Развитие тактической авиации ВВС стран НАТО

Военно-воздушные силы /
В предыдущем номере в статье под таким же названием были рассмотрены задачи, решение которых возложено на тактическую авиацию, а также основные тенденции развития штурмовиков и истребителей бомбардировщиков. В данной статье освещаются вопросы, связанные с дальнейшим совершенствованием тактических истребителей, самолётов-разведчиков и средств радиоэлектронной борьбы.

Тактические истребители


По взглядам военного руководства США и других стран — участниц агрессивного блока , выполнение задачи завоевания превосходства в воздухе может быть достигнуто путём нанесения ударов по аэродромам, стартовым позициям ЗУР, РЛС и пунктам управления авиацией, ЗУР и ЗА, а также уничтожением самолётов противника в воздушных боях. При этом в конце 50-х годов в связи с бурным развитием ракетной техники многие многоцелевые тактические истребители оснащались для ведения воздушных боев только ракетами класса «воздух—воздух» и не имели стрелково-пушечного вооружения.

Однако, изучая опыт боевых действий авиации в локальных войнах, и особенно в развязанной американским империализмом агрессивной войне в Индокитае, иностранные военные специалисты пришли к выводу о том, что воздушные бои, обычно начинавшиеся пусками ракет с дальних дистанций, часто перерастали в ближние манёвренные, которые, как правило, велись на малых и средних высотах полёта и дозвуковых скоростях. В этих боях, по их мнению, многие состоявшие на вооружении управляемые ракеты не достигали цели из-за ограничений по перегрузке и широкого применения электронных помех а успех воздушного боя зависел не столько от максимальной скорости полёта самолёта, сколько от его манёвренности, возможности вести бой на средних и малых дистанциях в большом диапазоне скоростей и высот со значительными перегрузками, а также от эффективности и надёжности систем вооружения.

Исходя из вышеизложенного, военное руководство США и их партнёров по НАТО уделяет большое внимание усилению истребительной авиации. С этой целью, по сообщениям зарубежной печати, совершенствуются состоящие на вооружении истребители, их оружие, прицелы и другое бортовое оборудование. Для увеличения боевых возможностей истребителей при ведении ближнего воздушного боя разработаны подвесные стрелково-пушечные установки, встроенные авиационные пушки и управляемые ракеты для стрельбы с близких расстояний.

Однако, по мнению иностранных специалистов, выполнение всех этих работ хотя и позволило в какой-то степени увеличить боевые возможности истребителей, но не решило всех проблем. Поэтому в капиталистических странах приступили к разработкам новых самолётов. В результате в США были созданы новые истребители F-15 и F-16, во Франции — «Мираж» F1 и т. д.

Самолёт F-15 «Игл» (рис. 1) разработан и выпускается американской фирмой «Макдоннелл-Дуглас». Он представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом, двухкилевым вертикальным хвостовым оперением и двумя двигателями, размещёнными в хвостовой части фюзеляжа.

Американский истребитель F-15 «Игл»Рис. 1. Американский истребитель F-15 (вид снизу)

По заявлению представителей ВВС США, истребитель F-15 является одним из самых высокоманёвренных самолётов, что может обеспечить ему необходимое превосходство в воздушном бою над истребителями противника. Такая манёвренность достигается в основном за счёт большой тяговооружённости самолёта: на нём установлены два двигателя суммарной тягой 22 600 кг (при максимальном взлётном весе самолёта 19 000 кг его тяговооружённость составит около 1,2). Как сообщала иностранная печать, по манёвренным характеристикам F-15 превосходит тактический истребитель F-4 в два раза.

Вооружение истребителя F-15 состоит из встроенной 20-мм шестиствольной авиационной пушки M-61/A-1 (скорострельность до 6000 выстр./мин, боезапас 960 патронов) и управляемых ракет класса «воздух—воздух». Могут быть различные варианты их подвесок, например: четыре УР AIM-7F и четыре ракеты AIM-9 (в дальнейшем вместо последних предусматривается применять ракеты ближнего воздушного боя ). При использовании самолёта F-15 для нанесения ударов по наземным целям на нём может быть подвешено до 5500 кг авиабомб, управляемых и неуправляемых ракет различного назначения и другого оружия.

