Некоторые вопросы воздушной разведки

Военно-воздушные силы /
В планах агрессивных приготовлений империалистических держав большое внимание уделяется получению разведывательной информации о социалистических странах и их вооружённых силах. Важную роль в этом призвана сыграть воздушная разведка, средства и методы которой непрерывно совершенствуются с учётом боевого опыта преступной войны в Юго-Восточной Азии. По мнению иностранных военных специалистов, для ведения воздушной разведки следует использовать не только специальные, но и боевые самолёты.

В публикуемой ниже в сокращённом переводе статье рассматривается ряд проблем по воздушной разведке, возникших в процессе боевой учёбы частей и подразделений ВВС и сухопутных войск, а также при ведении боевых действий в Юго-Восточной Азии. В статье выдвигаются предложения по решению этих проблем и устранению ряда недостатков в техническом оснащении аэрофотографических служб и способах использования фотоаппаратуры и самолётов. Интерес представляют также вопросы, связанные с улучшением организации армейской воздушной разведки и использованием контейнеров для фото- и ИК-аппаратов.

В атомный век интерес для разведки представляют не только вооружённые силы противника, но и его экономический потенциал и население.

Для достижения своих целей разведка использует различные средства и методы добывания необходимой информации. Одним из самых надёжных источников получения такой информации является воздушная разведка. Для решения стратегических задач разведки обычно используются искусственные спутники Земли и стратегические разведывательные самолёты. Имеющийся на вооружении США стратегический разведывательный самолёт SR-71A, летя со скоростью М = 3, может в течение часа заснять до 153,6 тыс. кв. км территории. Оперативный потолок таких самолётов превышает 24 км. На самолёте установлено современное разведывательное оборудование — от простых систем фотографирования до многоканальной высокоэффективной аппаратуры. Вся аппаратура обслуживается одним оператором.

Стратегические разведывательные самолёты строились в небольших количествах. Полученные с их помощью данные дополняли разведывательную информацию, поступившую по другим каналам. Поэтому вероятность появления ошибок при анализе полученных данных становилась незначительной.

Однако государства, имея на вооружении разведывательные искусственные спутники Земли и стратегические разведывательные самолёты, стоят перед трудноразрешимой проблемой быстрой и безошибочной оценки большой массы поступающей информации. До последнего времени основную роль в расшифровке полученных данных играли специалисты, а не машины. Некоторый прогресс в разработке машин уже достигнут, но дешифрирование все ещё затруднено в связи с большим потоком разведывательной информации.

Для выхода из сложившегося положения следует автоматизировать ряд операций, а именно: поиск и выделение нужного объекта, сравнение имеющихся по нему данных в целях подтверждения и корреляции нескольких изображений одного и того же объекта.

Строительство и оснащение тактических разведывательных самолётов происходило в значительной степени под влиянием опыта, полученного стратегической воздушной разведкой. На смену одноместному, оснащённому лишь АФА, разведывательному самолёту пришёл двухместный всепогодный самолёт-разведчик со всей необходимой разведывательной аппаратурой. Такими самолётами являются: самолёт ВВС США RF-4C и самолёт ВМС США RF-4B. Самолёт RF-4C участвовал во многих операциях в войне во Вьетнаме и оправдал надежды командования ВВС США. Однако взаимодействие командиров эскадрилий самолётов RF-4C с командирами дивизий или бригад сухопутных войск протекало не всегда удовлетворительно. Основные причины этого заключались в следующем:

  • самолёты-разведчики могли базироваться на ВПП с твёрдым покрытием, находящиеся вдалеке от штабов сухопутных войск, что приводило к нарушению бесперебойной связи;
  • недостаточно чётко координировались вылеты разведывательных самолётов для удовлетворения потребностей других родов войск;
  • относительно большая продолжительность разведывательного полёта (по меньшей мере 2—2,5 час.), определённая высота полёта и явный недостаток средств обработки значительного количества плёнки приводили к тому, что с момента начала выполнения задания и до момента получения готового аэрофотоснимка проходило много времени, и зачастую полученные данные теряли свою ценность для сухопутных войск.

