Развитие тактической авиации ВВС стран НАТО

Военно-воздушные силы /
Продолжая военные приготовления, милитаристские круги и их союзников по агрессивному блоку уделяют большое внимание наращиванию боевой мощи ВВС, в том числе и тактической авиации. С этой целью военное руководство стран — участниц блока проводит ряд мероприятий, основными из которых считаются: совершенствование организационной структуры и тактики боевых действий, дальнейшее развитие авиационной техники и оружия, повышение уровня боевой выучки личного состава.

В данной статье, написанной по материалам зарубежной печати, рассмотрены роль, задачи и некоторые тенденции развития боевых самолетов и средств поражения тактической авиации стран НАТО.

По взглядам военного руководства агрессивного блока НАТО, тактическая авиация является основным средством применения тактического ядерного оружия на театрах военных действии и одной из главных ударных сил при ведении войн с применением обычных средств поражения.

На тактическую авиацию в странах НАТО, как сообщает иностранная печать, возложено выполнение следующих задач:

Завоевание ядерного превосходства на ТВД

Предусматривается применение тактической авиацией ядерного оружия и обычных средств поражения для уничтожения ракетно-ядерных средств противника, подавления и уничтожения органов управления ими и других важнейших объектов.

Завоевание и удержание превосходства в воздухе

Оно должно исключить или сильно ослабить нанесение противником ударов с воздуха и тем самым обеспечить свободу действий своих вооруженных сил. Такое положение может быть достигнуто путем уничтожения самолетов противника (на аэродромах и в воздухе), зенитных управляемых ракет, зенитной артиллерии и объектов, обеспечивающих их применение.

Изоляция района боевых действий

Она включает две составные части: воспрещение притоков резервов противника в зону боевых действий, а также ограничение свободы маневра соединений и частей противника и нарушение работы средств управления. Задача по изоляции района боевых действий может быть решена путем нанесения ударов тактической авиацией по мостам и переправам через водные преграды, по перевалам и узкостям в горах, железнодорожным узлам, станциям и перегонам между ними, пунктам управления к средствам связи, а также по скоплениям войск противника.

Непосредственная авиационная поддержка

По мнению иностранных специалистов, она является важнейшей задачей тактической авиации, выполняемой в тесном взаимодействии с сухопутными войсками, по их плановым и неплановым (срочным) заявкам. В ходе ее самолеты тактической авиации наносят удары по боевым порядкам войск противника, огневым позициям артиллерии, пунктам управления и другим объектам.

Ведение воздушной разведки

Осуществляется тактическими разведчиками и другими самолетами, имеющими специальное оборудование, обеспечивающее получение информации о противнике, местности и погоде. В ходе высокоманевренных военных действий воздушная разведка приобретает особое значение, так как тактические разведчики осуществляют поиск подвижных ракетно-ядерных средств противника, определяют передвижения и сосредоточения войск, а также выявляют другие объекты и цели для нанесения по ним ударов.

Воздушные перевозки

Осуществляются транспортно-десантными самолетами и вертолетами в зоне боевых действий, а также при десантировании войск и боевой техники в тыл противника.

По взглядам иностранных военных специалистов, для выполнения таких значительных по объему и сложных по содержанию задач тактическая авиация должна быть оснащена современной авиационной техникой: самолетами различных типов с совершенным пилотажным и навигационным оборудованием, разнообразными высокоэффективными средствами поражения, автоматизированными системами управления, средствами воздушной разведки и радиоэлектронного подавления.

Исходя из этого, военное руководство стран — участниц агрессивного блока НАТО принимает меры по развитию авиационной техники. Как сообщает иностранная печать, это развитие осуществляется по нескольким направлениям, главными из которых являются: модернизация состоящих на вооружении самолетов, их оборудования и авиационных средств поражения; создание новых образцов авиационной техники.

В зарубежной печати публиковались сведения о том, что выпускаемые в последние годы самолеты были многоцелевыми и предназначались для решения большого круга разнообразных задач, однако в результате боевого использования этих самолетов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке выявились их существенные недостатки.

В частности, вооруженный ракетами класса «воздух — воздух» многоцелевой тактический истребитель F-4 не мог эффективно поражать цели в ближнем маневренном воздушном бою. Поэтому в ходе войны были произведены некоторые доработки: самолет вооружили 20-мм авиационной пушкой, повысили тягу двигателей, установили топливные баки большего объема и т.п. Но, по мнению американских специалистов, все это не дало ожидаемых результатов. Кроме того, они подсчитали, что при ведении борьбы обычными средствами потеря одного многоцелевого самолета, способного решать несколько тактических задач, обходится дороже ущерба, нанесенного им противнику.

