Командование разработки систем вооружения ВВС США

Военно-воздушные силы /
Советский Союз вместе с другими странами социалистического содружества, всеми миролюбивыми силами делает всё, чтобы остановить гонку вооружений, приступить к всеобщему и полному разоружению. Однако в мире еще есть силы империалистической реакции и агрессии, которые не оставляют попыток подорвать позитивные процессы оздоровления международного климата. Активно противодействуя делу мира и безопасности народов, военно-промышленный комплекс стремится использовать в своих агрессивных целях весь арсенал имеющихся средств, в том числе и разветвлённый аппарат управления военными исследованиями и разработками.

Важнейшим звеном этого аппарата в ВВС США является командование разработки систем вооружения (КРСВ), призванное, по сообщению американского журнала «Эр форс», обеспечивать в настоящем и будущем ВВС такой техникой и оружием, которые по своим тактико-техническим характеристикам превосходили бы боевые средства вероятного противника. С этой целью оно проводит НИОКР и различные испытания, производит закупки и руководит выпуском всех воздушно-космических систем.

Часть работ КРСВ осуществляет в тесном взаимодействии с соответствующими органами сухопутных войск и ВМС. Отдельные виды работ выполняются в интересах ряда стран — участниц .

Расходы КРСВ постоянно увеличиваются. По оценкам американском печати, они составляют свыше 23% годового бюджета ВВС. Так, в 1974/75 финансовом году из 27,5 млрд. долларов, ассигнованных военно-воздушным силам, этому командованию выделено 6,7 млрд. долларов.

КРСВ несёт ответственность за выполнение примерно 17 тыс. контрактов стоимостью более 50 млрд. долларов. В его распоряжении находится более 200 различных испытательных установок.

По данным иностранной печати, на середину 1975 года в командовании насчитывалось 56 000 человек (9788 офицеров, 17 274 солдата и сержанта, 28 938 вольнонаёмных). Организационно в него входят штаб, многочисленные управления, центры, полигоны и исследовательские лаборатории (рис. 1).

Общая схема организации КРСВ
Рис. 1. Общая схема организации КРСВ

Штаб КРСВ (авиабаза Эндрюс, штат Мэриленд) является руководящим и контролирующим органом. Он отвечает за перспективное планирование разработок техники и оружия, а также за строительство наземных объектов, определяет общую политику закупок и заключения контрактов с правительственными и частными фирмами, руководит научно-исследовательской работой, организует сбор иностранной военно-технической информации, охрану документации, техники, оружия и объектов, осуществляет контроль за материально-техническим обеспечением всех органов командования, ведет подбор и переподготовку кадров.

Управление размещения заказов (авиабаза Киртленд, штат Нью-Мексико) служит связующим звеном между промышленностью и ВВС. Оно оценивает возможности подрядчиков, ведет переговоры с ними о стоимости и сроках выполнения заказов. На каждой крупной авиационной фирме имеются его представители, в обязанности которых входит контроль за ходом и качеством работ, участие в испытаниях и приёмке готовой продукции.

Управление авиационных систем (авиабаза Райт-Паттерсон, штат Огайо) — самая крупная организация по разработке авиационных систем вооружения. Её бюджет составляет более половины средств, выделяемых КРСВ. В 1974/75 финансовом году он был равен 3,6 млрд. долларов. 95% бюджета идёт на выполнение программ по изготовлению и закупке самолётов. Управление отвечает за создание, модернизацию и приобретение для ВВС самолётов, ракет, разведывательных систем и другого авиационного оборудования.

Основными программами, за реализацию которых отвечает это управление, являются, в частности, разработка и совершенствование самолётов В-1 «Лансер», A-10 «Тандрболт» и F-15 , УР и других. Это же управление руководит НИОКР примерно по 200 системам для беспилотных самолётов, контролирует около 400 контрактов на изготовление аппаратуры радиопротиводействия и более 140 программ разработки разведывательной аппаратуры и вооружения.

Управление космических и ракетных систем (авиабаза Лос-Анджелес, штат Калифорния) руководит конструированием, испытаниями и производством ракет-носителей, а также пилотируемых и беспилотных космических летательных аппаратов и соответствующего наземного оборудования, создаваемого по заказам министерства обороны США.

