Использование палубной авиации

Военно-воздушные силы /
Сообщения зарубежной печати свидетельствуют о том, что в наряду с совершенствованием стратегических сил и средств ведения войны большое внимание уделяется повышению мощи так называемых сил общего назначения, в состав которых, в частности, входят многоцелевые и ударные авианосцы. Наличие на них большого количества самолётов и вертолётов (по 75-95 на корабле), значительная автономность и подвижность послужили определяющими факторами при выборе их в качестве одного из инструментов агрессивной политики американского империализма.

Руководство Пентагона считает, что авианосные формирования могут обеспечить своевременное развёртывание и применение авианосной авиации в любом районе Мирового океана. Они способны достаточно эффективно выполнять следующие основные задачи:

  • нанесение ракетных и бомбовых ударов (в том числе ядерных) по кораблям, военно-морским базам и другим объектам, находящимся не только на побережье, но и в глубине территории противника; завоевание и удержание господства на море и в воздухе в районе боевых действий;
  • борьба с подводными лодками;
  • авиационное прикрытие десантных сил на переходе морем, а также развёртывание войск в прибрежных районах;
  • блокада морских районов и узкостей с целью воспрепятствовать выходу в открытое море (океан) кораблей противника;
  • оказание непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам и наземным силам десанта при их действиях на берегу.

Для решения перечисленных задач в составе ВМС США в настоящее время имеется 14 многоцелевых и ударных авианосцев, из них два с атомными энергетическими установками. Четыре-пять авианосцев постоянно находятся в составе передовых группировок ВМС США: два на Средиземном море (6-й флот) и два-три в западной части Тихого океана (7-й флот). Основным оперативно-тактическим формированием авианосных сил считается авианосная ударная (многоцелевая) группа (АУГ), а её главной ударной силой — авиационное крыло.

Боевой состав авиационного крыла зависит в основном от типа авианосца и выполняемых задач (на авианосцах , «Китти Хок», «Форрестол» и они примерно одинаковы). Типовой состав авиакрыла ударного авианосца «Китти Хок» приводится в табл. 1.

Таблица 1. Типовой состав авиакрыла

Типовой состав авиакрыла

При использовании авиационного крыла преимущественно в противолодочном варианте в него дополнительно может быть включено по эскадрилье и более противолодочных самолётов и вертолётов за счёт некоторого сокращении истребителей и штурмовиков.

Входящие в состав ударного авиационного крыла самолёты имеют следующее предназначение:

  • Штурмовики-разведчики RA-5C — ведение разведки и нанесение бомбо-штурмовых ударов по морским (наземным) целям. Навигационное и бомбардировочное оборудование этих самолётов позволяет им действовать в сложных метеорологических условиях с больших и малых высот. Для разведки объектов они оснащены радиолокационной станцией бокового обзора и фотоаппаратурой, позволяющей вести панорамную и перспективную съёмки.
  • Палубные штурмовики — нанесение ударов главным образом с малых и предельно малых высот по морским и береговым целям, а также оказание авиационной поддержки морским десантам во время их высадки и действий на берегу.
  • Истребители — противовоздушная оборона авианосных ударных групп, сопровождение штурмовиков в район объекта удара.
  • Самолёты РТР и РЭБ — ведение радио- и радиотехнической разведки, создание активных и пассивных помех радиотехническим средствам противника.
  • Самолёты ДРЛО — дальнее радиолокационное обнаружение кораблей и самолётов противника и наведение на них своих сил.

По мнению иностранных военных специалистов, боевое применение и тактика авианосной авиации определяются стоящими перед ней задачами, степенью противодействия средств ПВО, тактико-техническими характеристиками, оборудованием и вооружением самолётов, а также погодными условиями. Так, по опыту проводившихся в последние годы учений американского флота нанесению ударов по надводным кораблям обязательно предшествовала активная воздушная разведка, которую вели самолёты RA-5C с целью выявления местонахождения, состава, маршрута и скорости хода кораблей «противника». Самолёты ДРЛО Е-2В, не входя в зону досягаемости корабельных огневых средств ПВО, устанавливали постоянное наблюдение за кораблями с помощью своих радиотехнических средств. Подъём палубной авиации с авианосцев и выход её к кораблям выполнялся по данным самолётов-разведчиков.

