Армейские автомобили стран НАТО

Сухопутные войска /
Командования сухопутных войск государств, входящих в агрессивный блок , поставили перед конструкторами своих стран задачу — создать простые и высоконадёжные в эксплуатации машины с межремонтным пробегом 40 000 км для колесных образцов и 8000 км для гусеничных, с рабочим диапазоном температур от —32 до +45°С (со специальным оборудованием до —54°С), коэффициентом грузоподъёмности 0,7 и максимальным использованием стандартных конструктивных элементов. В ходе разработок эти требования применяются к конкретным производственным возможностям и условиям эксплуатации машин для каждой страны (, , , ). Так, машины весом до 5 т приспосабливают дли десантирования на парашюте, а до 14 т делают авиатранспортабельными. Расширяется диапазон климатических условий нормальной эксплуатации. Автомобили приспосабливают для форсирования бродов по дну и преодоления водных преград на плаву. Удельную мощность двигателей предполагается увеличить до 20—30 л. с /т.

В целом, на рубеже 70-х годов специалисты основных стран НАТО не только создали новые колесные машины, отвечающие заданным тактико-техническим требованиям, но и модернизировали уже принятые на вооружение образцы некоторых автомобилей. Одновременно были обоснованы требования к типажам машин, которыми должны укомплектовываться сухопутные войска в 80-х годах. Согласно стандарту НАТО VDA-500 армии государств, входящих в этот блок, должны оснащаться автомобилями пяти классов грузоподъёмностью соответственно 0,25; 0,5—1,5; 2—4; 5—7; 8—20 т.

Применительно к этому стандарту в США, ФРГ, Великобритании, Франции и других странах разработаны типажи армейских автомобилей. Так, по мнению американских специалистов, в будущем для сухопутных войск необходимо иметь шесть типов полноприводных автомобилей многоцелевого назначения грузоподъёмностью 0,25—0,75; 1,25; 2,5; 5; 8—10 и 16—22 т. Исключение составят автомобили, предназначенные для перевозки армейских грузов с баз глубокого тыла до армейских складов. В ФРГ установлен типаж 0,5; 2; 4; 7 и 10 т, а в Великобритании — 0,5; 0,75; 1; 4; 8 и 16 т.

Автомобили грузоподъёмностью 0,25 — 0,75 изготавливаются почти во всех экономически развитых капиталистических странах. Фирмы-изготовители стремятся максимально унифицировать их с гражданскими автомобилями такого же класса.

В США, например, непрерывно модернизируется 0,25-т многоцелевой автомобиль серии М151 (4X4). Так, у него усовершенствованы подвеска, амортизаторы, рулевое управление, топливная система, воздухоочиститель (используются сухие фильтрующие элементы), колеса и т. д. Модификации автомобиля М151 — М151А1 и М151А2 (рис. 1) серийно производились фирмой «Форд». Их вес около 1 т, максимальная скорости 100 км/ч, удельная мощность 38 л с./т. К началу 80-х годов предполагается выпустить модификацию М151А3.

0,25-т автомобиль М151А2Рис. 1. 0,25-т автомобиль М151А2

Для Великобритании наиболее распространёнными автомобилями этого класса являются «Лендровер». Они выпускаются в 38 различных модификациях: 13 имеют короткую базу, 11 длинную, три фургонного типа и у 11 кабина расположена над двигателем. Некоторые автомобили оборудуются валом отбора мощности для привода съемного оборудования.

Новый многоцелевой автомобиль семейства «Лендровер» оснащается бензиновым двигателем мощностью 156 л. с. при 5000 мин-1. У подвески спиральные рессоры и амортизаторы двойного действия, рама сварена из профильной стали, а кузов из листов лёгких сплавов. Полный вес 2400 кг, максимальная скорость 150 км/ч, на 100 км пути расходуется 17,5 л топлива. Дифференциал автомобиля оснащен пневматическим механизмом блокировки и серповакуумным включателем.

В ФРГ над созданием автомобилей такого класса работает несколько фирм. Фирма «Фольксваген» производит по заказу бундесвера четырёхместный автомобиль VW181 грузоподъёмностью 0,4 т. При колесной формуле 4X2 и автоматически блокируемом заднем дифференциале он имеет ограниченную проходимость. Его кузов цельнометаллический четырёхдверный с откидным брезентовым верхом. Над задней ведущей осью установлен бензиновый двигатель воздушного охлаждения мощностью 44 л. с.