Командирам частей и соединений сухопутных войск недоставало разведывательных самолётов, подчинённых непосредственно им, для организации постоянного наблюдения за районом боевых действий. Для таких целей лучше всего подходили лёгкие самолёты армейской авиации. Поэтому неудивительно, что 80% боевых вылетов по наблюдению за действиями противника осуществлялось самолётами армейской авиации. Командование сухопутных войск настаивало на разработке винтомоторных лёгких самолётов и разведывательных бронированных вертолётов. Предъявляемые к ним требования в печати не публиковались. В качестве примера лёгкого самолёта, приблизительно отвечающего этим требованиям, можно взять итальянский самолёт общего назначения АМ-3С.
Этот трёхместный самолёт фирмы «Аэрфер Аэрмакки» может нести два 70-мм АФА или один АФА с тремя объективами.

Разведывательный бронированный вертолёт обычно двухместный. Для него характерно наличие двух несущих винтов противоположного вращения и отсутствие рулевого винта. Предполагается, что он будет оснащён аппаратурой для фотографирования и наблюдения подобно англо-французскому вертолёту SA 341 .

Постоянно усиливающаяся ПВО родов войск, которая особенно действенна в борьбе против одиночных самолётов, недостаточное количество разведывательных самолётов и растущие запросы на разведывательные данные заставляют соответствующие командования находить пути, способствующие улучшению эффективности разведки.

Каждый боевой самолёт или вертолёт независимо от своего основного предназначения может получать разведывательные задачи. Для этого их следует оснастить соответствующей аппаратурой, а в авиаэскадрильях должны быть усилены службы обработки информации. Это поможет устранить некоторые недостатки воздушной разведки, поскольку на основе данных всех боевых самолётов и вертолётов в едином центре обработки разведывательной информации будут составляться и постоянно дополняться сводки об обстановке в районе боевых действий. Кроме того, это сократит количество вылетов легкоуязвимых разведывательных самолётов (к тому же ещё запрашиваемых заранее), а авиационные части и соединения после выполнения боевой задачи смогут быстро провести анализ результатов боевых вылетов. Если на основе этого анализа не появится необходимости в повторных вылетах, то все самолёты и вертолёты будут готовы выполнять другие боевые задания.

На основе развития концепции многоцелевого истребителя все учебно-тренировочные реактивные самолёты оснащаются соответствующим оружием, и в случае возникновения вооружённых конфликтов они могут использоваться для выполнения боевых задач, в частности для ведения разведки. Соответствующее вооружение уже имеют такие учебно-тренировочные реактивные самолёты, как Т-37В, А-37А и А-37В (США), МВ-326, MB 326G и MB-326GB (), НА-200 и НА-200Е (Испания) и SAAB-105 (Швеция).

Для успешного выполнения разведывательных задач необходимо:

  • на самолётах и вертолётах разведывательную аппаратуру устанавливать в фюзеляже или подвешивать в контейнерах, которые пока требуют дальнейшего усовершенствования;
  • выбирать наиболее целесообразные средства ведения воздушной разведки и методы их использования;
  • иметь квалифицированные кадры и современное оборудование для обработки аэрофотоснимков.

Устанавливая разведывательную аппаратуру в фюзеляже, необходимо обеспечить удобный доступ для её обслуживания и ориентирования датчиков аппаратуры в нужных направлениях. Кроме того, должны соблюдаться такие условия, чтобы температура и вибрация не превышали допустимые нормы.

Контейнеры с разведывательной аппаратурой являются наиболее простыми и дешёвыми в обслуживании и весьма рациональными с точки зрения поддержания высокой боевой готовности самолёта. ВВС Великобритании и Швеции имеют на вооружении такого рода контейнеры. В некоторых странах подвесные баки были переоборудованы в контейнеры. Хороню и удобно монтируется в контейнерах ИК-аппаратура, а сложная РЛС с боковым обзором для такого монтажа непригодна.

Что касается количества требуемых контейнеров, то следует исходить из расчёта — один контейнер на три самолёта. Этого правила надо придерживаться и при создании резерва контейнеров с разведывательной аппаратурой в каждой части.

