Боевые машины пехоты иностранных армий

Сухопутные войска /
Несмотря на позитивные сдвиги в международной жизни, вызванные политикой разрядки напряжённости, последовательно проводимой Советским Союзом, милитаристские круги империалистических государств продолжают наращивать темпы гонки вооружений. Расширяются масштабы разработки и производства современных видов оружия и военной техники. Большое внимание уделяется повышению боевых возможностей пехоты, в частности оснащению её новыми боевыми машинами пехоты. Первой такой машиной серийного производства в странах — участницах агрессивного блока явилась западногерманская БМП «Мардер».

БМП (рис. 1) разрабатывалась в более восьми лет. Первые опытные образцы этой машины появились уже в 1960—1961 годах. Испытания прошли 23 опытных образца, конструкции которых существенно различались. На вооружение бундесвера новая машина была принята в 1969 году, а с 1971 года она стала поступать в войска большими партиями для замены БТР M113 и HS-30.

Западногерманская БМП «Мардер»Рис. 1. Западногерманская БМП «Мардер»

Основное вооружение БМП «Мардер» —20-мм автоматическая пушка Mk20Rh202 и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт. Конструкция надбашенной установки позволяет вести огонь из неё как по наземным, так и по воздушным целям. В башне размещаются командир и наводчик. По бронированным целям огонь ведётся подкалиберным снарядом, который при начальной скорости 1300 м/с пробивает на дальности 1000 м 20-мм стальную броню, расположенную под углом 60°. В боекомплекте БМП «Мардер» имеются также осколочные снаряды. Благодаря двухленточному питанию возможен быстрый переход с одного типа боеприпасов на другой. Управление вооружением дублированное: наводить пушку на цель с помощью гидроприводов и вести огонь могут и наводчик, и командир. Места их оснащены одинаковыми перископическими дневными и ночными прицелами и пультами управления. Стабилизаторы вооружения на серийных машинах отсутствуют, однако в настоящее время уже отработаны конструкции двухплоскостного стабилизатора вооружения и ведутся интенсивные работы по созданию специальной башни, в которой вооружение и приборы наблюдения будут стабилизированы в трёх плоскостях.

Десантная группа БМП «Мардер» может вести прицельный огонь из машины, используя четыре амбразуры (по две с каждого борта), а командир десанта — из установленного на крыше корпуса кормового пулемёта с дистанционным управлением.

Двигатель БМП шестицилиндровый V-образный дизельный, с турбонаддувом, жидкостного охлаждения. Трансмиссия гидромеханическая с гидростатической передачей в механизме поворота. Гидротрансформатор трансмиссии работает лишь в тяжёлых дорожных условиях. На хороших дорогах он блокируется. Подвеска машины торсионная с телескопическими амортизаторами, гусеницы с резинометаллическими шарнирами.

Броня БМП «Мардер» защищает экипаж от снарядов 20-мм пушек типа и MK20Rh202, от осколков снарядов и мин более крупного калибра. Предусмотрена защита от оружия массового поражения путём герметизации корпуса и создания избыточного давления с помощью фильтровентиляционной установки.

В иностранной печати указывается, что из-за большого веса БМП «Мардер» неавиатранспортабельна, а преодолевать водные преграды может только с помощью специальных плавсредств. Зарубежные специалисты считают это крупным недостатком.

В к выводу о необходимости разработки собственной БМП пришли только в 1964—1965 годах. Для создания качественно новой машины требовалось значительное время. Поэтому американские специалисты вначале пошли по пути модернизации серийных гусеничных боевых машин (преимущественно БТР М11З), пытаясь использовать их в качестве БМП.

В 1967 году сухопутные войска США заключили контракт с фирмой «Фуд машинери энд кэмикл корпорейшн» (FMC). В результате работ по этому контракту на базе БТР M113 была создана БМП ХМ765. Новая машина имела 20-мм автоматическую пушку, установленную в башне. В бронированном корпусе, усиленном стальными экранами, размешались смотровые приборы и амбразуры для десанта. БМП ХМ765 прошла всесторонние испытания в Форт-Беннинг (штат Джорджия), на Абердинском испытательном полигоне (штат Мериленд), а также в Корее, но не была примята па вооружение, поскольку её характеристики не соответствовали предъявляемым техническим требованиям.


Эта же фирма проводила работы по совершенствованию БМП ХМ765 и БТР М113А1. В 1970 году она представила на испытания образец боевой машины пехоты под названием «Продакт импрувд M113А1» (Р1М113А1, см. цветную вклейку). Основным вооружением этой БМП служит установленная на внешнем поворотном лафете 20-мм пушка Ml39, за которой размещена командирская башенка. Десант, находясь в машине, может вести огонь через пять амбразур (две по бортам и одна в корме). Уменьшение количества амбразур (у БМП ХМ765) по четыре на борту) объяснялось тем, что вести огонь одновременно, не мешая друг другу, могут не более двух человек с каждой стороны.

