Непосредственная авиационная поддержка

Военно-воздушные силы /
Несмотря на большие позитивные сдвиги, которые произошли за последние годы в оздоровлении международной обстановки благодаря усилиям Советского Союза и других социалистических стран, опасность войны еще не устранена, она остается суровой реальностью наших дней. Об этом красноречиво свидетельствуют мероприятия, проводимые империалистическими державами, и прежде всего по наращиванию боевой мощи вооруженных сил.

В последние годы на страницах зарубежной печати все больше стало появляться статей, в которых затрагиваются проблемы ведения боевых действий на Европейском театре войны. Характерным здесь является то, что любая обсуждаемая проблема тесно увязывается с опытом войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. При этом особое внимание уделяется использованию авиации.

Бывший командующий ТАК ВВС США генерал Момьер в журнале «Интернэшнл дефенс ревью» отмечал, что если в Европе разразится воина с применением обычных средств, то, чтобы добиться победы в наикратчайший срок, воздушные операции по завоеванию превосходства в воздухе, изоляции поля боя и непосредственной авиационной поддержке необходимо проводить решительно и быстро. По его мнению, война в Европе будет намного интенсивней, чем войны, в которых когда-либо принимали участие американские войска. Уже в её начальной стадии США и их союзники встретятся с противником, имеющим, по крайней мере, равное число самолётов. Потребуется большое количество тактических истребителей для защиты с воздуха своих войск, их баз и линий снабжения. Из высказываний американского генерала следует, что непосредственная авиационная поддержки сухопутных войск явится одной из основных задач объединенных ВВС .

Французский журнал «Стрэтежи» по этому поводу писал, что из состава объединенных ВВС НАТО для непосредственной авиационной поддержки может быть выделено около 2000 самолётов. В интересах сухопутных войск на поле боя тактическая авиация сможет выполнять 1400—2000 самолёто-вылетов в сутки.

Массовое применение авиации при сильном противодействии со стороны ПВО противника, по мнению иностранных поенных специалистов, поставит перед командованием сложные задачи по непосредственной авиационной поддержке и потребует четкой организации управления самолётами в воздухе. Поэтому уже сейчас, заявляют они, необходимо готовиться к подобным действиям.

Судя по сообщениям иностранной печати, такая подготовка проводится командованием НАТО в ходе учении и маневров. Почти в каждом из них отрабатываются задачи непосредственной авиационной поддержки, а также совершенствуется система управления и взаимодействия авиации с сухопутными войсками. Более того, в ряде стран НАТО для такой поддержки строятся специальные самолёты и разрабатываются способы их применения в условиях европейских ТВД.

В зарубежной печати непосредственная авиационная поддержка определяется как штурмовые действия авиации по объектам противника, находящимся в непосредственной близости от переднего края сухопутных войск. Она предусматривает нанесение воздушных ударов по целям, которые не могут быть поражены средствами сухопутных войск и от уничтожения которых зависит успех наступательных и оборонительных боев или операций в целом.

Иностранные военные специалисты считают, что на европейских ТВД непосредственная авиационная поддержка будет проводиться главным образом в интересам объединенных сухопутных войск НАТО. Однако она может оказываться и военно-морским силам в прибрежных районах. При этом воздушные удары рекомендуется координировать с действиями сухопутных войск или ВМС по времени и месту, чтобы обеспечить наибольшую их эффективность и предотвратить необоснованные потери как и воздухе, так и на земле.

В воздушно-космической «доктрине» США говорится, что непосредственная авиационная поддержка в войне с применением обычных средств поражения должна проводиться крупными силами авиации. В пользу этого положения в зарубежной печати приводилось немало доводов. Вместе с тем командование США считает, что одиночные самолёты из-за их способности быстро реагировать на изменение обстановки (особенно в сложных метеорологических условиях) могут также эффективно наносить удары по сухопутным войскам, когда они становятся наиболее уязвимыми с воздуха, например при наступлении, на марше и т.п.

По времени и масштабам непосредственная авиационная поддержка может быть длительной и массированной или короткой и с использованием малых сил, как этого потребует командование сухопутных войск.

Американские военные специалисты полагают, что эффективность непосредственной авиационной поддержки зависит от гибкости использования самолётов, основой которой является централизованное управление, позволяющее сосредоточивать силы авиации там, где это необходимо. Командование США планирует руководить своими самолётами на ТВД через тактическую систему управления авиацией.
Оно полагает, что с помощью этой системы можно обеспечить выполнение всех тактических задач.

Организация непосредственной авиационной поддержки, как сообщалось в зарубежной печати, является важным мероприятием командующего ВВС на ТВД. Журнал «Интернэшнл дефенс ревью» писал, что на европейских ТВД потребуется наиболее четкая и гибкая организация непосредственной авиационной поддержки в любой складывающейся боевой обстановке. Вариант подобной организации, который в последние годы отрабатывается американским командованием, показан на рис. 1.