До границы обнаружения самолётов корабельными РЛС «противника» палубные штурмовики, как правило, следовали на средних или больших высотах, а затем снижались до предельно малых. Удары по кораблям палубные штурмовики наносили управляемыми ракетами класса «воздух-корабль», авиационными торпедами и бомбами.

Для борьбы с подводными лодками применялись противолодочные самолёты S-2 и S-3A «Викинг», а также вертолёты.

При приближении АУГ к району вероятного нахождения подводных лодок «противника» с авианосца поднимались противолодочные самолёты и вертолёты. При этом, как правило, четыре самолёта обычно начинают поиск вдали от авианосца.
Экипажи вертолётов, занявших место в охранении авианосца, поддерживали зрительную связь с кораблями, расположенными в ордере вокруг авианосца. Противолодочные самолёты чаще всего вели первоначальный поиск на высотах 240-370 м. Основной задачей поиска, который может вестись каждым самолётом в течение 4 ч, считается обнаружение лодок в подводном, надводном положении, под РДП или перископом. Для этого используются различные технические средства, которые позволяют за относительно короткое время обследовать обширные районы. Зона поиска может быть увеличена за счёт использования самолётов ДРЛО.

Установив контакт с подводной лодкой, экипаж самолёта может немедленно атаковать её, одновременно сообщив об обнаружении на авианосец. Считается, что атака по данным лишь первоначального обнаружения не всегда бывает успешной. Поэтому в район последнего обнаружения лодки прибывали вертолёты из состава охранения авианосца и другие самолёты. Успех существенно возрастал, если применялись радиогидроакустические буи и магнитный обнаружитель для уточнения места лодки. Буи выставлялись либо по замкнутому контуру, охватывающему указанный район, либо в линию на предполагаемом курсе лодки. При использовании магнитного обнаружителя самолёты совершали полёт на минимально безопасной высоте — около 30 м.

Вертолёты действовали как одиночно, так и парами (одни поисковый, а другой ударный). При одиночном использовании вертолёт сочетает в себе функции поискового и ударного. При наличии нескольких вертолётов применялась тактика окружения: вначале они занимали позиции на наибольшей окружности, охватывающей предполагаемый район местонахождения лодки, а затем, маневрируя по спирали, сближались.

Обследование района вертолёты производили с помощью опускаемых ГАС, для чего периодически снижались до 4,5-6 м над поверхностью моря.

В зарубежной печати сообщалось, что такие действия противолодочных самолётов и вертолётов, обладающих малыми скоростями полёта, делают их весьма уязвимыми от атак истребителей противника, если район поиска подводных лодок находится в пределах их досягаемости.

Судя по сообщениям иностранной печати, в ходе боевой подготовки авианосной авиации штурмовики и истребители отрабатывали и такую задачу, как «свободная охота» за отдельными кораблями и вспомогательными судами в прибрежной полосе территориальных вод «противника». На учениях, кроме одиночных самолётов, практиковалось применение разведывательно-ударных групп. Для поиска объектов удара использовались разведывательные самолёты, которые обнаруживали цели и обозначали их. В этом случае штурмовики находились в готовности на палубе авианосца или дежурили в зоне ожидания. По сигналу оператора самолёта-разведчика они атаковали цель наиболее подходящим для данных условий способом — с горизонтального полёта, пикирования или боевого разворота.

По мнению американских специалистов, в современных условиях считается целесообразным воздушную разведку береговых объектов выполнять сверхзвуковыми самолётами на больших или малых высотах с комплексным использованием разведывательной аппаратуры.

Наблюдение за соответствующими районами и их аэрофотосъемка дополняются воздушной радиотехнической разведкой. В последние годы на учениях самолёты-разведчики широко применяют радиолокационные станции бокового обзора, позволяющие просматривать побережье, военно-морские базы и другие объекты на территории «противника», не входя в опасную зону его ПВО.

При ведении воздушной разведки считается эффективным применять самолётную телевизионную аппаратуру, которая может передавать информацию об обстановке в районе наблюдения на авианосец.

Способы нанесения ударов авианосной авиации по береговым объектам изменяются в зависимости от удалённости целей от района боевого маневрирования АУГ, а также степени противодействия средств ПВО. Если назначенные цели располагаются в глубине территории противника, практикуется дозаправка самолётов топливом в воздухе. Она производится палубными самолётами-заправщиками, которые в данном случае дежурят в воздухе в назначенных районах вблизи маршрутов возвращения ударных групп из зоны боевых действия.

