Военно-транспортный самолёт «Арава»
Проводя агрессивный внешнеполитический курс, израильские экстремисты продолжают наращивать боевую мощь вооружённых сил. С этой целью, помимо получения большого количества вооружения из США и некоторых других капиталистических государств, в Израиле налажено серийное производство собственной боевой техники и оружия, в том числе многоцелевого тактического истребителя «Кфир» и рассматриваемого ниже военно-транспортного самолёта «Арава».
Первый полёт серийного образца легкого военно-транспортного самолёта IAI-201 «Арава», созданного фирмой «Израэл эркрафт индастриз» на базе 24-местного пассажирского самолёта IAI-101 «Арава», состоялся в апреле 1973 года. В настоящее время этот самолёт поступает на вооружение ВВС Израиля.
Самолет «Арава» представляет собой высокоплан с фюзеляжем-гондолой и двумя балками, на передние концах которых установлены двигатели, а на задних — разнесённое вертикальное хвостовое оперение и стабилизатор (см. рисунок).

Военно-транспортный самолёт IAI 201 «Арава» и его проекции
Фюзеляж самолёта цельнометаллический, полумонококовой конструкции. Для облегчения загрузки и разгрузки самолёта хвостовая часть фюзеляжа отклоняется в сторону более чем на 90°, а пол грузовой кабины находится на уровне пола кузова стандартного автомобиля.
Крыло прямое, двухлонжеронной кессонной конструкции, с двумя нижними подкосами. В нём расположены четыре топливных бака общей ёмкостью 1440 л. Механизация крыла состоит из простых двухсекционных закрылков, занимающих 61,4% размаха, а также из предкрылков, элеронов и выдвижных интерцепторов.
Шасси трёхстоечное, неубирающееся, с масляно-воздушными амортизаторами. Оно рассчитано на восприятие ударов при жёсткой посадке самолёта и на преодоление неровностей ВПП высотой до 10 см. Пневматики шасси имеют низкое давление (3,37 кг/кв.см.). По заявлению специалистов фирмы, такое шасси позволяет эксплуатировать самолёт с неподготовленных грунтовых ВПП и посадочных площадок, что значительно увеличивает его боевые возможности.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей РТ6А-34 фирмы «Пратт-Уитни» с трёхлопастными воздушными винтами диаметром 2,59 м. Максимальная мощность каждого двигателя около 780 л с.
Самолет вооружён тремя 12,7-мм пулеметами «Браунинг», два из них установлены в обтекателях в передней части фюзеляжа (по одному с каждого борта), а третий — на турели в хвостовом конусе фюзеляжа. Общий боезапас 8000 патронов. Кроме того, на двух пилонах, расположенных на фюзеляже, могут подвешиваться два контейнера с шестью НУР калибра 82 мм.
По данным иностранной печати, самолёт IAI-201 «Арава» является многоцелевым и предназначен для выполнения широкого круга задач. Это обеспечивается тем, что его переоборудование из одного варианта в другой занимает мало времени.
При использовании самолёта «Арава» в качестве транспортно-десантного он перевозит 24 вооружённых солдата или 16 парашютистов и двух выпускающих. В варианте транспортного самолёта он может нести около 2,5 т груза. Объём кабины самолёта позволяет перевозить одно безоткатное орудие, установленное на автомобиле «джип», с расчетом (четыре человека).
В противолодочном варианте самолёт оснащается специальным комплектом электронного оборудования весом 250 кг, 12 гидроакустическими буями и четырьмя торпедами Мк14. На борту, кроме штатных членов экипажа, находятся два оператора, управляющие противолодочными оборудованием и вооружением.
При переоборудовании серийного самолёта в санитарный на нем устанавливается 12 носилок (в три яруса) и оборудуются рабочие места для двух медицинских работников.
Большая продолжительность полёта (до 10 ч) позволяет использовать самолёт в качестве мобильного воздушного ретрансляционного пункта. В этом случае на борту размещается комплект радиоэлектронного оборудования (ретрансляторы) весом около 250 кг и два оператора.