Это головная организация по разработке стратегического наступательного оружия. Её ежегодные расходы составляют почти 2 млрд. долларов. Управление, в частности, ответственно за модернизацию МБР и их испытание. В последнее время его специалисты выполняли работы по усилению шахтных пусковых установок, оснащению ракет системами дистанционного перенацеливания. В будущем предполагается применять на МБР более точные инерциальные навигационные системы и новые головные части, несущие свыше трёх ядерных зарядов. Управлению поручено изучить возможности по созданию МБР, запускаемых после сбрасывания их с самолётов. Как сообщала иностранная печать, в октябре 1974 года по программе М-Х был осуществлен такой эксперимент с ракетой «Минитмэн» 1.


Большое внимание специалисты этого управления уделяют вопросам использования космоса в военных целях, модернизируют спутниковые системы. Управление работает в тесном взаимодействии с и соответствующими организациями сухопутных войск и ВМС. Совместно с НАСА оно создаёт космический транспортный корабль «Шаттл».

В подчинении начальника управления находится Западный ракетный полигон (авиабазa Ванденберг, штат Калифорния) и система наземных станций управления спутниками. На полигоне имеются 20 пусковых установок. Отсюда производятся испытательные пуски МБР, выводятся на околоземные орбиты космические аппараты, а также ведутся пуски ракет-целей для тренировки боевых расчётов системы ПКО. На полигоне занято около 6000 человек.

Управление электронных систем (Xэнском Филд, штат Массачусетс) отвечает за разработку самолётной системы , аппаратуры национальных воздушных командных пунктов (ВКП), электронного оборудования наземных КП, центров управления и наблюдения, АСУ для САК и других командований, а также систем, обеспечивающих охрану объектов и самолётов на стоянках.

Из новых программ, реализацией которых в настоящее время занято управление, в зарубежной печати отмечались «Кобра дейн» (строительство наземной РЛС с фазированной решёткой на о. Шемея, Алеутские о-ва), «Сик сейл» (установка РЛС в районе Тихого океана для системы «Спадатс»), «Комбат грэнд» (модернизация ПВО Испании) и т. п.

Бюджет этого управления в 1973/74 финансовом году составлял 709 млн. долларов. В управлении занято 3400 военнослужащих и гражданских лиц.

Управление авиационно-космической медицины (авиабаза Брукс, штат Техас) ведет теоретические и прикладные исследования в области военной авиационно-космической медицины, изучает возможности человеческого организма переносить перегрузки в условиях высоких температур, больших высот, ускорения, вибрации и т. п. Оно оказывает практическую помощь конструкторским бюро в создании новых образцов техники и оружия на основе достижений инженерной психологии.

Управление работает в тесном взаимодействии с другими организациями КРСВ. Ему подчинены лаборатория (авиабаза Райт-Паттерсон, штат Огайо) и школа авиационно-космической медицины (авиабаза Брукс). В лаборатории занято около 350 военнослужащих и вольнонаёмных. На основе данных, полученных в лаборатории, школа проводит опытно-конструкторские работы по созданию специального медицинского оборудования для авиационно-космических систем. Здесь также исследуются возможности организма человека выдерживать различные перегрузки во время маневров самолётов, подъёма ракет, схода с орбит космических кораблей, прохода их через плотные слои атмосферы и приземления (рис. 2). Школа занимается также вопросами подбора лётного состава ВВС, комплектования космических экипажей.

Устройство для лабораторных исследований влияния перегрузки на организм лётчикаРис. 2. Устройство для лабораторных исследований влияния перегрузки на организм лётчика

Управление иностранной техники (авиабаза Райт-Паттерсон) собирает и обрабатывает информацию о развитии авиационной техники и оружия в других странах с тем, чтобы американские фирмы и организации КРСВ могли использовать их достижения в разработках и координировать свою деятельность с работами, проводимыми в союзных США странах. Для этих целей управление направляет своих представителей в соответствующие иностранные организации.

Первоначальная обработка зарубежной научно-технической информации ведётся с помощью ЭВМ, которая связана с централизованной справочно-информационной системой. На основе получаемых данных составляются документы с оценкой технологических возможностей других стран в различных областях авиационно-космической техники.

С 1969 года управление решает задачи обеспечения научно-технической информацией всех органов министерства обороны США.

