 3000 фунтов управляемые ракеты AS-30 и AS-37 класса «воздух—земля», управляемые ракеты «Матра» R.530, R.530, R.550 и «Сайдвиндер» класса «воздух — воздух», а также пусковые установки с неуправляемыми ракетами калибра 68 мм и напалмовые бомбы емкостью до 600 л.

Подфюзеляжный узел рассчитан на подвеску: одной управляемой ракеты «Матра» R.530. или «Супер Матра» R.530, или AS-30, или AS-37, или одной бомбы калибра 3000 фунтов, или четырех бомб калибра 1000 фунтов, или двух напалмовых бомб, или одного контейнера с разведывательным оборудованием.

Внутренние подкрыльевые узлы рассчитаны на подвеску одной управляемой ракеты «Матра» R.530 или «Супер Матра» R.530, или одной бомбы калибра 3000 фунтов или калибра 1000 фунтов, или одной пусковой установки с 36 неуправляемыми ракетами калибра 68 мм, или одной напалмовой бомбы.

На средние подкрыльевые узлы подвешивается такое же вооружение, как и на внутренние подкрыльевые узлы, за исключением управляемых ракет.

Внешние подкрытьевые узлы (на концах крыла) рассчитаны на подвеску одной управляемой ракеты R.550 или «Сайдвиндер», либо одной бомбы калибра 1000 фунтов.

Подвесные топливные баки устанавливаются на подфюзеляжном и внутренних подкрыльевых узлах подвески.

При ведении боевых действии по наземным целям самолёт может нести на борту максимум 3 бомбы калибра 3000 фунтов, или 8 бомб калибра 1000 фунтов, или 16 бомб калибра 500 фунтов, либо четыре пусковые установки неуправляемых ракет калибра 68 мм (144 ракеты), а при ведении боевых действий по воздушным целям — 1 — 2 УР «Maтра» R.530 или «Супер Матра» R.530 и 2 УР «Мажик» R.550.

Разведывательное оборудование, размещаемое в подвесном контейнере, включает АФА, РЛС бокового обзора и ИК разведывательную аппаратуру . Кроме того, носовой отсек контейнера, в котором установлена РЛС, может быть заменен отсеком с пятью АФА «Омера» 33.

Бортовое оборудование самолёта «Мираж» F1. По сообщениям зарубежной печати, самолёт «Мираж» F1 оснащен современным бортовым оборудованием, разработанным на основе применения микроминиатюрных элементов и интегральных схем. При разработке бортового оборудования для самолёта был определен состав базовой системы навигации и управления оружием, в которую входят: многофункциональная РЛС 4, прицел CSF196, две УКВ радиостанция, запросчик системы , ответчик системы опознавания IFF, гироплатформа, вычислитель аэродинамических параметров, автопилот SFENA 505 и аппаратура SOCRAT 6200 навигационных систем VOR/II.S. Сообщается, что система навигации и управления оружием обеспечивает точность навигации в пределах 5% пройденного расстояния и среднеквадратичное отклонение при выполнении визуального бомбометания 23 м.

Основным элементом систем управления оружием самолётов «Мираж» F1-С и «Мираж» F1-Е является РЛС «Сирано» 4 весом 250 кг, которая обеспечивает обнаружение воздушных целен на дальности более 55 км, а их захват — на дальности около 45 км. На втором самолёте дополнительно установлены счетно-решающее устройство бомбометания и доплеровская РЛС. «Мираж» F1-А и F1-В имеют упрощенное бортовое оборудование (без РЛС «Сирано» 4).

Система навигации и управления оружием построена по модульному принципу. По мнению французских военных специалистов, это позволит быстро изменять состав бортового оборудования самолёта в зависимости от требований тактической обстановки и облегчит его ремонт. Например, при необходимости на самолёт вместо доплеровской РЛС могут быть установлены лазерный дальномер, центральная ЭВМ и инерциальная платформа.

Для облегчения пилотирования самолёта, особенно на малых высотах, на нем используется система автоматической стабилизации, работающая совместно с автопилотом. Основными элементами системы являются демпферы тангажа, крена и рыскания.