Исходя из вышеизложенного, командование ВВС США пришло к выводу о том, что наряду с многоцелевыми тактическими истребителями целесообразно иметь на вооружении и самолеты, предназначенные для выполнения какой-либо одной из основных задач.

Стремясь повысить эффективность специализированных самолетов, военные специалисты предъявляют к ним высокие требования. В иностранной печати указывается, в частности, что самолеты непосредственной авиационной поддержки должны быстро реагировать на вызов, иметь возможность патрулировать в зоне ожидания в течение длительного периода, базироваться на грунтовые неподготовленные ВПП, выполнять боевые задачи в любое время суток в простых и сложных метеорологических условиях и обеспечивать высокое боевое напряжение.


А самолеты, предназначенные для уничтожения самолетов противника в воздухе, должны обладать хорошей маневренностью в большом диапазоне скоростей и высот полета. Система вооружения их включает целый комплекс средств, обеспечивающих эффективное поражение воздушных целей на больших и средних дальностях, а также во время ведения маневренного воздушного боя (при визуальном обнаружении и прицеливании).

Штурмовики и истребители-бомбардировщики


Изучая опыт боевых действий авиации во время ведения так называемых локальных войн и результаты многочисленных испытаний и учений, американские специалисты пришли к выводу, что оборудование многоцелевых тактических истребителей при поиске и уничтожении малоразмерных подвижных объектов в условиях неустойчивой погоды оказалось малоэффективным. Поэтому, чтобы достигнуть высокой эффективности и сократить потери дорогостоящей техники, в США были приняты меры по совершенствованию самолетов, самолетных систем управления оружием и авиационных средств поражения.

А-7D «Корсар» 2С 1968 года в войска начал поступать дозвуковой штурмовик А-7D 2, предназначенный для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Этот одноместный самолет, имея максимальный взлетный вес около 19 т, может нести свыше 6000 кг боевой нагрузки, включая авиационные бомбы различного назначения, управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух — земля». Для ведения оборонительного воздушного боя на него могут быть подвешены УР класса «воздух — воздух». Кроме того, летчик может использовать встроенную 20-мм авиационную пушку (боекомплект 1000 патронов).

По данным зарубежной печати, при сравнении результатов действий по наземным целям штурмовика A-7D и многоцелевого самолета F-4 по критерию «стоимость/эффективность» первый превзошел второго по обоим показателям. Однако впоследствии специалисты ВВС пришли к выводу, что и A-7D не отвечает современным требованиям. Отмечается, что при нанесении ударов по наземным целям в сложных метеорологических условиях он имеет недостаточную точность бомбометания вследствие малой разрешающей способности его бортовой РЛС. Высокое давление пневматиков шасси требует для эксплуатации самолета аэродромы, оборудованные искусственными ВПП, а его ограниченная маневренность не позволяет успешно вести оборонительный воздушный бой с истребителями противника.

Поэтому по заказу командования ВВС США самолетостроительная фирма «Ферчайлд» разработала дозвуковой штурмовик А-10, специально предназначенный для выполнения задач непосредственной авиационной поддержки. На нем имеется 10 наружных узлов подвески, на которых могут быть подвешены: до 7250 кг бомб, управляемых и неуправляемых ракет класса «воздух — земля», контейнеры со стрелково-пушечным вооружением и т.п. Кроме того, в носовой части фюзеляжа самолета встроена 30-мм авиационная пушка GAU-8/A.

По данным иностранной печати, Пентагон планирует закупить 730 таких самолетов. Решение о начале их серийного производства было принято в 1975 году, а поступление на вооружение ВВС США намечалось на конец 1976 — начало 1977 года.

Несмотря на создание нового штурмовика А-10, в США продолжаются работы по совершенствованию состоящих на вооружении ВВС тактических самолетов для повышения их боевых возможностей при выполнении задачи непосредственной авиационной поддержки. Кроме того, как сообщает зарубежная печать, и новые истребители F-15 и F-16, предназначенные главным образом для ведения воздушного боя, являются по существу многоцелевыми самолетами и могут наносить удары и по наземным целям. Все это, по мнению иностранных специалистов, говорит о том, что наряду со штурмовиками для выполнения задач непосредственной авиационной поддержки командование ВВС США будет использовать и другие боевые самолеты тактической авиации.