Центр летных испытаний ВВС (авиабаза Эдвардс, штат Калифорния). В нём проводятся летные испытания пилотируемых и беспилотных самолётов, а также других летательных аппаратов. Здесь проходят всесторонние испытания стратегический бомбардировщик В-1, истребители F-15, F-5Е и другие самолёты (рис. 3) Проверка их характеристик ведётся по различным программам (маневрирование, применение оружия по наземным целям, воздушный бой, взлёт и посадка и т. п.).

Самолеты (слева направо): YF-16, А-10, F-15, F-5E и YF-17 на авиабазе Эдвардс
Рис. 3. Самолеты (слева направо): YF-16, А-10, F-15, F-5E и YF-17 на авиабазе Эдвардс

Центру подчинена школа лётчиков-испытателей и три испытательные эскадрильи: 6511, 6512 и 6511-я. В первой (авиабаза Эль Центро, штат Калифорния) испытываются все парашютные системы, во второй (авиабаза Эдвардс), насчитывающей 75 лётчиков, проводятся полёты на самолётах, обеспечивающих испытания или поступающих в центр для испытаний. Третья эскадрилья (авиабаза Хилл, штат Юта) предназначена для проведения летных экспериментов с беспилотными самолётами.

Для полётов на новых самолётах формируются объединённые группы, состоящие из лётчиков центра, управления электронных систем и фирмы-подрядчика.

На авиабазе Эдвардс используются одна главная ВПП (длиной 4500 м) и шесть вспомогательных. Кроме того, вблизи авиабазы расположено несколько специальных полигонов, в том числе для стрельб, бомбометания и определения разрешающей способности бортовой фотографической аппаратуры. Воздушный коридор для полётов самолётов на сверхзвуковых скоростях протянулся на 380 км от р. Колорадо к югу и далее на запад до г. Гормэн, штат Калифорния.

Центр разработки и испытания авиационного вооружения (авиабаза Эглин, штат Флорида) предназначен для испытаний обычных авиационных боеприпасов. В его состав входят ряд отделов и лаборатория вооружения, которая занимается перспективными исследованиями. Она разрабатывает технологию изготовления образцов, создаст прототипы оружия и проводит их показ командованию.

В последнее время в центре изучаются перспективные управляемые бомбы модульной конструкции, авиационные мины, многоцелевые маневренные боеприпасы, разбрасываемые в районе цели из кассет, антиракеты для перехвата зенитных ракет, управляемые ракеты класса «воздух — земля», запускаемые из зон, находящихся вне досягаемости зенитного огня противника.

Центр вместе с полигонами занимает площадь 1813 кв.км и часть бассейна Мексиканского залива. В нём работает 19 000 человек. Его бюджет в 1973/71 финансовом году составил 400,4 млн. долларов.

Центр специальных систем вооружения (авиабаза Киртленд, штат Нью-Мексико) занимается разработкой перспективного самолётного оружия и его бортовых систем. В центре испытываются ракеты класса «воздух — воздух» (например, ), «воздух — земля () и системы их самонаведения, производится оценка эффективности зенитного огня против низколетящих самолётов и вертолётов, ведутся разработки мишеней, систем бомбометания, катапультируемых сидений и т. п. Центр также обеспечивает проведение ядерных испытаний, выделяя для этих целей воздушные средства.

Рельсовая трасса центра (на авиабазе Холломэн, штат Нью-Мексико) длиной около 11 км. позволяет испытывать на специальной ракетной каретке элементы конструкций самолёта (рис. 4), ракет и космических кораблей. Каретка может развивать скорость до 6400 км/ч.

Испытание кабины стратегического бомбардировщика В-1 «Лансер» на ракетной каретке, установленной на рельсах
Рис. 4 Испытание кабины стратегического бомбардировщика В-1 «Лансер» на ракетной каретке, установленной на рельсах

Центру подчинены 4900-я группа летных испытаний, 6585-я испытательная группа (авиабаза Холломэн), отдел испытаний и оценки систем. Для проведения испытаний командование центра использует полигон Уайт-Сэндз.

В 4900-й группе имеются самолёты 28 различных типов (например, пять F-1D, один RF-4С, пять NKC-136, три NС-135, пять С-130). Они используются в качестве испытательных воздушных лабораторий. 97% всех работ в центре, выполняются для Пентагона и только 3% — для других организации. В 1974 году здесь велись исследования по 353 проектам и программам.