Источники электроэнергии на самолёте — два генератора переменного тока мощностью 15 кВт каждый.

В требованиях командования ВВС на разработку самолёта значительное место уделялось его эксплуатационным характеристикам.

Сообщается, что средние трудозатраты, необходимые для технического обслуживания самолёта, составляют около 11 человеко-часов на час налета самолёта, а потребное время на выполнение послеполетного осмотра — 6 мин. Заправка внутренних топливных баков самолёта для выполнения повторного вылета (при использовании системы заправки топливом под давлением) выполняется за 5 мин.

Ресурс самолёта, по данным зарубежной печати, 15000 ч., из которых 50% составляет налёт на больших высотах и больших скоростях и 50% — на малых высотах и дозвуковых скоростях.

Ниже даны основные тактико-технические характеристики самолёта «Мираж» F1.
Вес, кг:
пустого самолёта… 7 700
нормальный взлетный (без наружных подвесок)… 11 000
максимальный взлетный… 15 000
максимальной боевой нагрузки на наружной подвеске… 4 000
Размеры, м:
Длина… 15,2
высота… 45
размах крыла… 8,4
колея шасси… 2,5
база… 5,0
Стреловидность по передней кромке, град… 50
Скорости полета:
максимальная на малых высотах. М… 1,2
максимальная на больших высотах, М… 2,2
посадочная, км/ч… 230
Максимальная скороподъемность на уровне моря при форсажном
режиме работы двигателя, м/с....................................210
Практический потолок, м............................................18500
Бремя набора высоты 12 000 м. с разгоном до скорости М — 2,2… 9 мин.
Перегрузка, g:
разрушающая на дозвуковых скоростях............................12.0
разрушающая на сверхзвуковых скоростях.........................10.0
максимальная эксплуатационная на дозвуковых скоростях.. 8.5
максимальная на сверхзвуковых скоростях… 7.0
Максимальная продолжительность полета, ч 3.5
Радиус действия, км:
на большой высоте с двумя УР «Мажик» R.550 и двумя подвесными баками… 1 200
на малой высоте с четырьмя бомбами калибра 400 кг и двумя
подвесными баками… 600
на малой высоте с УР AS-37 ............................400
Перегоночная дальность, км… 2 700
Длина разбега, м....................................................650
Длина пробега, м… 600

Перевооружение. ВВС Франции первоначально заказали 105 самолётов «Мираж» F1. Поставка их в боевые части началась в конце 1973 года. По сообщениям иностранной печати, этими самолётами начали перевооружаться три авиационные эскадры ПВО: 30-я, имевшая на вооружении самолёты (авиабаза Реймс), 5-я, оснащенная самолётами «Мираж» 3-С (авиабаза Оранж) и 12-я (авиабаза Камбре).

Первыми подразделениями, закончившими переучивание на самолёт «Мираж» F1, были 2-я и 3-я авиационные эскадрильи 30-й авиационной эскадры, 2-я переучивалась в летно-испытательном центре Мон-де-Марсан, а 3-я — на аэродроме базирования с помощью прибывшей туда специальной группы офицеров (30 человек), которая затем приступила к переучиванию подразделений 5-й авиационной эскадры.

Программа переучивания летного состава состоит из пятинедельного курса наземной подготовки (с широким использованием специальных тренажеров) и лётной практики. Перед началом учебно-тренировочиых полётов на самолёте «Мираж» F1 летчики, имевшие опыт полетов на самолётах «Мираж» 3, выполняют один контрольный полет с инструктором на самолёте «Мираж» 3-В, а летчики не имевшие опыта — пять полетов. Программа летно-тренировочных полетов на самолёте «Мираж» F1 рассчитана на 40 летных часов.

Иностранная печать сообщает, что некоторые представители командования ВВС Франции считают самолёт «Мираж» F1 переходным в программе замены самолёта «Мираж» 3 новым более современным самолётом ACF (сокращение из первых букв французского названия «боевой самолёт будущего»), разработки которого только начинаются.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.