Самолет «Арава» можно использовать также для перевозки топлива и заправки самолётов и вертолетов на передовых посадочных площадках и аэродромах, а также для заправки в полевых условиях наземных боевых машин. В этом случае в грузовой кабине самолёта устанавливаются топливные баки общей емкостью 1900 л, насосы, шланги и другое заправочное оборудование.
Кроме того, самолёт может выполнять некоторые другие задачи, например поисково-спасательные работы, буксировку мишеней и т. д. Основные его тактико-технические характеристики приведены в таблице.
Фирма «Израэл эркрафт индастриз», пытаясь привлечь иностранных покупателей, широко рекламирует самолёт «Арава» — его боевые возможности, взлётно-посадочные характеристики, устойчивость и управляемость, простоту и удобство эксплуатации. В 1972 году она демонстрировала его на авиационно-космической выставке в Ганновере (ФРГ). В том же году было организовано демонстрационное турне этого самолёта почти по всем странам Латинской Америки, в результате которого он пролетел в общей сложности 64 тыс. км. В мае 1973 года пять военно-транспортных самолётов «Арава» были поставлены мексиканским ВВС. К концу 1974 года заказы на экспорт возросли до 50 самолётов. В настоящее время, по данным зарубежной печати, израильские самолёты «Арава» покупают Эквадор, Мексика, Никарагуа, Сальвадор и другие страны.
Тактико-технические характеристики легкого военно-транспортною самолёта «Арава»
Экипаж, человек… 1 — 2
Вес, кг:
максимальный взлетный… 6800
пустого самолёта… 3530
перевозимой нагрузки (максимальный)… 2530
Размеры, м:
размах крыла… 20,9
длина самолёта… 13,0
длина фюзеляжа гондолы… 9,3
высота самолёта..............................................5,2
Размеры грузовой кабины, м:
Длина........................................................3,9
ширина… 2,3
высота… 1,7
Скорость полёта, км/ч:
максимальная… 326
крейсерская… 310
посадочная… 115
Практический потолок, м:
при двух работающих двигателях… 8100
при одном работающем двигателе… 3400
Радиус действия, км:
при максимальной перевозимой нагрузке… 320
при максимальном записи топлива… 1300
Длина разбега, м… 220
Взлетная дистанция, м… 360
Длина пробега, м… 120
Посадочная дистанция, м… 280
Первый полёт серийного образца легкого военно-транспортного самолёта IAI-201 «Арава», созданного фирмой «Израэл эркрафт индастриз» на базе 24-местного пассажирского самолёта IAI-101 «Арава», состоялся в апреле 1973 года. В настоящее время этот самолёт поступает на вооружение ВВС Израиля.
Самолет «Арава» представляет собой высокоплан с фюзеляжем-гондолой и двумя балками, на передние концах которых установлены двигатели, а на задних — разнесённое вертикальное хвостовое оперение и стабилизатор (см. рисунок).

Военно-транспортный самолёт IAI 201 «Арава» и его проекции
Фюзеляж самолёта цельнометаллический, полумонококовой конструкции. Для облегчения загрузки и разгрузки самолёта хвостовая часть фюзеляжа отклоняется в сторону более чем на 90°, а пол грузовой кабины находится на уровне пола кузова стандартного автомобиля.
Крыло прямое, двухлонжеронной кессонной конструкции, с двумя нижними подкосами. В нём расположены четыре топливных бака общей ёмкостью 1440 л. Механизация крыла состоит из простых двухсекционных закрылков, занимающих 61,4% размаха, а также из предкрылков, элеронов и выдвижных интерцепторов.
Шасси трёхстоечное, неубирающееся, с масляно-воздушными амортизаторами. Оно рассчитано на восприятие ударов при жёсткой посадке самолёта и на преодоление неровностей ВПП высотой до 10 см. Пневматики шасси имеют низкое давление (3,37 кг/кв.см.). По заявлению специалистов фирмы, такое шасси позволяет эксплуатировать самолёт с неподготовленных грунтовых ВПП и посадочных площадок, что значительно увеличивает его боевые возможности.
Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей РТ6А-34 фирмы «Пратт-Уитни» с трёхлопастными воздушными винтами диаметром 2,59 м. Максимальная мощность каждого двигателя около 780 л с.
