Новая американская система дозаправки вертолётов

Военно-воздушные силы /
Пентагон проводит ряд мероприятий по повышению боевых возможностей авиации. Наряду с совершенствованием парка боевых машин создаются и поставляются в авиационные части новые средства технического обслуживания, в том числе различные системы, сокращающие время заправки самолётов и вертолётов топливом на полевых аэродромах и посадочных площадках.

По сообщениям зарубежной печати, в ВВС нашли широкое применение системы наземной дозаправки вертолётов топливом без выключения их двигателей и с вращающимися несущими винтами. Однако отмечается, что при использовании таких систем имеют место пожары. Так, например, с января 1967 по август 1974 года их было около 30. В результате 14 человек из обслуживающего персонала получили ожоги и ранения, полностью уничтожено пять вертолётов, значительные повреждения получили 12, а незначительные — 13 вертолётов.

Как известно, до настоящего времени в США применялись два вида систем дозаправки вертолётов топливом: незамкнутая и замкнутая. В первом случае дозаправка осуществляется с помощью обычного стандартного заправочного пистолета. При этом имеется большая опасность возникновения пожара. В замкнутой системе используются пистолеты и переходники специальной конструкции, которые при подаче топлива в баки вертолёта обеспечивают герметичность и изолируют топливо и его пары от атмосферы. Американские специалисты отмечают, что эта система более безопасна. Однако первые её образцы далеко не совершенны и существует пока много проблем, связанных с их использованием (недостаточная герметичность, что приводит к утечке горючего, отказы в работе устройства автоматического выключения подачи топлива при временном прекращении заправки и т. д.).


Как сообщает зарубежная печать, в настоящее время создана новая система дозаправки вертолётов, получившая обозначение FARE. Первые её опытные образцы испытывались на завершающем этапе агрессивной войны США во Вьетнаме. Позднее в её конструкцию был внесён ряд изменений, после чего, по мнению иностранных специалистов, она стала отвечать современным требованиям.

Система FARE состоит из центробежного топливного насоса с приводом от небольшого двигателя, лёгкого фильтрующего элемента, приёмного устройства (монтируется в горловине топливного бака вертолёта), двух заправочных пистолетов со специальными переходниками (рис. 1), двух 45-м шлангов для подачи топлива от насоса к вертолётам и 18-м заборного шланга. С её помощью можно одновременно заправлять два вертолёта. Максимальная производительность насоса при этом составляет 380 л/мин (190 л/мин на каждый пистолет), а при заправке через один пистолет — около 300 л/мин.

Приёмное устройство и заправочный пистолет системы FAREРис. 1. Приёмное устройство и заправочный пистолет системы FARE: 1 — приёмное устройство; 2 — заправочный пистолет; 3 — штуцер для присоединения шланга

Приёмное устройство имеет поплавковый клапан, который перекрывает поступление топлива в бак, когда он заполнен до определённого уровня или когда скорость подачи топлива превышает максимально допустимую для данного типа вертолёта.

Переходник обеспечивает герметизацию соединения заправочного пистолета и приёмной горловины топливного бака. Внешний вид заправочного пистолета, установленного в топливоприёмной горловине вертолёта и готового к перекачке топлива, показан на рис. 2.

Заправочный пистолет системы ТАРЕ в топливоприёмной горловине вертолётаРис. 2. Заправочный пистолет системы ТАРЕ в топливоприёмной горловине вертолёта

Система может быть подключена практически к любой ёмкости. Обычно в полевых условиях основными заправочными ёмкостями являются стандартные топливные баки объёмом по 1900 л. Максимальная допустимая скорость перекачки топлива из них 380 л/мин.

Размеры шлангов позволяют развернуть два заправочных пункта на расстоянии до 90 м друг от друга и в 45 м от склада ГСМ или других аэродромных топливных ёмкостей.

Вся система имеет небольшой вес и габариты. Её можно перевозить как на внешних подвесках, так и внутри грузовых кабин вертолётов. Все элементы системы при транспортировке размещаются в шести упаковках общим весом 306 кг. Для развёртывания системы и организации пунктов для заправки вертолётов в полевых условиях (при наличии там баков с топливом) требуется незначительное время.

В иностранной печати отмечается, что система FARE позволяет более быстро и безопасно, чем раньше, осуществлять дозаправку вертолётов. Например, во время боевых действий во Вьетнаме для заправки эскадрильи из десяти вертолётов UH-1 из топливозаправщиков ёмкостью по 7600 л требовалось около 30 мин (при этом двигатели вертолётов во избежание пожара были выключены). Теперь использование одновременно пяти систем FARE даст возможность заправить такую эскадрилью за 7 мин без выключения двигателей. Применение этой системы, считают американские специалисты, позволит значительно повысить боеготовность вертолётов, что особенно важно при нахождении их в районе боевых действий.

По данным зарубежной печати, система FARE может быть использована для заправки не только вертолётов, но и лёгких самолётов, танков, бронетранспортёров и другой боевой техники сухопутных войск. Это, по мнению иностранных военных специалистов, позволит значительно сократить количество типов применяемых заправочных систем, уменьшить номенклатуру запасных частей к ним, что в свою очередь облегчит организацию дозаправки различных боевых машин и тем самым повысит боеготовность войск.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.