Шведский многоцелевой самолет «Вигген»

Военно-воздушные силы /
Расширяя производство авиационной техники, Швеция стремится сохранить и расширить завоеванные свои позиции на международном рынке по продаже вооружений в другие страны и полностью обеспечить потребности своих ВВС. За последние годы она выдвинулась в ряд передовых стран по разработке и производству военных самолётов.

Иностранная печать сообщает, что к настоящему времени шведская самолётостроительная промышленность имеет большой опыт по строительству современных боевых самолетов различного назначения. Отмечается, в частности, что созданный шведской фирмой SAAB тактический истребитель VJ-37 и его модификации, вполне отвечают требованиям, предъявляемым к современным боевым самолетам, и могут составить серьезную конкуренцию американским, французским и некоторым другим самолетам на международном рынке.

Создание самолетов «Вигген» началось в 1965 году по заказу министерства обороны Швеции и в соответствии с тактико-техническим требованиями, разработанными специалистами ВВС страны. Первоначально был построен тактический истребитель AJ-37, а затем на его базе началась разработка учебно-тренировочного самолета SK-37, разведывательных самолетов SF-37 и SH-37 и истребителя-перехватчика JA-37. Самолёты AJ-37 и SK-37 уже состоят на вооружении ВВС Швеции, а поступление других ожидается в недалеком будущем. По сообщениям зарубежной печати, эти самолеты должны удовлетворить потребности ВВС Швеции до начала 90-х годов.

Тактический истребитель AJ-37


AJ-37 «Вигген» — это одноместный всепогодный самолет, предназначенный в основном для нанесения ударов по наземным объектам, но он может также использоваться и для перехвата воздушных целей. Со временем он заменит в ВВС Швеции устаревшие самолеты A-32A .

истребитель AJ 37 Вигген
Тактический истребитель AJ-37 «Вигген» с двумя подвешенными управляемы­ми ракетами RЬ04Е в полете

Самолет AJ-37 выполнен по аэродинамической схеме «утка», что, по мнению иностранных специалистов, обеспечивает ему хорошую устойчивость и управляемость как при полетах на малых скоростях с большими углами атаки, так и при сверхзвуковых полетах на небольших высотах в условиях сильной турбулентности атмосферы.

Фюзеляж самолета цельнометаллический и имеет полумонококовую конструкцию. В передней его части расположена кабина летчика с системой катапультирования, с помощью которой он может покинуть самолет с любой высоты, в том числе при разбеге и пробеге самолета по ВВП при скорости не менее 75 км/ч.

Крыло самолета имеет дельтовидную фирму с переменной стреловидностью по передней кромке. На задней кромке крыла находятся двухсекционные элероны. Горизонтальное оперение, расположенное впереди и выше крыла, оснащено по всему размаху закрылками, имеющими максимальный угол отклонения 10°. Вертикальное оперение самолета состоит из киля с рулем направления. При размещении самолета в ангарах, наземных и подземных укрытиях с низким потолком вертикально расположенный киль может складываться.

В конструкции крыла, горизонтального оперения, закрылков, элеронов и руля направления использован сотовый заполнитель из металлической ленты.

Шасси самолета трехстоечное, с передней стойкой. Основные стойки убираются в корневые части крыла, а передняя — вперед, в фюзеляж. Давление воздуха в пневматиках передней стойки 10,9 кг/см2, а основных — 15,1 кг/см2.
Шасси рассчитано на посадку без выравнивания с вертикальной скоростью снижения около 5 м/с.

На самолете установлен один турбореактивный двухконтурный двигатель RM8A с форсажной камерой. Он разработан на основе двигателя JT8D-22 шведской фирмой «Свенска флюгмотор» по лицензии и при сотрудничестве с американской фирмой «Пратт-Уитни». Тактико-технические характеристики двигателя RM8A: тяга на максимальном форсажном режиме 11800 кг и на максимальном режиме без включения форсажа 6700 кг; степень двухконтурности 1.07; суммарная степень повышения давления воздуха 16,5; расход воздуха 145 кг/с; вес 2310 кг.

Проекции самолета AJ-37
Проекции самолета AJ-37

Для уменьшения дины пробега самолета двигатель снабжен устройством реверса тяги, которое смонтировано вместе с реактивным соплом. Это устройство состоит из трех поворотных створок, скользящей цилиндрической заслонки и трех периферийных щелей. В убранном положении поворотные створки образуют гладкую внутреннюю поверхность короткого цилиндрического эжектора.

На сверхзвуковых скоростях при работе на форсажном режиме периферийные щели автоматически перекрываются скользящей цилиндрической заслонкой. В результате в эжекторе, выполняющем в данном случае роль сверхзвукового реактивного сопла, происходит дополнительное расширение выхлопных газов.

На дозвуковых скоростях полета цилиндрическая заслонка открывает периферийные щели, и поступающий через них воздух увеличивает тягу двигателя.

Устройство реверса тяги срабатывает автоматически, когда передняя стоика шасси коснется ВПП (предусмотрено также и ручное включение). При этом поворотные створки перекрывают сопло двигателя, направляя выхлопные газы через периферийные щели вперед под углом 35°, что создает обратную тягу. Пробег самолета с включенным реверсом тяги около 500 м, а при выключенном — 1500 м.

Топливная система самолета включает четыре фюзеляжных и два крыльевых топливных бака. Для увеличения дальности действия самолета предусмотрена возможность подвески на центральном подфюзеляжном узле дополнительного топливного бака.

