Принципы боевого использования истребителей

Военно-воздушные силы /
Благодаря усилиям стран социалистического содружества в последние годы в Европе удалось добиться оздоровления политического климате и перехода от «холодной войны» к процессу разрядки напряжённости, что всецело отвечает коренным интересам всего прогрессивного человечества. Однако противники этого курса в ряде капиталистических стран, и прежде всего участниц агрессивного блока , продолжают милитаристские приготовления, которые заключаются в увеличении военных расходов, проведении многочисленных учений и расширении гонки вооружений.

Всё это ведёт к дальнейшему наращиванию мощи вооружённых сил, в том числе и боевой авиации, в составе которой имеются многочисленные части и подразделения истребителей. К новейшим из них относятся американские самолёты F-15А (см. рисунок), F-14A и французский самолёт «Мираж» F1. В скором времени самолётный парк некоторых стран НАТО должен пополниться новым лёгким истребителем F-16A американского производства.

Специалисты за рубежом отводят истребителям основную роль в завоевании и удержании превосходства в воздухе, поскольку они способны действовать в широком воздушном пространстве, быстро реагировать на изменения боевой обстановки в тактической зоне и незамедлительно концентрировать свои силы в нужный момент на нужном направлении.

Все задачи, которые должны выполнять истребители (перехват, сопровождение ударных сил, прикрытие с воздуха отдельных районов и объектов, блокирование, свободная охота и т. п.) связаны с уничтожением воздушного противника. Отсюда, по мнению иностранных специалистов, и вытекает специфика боевого использования истребителей, которая основывается на соответствующих принципах (общих правилах). Они определяются уровнем развития авиационной техники и оружия и отражаются в уставах и наставлениях. Некоторые из них, например наступательность, быстрая и правильная реакция на смену обстановки, рациональное сочетание манёвра и огня, надёжное взаимодействие, численное превосходство перед боем, тактическая внезапность, кратко рассматриваются ниже.

Наступательность


Этот принцип должен соблюдаться при выполнении истребителями всех отмеченных выше задач. Под наступательной тактикой зарубежные специалисты понимают постоянное стремление экипажа искать и атаковать воздушного противника. После обнаружения лётчик, увеличивая скорость самолёта, сближается с противником, занимает выгодное позиционное положение, входит в область возможных атак и ведёт точную стрельбу из оружия. Если противник имеет тактическое превосходство, то экипаж обязан найти активный контрприём, а затем перехватить инициативу. Для истребителя лучший способ обороны — наступление.

Оборонительные манёвры лётчик предпринимает или в целях уклонения от огня противника, или при вынужденном выходе из боя. В западногерманском журнале «Флюг ревю» сообщалось, например, что выйти из боя пилота могут заставить только две причины: недостаток топлива или подавляющее численное превосходство противника.

Иностранная печать подчёркивала, что при сопровождении бомбардировщиков истребителям предписывается выполнять оборонительные функции. Они должны отбивать атаки, ведущиеся по прикрываемым самолётам, и без необходимости не ввязываться в бой. Однако эти действия носят оборонительный характер только по отношению к своим бомбардировщикам, но активный наступательный — по отношению к воздушному противнику.

Быстрая и правильная реакция на смену обстановки


Претворение в жизнь этого принципа всецело зависит от натренированности лётчика. В американском журнале «Милитэри ревью» по этому поводу говорилось, что успех в бою достигается не только простым применением бортового оружия, но и логически осмысленным и быстрым реагированием пилота на изменение воздушной обстановки.

Поэтому в настоящее время за рубежом большое внимание уделяется выработке у экипажа почти автоматический ответной реакции на определённые (типовые) виды ситуаций. Так называемые критические ситуации чаще всего появляются при резком повороте событий в пользу противника.
Анализ, проведённый иностранными специалистами, показывает, что именно в таких условиях лётчик чаще всего допускает ошибки, ведущие к поражению.

Чтобы избежать подобных ошибок, в программы подготовки лётчиков-истребителей за рубежом обязательно включается освоение типовых манёвров, применяемых в бою: выход из-под удара, занятие выгодного позиционного положения, уклонение от атаки, выполнение форсированных разворотов и т. д. Количество таких манёвров может доходить до 20.

