Радиоэлектронные системы и оборудование находят все более широкое применение в вооружённых силах , особенно в ВВС, где сосредоточены основные средства агрессии, такие как межконтинентальные баллистические ракеты, самолёты стратегической и тактической авиации и другое вооружение. Командование американских ВВС усиленно внедряет электронику в отдельные и комплексные системы оружия, в системы связи и управления, что, как отмечается в иностранной печати, позволит значительно повысить боевую эффективность вооружения и боеготовность войск в целом.

Ниже публикуется сокращённый обзор, написанный американскими военными обозревателями Дж. Фрисби и У. Ливиттом, в котором характеризуются состояние и перспективы развития радиоэлектроники в ВВС США, рассматриваются некоторые вопросы, от решения которых, по мнению авторов, зависит успешное применение радиоэлектронных сис-стем и оборудования в американских военно-воздушных силах. В конце статьи приводится перечень основных радиоэлектронных систем, проектов и программ, контролируемых управлением электронных систем ВВС США.

В военно-воздушных силах США радиоэлектронная техника начала находить широкое применение раньше, чем в других видах американских вооружённых сил. В первые пятнадцать лет после второй мировой войны это было связано с использованием радиоэлектронной техники в системах радиолокационного предупреждения и наведения, перехвата самолётов противника и в других системах.

С появлением стратегических ракетных средств радиоэлектронная техника широко использовалась в системе управления силами стратегической бомбардировочной авиации и МБР, входящими в стратегическое авиационное командование (САК). Помимо подземных центров управления силами и средствами САК, был создан воздушный командный пункт (ВКП) на случай выхода из строя основного и запасного подземных центров управления. Несколько позже родилась и получила широкое развитие новая отрасль радиоэлектроники — радиоэлектронное противодействие. Радиоэлектронное оборудование американских самолётов и ракет резко усложнилось и выросло в объёме. В США, особенно в последние годы, стала бурно развиваться радиоэлектронная техника тактического назначения.

С технической точки зрения значительным стимулирующим фактором развития самолётных, ракетных и наземных радиоэлектронных систем язи-лось создание и быстрое усовершенствование электронных вычислительных машин (ЭВМ) и инерциальных платформ.

ЭВМ стала основой для применения на самолётах все более сложного радиоэлектронного оборудования. Инерциальные платформы, разработанные первоначально для использования их в системах управления ракет, в настоящее время применяются в навигации самолётов на больших дальностях. Они позволяют определять местоположение самолёта с ошибкой в одну милю за час полёта. Усовершенствования, введённые в миниатюрные ЭВМ и инерциальные платформы американских межконтинентальных баллистических ракет, позволили в течение последнего десятилетия увеличить примерно в 12 раз точность попадания МБР в цель и довести их надёжность до 95%.

Любой новый военный самолёт, в конструкции которого не предусмотрены потенциальные возможности для переоснащения его более совершенной радиоэлектронной аппаратурой, быстро устаревает и снимается с вооружения. В лучшем случае его боевые возможности быстро становятся ограниченными. Например, средний стратегический бомбардировщик В-58 был рано снят с вооружения отчасти из-за того, что при его разработке не была предусмотрена возможность установки дополнительных радиоэлектронных систем и источников электропитания. В то же время более крупный дальний стратегический бомбардировщик В-52, конструкция которого позволила установить необходимое дополнительное электронное оборудование, находится на вооружении до настоящего времени. Тактический истребитель F-4 уже достиг предела насыщения его электронной аппаратурой, и новые радиоэлектронные устройства могут быть установлены на нем лишь в результате частичной замены имеющихся.

При создании находящихся сейчас в различных стадиях разработки новых пилотируемых средств, таких, как сверхзвуковой стратегический бомбардировщик В-1, истребитель ВВС F-15, самолёт непосредственной авиационной поддержки АХ и самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и наведения AWACS для использования в системе ПВО, учитывается возможность дополнительной установки нового или усовершенствованного радиоэлектронного оборудования. Это позволит значительно продлить срок службы самолёта.