Схема организации непосредственной авиационной поддержки на ТВД
Рис. 1. Схема организации непосредственной авиационной поддержки на ТВД (вариант)

Непосредственная авиационная поддержка слагается из планирования, доведения боевых задач до исполнителей и их выполнения.

Планирование осуществляется на основе единого плана операции, который разрабатывается по указанию главнокомандующего вооруженными силами на ТВД. В нем, в частности, определяются общие задачи непосредственной авиационной поддержки и необходимое количество самолёто-вылетов для их решения. В зависимости от оперативной обстановки и замысла главнокомандующего каждая полевая армия получает определенное количество самолёто-вылетов, которые распределяются по заявкам нижестоящих штабов. Заявки бывают плановые и срочные.

Плановые заявки, поступающие от батальонов, дополняются и уточняются в вышестоящих инстанциях. В штабе полевой армии заявки обобщаются и по ним составляется план непосредственной авиационной поддержки на следующие сутки, в котором указывается время нанесения ударов, объекты удара и задачи. Затем этот план передается в центр управления тактической авиацией, где производится детальное планирование непосредственной авиационной поддержки: определяется состав сил, распределяются самолёто-вылеты по авиационным частям и подразделениям, указывается, сколько и каких боеприпасов необходимо брать на самолёты, боевой порядок, профиль и маршрут полета, характер системы ПВО противника и другие данные.

В иностранной печати подчеркивалось, что центр управления тактической авиацией доводит свои решения до командиров авиационных частей, информируя об этом центр непосредственной авиационной поддержки, который развертывается при армейском корпусе. Командиры в свою очередь назначают экипажи и самолёты, ставят перед ними задачи, уточняют боевой порядок и маршрут следования, определяют боевую загрузку самолётов, действия их на маршруте и способы бомбометания.

Обобщением срочных заявок от сухопутных войск занимаются центры непосредственной авиационной поддержки. Заявки поступают к ним по линиям связи авиационных органов управления. Их посылают штабы батальонов, бригад, дивизий и корпусов через офицеров связи ВВС в том случае, если в ходе боя или сражения возникла такая необходимость.

Офицеры связи, а также передовые авианаводчики и радиосвязисты входят в состав команд управления тактической авиации (КУТА). Они отбираются из числа опытных летчиков, которые обязаны советовать и помогать командирам в планировании непосредственной авиационной поддержки. В распоряжении этих команд имеется аппаратура для наведения самолётов на цели, размещенная в бронетранспортерах, танках или на самолётах.

Срочная заявка штаба батальона проходит через офицера связи ВВС прямо в центр непосредственной авиационной поддержки, минуя вышестоящие штабы. Последних только информируют об этом, и они вмешиваются в передачу заявки лишь тогда, когда нужно отменить ее. Такой порядок прохождения срочных заявок, по мнению американских военных специалистов, якобы значительно сокращает время вызова авиации и позволяет ориентировать в обстановке заинтересованные в этом штабы.

О поступивших заявках и решениях по ним центр непосредственной авиационной поддержки докладывает в центр управления тактической авиации и в штаб полевой армии. После получения разрешения на их реализацию центр непосредственной авиационной поддержки связывается с командирами авиационных частей и подразделений или дежурными самолётами на земле или в воздухе и ставит им задачи. В зарубежной печати подчеркивалось, что центр непосредственной авиационной поддержки не может перенацеливать самолёты без получения на это санкции штаба полевой армии.

Выполнение задания по непосредственной авиационной поддержке начинается с получения и уяснения задачи экипажами самолётов. Подготовка к вылету зависит от многих факторов, и прежде всего от срочности вызова, характера цели и её удаленности от аэродрома, системы ПВО противника и метеорологических условий.

После взлета командир группы устанавливает радиосвязь с центром управления тактической авиацией, а затем по мере удаления от аэродрома базирования связывается с центром управления и оповещения (ЦУО), постом наведения и оповещения (ПНО), передовым постом наведения и, наконец, передовым авианаводчиком.

Такая последовательность управления самолётами соблюдается не всегда, в основном она будет зависеть от складывающейся боевой обстановки и метеорологических условий. При небольшом удалении аэродрома вылета от линии фронта центр управления передает руководство полетом непосредственно авиаводчику. При отсутствии или ограниченной визуальной видимости управление самолётами ка конечном этапе осуществляется, как правило, с помощью РЛС передового поста наведения. В сложных метеорологических условиях для поражения назначаются только неподвижные контрастные цели и обязательно устанавливается рубеж бомбометания в 50—80 км от переднего края своих войск.

Нацеливание самолётов на объекты атаки производят передовые авианаводчики с помощью различных средств: радиоаппаратуры, дымовых ракет, осветительных бомб, лазерных целеуказателей и т. д.