До сего времени лучшим средством ведения воздушной разведки все ещё остаётся АФА, с помощью которого можно получать снимки с малых высот и на больших скоростях полёта. Для охвата большей площади необходимо устанавливать на самолёте несколько АФА: один — для фотографирования местности впереди самолёта, а два других — для её съёмки с обеих сторон. Можно устанавливать и дополнительный АФА для выполнения плановой съёмки. Практика показала, что угол захвата АФА лежит в секторе около 140°. С увеличением числа этих аппаратов соответственно увеличивается время, необходимое для обработки плёнки и получения готовых результатов.

В случае применения панорамных АФА или АФА с большим углом захвата время на обработку плёнки значительно сокращается, поскольку один аппарат выполняет задачи нескольких аппаратов. Высвобождаемое время можно использовать на более детальное дешифрирование снимков.

Для монтажа в контейнер по своим размерам и весу пригодны, например, такие фотоаппараты, как узкопанорамный АФА фирмы «Фэрчайлд» и АФА KRb 8/24С фирмы «Карл Цейс». Первый из них имеет тот недостаток, что при наклонной и вертикальной съёмках на снимках появляются перспективные искажения. Стереоскопическое дешифрирование этих снимков невозможно, определить их масштабы сложно. Кроме того, для расчёта расстояний между объектами нужна специальная сетка. Аппарат непригоден для аэрофотосъемки в ночных условиях.

АФА KRb 8/24С разработан для беспилотного разведывательного самолёта AN/USD 501, который находится на вооружении ВВС Канады. Великобритании и . Этот АФА с тремя объективами является полностью автоматическим. Полученные с его помощью три стереоснимка (71,5Х Х71.5 мм) на плёнке шириной в 24 см охватывают площадь, заключённую в секторе 144°. Аппарат прост в обслуживании и пригоден для съёмки днем и ночью.

Опыт войны во Вьетнаме показал, что действия противника возобновляются сразу же после того, как только самолёт-разведчик пролетит его позиции. Пока ещё не существует ни одного тактического разведывательного самолёта, который бы мог вести съёмку местности сзади себя. Для восполнения этого недостатка необходимо иметь два АФА KRb 8/24С, размещённые в контейнере так, чтобы один фотографировал местность впереди самолёта и мог поворачиваться для выполнения вертикальной съёмки, а второй охватывал бы местность сзади самолёта. Углы захвата АФА в этом случае могут составлять 144° для любой съёмки. Самолёт с такой аппаратурой сможет фотографировать при подходе к цели ближние и дальние её районы, при пролёте над целью — состояние цели и при уходе от неё — результаты стрельбы или бомбометания.

Небольшие размеры вышеописанных АФА позволяют дополнительно устанавливать между ними аппараты с длиннофокусным объективом или же ИК-сканирующее устройство. Длиннофокусный АФА с уголковым объективом монтируется так, чтобы держать в поле зрения те объекты, над которыми самолёту нельзя пролетать из-за сильной ПВО или других причин. Поворотный уголковый объектив, горизонтальные углы поворота которого составляют ±22,5°, ±45°, ±67,5° и ±90°, даёт возможность вести съёмку независимо от маршрута и высоты полёта.

Если между передним и задним АФА установлен ИК-аппарат, то можно получать снимки в различных спектрах электромагнитных волн. Сравнительный анализ снимков, сделанных одновременно оптическим и инфракрасным аппаратами, даёт невиданные до сих пор результаты, поскольку снимки дополняют друг друга. Вот некоторые примеры.

Удачно замаскированные самолёты, которые трудно распознать на обычных снимках, хорошо видны на снимке, сделанном ИК-аппаратом, поскольку их ещё не остывшие двигатели интенсивно выделяют тепловое излучение, проходящее через лёгкий маскировочный материал (сетку, ветки и т. д.). «Тепловые следы» на снимке, которые могут быть оставлены на земле взлетевшими транспортными самолётами, заставляют дешифровальщика внимательно изучить полученный материал с целью возможного выявления перебросок по воздуху солдат и боевой техники.

