Подготовка лётного и наземного состава в ВВС Великобритании

Военно-воздушные силы /
Комплектование военно-воздушных сил высококвалифицированными кадрами, по мнению ряда зарубежных военных специалистов, является в настоящее время сложным делом. Во многих странах для привлечения на службу в ВВС молодых людей, особенно студентов вузов, постоянно проводится большая агитационная работа. В первую очередь это касается Великобритании, где военная служба особенно не популярна среди молодёжи. Все возрастающее усложнение авиационной техники заставляет командование английских ВВС искать новые пути отбора и обучения кадров для постоянного пополнения лётной и наземных служб ВВС. В последнее время в военно-воздушных силах Великобритании активно проводятся мероприятия, направленные на увеличение среди кадрового состава числа лиц с законченным высшим образованием.

В публикуемой ниже с некоторыми сокращениями переводной статье освещаются состояние, основные задачи и перспективы развития подготовки лётного и наземного состава в ВВС Великобритании.

Ответственность за обучение офицерскою, сержантского и рядового состава для ВВС Великобритании несёт командование подготовки лётных и технических кадров ВВС (штаб в Брамптон, графство Ланкашир). Это командование было создано в 1968 году в результате объединения двух учебных командований: подготовки лётных кадров и подготовки технических кадров.

В целях улучшения учебного процесса и более полного использования имеющихся возможностей командование ВВС Великобритании систематически изучает и анализирует организацию и методику подготовки личного состава военно-воздушных сил, потребности военно-учебных заведений и частей в учебно-тренировочных самолётах и другой технике и на основе полученных результатов разрабатывает соответствующие рекомендации.

Командование подготовки лётных и технических кадров ВВС решает широкий круг задач, основными из которых являются:

  • отбор и первоначальная общевойсковая подготовка офицеров всех специальностей;
  • подготовка членов экипажей самолётов, большая часть которых является офицерами, а остальные (операторы радиоэлектронного оборудования, бортмеханики, специалисты по погрузке и транспортировке грузов) — рядовыми и сержантами;
  • специальная подготовка офицерского состава для тех наземных служб, которые не требуют соответствующей предварительной подготовки до зачисления на службу в ВВС;
  • основная профессиональная подготовка, повышенная подготовка и переподготовка лиц, окончивших гражданские высшие учебные заведения (в том числе и специалистов женской службы ВВС);
  • отбор и техническая подготовка учащихся ( в возрасте до 18 лет);
  • подготовка инструкторов-лётчиков;
  • подготовка лётного и инженерно-технического состава ВВС государств — союзников Великобритании;
  • подготовка лётного и инженерно-технического состава для других видов вооружённых сил и дополнительная подготовка офицеров, возвращающихся к лётной работе.

В случае начала военных действий командование подготовки лётных и технических кадров обязано удовлетворять потребности боевых авиационных командований в лётных кадрах и специалистах наземных служб ВВС. Его командующий является старшим авиационным начальником гражданской обороны метрополии.

Практическое выполнение вышеперечисленных задач возложено на три учебные авиагруппы (22, 23 и 24-я) и шесть других специализированных военных учебных заведений, находящихся на правах учебных авиагрупп.

22-я учебная авиагруппа (штаб в Маркет Драйтон) отвечает за предварительную и первоначальную подготовку офицерского состава, принятого на службу в ВВС непосредственно из гражданских учебных заведений, а также совершеннолетних добровольцев рядового и сержантского состава (включая женщин). Штабу авиагруппы подчинены офицерско-кадетская школа в Хенлоу, школа начальной лётной подготовки в Чёрч-Фентон, две авиашколы по обучению добровольцев в Суиндерби и Спиталгейт. Учебное заведение в Спиталгейт является также центром подготовки личного состава различных специальностей женской службы ВВС. Штаб авиагруппы осуществляет руководство деятельностью университетских эскадрилий. 16 таких эскадрилий созданы при 46 высших учебных заведениях страны. В настоящее время они начали готовить курсантов с высшим образованием для поступления их в Крануэлльский авиационный колледж.

23-я учебная авиагруппа (штаб в Линтон-он-Уз) занимается основной лётной подготовкой курсантов, зачисленных в ВВС непосредственно из гражданских заведений, а также осуществляет повышенную лётную подготовку всех лётчиков. Кроме этого, в школах этой авиагруппы проходят подготовку штурманы, операторы радиоэлектронного оборудования, бортинженеры и операторы службы управления воздушным движением.