Самолёт F-15 оснащён современной системой управления оружием (фирма «Хьюз») с многофункциональной РЛС, способной обнаруживать воздушные цели на больших и малых высотах на фоне отражённых от поверхности земли сигналов. Кроме того, в состав электронного оборудования самолёта входят: инерциальная навигационная система, индикатор отображения данных на лобовом стекле, радионавигационная система TACAN, автоматическая система проверки бортовой аппаратуры, система опознавания и различная аппаратура (предупреждения лётчика об облучении самолёта РЛС, сигнализации о наличии в задней полусфере приближающихся к нему ракет, создания помех радиоэлектронным средствам противника).

Истребители F-15 начали поступать на вооружение ВВС США в 1975 году. Всего планируется закупить около 730 таких самолётов.

Самолёт F-16 (рис. 2) создаётся американской фирмой «Дженерал дайнэмикс» в соответствии с выдвинутой в конце 60-х годов министерством обороны США концепцией о целесообразности использования наряду с тяжёлым и сложным самолётом F-15 лёгкого истребителя, оснащённого сравнительно простой прицельно-навигационной системой и предназначенного для ведения манёвренного воздушного боя. При разработке самолёта к нему предъявляются следующие основные требования: высокая манёвренность в диапазоне скоростей М = 0,8—1,6, хорошая устойчивость и управляемость при перегрузках, высокая надёжность конструкции и всех бортовых систем, хороший обзор из кабины лётчика, оптимальное количество приборов и оборудования в кабине, достаточная эффективность бортового оружия.

Американский истребитель F-16
Рис. 2. Американский истребитель F-16

По конструкции он представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом с обычным однокилевым хвостовым оперением.
Он оснащён турбореактивным двигателем F100-PW-100 максимальном статической тягой 11340 кг. Вооружение самолёта состоит из встроенной 20-мм шестиствольной авиационной пушки «Вулкан» с боезапасом 500 патронов и двух управляемых ракет класса «воздух — воздух» AIM-9L «Сайдвиндер». Кроме того, в зависимости от характера выполняемых задач на четырёх подкрыльевых и одном подфюзеляжном узле подвески самолёт может нести авиационные бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения, дополнительные топливные баки, контейнеры и т. п.

Разработка самолёта F-16 заканчивается. Командование ВВС США планирует приобрести 650 таких самолётов. Летом 1975 года члены блока НАТО , , Нидерланды и Норвегия решили закупить 350 истребителей F-16 для замены состоящих на вооружении устаревших многоцелевых истребителей F-104.

По сообщениям зарубежной печати, вопрос о принятии на вооружение самолётов F-16 рассматривается правительствами и некоторых других стран. По мнению представителей фирмы «Дженерал дайнэмикс», общий заказ составит 1500-2000 самолётов.

Французский многоцелевой истребитель F1 предназначен для выполнения широкого круга боевых задач, в том числе для перехвата и уничтожения воздушных целей. Характерными особенностями этого самолёта являются, как отмечает печать, малая длина разбега и пробега (около 500 м), сравнительно небольшое время заправки внутренних топливных баков (около 5 мин), возможность нести разнообразные средства поражения воздушных целей (управляемые ракеты R.530 с радиолокационными и ИК системами наведения, «Сайдвиндер» или , которые могут выдержать большие перегрузки и предназначены для ведения ближнего манёвренного воздушного боя), наличие совершенного бортового оборудования.

Конструктивно этот самолёт представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом и однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором.

Вооружение истребителя состоит из двух 30-мм авиационных пушек (боекомплект по 135 патронов), а на семи узлах наружной подвески он может нести управляемые ракеты класса «воздух — воздух». При использовании его для нанесения ударов по наземным целям на этих узлах могут подвешиваться авиационные бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух — земля».

По сообщениям зарубежной печати, навигационная система истребителя обеспечивает точность навигации в пределах 5% от пройденного расстояния. Основным элементом системы управления оружием истребителей (модификации F1-C и Е) является РЛС 4, которая позволяет обнаружить воздушные цели на расстоянии 55 км и более, а их захват и сопровождение с дальности около 45 км.

Кроме вышеперечисленных новых истребителей, для ведения воздушных боев военное руководство стран НАТО планирует применять и состоящие на вооружении ВВС этих стран тактические истребители F-4 , F-104 , , «Мираж» 3 и другие. Иностранные специалисты считают, что для этих целей могут быть использованы и некоторые вновь создаваемые истребители-бомбардировщики и многоцелевые тактические истребители. В частности, в иностранном печати сообщалось, что разрабатываемый совместными усилиями Великобритании, ФРГ и Италии новый многоцелевой самолёт сможет выполнять большой круг задач, в том числе и вести воздушный бой. Более того, намечается на базе этого самолёта создать специализированный истребитель-перехватчик.