Учитывая рост стоимости современной авиационной техники и стремясь отказаться от поставок вооружения из США, некоторые западноевропейские государства пытаются объединить свои усилия в разработке и производстве новых образцов самолетов.

Как свидетельствует зарубежная печать, командования ВВС некоторых европейских стран — участниц НАТО остановили свой выбор на самолетах , и , которые, как они считают, могут выполнять задачи нанесения ударов по наземным целям.

Тактический истребитель «Ягуар»Тактический истребитель «Ягуар» разработан Францией и Великобританией и поступает на вооружение авиационных частей этих стран, каждая из которых заказала по 200 самолетов. В ВВС Великобритании они заменят многоцелевые тактические истребители «Фантом» FGR.2, а во Франции — «Мистер» 4А и F-100.

Самолет «Ягуар» оснащен комплексной системой навигации и управления оружием, обеспечивающей, но данным иностранной печати, высокую точность самолетовождения, выхода на цель и поражение ее с первого захода. Эта система может быть дополнена РЛС для выполнения полета на малой высоте с огибанием рельефа местности, лазерным дальномером и другой аппаратурой. При максимальном взлетном весе 14,5 т он может нести до 4500 кг боевой нагрузки. Его тактический радиус с двумя ракетами AS-37 составляет 575 км, а небольшое давление в пневматиках шасси (4 кг/см2), малая длина разбега и пробега позволяют эксплуатировать самолет с полевых грунтовых аэродромов небольших размеров.

Самолет «Альфа Джет»Самолет «Альфа Джет» разработан фирмами и Франции. В ВВС ФРГ, как сообщает зарубежная печать, такими дозвуковыми самолетами предполагается заменить находящиеся в настоящее время на вооружении истребители-бомбардировщики G-91, а во Франции его намечается использовать в качестве учебного самолета и легкого штурмовика. При создании самолета большое внимание уделялось упрощению его технического обслуживания.

Как сообщает иностранная печать, этот сравнительно легкий самолет (максимальный взлетный вес около 7 т) может нести до 2,2 т. боевой нагрузки. Низкое давление в пневматиках шасси, запас прочности фюзеляжа и основных элементов планера, а также летно-тактические характеристики позволят использовать его с грунтовых полевых аэродромов и посадочных площадок.

В настоящее время несколько опытных образцов самолета «Альфа Джет» проходят летные испытания, причем один из них приступил к выполнению полетов с грунтовых ВПП. Несмотря на то что испытания еще не завершены, уже в середине 1976 года военные ведомства ФРГ и Франции приняли решение о начале серийного производства и подписали контракт с самолетостроительными фирмами о выпуске первой партии в количестве 140 единиц (из них 56 для ВВС Франции и 84 для ВВС ФРГ). Всего планируется построить 433 самолета «Альфа Джет» (по 200 для ВВС Франции и ФРГ, 33 для ВВС Бельгии).

сверхзвуковой многоцелевой самолет «Торнадо»Одновременно некоторые страны — участницы агрессивного блока НАТО создают многоцелевые тактические самолеты. В частности, ФРГ. и разрабатывают новый сверхзвуковой многоцелевой самолет «Торнадо». По замыслам военного руководства этих стран, он будет использоваться в основном для нанесения ударов по наземным целям.

По данным зарубежной печати, в настоящее время несколько опытных образцов самолета «Торнадо» проходят летные испытания. В конце мая 1976 года было принято решение о начале серийного производства. Всего планируется построить 807 таких боевых машин, из них: 322 для ВВС и авиации ВМС ФРГ, 385 для ВВС Великобритании и 100 для ВВС Италии. Поступление их на вооружение начнется в 1979 — 1980 годах.

Это сравнительно тяжелый тактический истребитель с изменяемой стреловидностью крыла, при нанесении ударов по наземным целям может нести более 5 т. боевой нагрузки. Бортовое оборудование, по расчетам создателей, позволит использовать его в простых и сложных метеорологических условиях. Широко рекламируя боевые качества самолета «Торнадо», иностранная печать отмечала, что он оснащен совершенной системой посадки по приборам, которая позволит производить посадку при высоте нижней кромки облачности 30 м. и горизонтальной видимости 365 м.

Кроме вышеупомянутых самолетов, для выполнения задач непосредственной авиационной поддержки в Великобритании создан и с 1969 года состоит на вооружении самолет с вертикальным взлетом и посадкой GR.1. Однако, как отмечает зарубежная печать, он имеет значительные недостатки, например плохую маневренность, малый радиус действия, небольшую полезную нагрузку, сложность технического обслуживания и т. д. В настоящее время ведутся работы по его модернизации.