24-я учебная авиагруппа (штаб в Рудлоу-Манор) организует и проводит общевойсковую и специальную техническую подготовку учащихся (в возрасте до 18 лет), а также подготовку рядовых и сержантов почти всех специальностей, поступающих в совершеннолетнем возрасте на службу в ВВС по контрактам. Помимо этого, в авиагруппе обучаются военным специальностям лица, окончившие высшие учебные заведения, и осуществляется контроль за уровнем специальной подготовки офицеров наземных служб, не обучавшихся в Крануэлльском авиационном колледже.

Крануэлльский авиационный колледж образован в 1920 году. Вначале он предназначался для подготовки офицеров лётных и других служб, поступивших в ВВС в результате специального отбора. В последние годы колледж готовил также офицеров целого ряда наземных служб: инженерно-авиационной, материально-технической, административной, наземной обороны аэродромов и других. Начиная с 1970 года в колледже проводится работа по перестройке порядка комплектования и подготовки курсантов.
Так, осенью 1970 года был прекращён приём курсантов из общеобразовательных школ и произведён первый набор курсантов, окончивших высшие гражданские учебные заведения. Этот порядок комплектования должен полностью заменить прежнюю систему набора курсантов, которая существовала в колледже многие годы.

Центральная лётная школа ВВС на авиастанции Литл-Риссингтон готовит лётчиков-инструкторов для ВВС и авиации ВМС. На двух факультетах школы обучаются лётчики-инструкторы самолётов всех типов и лётчики-инструкторы вертолётов.

В колледже боевого применения ВВС на авиастанции Мэнби обучаются младшие офицеры командных и инженерно-технических специальностей, здесь же осуществляется повышение их оперативно-тактического и профессионального уровня. По ряду вопросов колледж непосредственно связан с министерством обороны и выполняет поставленные им задачи.

Центр отбора офицерских и лётных кадров на авиастанции Биггин-Хилл отбирает кандидатов (мужчин и женщин) для комплектования кадетских и офицерских школ, а также определяет их пригодность для лётной работы в составе экипажей самолётов.

Командно-штабной колледж ВВС на авиастанции Бракнэлл руководит деятельностью штабного колледжа ВВС, школой индивидуальной подготовки и командно-штабной школой младших офицеров на авиастанции Тернхилл. Командно-штабной колледж ВВС, так же как и штаб кадетского корпуса, организационно входит в состав командования подготовки лётных и технических кадров, а в оперативном отношении подчиняется непосредственно министерству обороны.

Подготовка лётного состава ВВС


Предварительная подготовка лиц, поступающих на лётную службу в ВВС и имеющих законченное высшее образование, осуществляется в университетских авиаэскадрильях, которые по своему составу и численности неодинаковы, однако все они выполняют аналогичные задачи: прививают университетской молодёжи интерес к службе в ВВС, знакомят отобранных кандидатов с особенностями военной службы и с лётной работой, а также осуществляют предварительную подготовку тех лиц, которые по разнарядке ВВС направлены для обучения в университеты, чтобы после их окончания и получения высшего специального образования продолжить службу в военно-воздушных силах.

Университетские авиаэскадрильи создаются по территориальному принципу и обслуживают несколько высших учебных заведений. Отдельные авиаэскадрильи размещаются непосредственно на территории соответствующих университетов. Лётную подготовку курсанты университетских авиаэскадрилий проходят на ближайших аэродромах ВВС, где они приобретают необходимые лётные навыки на учебно-тренировочных самолётах «Чипманк».

Лётная подготовка в ВВС Великобритании подразделяется на три вида: первоначальная, основная и повышенная. Для курсантов, которые не проходили учебу в университетских авиаэскадрильях, первоначальная лётная подготовка осуществляется в лётной школе на авиастанции Чёрч-Фентон. Лётная практика в школе проводится на самолётах «Чипманк», на которых курсанты осваивают простейшие элементы лётного мастерства. На этом этапе имеются наиболее благоприятные условия для отсева тех, кто в самом начале учёбы не проявил необходимых для лётчика качеств.

Основная лётная подготовка включает полёты на учебно-тренировочных самолётах «Джет Провост» в авиационных школах на авиастанциях Линтон-он-Уз и Лиминг, а также в Крануэлльском авиационном колледже.

Повышенная лётная подготовка офицеров-лётчиков проводится после успешного завершения основной лётной подготовки. Обучение проходит по трем главным направлениям: подготовка лётчиков реактивных высокоскоростных самолётов (истребителей-перехватчиков и тактических истребителей), лётчиков многомоторных самолётов (военно-транспортных самолётов и средних бомбардировщиков) и лётчиков вертолётов. Первая группа лётчиков обучается в авиашколе на авиастанции Валли, где используются реактивные учебно-тренировочные самолёты «Нэт», вторая — в авиашколе на авиастанции Окингтон на учебно-тренировочных самолётах «Ворсити» и третья — в авиашколе на авиастанции Терн-Хилл на вертолётах «Сиу» и «Уирлуинд».