Бортовое радиоэлектронное оборудование самолета, общий вес которого около 600 кг, состоит из отдельных систем и приборов. Основными из них являются: РЛС поиска и прицеливания, система автоматического управления полетом, навигационная система, индикатор вертикальной обстановки с отображением информации на лобовом стекле кабины летчика, радиовысотомер, система предупреждения об облучении самолета сигналами РЛС. С помощью бортовой цифровой ЭВМ главные электронные системы объединены в единый комплекс. Эта ЭВМ позволяет решать различные задачи, в том числе: автоматическое вычисление текущих координат самолета, а также определение направления и расстояния до цели, контроль наличия топлива и расчет располагаемой дальности полета, подготовка и выдача данных для применения бортового оружия, расчет и выдача навигационных данных по заранее заданной программе или по желанию летчика, определение расчетных данных для захода на посадку, автоматическая проверка работоспособности бортового радиоэлектронного оборудования.

Вооружение самолета размещается на трех подфюзеляжных узлах подвески и четырех подкрыльевых (два под каждой консолью крыла). Самолет может нести (в различных вариантах) следующее вооружение: управляемые ракеты Rb04E и
Rb05A, предназначенные для нанесения ударов по морским и наземным целям, управляемые ракеты Rb24 и Rb28 класса «воздух—воздух», НУР калибров 135 и 75 мм, авиационные бомбы, мины, два контейнера с ЗО-мм пушками , контейнеры с разведывательной аппаратурой и аппаратурой РЭБ.

Учебно-тренировочный самолёт SК-37


Проекции самолета SK-37Этот самолет создан на базе тактического истребителя AJ-37. Кроме основного предназначения, самолет SK-37 может использоваться для нанесения ударов по наземным объектам, ведения воздушной разведки и постановки радиопомех.

Конструктивно он отличается от AJ-37 наличием кабины инструктора, оборудованной на месте убранного переднего фюзеляжного топливного бака и составом бортового оборудования. В кабинах установлены катапультируемые сиденья, которые позволяют членам экипажа покинуть самолет на любой высоте полета и на земле при скорости самолета не менее 200 км/ч.

Чтобы улучшить обзор передней полусферы из кабины инструктора, на каждой стороне фюзеляжа установлен боковой перископ.

В связи с установкой второй кабины вместо фюзеляжного топливного бака общий запас топлива на самолете уменьшился по сравнению с самолетом AJ-37. Для получения приемлемой дальности полета на центральном подфюзеляжном узле подвески практически всегда устанавливается дополнительный топливный бак, из-за чего максимальная скорость полета самолета ограничена числом М=1,7.

Разведывательные самолёты SH-37 и SF-37


Оба этих самолета имеют такую же конструкцию, как тактический истребитель AJ-37, но отличаются от последнего и друг от друга составом бортового оборудования. Они разработаны с целью замены устаревших разведывательных самолетов S32C «Лансен» и S35E . Самолет SH-37 предназначен для ведения разведки при полетах над морем, a SF-37 — над сушей. Они могут применяться днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

Разведывательная аппаратура самолета SH-37 включает обзорную РЛС, АФА и средства освещения цели при ночной съемке, а также АФА для перспективного фотографирования цели с больших дальностей, оптический прицел для наведения АФА. В состав разведывательного оборудования самолета SF-37 входят АФА для воздушного фотографирования с малых и больших высот, ПК аппаратура и средства освещения цели.

Кроме того, на обоих самолетах для увеличения дальности полёта подвешивается по одному дополнительному топливному баку, а для увеличения боевых возможностей по преодолению системы ПВО противника устанавливается аппаратура РЭБ и подвешивается по две управляемые ракеты класса «воздух—воздух».

Поступление самолетов SH-37 и SF-37 на вооружение ВВС Швеции ожидается в 1975—1976 годах и в 1977—1978 годах соответственно.

Перехватчик JA-37


Самолет JA-37 разрабатывается в первую очередь для перехвата воздушных целей, в том числе низколетящих. Считается, что его можно будет применять и для нанесения ударов по наземным обьектам. Этот самолет имеет те же размеры, что и самолет AJ-37, но отличается от последнего более мощным турбореактивным двухконтурным двигателем RMSB (тяга 12700 кг на максимальном форсажном режиме и 7310 кг на максимальном режиме без включения форсажа), составом вооружения и усовершенствованным радиоэлектронным оборудованием. Кроме этого, на самолете JA-37 усилена конструкция основного крьла, улучшена система демпфирования, увеличены емкость топливной системы и мощность сервоприводов элеронов.

Бортовое радиоэлектронное оборудование истребителя, как и на AJ-37, будет объединено в комплекс, который позволит быстро решать ряд задач, связанных с выполнением полетов на этом самолете. Главными элементами комплекса являются бортовая цифровая ЭBM, разработанная в , а также система поиска и слежения за целями, основу которой составляет многофункциональная РЛС, созданная Фирмой «Эриксон».

Встроенная 30-мм пушка (темп стрельбы 1350 выстр./мин, начальная скорость полета снаряда 1050 м/с) может использоваться против воздушных и наземных целей. В связи с установкой на самолете пушки нижняя часть его фюзеляжа несколько изменена по сравнению с самолетом AJ-37.

Кроме пушки, самолет JA-37 на подфюзеляжных и подкрыльевых узлах подвески сможет нести управляемые ракеты класса «воздух—воздух» с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения, управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух — земля», авиационные бомбы, контейнеры с разведывательной аппаратурой и аппаратурой радиопротиводействия, дополнительные топливные баки.

Как сообщает иностранная печать, министерство обороны Швеции, несмотря на то, что разработка истребителя JA-37 еще не завершена, уже в конце 1974 года заказало фирме SAAB первую серию из 30 самолетов. Поступление их на вооружение частей и подразделений ВВС Швеции ожидается в 1978—1979 годах.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.