В течение последних пяти-шести лет в США наблюдался прогресс в разработке нового радиоэлектронного оборудования для боевых тактических самолётов. В середине 50-х годов расходы по статье годового бюджета ВВС на разработку и исследования в области обычных средств вооружения упали до уровня 460 тыс. долларов. А к 1966 году эта цифра возросла приблизительно в 160 раз, достигнув уровня 76 млн. долларов (количество людей, занятых в разработке и исследованиях, увеличилось в 10 раз). В середине 60-х годов ВВС вели около 700 научно-исследовательских программ по созданию средств для ведения ограниченных войн. Например, в объединённую программу «Шедлайт» по усовершенствованию аппаратуры ночного видения и повышению всепогодности тактических истребителей, модифицированных штурмовых самолётов и других самолётов входило около 150 разных проектов, значительная часть которых касалась разработки радиоэлектронных средств тактического назначения.

Среди нововведений в радиоэлектронике тактического применения были следующие:

  • усовершенствованное оборудование для обеспечения навигации на малых и больших высотах;
  • навигационно-бомбардировочные системы с ЭВМ, выполняющими расчёты для поражения целей независимо от маневра самолёта;
  • средства обнаружения целей ночью и в сложных метеоусловиях;
  • индикаторы с отображением данных на лобовом стекле, позволяющие лётчику визуально воспринимать сигналы управления, не отрываясь от наблюдения за приборной доской;
  • активные и пассивные средства радиоэлектронного противодействия;
  • технические средства передачи данных воздушной разведки в масштабе времени, близком к реальному.

Управляемые при помощи ЭВМ пушки, наводимые по лазерному лучу бомбы, телевизионные и другие электронно-оптические средства значительно повысили точность попадания в цель обычных средств поражения.

Значение, которое придаётся радиоэлектронике в ВВС США, можно подтвердить следующими цифрами. Работе с радиоэлектронными приборами в американских ВВС обучено более 12 тыс. офицеров и около 110 тыс. рядовых, что составляет около 1/6 части всего личного состава военно-воздушных сил. 21 тыс. гражданских служащих ВВС является специалистами в различных областях радиоэлектроники. В ВВС США имеется 905 различных курсов, где обучаются обращению с радиоэлектронными системами в различных сферах их применения. Из них более 500 находятся при учебно-тренировочных центрах технического состава, а остальные располагают собственной учебной базой. Подсчитано, что ВВС обладают радиоэлектронной аппаратурой на сумму более 8 млрд. долларов, а при учёте наземных ЭВМ, в том числе арендуемых, эта цифра возрастёт до 13 млрд. долларов. В среднем примерно одна треть общей стоимости каждой новой пилотируемой системы приходится на радиоэлектронное оборудование. В ракетостроении доля использования радиоэлектронной аппаратуры возрастает до 50%, а в космических системах — и того более.

Командование ВВС США в строительстве военно-воздушных сил учитывает то обстоятельство, что в недалёком будущем постоянно возрастающее количество боевых задач будет решаться с помощью радиоэлектронных систем или с их участием. Это, естественно, не означает, что американские ВВС в 80-е или 90-е годы будут полностью автоматизированы, но благодаря более гибкой и тесной связи человеческого интеллекта с радиоэлектронными системами, а также благодаря небывалому быстродействию последних ВВС смогут более эффективно выполнять возложенные на них задачи.

Помимо существующих, открываются новые возможности применения радиоэлектронного оборудования в ВВС США. В частности, это касается таких областей, как космическая разведка; автоматизированные системы управления войсками в тактическом звене; глобальная система связи; вычислительные сети с использованием «понимающих», «отвечающих» и «разговаривающих» между собою ЭВМ; системы релейной связи с аппаратурой большой ёмкости (с использованием техники лазерной связи) и другие.

Однако при внедрении в практику новых достижений в области радиоэлектроники возникает ряд сложных проблем. Одной из них является проблема «стоимость — сложность» радиоэлектронных систем. Одновременно с ростом сложности задач, решаемых ВВС США, усложняется радиоэлектронная аппаратура и возрастает её стоимость. Это в свою очередь увеличивает стоимость содержания личного состава, обслуживающего радиоэлектронную технику ВВС. Следует ожидать, что решение стоящей перед ВВС проблемы «стоимость — сложность» в дальнейшем будет ещё более затруднено, и сама проблема никогда не будет решена полностью.