Лётчики-инструкторы готовятся в центральной лётной школе ВВС. Переподготовка лётчиков ВВС на другие типы самолётов осуществляется в авиашколе лётной переподготовки на авиастанции Мэнби. Другие члены лётных экипажей проходят переподготовку в соответствующих лётных школах.

Офицеры-лётчики, успешно закончившие обучение в авиашколах повышенной подготовки, направляются затем в лётно-тренировочные части соответствующих авиационных командований для переучивания на боевые самолёты.

Лётная подготовка штурманов ВВС проводится на учебно-тренировочных самолётах «Ворсити», «Домини» и «Джет Провост» в авиашколе на авиастанции Финнингли. Операторы самолётного радиоэлектронного оборудования и бортинженеры проходят лётную подготовку на самолётах «Ворсити» в авиашколе на авиастанции Топклифф.

Подготовка специалистов наземных служб ВВС. Для военно-воздушных сил Великобритании готовятся специалисты 200 различных профессий. Наряду с инженерами и техниками самолётов в ВВС проходят подготовку специалисты службы управления воздушным движением, операторы радиолокационных станций ПВО и электронно-вычислительных машин, медицинские работники, связисты и т. д.

Комплектование школ авиаспециалистов осуществляется по двум направлениям: путём набора добровольцев совершеннолетнего возраста и приёма учащихся в возрасте до 18 лет. Добровольцы совершеннолетнего возраста после зачисления на военную службу получают общевойсковую подготовку, а затем направляются в специализированные школы для приобретения профессии. Продолжительность курса обучения в этих школах различна и зависит от специальности.

Учащиеся в возрасте до 18 лет проходят более длительный курс обучения, чем военнослужащие совершеннолетнего возраста. В командовании подготовки лётных и технических кадров существует четыре программы подготовки авиаспециалистов из числа учащихся несовершеннолетнего возраста.

Первая программа рассчитана на три года и предусматривает подготовку высококвалифицированных специалистов по обслуживанию авиационной техники. Курсантам, успешно закончившим трёхлетний курс обучения, присваивается воинское звание «капрал». После двух лет службы в лётно-тренировочных частях оперативных командований им присваивают воинское звание и направляют в строевые части на должности техников самолётов и специалистов по обслуживанию контрольно-измерительной аппаратуры.

По второй программе (двухгодичной) готовят авиационных механиков, а также специалистов по электро- и радиоэлектронному оборудованию самолётов.

Третья программа (одногодичная) разработана для школ, выпускающих операторов фото-разведывательной аппаратуры и связистов.

И наконец, четвёртая программа, обучение по которой продолжается один год, предусматривает подготовку персонала медицинской, тыловой и административной служб ВВС. По этой программе

Первоначальная общевойсковая подготовка будущих офицеров строевой, инженерно-авиационной, административной и тыловой служб, а также службы наземной обороны аэродромов организуется на соответствующих курсах Крануэлльского авиационного колледжа, куда принимаются лица, имеющие законченное высшее образование. Офицеры для всех остальных служб готовятся в офицерско-кадетской школе на авиастанции Хенлоу, где они получают лишь первоначальную военную подготовку, а в дальнейшем совершенствуются в других военно-учебных заведениях командования подготовки лётных и технических кадров.

Подготовка офицеров наземных служб ВВС проводится в следующих военно-учебных заведениях. В Крануэлльском авиационном колледже готовятся офицеры (имеющие высшее гражданское образование) для инженерно-авиационной, тыловой и административно-штабной служб. Подготовка офицеров тыловой и административной служб, набранных в ВВС из числа лиц, имеющих среднее образование, проводится в авиашколе на авиастанции Опвуд, а подготовка офицеров службы управления воздушным движением — в авиашколе на авиастанции Шобери.

Ежегодно на 280 курсах командования подготовки лётных и технических кадров ВВС обучается около 25 000 человек. Кроме того, до 3000 авиационных специалистов в год проходят обучение на заводах, поставляющих военную авиационную технику для ВВС.