Тактико-технические характеристики некоторых истребителей приведены в табл. 1.

Таблица 1. Основные тактико-технические характеристики истребителей, состоящих на вооружении ВВС стран НАТО

Основные тактико-технические характеристики истребителей, состоящих на вооружении ВВС стран НАТО

Перед началом агрессивной войны в Юго-Восточной Азии на вооружении американской тактической авиации имелись ракеты класса «воздух — воздух» с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения трёх типов: «Фалкон», «Спарроу» и «Сайдвиндер». Иностранные военные специалисты считали, что истребители, вооружённые такими ракетами, будут наводиться на воздушные цели в основном с помощью наземных РЛС и поражать их на больших и средних дальностях. Однако, как показал опыт войны во Вьетнаме, большинство воздушных боев происходило на малых и средних высотах при визуальном опознавании цели, то есть на малых дальностях.

В таких условиях имевшиеся ракеты оказались малоэффективными. Поэтому, как сообщалось в печати, в США и других странах НАТО приступили к срочному совершенствованию существующих и проектированию новых образцов управляемых ракет класса «воздух — воздух» для ведения ближнего воздушного боя: «Эджайл» (США), «Мажик» R.550 (Франция), SRAAM-75 ().

Ракеты ближнего воздушного боя, разрабатываемые в Великобритании и Франции, предназначаются для поражения манёвренных воздушных целей только со стороны задней полусферы, а американская ракета «Эджайл» может применяться для стрельбы с любого направления и под любым ракурсом. Для прицеливания и пуска последней, чтобы не отвлекать внимания лётчика от пилотирования самолёта, пред полагается использовать нашлемные прицелы.

Модернизирована ракета средней дальности «Спарроу» 3. У неё уменьшена минимальная дальность стрельбы.

В США создана ракета большой дальности стрельбы с комбинированной системой наведения. На начальном и среднём участках траектории полёта для её наведения используются полуактивная, а на конечном участке — активная импульсно-доплеровская система самонаведения, которая включается в работу в 16 км от цели. Ракеты «Феникс», как сообщает печать, смогут наводиться на цели в различных условиях погоды днём и ночью, а также в условиях постановки активных и пассивных радиолокационных помех. Основные тактико-технические характеристики некоторых ракет класса «воздух — воздух» приведены в табл. 2.

Таблица 2. Основные управляемые ракеты класса «воздух—воздух» ВВС стран НАТО

Основные управляемые ракеты класса «воздух—воздух» ВВС стран НАТО

Тактические самолёты-разведчики


Выполнение задач воздушной разведки возлагается на разведывательные части, вооружённые различными самолётами-разведчиками, например: RF-101, RF-104, RF-5A, RF-4C и Е. Новейшим из них является RF-4E «Фантом» 2 (рис. 3). Этот двухместный всепогодный тактический разведчик оборудован комплексной навигационной системой, включающей счётно-решающее устройство, инерциальную систему, РЛС переднего обзора и т. д. Разведывательное оборудование самолёта состоит из аэрофотоаппаратов, инфракрасной и радиолокационной аппаратуры, комплексное использование которых обеспечивает выполнение задач в различных метеорологических условиях и значительно увеличивает достоверность получаемой информации.

Разведывательный самолёт RF-4E «Фантом» ВВС ФРГ
Рис. 3. Разведывательный самолёт RF-4E «Фантом» ВВС ФРГ

Аэрофотоаппараты используются для перспективного фотографирования по направлению полёта самолёта (вперёд), для планово-перспективного маршрутного фотографирования (справа и слева от линии пути — «от горизонта до горизонта»), для планового маршрутного фотографирования со средних и больших высот.

Инфракрасная аппаратура обеспечивает получение изображений по тепловому контрасту целей и фона. Она используется для разведки в основном в ночных условиях. Изображения местности формируются на экране электронно-лучевой трубки и одновременно фиксируются на фотоплёнке.

Радиолокационная станция бокового обзора позволяет вести разведку в любых метеорологических условиях. По данным зарубежной печати, эта РЛС обладает высокой разрешающей способностью по дальности и азимуту. Снимаемая местность отображается на фотопленке в условном виде с последующей передачей на наземное приёмное устройство по радиоканалам.

