Шведские ИК разведывательные системы

Военно-воздушные силы /
Разработка разведывательной аппаратуры для воздушного фотографирования земной поверхности в ИК диапазоне волн в Швеции началась в 1966 году. По данным зарубежной печати, к настоящему времени созданы две разведывательные системы — Blue Baron и Red Baron.

Они предназначены для маршрутного планового воздушного фотографирования местности днём и ночью при ограниченной видимости с целью выявления на ней различных, в том числе и замаскированных объектов. По мнению иностранных специалистов, применение этих систем совместно с другими средствами воздушной разведки значительно увеличит достоверность добываемой информации.

Blue Baron — это активная ИК разведывательная система. Она состоит из следующих основных элементов: американской аппаратуры подсветки местности, специальной системы линз и ИК фильтров (создана в Канаде), трёх фотоаппаратов английской фирмы «Винтен», вспомогательной аппаратуры и органов управления.

Аппаратура подсветки местности представляет собой набор ламп-вспышек, выходные отверстия которых имеют снаружи специальные фильтры, пропускающие излучения только ИК диапазона волн. Мощность ИК импульсов и интервалы между ними устанавливаются автоматически в зависимости от введённых в систему управления данных о скорости и высоте полёта самолёта-разведчика, чувствительности фотоплёнки, времени суток и прозрачности атмосферы.

Система линз и фильтров предназначена для приёма отражённого от поверхности земли (моря) ИК излучения и передачи его в объективы аэрофотоаппаратов (АФА).

АФА установлены таким образом, что их суммарный угол обзора в плоскости, перпендикулярной продольной оси самолёта-разведчика, составляет 120°, а вдоль оси — 10°. Размеры участка местности, изображаемого на плёнках при одиночном плановом воздушном фотографировании, показаны на рис. 1. АФА работают синхронно с аппаратурой подсветки местности. Минимальный временной интервал между экспозициями 0,1 с.

Размеры участка местности, получаемого с помощью системы Blue Baron при выполнении одиночного снимка
Рис. 1. Размеры участка местности, получаемого с помощью системы Blue Baron при выполнении одиночного снимка (Н — истинная высота полёта самолёта-разведчика)

При маршрутном плановом воздушном фотографировании продольное перекрытие фотоснимков обычно составляет 10%. Предусмотрена возможность его увеличения до 55%. В этом случае при дешифрировании фотоснимков с помощью специального стереоскопического прибора можно просматривать сфотографированную местность в объёмном изображении.
Это, по мнению иностранных специалистов, значительно увеличивает эффективность системы при выявлении и опознавании замаскированных целей.

По данным зарубежной печати, наилучшие результаты фотографирования с помощью системы Blue Baron получаются при высоте полёта самолёта 50—300 м, со скоростью полета М = 0,95. Полный запас фотоплёнки обеспечивает длину маршрута съёмки около 100 км (при высоте полёта 300 м).

Аппаратура системы размещается в контейнере, подвешиваемом на одном из наружных узлов подвески самолёта-разведчика. Вес снаряжённого системой контейнера 320 кг.

Серийное производство системы Blue Baron и поступление её на вооружение авиационных подразделений ВВС Швеции началось в 1974 году. Ею оснащаются шведские самолёты S-35E . По мнению иностранных специалистов, контейнеры с системой Blue Baron можно подвешивать и на самолёты других типов, но после некоторых доработок, связанных, в частности, с установкой пультов управления и дополнительных блоков для подключения её к различным бортовым системам.

Red Baron — это пассивная ИК разведывательная система. Она предназначена для воздушного фотографирования местности при полете самолёта-разведчика на малых и средних высотах (60—3000 м) с дозвуковой скоростью. Основным её элементом является созданное американской фирмой «Тексас инструменте» ИК приёмно-сканирующее устройство RD-702, которое принимает излучаемую земной поверхностью и расположенными на ней объектами ИК энергию, фокусирует её с помощью специальной системы зеркал и линз на охлаждаемый жидким гелием ИK приёмник, состоящий из шести ртутно-кадмиево-теллуристых чувствительных элементов (детекторов). Приёмник преобразует ИК энергию в электрические сигналы, которые модулируют излучения светодиодов. Изменения интенсивности излучения диодов фиксируются на фотоплёнке, скорость протяжки которой зависит от высоты и скорости полёта самолёта. Таким образом происходит преобразование невидимого ИК изображения местности в видимое изображение на фотоплёнке.