Намечаемые изменения в подготовке лётчиков ВВС. Как оценивает командование ВВС Великобритании, существующая система подготовки лётчиков для всех родов авиации вполне отвечает современным требованиям. Вместе с тем в военно-воздушных силах внимательно изучаются методика и программы подготовки лётного состава и намечаются основные направления подготовки лётчиков в 80-х годах. При пересмотре программ подготовки лётчиков основное внимание уделяется поиску более совершенных и эффективных методов обучения с учётом поступления на вооружение авиачастей все более сложной и дорогостоящей авиационной техники и изменений в характере боевого использования авиации.

Командование английских ВВС рассчитывает решать эти задачи за счёт уменьшения числа новых учебно-тренировочных самолётов различных типов, сокращения количества лётных часов, выделяемых каждому курсанту, и дальнейшего уплотнения учебного процесса.

Новая система обучения лётчиков должна вступить в действие к 1980 году. Она предусматривает обучение лётчиков в трёх основных потоках. Первый поток — подготовка лётчиков для одноместных и двухместных реактивных истребителей и бомбардировщиков таких типов, как , , «Буканир», , и «Панавиа 200». Второй поток — обучение лётчиков для многомоторных реактивных самолётов (таких, как ) и тяжёлых военно-транспортных самолётов. На третьем потоке предполагается готовить лётчиков для вертолётов различного предназначения. Лётная подготовка по ныне действующей программе в ВВС Великобритании выглядит следующим образом: курсант проходит первоначальное обучение на учебно-тренировочных самолётах «Чипманк» и заканчивает её на реактивных учебных самолётах «Джет Провост». Пройдя полный курс обучения, курсанты получают звание лётчика и направляются на курсы усовершенствования, где дополнительно тренируются на самолётах «Нэт».

Согласно новой системе подготовки курсанты-лётчики для тактических истребителей и бомбардировщиков (первый поток) должны пройти курс обучения на одномоторном поршневом учебно-тренировочном самолёте «Буллдог» (налёт 100 час.) и на новом реактивном учебно-боевом самолёте HS. 1182 (налёт 130 час. в процессе повышенной лётной подготовки и 50 час. для освоения способов боевого применения). Летчики, закончившие обучение, будут направляться в лётно-тренировочные части, чтобы освоить соответствующий тип боевого самолёта.

Программой подготовки лётчиков для многомоторных реактивных самолётов (второй поток) предусматривается обучение на самолётах «Буллдог» (налёт 100 час.) и повышенная лётная подготовка на новом разрабатываемом двухдвигательном учебном самолёте (налёт 80 час.). Лётчики, успешно закончившие данную программу обучения, получают назначение в строевые авиационные части на должность вторых лётчиков. Продолжительность пребывания в этой должности составляет обычно не менее двух лет.

Лётчики вертолётной авиации (третий поток) будут вначале обучаться полётам на самолёте «Буллдог» (налёт 100 час.), а затем приступят к учебно-тренировочным полётам на вертолётах.

Как видно из вышеизложенного, новая система обучения лётчиков ВВС предусматривает использование трёх типов учебно-тренировочных самолётов: самолёта основной лётной подготовки, многомоторного учебного самолёта и реактивного учебно-тренировочного самолёта для обучения лётчиков в ходе повышенной лётной подготовки.

Несмотря на то что командование ВВС закупает самолёты «Буллдог» для оснащения ими учебных авиаотрядов и университетских авиационных эскадрилий, решение об использовании данного самолёта в качестве самолёта основной лётной подготовки не является окончательным. ВВС нуждаются также в учебном одноместном самолёте с одним поршневым двигателем, который позволил бы будущему лётчику совершить плавный переход от полётов на учебном самолёте в ходе основного курса обучения к практическому освоению самостоятельных полётов на реактивном учебно-боевом самолёте HS. 1182.

Планируемые изменения системы подготовки лётчиков будут проводиться в течение длительного времени, поэтому и обновление парка учебных самолётов необходимо осуществлять постепенно. Так, самолёт «Джет Провост» останется на оснащении учебных подразделений до 1980 года. В ближайшее время должен быть снят с вооружения поршневой учебно-тренировочный самолёт «Чипманк». Вместо него будет использоваться учебно-тренировочный самолёт «Джет Провост».

Таким образом, намечаемые изменения в системе подготовки лётчиков для ВВС Великобритании предусматривают в первую очередь отбор и обучение курсантов, имеющих законченное высшее образование. По оценке командования ВВС, контингент курсантов с законченным высшим образованием в будущем должен составить 30—40% всех обучающихся лётным специальностям. Большая часть отобранных кандидатов уже будет иметь небольшой опыт полётов на учебных самолётах «Буллдог», полученный ими в университетских авиационных эскадрильях. Это позволит ускорить прохождение курса основной лётной подготовки и в определённой степени сократить общий срок подготовки лётчиков.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.