В воздушно-десантные части ФРГ поступает 0,75-т автомобиль «Крака» фирмы «Фаун», собственный вес которого 740 кг и грузоподъёмность 870 кг. На этом складывающемся автомобиле установлен двухцилиндровый двигатель BMW мощностью 26 л. с. В силовую передачу входят: однодисковое сухое сцепление, полностью синхронизированная коробка передач, дифференциал, передача на ведущую ось и две цепные передачи на задние колеса. Двигатель и привод расположены на задней качающейся раме, которая опирается на переднюю через резиновые амортизаторы. Обе рамы шарнирно соединяются между собой трубой, используемой в качестве топливного бака. Для уменьшения удельного давления на грунт до 0,8 кг/кв.см. на автомобиле используются специальные шины. Максимальная скорость его 50 км/ч.

В целом при разработке новых и совершенствовании существующих лёгких армейских автомобилей иностранные специалисты стремятся повысить их проходимость (чтобы они могли передвигаться вне дорог вместе с гусеничными машинами), сделать их максимально живучими и плавающими.
Эти требования важны ещё и потому, что, как указывается в зарубежной печати, к автомобилям такого класса относятся также командно-штабные машины, автомобили связи и носители различного лёгкого вооружения.

В целях повышения проходимости рекомендуется на лёгких армейских автомобилях устанавливать мощные двигатели (удельная мощность не ниже 45 л. с./т). Ожидается, что в следующем поколении этих автомобилей наряду с автоматической блокировкой дифференциала и более совершенной подвеской будут применяться автоматическая и полуавтоматическая гидротрансмисия. Намечается в конструкции кузовов шире использовать синтетические материалы и лёгкие сплавы.

Автомобили грузоподъёмностью 1,0—1,5 т предназначены для перевозки личного состава и армейских грузов в частях первого эшелона, эвакуации раненых, а также для монтажа на их шасси вооружения и средств связи. Наиболее перспективными считаются автомобили семейства «Унимог» (ФРГ), М561 (США) и «Лендровер» (Великобритания).

Автомобили «Унимог» (семь модификаций) повышенной проходимости производит фирма «Мерседес-Бенц». На автомобиле «Унимог» 421 установлен четырёхцилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель мощностью 45 л. с.

На автомобиле «Унимог» US404.0 (рис. 2) транспортируются войска и перевозятся армейские грузы в тяжелых дорожных условиях. Двигатель автомобиля расположен в двухместной кабине со съёмным брезентовым верхом. Спереди и сзади находятся валы отбора мощности к лебёдке и другим механизмам. Для облегчения трансмиссии и увеличения дорожного просвета применяются колесные редукторы. У дифференциалов переднего и заднего мостов принудительная блокировка. Дизельный двигатель ОМ315 четырёхтактный шестицилиндровый с жидкостным охлаждением. Его максимальная мощность 145 л. с. при 2100 мин-1; рабочий объем 8,276 л; удельная мощность 11,5 л. с./т; трансмиссия механическая, сцепление сухое однодисковое, коробка передач шестиступенчатая, раздаточная коробка двухступенчатая, рулевое управление с гидроусилителем, рулевой механизм — глобоидальный червяк; радиус поворота 9,6 м; тормоза колодочные с пневматическим приводом; шины размером 14,00—20.

1,5-т автомобиль «Унимог» US 404.0Рис. 2. 1,5-т автомобиль «Унимог» US 404.0

Автомобили грузоподъёмностью 2—4 т имеют колесные формулы 4X4, 6x6 и 8X8. По мнению иностранных специалистов, лучшая модель этой группы — американский автомобиль ХМ410Е1 (рис. 3). Кузов несущего типа изготовлен из лёгких сплавов, двигатель многотопливный, гидромеханическая передача автоматическая, торсионная подвеска независимая, широкопрофильные шины с централизованной подкачкой и регулируемым давлением. Этот автомобиль опытный, проходит испытания.

2,25-т автомобиль ХМ410Е1Рис. 3. 2,25-т автомобиль ХМ410Е1

В настоящее время для армии США разработан плавающий автомобиль ХМ521 грузоподъёмностью 2,5 т (8X8). Его кузов несущей конструкции выполнен из пенопанелей (алюминиевых листов, между которыми размещены прокладки с гексагональными ячейками из алюминиевой фольги), что в сочетании со специальными поплавками обеспечивает остойчивость автомобиля на плаву. Подвеска автомобиля состоит из комбинации специальных пружин, пневматических упругих элементов переменной жесткости и телескопических амортизаторов двустороннего действия. Режим подвески можно регулировать в зависимости от условий движения. Скорость 8,5 км/ч на плаву обеспечивают два винта противоположного вращения, приводимые от раздаточной коробки.