Для более быстрого представления информации, кроме передачи её по радиоканалам, на самолёте имеется специальное автоматическое устройство. С его помощью экспонированная аэрофотоплёнка проявляется и упаковывается в специальные контейнеры, которые могут быть сброшены в нужном районе. Помимо этого, на самолёт могут подвешиваться контейнеры, оснащённые аэрофотоаппаратами, ИК и телевизионной, а также другой разведывательной аппаратурой, включая аппаратуру радиотехнической разведки и лазерные устройства.

В агрессивных планах военного руководства НАТО для выполнения воздушной разведки, кроме специальных (штатных) самолётов-разведчиков, предусматривается применять и другие тактические самолёты, в том числе тактические истребители, штурмовики, истребители-бомбардировщики. В данном случае эти боевые самолёты переоборудуются или снабжаются подвесными контейнерами с различной разведывательной аппаратурой.

В странах НАТО постоянно ведутся работы по совершенствованию организации воздушной разведки и средств её ведения. Разрабатываются новые самолёты и бортовая разведывательная аппаратура. В зарубежной печати отмечается, что в последнее время в странах блока НАТО находят все более широкое распространение беспилотные самолёты-разведчики.

По мнению иностранных военных специалистов, только комплексное использование штатных, нештатных пилотируемых и беспилотных самолётов-разведчиков обеспечит добывание необходимого для организации боевых действий объёма информации, её своевременность и достоверность.

Средства РЭБ


По мнению иностранных военных специалистов, достижение целей в современной войне во многом зависит от уровня развития радиоэлектроники и особенно средств радиоэлектронной борьбы. Зарубежная печать сообщает, что опыт боевых действий авиации в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке подтвердил высокую эффективность этих средств.

В настоящее время на самолётах тактической авиации устанавливаются станции постановки активных помех, устройства для сбрасывания противорадиолокационных отражателей и ИК ловушек. Кроме того, практически каждый современный самолёт имеет аппаратуру для предупреждения экипажа об облучении самолёта наземными и бортовыми РЛС противника.

Наибольшее распространение в тактической авиации получили станции активных помех, которые размещаются в специальных контейнерах на подкрыльевых узлах подвески вооружения. Такие станции с помощью передатчиков помех мощностью 100—200 Вт перекрывают 3-, 5- и 10 см диапазоны волн, создавая шумовые заградительные и прицельные помехи.

Для постановки шумовых помех наземным РЛС, и особенно входящим в состав зенитных ракетных комплексов, используется станция АN/АLQ-71, а против радиолокационных прицелов истребителей — AN/ALQ-72. Более мощная станция AN/ALQ-87, поступающая на вооружение с начала 70-х годов, перекрывает диапазоны частот первых двух. Все они широко используются тактической авиацией НАТО.

В последние годы получили значительное развитие устройства выбрасывания радиолокационных отражателей. Зарубежная печать объясняет это их достаточной эффективностью для подавления РЛС, оборудованных селекторами движущихся целей, когда пассивные помехи применяются в сочетании с другими способами радиопротиводействия, и особенно при применении противолокационных управляемых ракет и «Стандарт ARM» и других. Предполагается эти устройства снаряжать и передатчиками активных помех одноразового действия.

В последнее время за рубежом все большее внимание уделяется разработке средств противодействия в ИК и оптическом диапазонах. Это объясняется значительной эффективностью боевого использования средств наведения и управления оружием, работающих в таких диапазонах.

В перспективе наиболее эффективным средством будут беспилотные самолёты радиопротиводействия. Считается, что с их применением резко уменьшатся потери лётного состава и дорогостоящих пилотируемых самолётов.

Рассмотрение хода и перспектив вооружения тактической авиации новой техникой показывает, что агрессивные круги США и других стран — членов НАТО, несмотря на конкретные мирные предложения Советского Союза и других социалистических стран, стараются всячески усовершенствовать военную машину НАТО, одной из важнейших частей которой является тактическая авиация. Вышеназванные и другие факты напоминают о том, что агрессивность империализма остаётся суровой реальностью. Учитывая это, ленинская партия постоянно заботится о повышении оборонной мощи советского государства. Вот почему в последние годы, как заявил товарищ Л. И. Брежнев на XXV съездс КПСС, «партия уделяла должное внимание укреплению обороноспособности нашей страны и совершенствованию вооружённых Сил».

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.