Навыки по выполнению типовых приёмов пилоты приобретают и закрепляют в процессе занятий на тренажёрах и в ходе учебных воздушных боев.

Для того чтобы экипаж мог своевременно оценить обстановку и принять соответствующее решение, ему необходимо знать характер воздушной угрозы. Данные о ней он получает от системы раннего оповещения, в которую входят наземные и воздушные средства. В скором будущем, по данным зарубежной печати, на вооружение ВВС стран — участниц агрессивного блока НАТО поступят самолёты , способные якобы обнаруживать низколетящие воздушные цели на расстоянии до 100 км.

Рациональное сочетание манёвра и огня


Как писал американский журнал «Инфантри», соблюдение этого принципа позволяет пилоту наиболее полно использовать возможности своего самолёта и оружия. Нарушение связей между манёвром и огнём отрицательно сказывалось на результатах воздушных боев, которые вели американские лётчики на самолётах в агрессивной войне в Юго-Восточной Азии. По свидетельству некоторых журналов, причина этого крылась в несоответствии возможностей самолёта и управляемой ракеты по выполнению манёвра. Например, пилот «Фантома» мог создавать перегрузку на развороте, равную 6, а ракета была способна лететь по кривой за целью с перегрузкой не более 3. Поэтому в бою не так просто было сочетать манёвр с огнём.

Стремясь сохранить уровень энергии самолёта, необходимый для продолжения боя, лётчик затруднялся войти в область возможной стрельбы и не мог в нужный момент прекратить манёвр, сбавить скорость и уменьшить перегрузку. К тому же, по признанию самих пилотов, у них не было достаточного умения определять максимальную и минимальную дальность пуска ракеты и удерживать цель в «захвате» требуемое время. Чтобы как-то скомпенсировать отмеченные недостатки управляемых ракет, американцы ещё в ходе войны во Вьетнаме стали устанавливать на истребителях «Фантом» пушки — оружие маломощное, но не подверженное влиянию больших перегрузок.

Опыт, полученный американцами в локальной войне, показал, что необходимо модернизировать ракеты класса «воздух — воздух» и усовершенствовать подготовку лётного состава. В этой связи стали улучшать манёвренные характеристики УР и уменьшать ограничения по минимальной дальности их пуска. Специалисты ВВС создали ракету АIМ-9L с новой рулевой системой, инфракрасной всеракурсной головкой самонаведения и улучшенным неконтактным взрывателем. Разрабатываемая сейчас американская ракета «Энджайл» будет якобы способна поражать высокоманёвренные цели в ближнем воздушном бою с любого направления под любым ракурсом.

В процесс тренировки лётчиков стали включать поэтапную отработку применения УР на специальных полигонах. В американском журнале «Нэйвел авиэйшн ньюс» сообщалось о создании таких полигонов в , где период обучения воздушному бою делится на пять этапов. На первом из них пилоты учатся определять зону пуска ракет (при относительно слабом манёвре цели) по «подсказке» с командного пункта, а на втором эту задачу предусматривается выполнять самостоятельно. На третьем и четвёртом этапах зоны пуска ракет определяются в ходе учебного воздушного боя, исходя из взаимного положения самолётов. В программу пятого этапа входит практическое изучение манёвров ухода самолёта из зоны поражения УР противника.

Надёжность взаимодействия


Этот принцип проявляется внутри одной тактической группы, между группами однотипных самолётов, а также между группами истребителей и ударных самолётов (бомбардировщиков, штурмовиков). Американский журнал «Инфантри» писал, что эффективность групповых действий в воздушном бою зависит от координации усилий всех экипажей и чёткой организации управления. Надёжное взаимодействие обеспечивает правильное распределение огневой мощи и своевременное сосредоточение истребителей на ответственных участках боя.

Взаимодействие между экипажами одной группы, по мнению зарубежных специалистов, должно быть огневым (взаимная огневая поддержка при любом виде манёвра), а между группами, входящими в общий боевой порядок,— тактическим (согласованность действий в рамках общего замысла). Такие виды взаимодействия обеспечиваются и соответствующими боевыми порядками, которые изменяются в зависимости от обстановки и выполняемых задач.