В большей степени, чем удаление объектов удара, на формирование тактики ударных сил авиации флота оказывает боеспособность и оснащённость системы ПВО противника. Опыт войны, развязанной американскими агрессорами во Вьетнаме, показывает, что в период бомбардировок объектов, прикрытых одной зенитной артиллерией, применялась так называемая «полигонная тактика». Палубные штурмовики, сведённые в большие группы, следовали до рубежа боевого развёртывания на средней высоте, наиболее выгодной для самолётовождения и ориентировки. Нередко во главе группы находился самолёт-лидер со штурманом на борту. По команде ведущего самолёты снижались четвёрками различными курсами, чтобы впоследствии осуществить заход на цель с разных направлений. Бомбы сбрасывались всем звеном залпом с горизонтального полёта или пологого пикирования. В боевой порядок включалась группа подавления огня зенитной артиллерии (обычно звено штурмовиков), которая действовала с упреждением относительно начала атаки основных сил. Повторные заходы на цель допускались, а ограничения по времени удара не вводились.

Совсем другое положение складывалось, когда противодействие палубным штурмовикам оказывала комбинированная система ПВО, в которую, кроме зенитной артиллерии, входили зенитные управляемые ракеты класса «земля — воздух» и сверхзвуковые истребители-перехватчики. Для борьбы с ними назначалось уже не одно звено, а несколько групп различного тактического назначения, включая постановщиков помех. Каждая из них выполняла свою специфическую задачу. Истребители прикрывали боевой порядок на маршруте следования и расчищали воздушное пространство в районе объектов удара. Разведчики с помощью бортовой радиотехнической аппаратуры обнаруживали включившиеся в работу РЛС противника и давали целеуказание группе подавления средств ПВО. Постановщики помех при подходе к цели выдвигались вперёд и ставили облако дипольных отражателей на маршруте пролёта ударной группы. Громоздкие и маломанёвренные самолёты РТР и РЭБ ставили активные помехи из зон, находившихся за пределами досягаемости зенитного огня.

В зарубежной печати сообщалось, что последовательность действий групп различного тактического назначения должна была строго выдерживаться, ибо, например, слишком ранняя постановка помех служила оповещением противнику о предстоящем налёте. Совершенно нежелательные последствия имела также рассогласованность атак ударной группы и группы подавления ПВО по времени. Поэтому управление действиями палубной авиации над территорией противника осуществлялось с воздушного командного пункта (самолёт Е-2В), который патрулировал в воздухе в течение всего времени налёта.

Использование средних высот полёта в районах, прикрытых зенитными управляемыми ракетами, значительно затруднялось. За счёт применения приёмов контррадиопротиводействия противнику удавалось осуществлять наведение ЗУР и поражать воздушные цели. В таких условиях непригодными были сомкнутые и развёрнутые по фронту боевые порядки, обеспечивавшие минимальное время удара.

Возросшее сопротивление со стороны ПВО заставило отказаться от повторных заходов на цель и бомбометания с горизонтального полёта и привело к тому, что в группы обеспечения стало выделяться до 50% всех сил, участвующих в налёте.

Изменились также способы атак наземных целей в связи с использованием новых средств поражения: снарядов РЭБ типа , управляемых бомб с телевизионной и лазерной системами наведения. Для того чтобы направить внимание расчётов средств ПВО на ложное направление атаки, стали назначаться отвлекающие группы. Ударная группа, используя результат отвлекающих действий, стремилась провести внезапную атаку с предельно малой высоты (или с применением управляемых средств поражения со средней высоты).

Вооружение палубной авиации штурмовиками А-6А «Интрудер», оснащёнными системами «слепого» бомбометания, расширили её возможности по нанесению одиночных ударов днем и ночью в сложных метеорологических условиях. Экипажи самолётов А-6А с помощью бортовой аппаратуры DIANE выходили на объект удара, используя складки местности и не поднимаясь выше 150 м. Тем самым они пытались избежать преждевременного обнаружения радиотехническими средствами ПВО противника и обеспечить наибольшую внезапность поражения цели.