Арнольдский научно-испытательный центр (Туллахома, штат Теннеси) — крупнейшая исследовательская организация ВВС, где проводятся испытания различных образцов оружия. Оборудование центра позволяет имитировать полёт испытываемых аппаратов с дозвуковыми и сверхзвуковыми скоростями на высотах до 1600 км.

По контрактам с ВВС в центре ведут широкие научно-исследовательские работы военные и гражданские авиационно-космические организации как США, так и других стран. В нём насчитывается 40 испытательных объектов, которые образуют три больших комплекса:

  • двигательный (14 установок, позволяющих обслуживать двигатели самолётов, ракет и космических аппаратов);
  • аэродинамический (шесть аэродинамических труб);
  • газодинамический (13 камер, в которых испытываются модели летательных аппаратов на предельных режимах работы, а также несколько вакуумных камер).

Центр непрерывно расширяется. В нём постоянно работают 58 офицеров, 32 сержанта и солдата, а также 150 вольнонаёмных. Кроме того, по контрактам периодически привлекается до 3000 человек. Годовой бюджет центра (без учёта строительства) в 1974/75 финансовом году составил 85 млн. долларов.

Центр опытного строительства (авиабаза Тиндал, штат Флорида). Здесь исследуются методы восстановления и ремонта ВПП, разрабатываются новые укрытия для самолётов и изучается воздействие на них ударной волны и светового излучения ядерного взрыва.

Специалисты центра занимаются испытаниями и оценками различной техники, систем оборудования, предназначенных для обслуживания строительных работ, а также стационарных и полевых аэродромов. Центр оказывает помощь другим организациям в исследовании шумов, коррозии металлов, износа аэродромных покрытий, причин разрушения самолётов при авариях и катастрофах и т. п.

Работы ведутся совместно с лабораториями ВВС и гражданскими организациями. В составе центра около 200 военнослужащих. Его ежегодный бюджет достигает 6 млн. долларов.

Восточный ракетный полигон (авиабаза Патрик, штат Флорида) предназначен в основном для испытаний оперативно-тактических ракет. Здесь имеются наземные радиолокационные, оптические и телеметрические станции, а также восемь самолётов ЕС-135, оснащённых измерительной аппаратурой. В 1973 —1974 годах на нём произвели свыше 50 пусков ракет. На полигоне, например, проходили пробные пуски ракет , а сейчас идёт подготовка к испытаниям баллистических ракет системы . В настоящее время полигон модернизируется.

Особая роль в КРСВ принадлежит научно-исследовательским центрам и лабораториям (ведут теоретические и прикладные исследования в определенных областях), которыми руководит директор по науке и технике. К их числу относятся: Ромский научно исследовательский центр (авиабаза Гриффис, штат Нью-Йорк), отдел научных исследований ВВС (Арлингтон, штат Вирджиния), лаборатория ВВС по изучению людских ресурсов ВВС (авиабаза Брукс, штат Техас), кембриджские научно-исследовательские лаборатории ВВС (Ханском Филд, штат Массачусетс), исследовательская лаборатория им. Франка Сейлера при Академии ВВС (Колорадо, штат Колораго). На авиабазе Райт-Паттерсон расположены лаборатории авиационных двигателей, авиационных материалов, авиационно-космических исследовании, динамики полёта и радиолокационного оборудования ВВС.

Как сообщает американская печать, некоторые лаборатории планируется объединить. В связи с этим пересматривается их организационная структура, уточняются ранее поставленные и определяются новые задачи. Это делается для того, чтобы исключить параллелизм в работе, высвободить дополнительные средства на расширение научных изыскании, обеспечить решение крупных, комплексных проблем. В частности в 1975/76 финансовом году предполагается расформировать Ромский научно-исследовательский центр и центр специальных систем вооружения. Часть задач Римского центра будет передана в ведение кембриджских научно-исследовательских лаборатории.

В основе работ КРСВ, как об этом свидетельствуют приведенные выше данные, лежат программы создания и совершенствования систем наступательного вооружения. С использованием этих систем Пентагон связывает реализацию своих агрессивных планов, направленных против стран социалистического содружества.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.