ИК-приемники, которые в настоящее время могут улавливать разницу температур в 0,25°С (а в ближайшем будущем 0,10°С), являются так называемыми пассивными приборами, то есть они не могут быть обнаружены противником. Время суток и время года мало влияют на возможности этих приёмников, но они не могут фиксировать тепловые излучения местности через туман и облака. Угол захвата их составляет 140°.

Снимок, сделанный ИК-аппаратом, имеет меньшую разрешающую способность, чем снимок, сделанный оптическим АФА. Для повышения чувствительности ИК-аппарата его чувствительный элемент либо охлаждают жидким азотом, либо применяют другой способ. Потребление энергии аппаратом равно примерно 3 ква.

ИК-аппараты, пригодные для монтажа в контейнер, выпускаются следующими фирмами: «Сосьете Аноним де телекомюникасьон» (), «Де Ауде Дельфт» (), «Зингер» и «Тексас инструменте» (США).

Стоимость ИК-аппарата и его запасных частей значительно выше стоимости двух АФА KRb 8/24С и одного АФА с длиннофокусным объективом. Учитывая это, а также проблему подготовки специалистов для обслуживания ИК-аппарата, на самолёты рекомендуется устанавливать фотоаппаратуру в комбинированном варианте, а имеющихся в разведывательных эскадрильях специалистов по фотооборудованию обучать обслуживанию ИК-аппаратуры.

Наиболее простым и дешёвым решением может быть установка на самолёт контейнера, включающего два АФА KRb 8/24С для наклонных съёмок вперёд и назад и один ИК-аппарат между ними. Установка этой аппаратуры в фюзеляже самолёта почти исключается из-за недостатка места и трудного монтирования аппаратов с большими углами захвата и аппаратов для наклонной съёмки назад.

Вышеуказанный контейнер мог бы быть использован на всех самолётах, на которых установлены стандартные контейнеры (два АФА KRb 8/24С и АФА с длиннофокусным объективом).

Для обработки получаемых материалов необходимы квалифицированные специалисты. Персонал для обслуживания оборудования, проявления и сушки плёнки можно подобрать относительно легко, в то время как подбор дешифровальщиков связан с большими трудностями. Рекомендуется готовить по этой специальности военнообязанных, которые могут применить полученные знания во время прохождения ими воинской службы. Уровень их знаний следует поддерживать и углублять на заочных курсах и во время военных сборов.

Численность личного состава аэрофоторазведывательных служб в авиаэскадрильях обычно устанавливается на основе предполагаемого числа боевых вылетов в день и имеющегося в наличии оборудования для проявления и дешифрирования получаемых материалов. Кроме того, важную роль играют методы организации работы аэрофоторазведывательных служб. Если, к примеру, упор делается на дешифрирование негативов, а позитивы делаются и обрабатываются от случая к случаю, то достаточно иметь небольшой штат. Если есть современное оборудование для проявления и сушки плёнки, например, такое, как английская машина «Винтен», которая за 5—6 мин. обрабатывает 30 м 70-мм плёнки, то его можно установить на конце дешифровального стола, чтобы высушенная плёнка попадала сразу же на его бобины.

Для быстрого дешифрирования больше всего годятся телевизионные камеры. С их помощью на экране телевизора можно видеть вместо небольшого негатива увеличенный позитив. Короткое время проявления и сушки плёнки позволяет сразу же опросить вернувшийся с полёта экипаж и уточнить детали целей, используя телевизионный экран. Современная дополнительная аппаратура даёт, кроме того, возможность использовать радиотелефонные линии для передачи фотоснимков и телевизионных изображений в различные штабы и КП. Например, аэрофотоснимок неизвестного до сих пор оружия противника может быть передан в штаб командования в течение нескольких минут.

Если необходимо провести сравнительную оценку снимков, полученных АФА и ИК-аппаратом, то экраны изображения таких снимков должны быть расположены один над другим. Такое расположение создаёт легко дешифрируемое многоспектральное изображение.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что необходимо иметь более широкую базу для организации и ведения воздушной разведки, а также ликвидировать недостатки аэрофоторазведывательной службы, в чем заинтересованы все виды вооружённых сил.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.