По данным иностранной печати, система Red Baron работает в диапазоне волн 8—12 мкм ИК излучение этого диапазона, по мнению иностранных специалистов, менее всего поглощается и рассеивается в воздухе, и в то же время в этом диапазоне находится значительная часть спектра, излучаемого искусственными сооружениями и другими наземными (морскими) целями, что позволяет лучше рассмотреть их на фоне естественных излучений поверхности земли (моря). Система имеет угол захвата разведываемой полосы местности 120°, температурную чувствительность 0,3°С и обеспечивает получение изображений с разрешающей способностью 1 мрад.

Для улучшения качества фотоснимков и облегчения их дешифрирования система Red Baron имеет специальное стабилизирующее устройство, которое обеспечивает удержание её оптической оси в вертикальном или другом заданном лётчиком положении при колебаниях самолёта с угловой скоростью до 300 град/с. Кроме этого, для расширения возможностей системы используются дополнительные устройства и блоки. Например, система имеет радиолокационный высотомер, устройство наклона её оптической оси вправо или влево от продольной плоскости самолёта на угол до 15°, что позволяет просматривать более широкую полосу местности, чем при вертикальном положении оси (рис. 2).

Диаграмма величины захвата местности поперечной стороной аэроснимка при фотографировании с помощью системы Red Baron
Рис. 2. Диаграмма величины захвата местности поперечной стороной аэроснимка при фотографировании с помощью системы Red Baron без наклона (а) и с наклоном её оптической оси на 15° (б)

Основная часть аппаратуры Red Baron (за исключением пульта управления и некоторых блоков сопряжения с другими бортовыми системами) размещается в подвесном контейнере (рис. 3). Она занимает меньший объём и значительно легче, чем аппаратура системы Blue Baron. По данным зарубежной печати, вес контейнера, снаряжённого блоками системы Red Baron, 125 кг.

Размещение основных элементов системы Red Baron в подвесном контейнере
Рис. 3. Размещение основных элементов системы Red Baron в подвесном контейнере: 1 — водоотделитель; 2 — воздухозаборник для системы охлаждения; 3 — приёмопередатчик радиолокационного высотомера; 4 — контрольно-проверочный блок; 5 — усиливающая накладка; 6 — электрический разъём; 7 — приёмно-сканирующее устройство RD-702; 8 — ушко подвески; 9 — блок стабилизации по крену; 10 — щиток предохранителей; 11 — гироскоп местной вертикали; 12 — передающая антенна радиолокационного высотомера; 13 — входное окно приёмно-сканирующего устройства; 14 — приёмная антенна радиолокационного высотомера

Для зашиты объектива при взлёте и посадке самолёта-разведчика на плохо подготовленную ВПП контейнер имеет люки с дистанционным управлением. Они закрываются при взлёте и посадке и открываются в полёте для фотографирования.

Лётные испытания экспериментальных образцов системы Red Baron проводились на самолёте-разведчике S-35E «Дракен» (рис. 4). По данным иностранной печати, они прошли успешно и показали, что система позволяет обнаруживать не только находящиеся на поверхности земли цели, но и некоторые подземные сооружения, температура которых отличается от температуры поверхности. Кроме того, сообщалось, что с её помощью можно выявить направление движения наземных целей, а также подводных лодок в подводном положении по их «тепловому» следу.

Контейнер с системой Red Baron, подвешенный под крылом самолёта-разведчика S-35E «Дракен»
Рис. 4 Контейнер с системой Red Baron, подвешенный под крылом самолёта-разведчика S-35E «Дракен» (контейнер обозначен стрелкой)

Начало поступления системы Red Baron в авиационные части и подразделения ВВС Швеции намечалось на 1976 год. Кроме шведских ВВС, заинтересованность в её приобретении выразили ВВС некоторых других капиталистических государств. В частности, в начале 1976 года планировалось начать поставку этих систем в авиационные части ВВС Дании.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.