Важным средством повышения эффективности ударов авианосной авиации явилось применение управляемых авиабомб. А оснащение авианосцев системами БИУС NTDS и одновременное использование самолётов ДРЛО позволили осуществлять наведение авиации по нескольким целям.

Боевое применение палубной авиации в значительной степени зависит от состояния погоды и моря, которое существенно влияет на взлёт и посадку самолётов (вертолётов). Как сообщалось в зарубежной печати, опыт использования авианосной авиации ВМС США показал, что 33,1% общего числа аварий самолётов при посадке на палубу авианосца происходит в результате воздействия неблагоприятных гидрометеорологических условий, например порывы бокового ветра, местные завихрения воздуха, дождь, снег, лёд, отсутствие видимого горизонта, а также вертикальные перемещения кормовой части авианосца при килевой качке. Поэтому командование авианосной ударной группы вынуждено принимать меры к тому, чтобы во время боевых действий палубной авиации авианосцы не оказались в полосе сильного дождя, тумана, шторма.

Для уменьшения влияния неблагоприятных погодных условий в США созданы и продолжают разрабатываться различные автоматические электронные системы. Судя по сообщениям американской печати, принятая на вооружение современных авианосцев система автоматизированной посадки самолётов с достаточной степенью безопасности обеспечивает примерно 80% посадок с первого захода (временной интервал между садящимися самолётами менее минуты) при высоте облачности до 600 м и дальности видимости (визуальной) 500-800 м. Вместе с тем подчёркивается, что эта система ещё не полностью решила все проблемы посадки самолётов на палубу авианосца в сложных гидрометеорологических условиях. По оценке американских военно-морских специалистов, мореходные качества авианосцев типа «Китти Хок» позволяют использовать самолёты при состоянии моря до 7 баллов.

Использование на авианосцах атомной энергетики делает эти корабли более автономными и менее зависимыми от тылового обеспечения, так как они могут принимать большое количество авиационного топлива (11 тыс. т) и боеприпасов (3 тыс. т), что особенно важно для действии палубной авиации. Сочетание таких авианосцев с атомными кораблями охранения оказывает существенное влияние на боевые возможности авианосных ударных групп в целом. По оценке американских военно-морских специалистов, атомные АУГ благодаря высокой скорости хода (до 35 узлов) способны совершать быстрый оперативный манёвр (за сутки может пройти 750 миль), что в свою очередь позволит наносить авиационные удары по большей площади и большему числу целей.

Для повышения боевых возможностей флота по завоеванию господства на море командование ВМС США начало разработку кораблей нового класса — многоцелевых авианесущих кораблей. В зарубежной печати сообщалось, что на эти корабли предусматривается базировать авиационные группы смешанного состава, состоящие из самолётов с вертикальным взлетом и посадкой (AV-8A ), а также противолодочных вертолётов. Многоцелевые авианесущие корабли предполагается привлекать главным образом для охраны конвоев и боевых кораблей на переходе морем, а в отдельных случаях, когда нецелесообразно использовать ударные авианосцы, они будут частично выполнять и их боевые задачи. Планируется также привлекать эти корабли для выполнения задач совместно с ударными и многоцелевыми авианосцами (в США продолжается строительство кораблей этого класса). По мнению американских специалистов, это повысит эффективность, оперативность и боевую готовность кораблей — носителей авиации, а также улучшит возможности распределения авианосной авиации на океанских ТВД.

Наряду со строительством атомных авианосцев и разработкой авианесущих кораблей в ВМС США поступают на вооружение и новые самолёты авианосной авиации: F-14A (см. цветную вклейку), S-3A «Викинг», EA-6B «Проулер». Кроме того, в стадии разработки находится палубный истребитель F-18 . Основные тактико-технические характеристики некоторых самолётов, состоящих на вооружении авиационных крыльев авианосной авиации, приведены в табл. 2.

Таблица 2. Основные ТТХ некоторых самолётов авианосной авиации

Основные ТТХ некоторых самолётов авианосной авиации

Перечисленные мероприятия по дальнейшему совершенствованию и развитию авианосной авиации и тактики действий палубных самолётов свидетельствуют о том, что милитаристские круги в США отводят этому средству агрессии важное место в своих военных приготовлениях, идущих вразрез с процессом разрядки международной напряжённости.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.