Оценивая боевые возможности состоящих на вооружении и разрабатываемых самолетов, военные специалисты некоторых западноевропейских стран НАТО пришли к выводу о необходимости создания легких и более дешевых боевых самолетов и разработали тактико-технические требования к ним. Считается, что этим требованиям в какой-то степени отвечает самолет «Альфа Джет». В некоторых странах уже ведутся работы по созданию подобных самолетов. В частности, в Великобритании заканчивается разработка легкого штурмовика , в Италии начались летные испытания самолета MB.339.

По мнению специалистов ВВС некоторых стран НАТО, использование сложных и дорогостоящих штурмовиков, истребителей-бомбардировщиков и многоцелевых тактических истребителей совместно с легкими и значительно более дешевыми штурмовиками типа «Хок» и «Альфа Джет» обеспечит более широкий маневр силами и средствами в процессе выполнения непосредственной авиационной поддержки и других задач, связанных с нанесением ударов по наземным целям.
Одновременно с модернизацией состоящих на вооружении и созданием новых самолетов в США и других странах — участницах блока НАТО ведутся большие работы по совершенствованию их бортового оружия.

Опыт боевого применения штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке дал новый толчок к совершенствованию существующих и созданию новых средств поражения наземных целей (авиационных бомб, управляемых ракет класса «воздух—земля», авиационных пушек) и различного навигационно-бомбардировочного оборудования (прицелов, электронных систем, обеспечивающих полёт самолетов на малых высотах над сложным рельефом местности в любых метеорологических условиях, систем управления и наведения бортового оружия и т. д.).

По сообщениям зарубежной печати, уже в ходе войны во Вьетнаме американские специалисты, убедившись в недостаточной эффективности обычных авиационных бомб, разработали и испытали новые средства поражения наземных объектов. К ним относятся, в частности, управляемые авиационные бомбы с телевизионной аппаратурой наведения, бомбы с лазерными системами самонаведения и так называемые бомбы объемного взрыва (применялись главным образом для разминирования и расчистки густых зарослей на участках местности для посадки вертолетов). В настоящее время, как сообщает иностранная печать, в США ведутся испытания новой авиационной бомбы объемного взрыва, основной целью которых является изучение ее эффективности при действии по танкам, бронетранспортерам и другим видам боевой техники.

Анализируя результаты боевых и учебных пусков состоящих на вооружении ВВС капиталистических стран управляемых ракет, специалисты этих стран выявили, что многие ракеты имеют существенные недостатки (малая дальность пуска, несовершенство систем наведения и другие), которые существенно снижают их эффективность. По мнению американских специалистов, несовершенство системы наведения управляемой ракеты приводит к тому, что летчик вынужден после пуска ракеты наводить ее до встречи с целью, то есть находиться в районе цели продолжительное время, а это увеличивает вероятность поражения его средствами ПВО противника.

В США и других капиталистических странах проводились и ведутся работы по совершенствованию существующих и сознанию новых управляемых ракет. Например, в США была разработана и принята на вооружение управляемая ракета AGM-65A с телевизионной системой самонаведения. Она предназначена для поражения обычной боевой частью подвижных и неподвижных малоразмерных целей: танков, бронетранспортеров, пусковых установок ракет, мостов, самолетов на стоянках и других объектов. Дальность полета и система наведения ракеты позволяет летчику осуществлять се пуск, не входя в зону огня средств ПВО цели. Такие работы ведутся и в других капиталистических странах, например в Великобритании и Франции создана и принята на вооружение ракета AJ-168 «Мартель».

Наряду с вышеуказанным в СШЛ и других капиталистических странах уделяется большое внимание совершенствованию навигационно-бомбардировочного оборудования самолетов. В частности, ведутся работы по созданию новых многофункциональных РЛС, бортовых ЭВМ, инерциальных навигационных систем, электронно-оптических прицелов и другого оборудования, обеспечивающего точный выход в заданный район на малой высоте, поиск и атаку цели с первого захода, что, по мнению иностранных специалистов, является очень важным в условиях преодоления противодействия ПВО объектов. Широкое распространение получают различные бортовые лазерные устройства.

Большое внимание уделяется и развитию средств технического обслуживания боевых самолетов, связи и управления.
Все проводимые военным руководством США и их союзниками по блоку НАТО мероприятия направлены на дальнейшее увеличение ударной мощи истребительно-бомбардировочной и штурмовой авиации и еще раз убедительно доказывают агрессивность их намерений.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.