Одним из важных вопросов в ВВС США является соотношение надёжности радиоэлектронных систем и широты выполняемых ими задач. Американские ВВС, по-видимому, вступают в тот период своего развития, когда соображения стоимости систем начинают оказывать большее влияние на обеспечение надёжности их работы (не в пользу широты выполняемых задач). В частности, до настоящего времени в ВВС существовала вполне понятная тенденция в определённой мере жертвовать надёжностью систем в пользу таких качеств, как мобильность и малый вес.

Руководящим органом ВВС США в области радиоэлектроники является управление электронных систем ВВС, основными задачами которого являются: выработка концепций радиоэлектронных систем, а также руководство разработкой и военной приёмкой основных радиоэлектронных систем для ВВС.

Ниже приводится перечень основных радиоэлектронных систем, проектов и программ, контролируемых управлением электронных систем ВВС США:

404L — система управления посадкой (разрабатывается);
407LTACS (Tactical Air Control System) — автоматизированная система управления тактической авиацией (модернизируется);
411LAWACS (Airborne Warning and Control System) — самолётная система дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (разрабатывается);
414LNORAM (North American Over-the-Horizon Radar) — система загоризонт-
ных РЛС (в стадии проектной разработки);
416L — проект модернизации наземных РЛС AN/FPS-27 автоматизированной системы управления силами и средствами противосамолётной обороны (ПСО) Североамериканского континента;
416М BUIC (Back-Up Interceptor Control System) — автоматизированная система управления силами и средствами ПСО Североамериканского континента;
416М WSMR (White Sands Missile Range Surveillance System)— система контроля воздушного пространства ракетного испытательного полигона в Уайт-Сэндс;
416Р — программа контроля за качеством радиоэлектронной аппаратуры, предназначенной для использования в Юго-Восточной Азии;
418L — автоматизированная система управления силами и средствами ПСО в Окинавском секторе Тихоокеанской зоны;
425L — КП объединённого командования ПВО Североамериканского континента;
427М — программа модернизации центра управления НОРАД, размещённого в горе Шайенн;
433L — глобальная автоматизированная система метеоразведки и прогнозирования погоды;
436М — программа модернизации вычислительных средств САК ВВС с использованием ЭВМ «третьего поколения»;
440L — система загоризонтных РЛС прямого зондирования;
441А — система загоризонтных РЛС наклонно-возвратного зондирования;
451D — программа «Комбат гранд» модернизации и автоматизации существующей системы контроля воздушного пространства и обнаружения воздушных целей в Испании;
465L — автоматизированная система управления ударными силами САК;
469L CORTS (Conversion of Range Telemetry Systems) — программа модернизации телеметрических средств;
474L BMEWS (Ballistic Missile Early Warning System) — автоматизированная система раннего предупреждения ПРО;
474N SLBM (Sea Launched Ballistic Missile Detection, Warning and Display System) — автоматизированная система предупреждения о запуске баллистических ракет с подводных лодок;
481В — автоматизированная система управления силами и средствами САК с использованием ВКП;
485L TACSI (Tactical Air Control System Improvements) —усовершенствованная система управления тактической авиацией;
487L — система связи в диапазоне длинных и сверхдлинных волн;
492L — система связи и управления ударного командования;
493L — промежуточный вариант глобальной автоматизированной системы закрытой телефонной связи «Аутосевком»;
496L — автоматизированная система обнаружения и слежения за космическими объектами;
499L — система опознавания и управления воздушным движением военных и гражданских самолётов;
634В UCNI (Unified Communications, Navigation and Identification) — унифицированная система связи, навигации и опознавания;
687J TACSATCOM (Tactical Satellite Communication) — спутниковая система связи;
5222 AWRS (Airborne Weather Reconnaissance System) — самолётная система метеоразведки на специально оборудованных самолётах разведки погоды WC-130 и WС-135.

Дж. ФРИСБИ, У. ЛИВИТТ
Американский журнал «Эр форс мэгэзин», июль 1971 года

Добавить комментарий