Самолет вооружён тремя 12,7-мм пулеметами «Браунинг», два из них установлены в обтекателях в передней части фюзеляжа (по одному с каждого борта), а третий — на турели в хвостовом конусе фюзеляжа. Общий боезапас 8000 патронов. Кроме того, на двух пилонах, расположенных на фюзеляже, могут подвешиваться два контейнера с шестью НУР калибра 82 мм.
По данным иностранной печати, самолёт IAI-201 «Арава» является многоцелевым и предназначен для выполнения широкого круга задач. Это обеспечивается тем, что его переоборудование из одного варианта в другой занимает мало времени.
При использовании самолёта «Арава» в качестве транспортно-десантного он перевозит 24 вооружённых солдата или 16 парашютистов и двух выпускающих. В варианте транспортного самолёта он может нести около 2,5 т груза. Объём кабины самолёта позволяет перевозить одно безоткатное орудие, установленное на автомобиле «джип», с расчетом (четыре человека).
В противолодочном варианте самолёт оснащается специальным комплектом электронного оборудования весом 250 кг, 12 гидроакустическими буями и четырьмя торпедами Мк14. На борту, кроме штатных членов экипажа, находятся два оператора, управляющие противолодочными оборудованием и вооружением.
При переоборудовании серийного самолёта в санитарный на нем устанавливается 12 носилок (в три яруса) и оборудуются рабочие места для двух медицинских работников.
Большая продолжительность полёта (до 10 ч) позволяет использовать самолёт в качестве мобильного воздушного ретрансляционного пункта. В этом случае на борту размещается комплект радиоэлектронного оборудования (ретрансляторы) весом около 250 кг и два оператора.
Самолет «Арава» можно использовать также для перевозки топлива и заправки самолётов и вертолетов на передовых посадочных площадках и аэродромах, а также для заправки в полевых условиях наземных боевых машин. В этом случае в грузовой кабине самолёта устанавливаются топливные баки общей емкостью 1900 л, насосы, шланги и другое заправочное оборудование.
Кроме того, самолёт может выполнять некоторые другие задачи, например поисково-спасательные работы, буксировку мишеней и т. д. Основные его тактико-технические характеристики приведены в таблице.
Фирма «Израэл эркрафт индастриз», пытаясь привлечь иностранных покупателей, широко рекламирует самолёт «Арава» — его боевые возможности, взлётно-посадочные характеристики, устойчивость и управляемость, простоту и удобство эксплуатации. В 1972 году она демонстрировала его на авиационно-космической выставке в Ганновере (ФРГ). В том же году было организовано демонстрационное турне этого самолёта почти по всем странам Латинской Америки, в результате которого он пролетел в общей сложности 64 тыс. км. В мае 1973 года пять военно-транспортных самолётов «Арава» были поставлены мексиканским ВВС. К концу 1974 года заказы на экспорт возросли до 50 самолётов. В настоящее время, по данным зарубежной печати, израильские самолёты «Арава» покупают Эквадор, Мексика, Никарагуа, Сальвадор и другие страны.
Тактико-технические характеристики легкого военно-транспортною самолёта «Арава»
Экипаж, человек… 1 — 2
Вес, кг:
максимальный взлетный… 6800
пустого самолёта… 3530
перевозимой нагрузки (максимальный)… 2530
Размеры, м:
размах крыла… 20,9
длина самолёта… 13,0
длина фюзеляжа гондолы… 9,3
высота самолёта..............................................5,2
Размеры грузовой кабины, м:
Длина........................................................3,9
ширина… 2,3
высота… 1,7
Скорость полёта, км/ч:
максимальная… 326
крейсерская… 310
посадочная… 115
Практический потолок, м:
при двух работающих двигателях… 8100
при одном работающем двигателе… 3400
Радиус действия, км:
при максимальной перевозимой нагрузке… 320
при максимальном записи топлива… 1300
Длина разбега, м… 220
Взлетная дистанция, м… 360
Длина пробега, м… 120
Посадочная дистанция, м… 280
0 комментариев