Автомобили грузоподъёмностью 5—10 т и более. Среди них военные специалисты выделяют американские автомобили M656 и М520, английский FV620 «Столвэт», автомобили семейства «Берлие» (Франция) и «Фаун» (ФРГ).

Автомобиль М656 (8X8) приспособлен для транспортировки самолётом, десантирования парашютом, может преодолевать водные преграды на плаву. Он имеет многотопливный двигатель с турбонаддувом и автоматическую шестиступенчатую коробку передач с блокируемым гидротрансформатором. Подвеска независимая — параллелограмм листовых рессор с телескопическими амортизаторами Саморегулирующиеся тормоза с пневматическим приводом герметизированы. В некоторые узлы нагнетается воздух под давлением 0,3—0,4 кг/кв.см., чтобы исключить поступление в них воды. На базе автомобиля М656 созданы специальные машины ракетного комплекса .

Автомобиль М320 (4Х4) — единственная машина из семейства «Гоуэр», принятая к серийному производству (рис. 4). Конструктивно она является сочленённой машиной. Первая секция моторно-трансмиссионная, вторая — грузовая. На автомобиле установлен многотопливный двигатель. Поворот машины осуществляется за счёт бокового перемещения одной секции относительно другой с помощью специальной гидравлической системы, управляемой силовыми цилиндрами.

8-т автомобиль М520Рис. 4. 8-т автомобиль М520

В армии США широко используются также устаревшие 5-т автомобили М39, М809, 10-т M123 и другие, которые будут заменены, как отмечается в американской печати, только в 60-х годах.

Из английских машин специалисты выделяют плавающий автомобиль FV620 «Столвэт» (рис. 5), разработанный на базе узлов и агрегатов бронетранспортёра и бронеавтомобиля . Его безрамный подковообразный водонепроницаемый цельносварной стальной корпус представляет с кабиной единое целое. Восьмицилиндровый карбюраторный двигатель расположен продольно над задней осью. Реверсивная раздаточная коробка находится в одном корпусе с межбортовым самоблокирующимся дифференциалом. Колёса передней и средней осей управляемые. Независимая рычажно-торсионная подвеска всех колёс имеет продольно расположенные торсионы с двумя телескопическими амортизаторами двустороннего действия на каждое колесо. Безопасность движения обеспечивается системой тормозов, в которую входят дисковые одинарные тормоза передних колёс и сдвоенные всех остальных, гидравлическим привод и пневматические усилители, а также стояночные тормоза (трансмиссионные, ленточного типа) с ручным приводом, установленный внутри бортовых конических редукторов. Движение на плаву осуществляется с помощью двух водомётных движителей.

5-т автомобиль FV 620 «Столвэт»Рис. 5. 5-т автомобиль FV 620 «Столвэт»

Во Франции разнообразные машины военного назначения среднего класса грузоподъёмности разрабатывает и производит фирма «Берлие». В 1973 году были созданы военно-транспортные автомобили повышенной и высокой проходимости. К первым относятся модели 380К (4X4) и 680Т (4X4), ко вторым — GBD (4X4) и GBD (6X6). При их разработке французские специалисты использовали унифицированные агрегаты и узлы существующих коммерческих автомобилей. Кроме того, были учтены специфические военные требования: приемлемая стоимость эксплуатации, простота технического обслуживания и ремонта.

На новых французских машинах повышенной проходимости устанавливаются четырёхцилиндровые двигатели мощностью 90—116 л.с., которые позволяют развивать скорость до 90 км/ч. Автомобили высокой проходимости GBD имеют соответственно двигатели мощностью 176 (рис. 6) и 215 л. с. при 2400 мин-1, шестискоростные коробки передач с синхронизаторами и двухступенчатые раздаточные коробки с самоблокирующимся дифференциалом. Из шасси этих машин предполагают в будущем устанавливать кузова ремонтных мастерских и машин связи.

4-т автомобиль GBD (4Х4) фирмы «Берлие»
Рис. 6 4-т автомобиль GBD (4Х4) фирмы «Берлие»

В бундесвере эксплуатируются большегрузные автомобили фирмы «Фаун» 23 модификаций. Они, как сообщается в западногерманской печати, сохранятся в армии до 80-х годов. Особенность этих машин состоит в том, что все они имеют взаимозаменяемые узлы и детали, облегчающие ремонт и снабжение запасными частями. В частности, на машинах установлена единая система электрооборудования (напряжение 24 В). Во всех автомобилях используются двигатели только пяти марок: четыре многотопливных воздушного охлаждения (6-, 8- и 12-цилиндровых) и один 6-цилиндровый дизельный. Основные детали двигателей также унифицированы. На автомобилях применяются коробки передач и раздаточные коробки двух типов. Благодаря тому, что все колёса автомобилей ведущие и используются двухступенчатые раздаточные коробки, блокирующееся дифференциалы и шины низкого давления, обеспечивается их повышенная проходимость вне дорог. Большинство автомобилей имеет кабину со съемной крышей и откидывающимся ветровым стеклом. Для обогрева кабины в зимних условиях на тяжелых машинах и топливозаправщиках установлены обогреватели. На автомобилях предусмотрена возможность замены шин 16,00—24 стандартизированными 16-слойными шинами 16,00-25.