В некоторых статьях зарубежных авторов, касающихся основ тактики истребителей, боевые порядки называются строями, которые могут быть сомкнутыми, предбоевыми и боевыми. В сомкнутом строю дистанции и интервалы между самолётами выбираются минимальными с учётом мер безопасности. Все действия ведущего в полёте синхронно повторяются ведомыми. Такой строй рекомендуется применять тогда, когда истребители находятся в воздухе над своей территорией и их экипажам ещё не поставлена боевая задача с пункта управления.

Предбоевой строй применяется при сближении с противником, в процессе которого происходит рассредоточение самолётов (групп) по фронту и в глубине до пределов, предусмотренных планом боя. В этом случае огневое взаимодействие может нарушаться, но тактическое сохраняется.

Боевой строй самолёты принимают непосредственно перед вступлением в бой. Группы различного тактического назначения (ударная, демонстративная, прикрытия и т. д.) могут рассредоточиваться за пределами зрительной связи. Тактическое взаимодействие между ними поддерживается с помощью наземного пункта управления благодаря строгому соблюдению предварительно разработанного порядка действий.

При организации взаимодействия истребителей с группами самолётов других родов авиации за рубежом учитываются многие факторы, и прежде всего ожидаемая степень противодействия со стороны истребителей и средств ПСО противника. В иностранной литературе на основе опыта локальных войн рассматривались некоторые способы прикрытия и обеспечения истребителями бомбардировщиков, разведчиков и самолётов—постановщиков помех. В общем они сводились к следующему. При сильном противодействии со стороны истребителей противника осуществлялось непосредственное сопровождение, а если последний не располагал большими возможностями по отражению налётов, то воздушное пространство контролировалось только в районе объектов удара (выставлялись так называемые «заслоны»). При слабом сопротивлении противника и действиях ударных сил на небольшую глубину истребители барражировали в зонах дежурства у линии фронта. Во всех таких случаях взаимодействие основывалось на согласованном выполнении задач группами по времени и месту.

Численное превосходство перед боем


Данный принцип актуален и по сей день. В зарубежной печати отмечалось, что американские лётчики в агрессивной войне во Вьетнаме и израильские пилоты в войне на Ближнем Востоке (1973 год) отказывались от боя даже при равенстве сил в воздухе. Нормальным для них считалось не менее чем трёхкратное численное преимущество. Говоря об этом принципе, некоторые иностранные авторы подчёркивали, что он не означает необходимости сосредоточения сил на направлении атаки. Атаковать противника может и небольшая, но до предела вооружённая ракетами ударная группа, действия которой обеспечивают другие многочисленные группы (демонстративная, прикрытия, наращивания усилий).

Некоторые иностранные специалисты полагают, что по мере оснащения истребителей мощным дальнобойным оружием принцип численного превосходства может вообще утратить своё значение, поскольку один самолёт будет способен на дальних расстояниях уничтожать сразу несколько целей. Примером этому служит американский истребитель F-14A «Томкэт», который, как сообщалось в зарубежной печати, может поразить ракетами одновременно шесть различных воздушных целей с дальности, превышающей 100 км.

Тактическая внезапность


Для истребителей этот принцип имеет особое содержание. Из зарубежной литературы известно, что современные воздушные бои, особенно манёвренные, придётся чаще всего вести в полосе над линией фронта на больших и средних высотах. Это значит, что истребители попадут в зону облучения РЛС противника (полное подавление РЛС противника в иностранной печати рассматривается как крайний случай). Специалисты за рубежом считают, что достичь скрытности действий в таких условиях очень сложно, поэтому внезапность должна закладываться в замысел (план) боя и способы его ведения.

Для достижения внезапности рекомендуется применять различные приёмы ввода противника в заблуждение, маскировать свои истинные намерения до начала атаки, отвлекать внимание противника ложным сосредоточением сил.

Рассматривая принципы применения боевых самолётов, зарубежная печать отмечает, что по мере развития авиационной техники и средств противодействия противника некоторые из них могут изменить своё содержание, другие — потерять присущее им значение вообще, а третьи — остаться неизменными. Например, с появлением высокоманёвренных управляемых ракет большой дальности класса «воздух — воздух» в принципе внезапности основное значение будет иметь не действие по введению противника в заблуждение, а упреждение в обнаружении его бортовой РЛС. При таком оружии отпадает также необходимость создавать превосходство в силах перед боем, но принцип наступательности останется почти неизменным.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.