Многие иностранные военные специалисты высказывают сомнение в успешном действии авианаводчиков с самолётов на европейских ТВД, поскольку здесь воздушная и наземная обстановка может оказаться сложной, а противник будет иметь сильную систему ПВО. Поэтому летчики при вылете на боевое задание обязаны точно знать расположение переднего края своих войск и должны быть готовы по командам передового авианаводчика с земли наносить удары по целям. Но если с ним связь будет потеряна, то экипажу самолёта разрешается вести огонь только по опознанным целям. Указания авианаводчика действительны до рубежа возможного «наблюдения» за самолётом (визуально или с помощью РЛС передовых постов).

О выполнении задания и результатах удара командир группы самолётов сообщает передовому авианаводчику.

Выбор типа самолёта


Задачи непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск в принципе могут выполнять все состоящие

на вооружении ВВС США истребители, штурмовики и бомбардировщики. Однако, по мнению американского командования, эти самолёты уже не удовлетворяют всем требованиям, которые предъявляются к ним при выполнении задачи непосредственной авиационной поддержки в современных условиях.

Принимая во внимание трудности преодоления современной системы ПВО и усложнения решения других задач, военные специалисты ВВС США и их партнеров по НАТО пришли к выводу о необходимости иметь на вооружении самолёты целевого назначения. Так, командование ВВС США для непосредственной авиационной поддержки планирует использовать самолёт А-10А (рис. 2), который в настоящее время проходит летные испытания, а командование ВВС — самолёт (рис. 3) производства западногерманских и французских фирм. Помимо выполнения основной задачи, они приспосабливаются также для ведения разведки. Военные требования к этим самолётам разработаны, исходя из оценки вероятного театра войны. К самолёту А-10А «Тандерболт», например, были предъявлены следующие основные требования: приемлемая ударная сила, небольшая стоимость, высокая живучесть, простота обслуживания и быстрота реагирования.

Самолёт А-10А "Тандерболт"Рис. 2. Самолёт А-10А «Тандерболт»

Иностранные военные специалисты полагают, что удары с воздуха являются, по существу, наступательными действиями, даже если они выполняются в интересах обороняющихся сухопутных войск. Самолёты, наносящие удары в передовой зоне ПВО, должны обладать способностью преодолевать её и наносить такой урон обороняющемуся, который бы содействовал успеху наступающих войск. Поэтому первостепенное значение придается их высокой маневренности, а также установке на них разнообразного и мощного оружия.

Самолёт «Альфа Джет»Рис. 3. Самолёт «Альфа Джет»

Для выполнения задач непосредственной авиационной поддержки, как отмечается в иностранной печати, потребуется большое количество самолётов, а их приобретение связано с большими финансовыми расходами. Отсюда и вытекает требование о малой стоимости самолётов.

Исход войны, как свидетельствует зарубежная печать, зависит от живучести боевой техники, так как безвозвратные потери могут быть такими большими, что их невозможно будет восполнить в полной мере за счет выпуска новых машин Иностранные военные специалисты считают, что самолёту А-10А «Тандерболт» присуща высокая живучесть за счет его скорости, маневренности и броневой защиты.

И наконец, самолёт А-10А «Тандерболт» за счет простоты его обслуживания, способности действовать с полевых аэродромов и значительной продолжительности полета сможет быстро реагировать на вызов. Благодаря этому появляется возможность организовать непосредственную авиационную поддержку, когда и где она будет необходима.

Самолёт ВВС ФРГ «Альфа Джет», первый полет которого состоялся в октябре 1973 года, по своим тактико-техническим характеристикам и конструкции отличается от американского самолёта А-10А «Тандерболт». Он меньше но размерам, более прост в конструкции, на нем установлено менее сложное оборудование, следовательно, и стоимость его меньше. Требования западногерманского командования к такому самолёту состояли в следующем. Он должен действовать с полевых аэродромов и взлетно-посадочных площадок, иметь большую продолжительность полета и быструю реакцию на вызов.

Различие в конструкции и тактико-технических данных самолётов западногерманские военные специалисты объясняли «специфическими» задачами, которые возлагаются на вооруженные силы государств. США, претворяя в жизнь «глобальную стратегию», готовятся к использованию своих вооруженных сил, в том числе и авиации, в различных местах земного шара. Поэтому их самолёт создается с учетом действий в любых географических, климатических и метеорологических условиях. Что касается ФРГ, то её ВВС будут выполнять задания в ограниченном географическом районе, что якобы и позволило упростить их самолёт.

Таким образом, судя по сообщениям зарубежной печати, в планах подготовки командования НАТО к будущей войне непосредственной авиационной поддержке отводится важная роль. Её задачи на европейских ТВД будут решать не только самолёты европейских стран НАТО, но и США. Руководство непосредственной авиационной поддержкой планируется осуществлять через систему управления тактической авиацией, которая, по заявлению зарубежных военных специалистов, позволит быстро реагировать на изменения остановки на ноле боя.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.