В семейство автомобилей фирмы «Фаун» входят автомобили L912/21, GT8/15, L908/21ВО и L912/21HOH.

Автомобиль L912/21 предназначен для перевозки армейских грузов, личного состава и транспортировки артиллерийских систем. Его длина 9 м, ширина 2,5 м, высота 2,4 м, собственный вес 16,5 т, грузоподъёмность 12 т, максимальная скорость 65 км/ч, запас хода 500 км. На автомобиле установлен многотопливный двигатель мощностью 265 л.с. при 2300 мин-1. Автомобиль может преодолевать броды глубиной 0,95 м и подъёмы до 30°. Колеса передней и средней осей управляемые. Рулевое управление снабжено гидравлическим усилителем. На машине установлено скреперное оборудование для дорожных работ на колонных путях. Кроме того, машина оборудована подъёмной рамой с гидравлическим приводом грузоподъёмностью 1 т.

Автомобиль GT8/15 выполняет те же задачи, что и L912/21. Его длина 6,6 м, ширина 2,8 м и высота 2,5 м. При грузоподъёмности 13,5 т он способен развивать скорость движения 76 км/ч, преодолевать броды до 0,97 м и подъёмы до 30°. На автомобиле установлен двигатель мощностью 178 л. с. при 2300 мин-1.

На автомобилях L908/21BO и L912/21НОН перевозятся понтоны и имущество мостовых парков, для погрузки и выгрузки которых они оборудованы специальными кранами-стрелами и приспособлениями. Грузоподъёмность автомобилей 10 т, мощность их двигателей соответственно 178 и 250 л. с. Длина каждого автомобиля около 9,3 м и ширина 2,5 м. Максимальная скорость движения 60 км/ч, глубина преодолеваемого брода 0,97 м, угол преодолеваемого подъёма 27°. Предполагается, что все машины семейства «Фаун» в ближайшие 10—15 лет останутся в армии.

По данным иностранной печати, в армии ФРГ насчитывается 157 тыс. автомобилей. Большинство из них находится в войсках уже более 10 лет и устарело. Поэтому были пересмотрены типажи новых автомобилей и к ним выработаны тактико-технические требования. В частности, предусматривается широкая унификация новых армейских автомобилей с перспективными образцами коммерческих машин, что расширит мобилизационные возможности промышленности и удешевит производство военных машин. Уже создано семейство автомобилей различных классов грузоподъёмности с унифицированными конструктивными элементами.

Иностранные специалисты при реализации плана создания автомобилей средней грузоподъёмности (7—10 т.) планируют решить ряд задач. Так, завершается разработка автомобилей повышенной проходимости, автомобили ограниченной проходимости будут дополнены 5-т автомобилями, вместо бортовых кузовов-фургонов автомобили должны комплектоваться съемными специальными кузовами, которые подходят для серийных коммерческих автомобилей, и т. д.

Как сообщается в иностранной печати, в конце 70-х годов ожидается внедрение в конструкцию американских, западногерманских армейских тяжелых и средних автомобилей полуавтоматических и автоматических коробок передач. Трансмиссия на большинстве армейских автомобилей останется пока механической. Очень ограниченно будут использоваться гидростатические и электрические трансмиссии типа мотор-колесо. На тяжёлых автомобилях наряду с листовыми рессорами будут применяться пневматические, а спиральные рессоры — только на лёгких автомобилях. Большое распространение получат шины низкого давления, в том числе и бескамерные. Все большее распространение получат дифференциальные приводы к переднему мосту. Продолжают совершенствоваться гидромеханические трансмиссии с гидродинамическими трансформаторами (снижается их стоимость, уменьшаются вес и размеры, упрощаются конструктивные схемы), исследуются наиболее рациональные схемы гидромеханических передач. Разрабатываются легко снимаемые блоки и агрегаты, что, как полагают иностранные специалисты, позволит улучшить технологию производства и облегчить техническое обслуживание и ремонт машин в полевых условиях.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.