Броневая защита БМП PIM113A1 усилена стальными экранами, образующими разнесённую броневую конструкцию. На машине установлены двухтактный дизельный двигатель 6V53T с турбонаддувом и гидромеханическая трансмиссия «Аллисон» ТХ—1001А. По сравнению с БТР М113А1 новая машина имеет усовершенствованные бортовые передачи и улучшенную ходовую часть. 90% запасных частей и деталей БМП PIM113A1 применяются также и на БТР М11З и М113А1. Машины PIM113A1 проходили испытания в США, Бельгии, Дании, Италии. В ходе работ в конструкцию вносились многочисленные изменения. В частности, итальянская фирма «ОТО Мелара» создала свой вариант БМП на базе БТР М113А1, который по сравнению с БМП PIM113A1 имеет меньший боевой вес (11,7 т) и вместимость (девять человек), а также более слабую броневую защиту. Позже американская БМП получила обозначение AIFV.

В дальнейшем американские специалисты пришли к заключению, что экономически целесообразнее разработать новую машину со значительно более высокими боевыми свойствами, чем у БМП, выполненной на базе БТР. Поэтому в 1972 году с фирмой «Фуд машинери энд кемикл корпорейшн» был заключён новый контракт на разработку боевой машины пехоты MICV, получившей позже название ХМ723 (рис. 2). Этот контракт, рассчитанный на четыре года, предусматривал создание 17 опытных машин. К ноябрю 1974 года было изготовлено 11 образцов. В настоящее время программа разработки БМП является одной из важных в числе пяти основных программ создания новых систем вооружения для американских сухопутных войск.

Американская БПМ ХМ723Рис. 2. Американская БПМ ХМ723

Опытные образцы БМП ХМ723 вооружены 20-мм пушкой 139 и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом. Они установлены в башне, несколько смещённой к правому борту. Вооружение стабилизировано в вертикальной плоскости, а башня — в горизонтальной. Система стабилизации электрогидравлическая. Для обнаружения целей и прицеливания в башне установлен перископический прицел, а но окружности башенного люка размещены шесть перископов Основным вооружением БМП ХМ723 должна стать 25 мм автоматическая пушка «Бушмастер». В марте 1975 года были одобрены рекомендации министерства армии для разработки опытных образцов этой пушки и использования к ней боеприпасов пушки «Эрликон» такого же калибра. Окончательный вариант пушки планируется выбрать после сравнительных испытаний, начатых ещё в августе 1975 года.

Корпус БМП ХМ723 выполнен из алюминиевого сплава и усилен стальными листами высокой твёрдости. Промежутки между ними и несущим корпусом заполнены полиуретановой пеной. Американские специалисты считают, что такая комбинация «сталь — сталь — алюминиевый сплав» обеспечивает при меньшем весе лучшую защиту, чем броня западногерманской БМП «Мардер». Стальные экраны бортов при необходимости можно снимать, что позволяет уменьшить общую ширину машины до 2,87 м.

На машине установлен четырёхтактный дизель водяного охлаждения с турбонаддувом «Камминз» VT903. Трансмиссия НМРТ-500 фирмы «Дженерал электрик» представляет собой усовершенствованный вариант гидромеханической трансмиссии, в которой гидростатическая передача включена в основной и дополнительный потоки мощности. Поэтому трансмиссия обеспечивает бесступенчатое изменение радиуса поворота и тяговых усилий при движении вперёд и назад. Подвеска машины торсионная двухвальная, с размещением торсионов в упругих трубах. Она применяется во многих американских гусеничные машинах (от бронетранспортёра морской пехоты LVTP-7 до перспективного основного боевого танка ХМ1). Зарубежные специалисты отмечают, что подвеска даёт приращение скорости БМП (по сравнению с БТР М113А1) от 50 до 200% в зависимости от условий движения.

При создании БМП ХМ723 большое внимание уделялось разработке новых средств защиты экипажа от шума и системы связи внутри машины, а также установке индивидуальных регулируемых сидений, конструкция которых должна уменьшать влияние ударной волны при взрыве в момент наезда машины на мину.

Как сообщалось в американской печати, БМП ХМ723 прошла цикл интенсивных испытаний и показала высокие технические качества, однако её надёжность оказалась ниже ожидаемой. В частности, были выявлены неисправности гидромеханической трансмиссии. Это послужило причиной задержки до середины 1979 года изготовления первой небольшой партии машин (ранее планировалось ни ноябрь 1976 года). За это время предусматривается провести всестороннюю оценку конструктивных изменений для повышения надёжности машины. Начать серийное производство БМП ХМ723 предполагается в 1980 году.

Американские специалисты признают, что стоимость БМП ХМ723 будет высокой. Судя по сообщениям иностранной печати, её производство обходится сейчас в 220 тыс. долларов (в ценах 1973/74 финансового года), что равно примерно половине стоимости танка M60 последних выпусков или в четыре раза дороже стоимости БТР М113А1. Однако отмечается, что за жизненный цикл цена содержания БМП ХМ723 будет на 28% ниже такого же экономического показателя БМП «Мардер».

Во Франции в 1973 году принята на вооружение БМП АМХ-10Р (рис. 3). В отличие от американской БМП ХМ723 или западногерманской «Мардер» броня французской машины защищает экипаж и десант от пуль и осколков снарядов только малого калибра. При разработке этой БМП (началась в 1965 году) главное внимание обращалось на огневую мощь, подвижность и вместимость.

Французская БМП АМХ-10РРис. 3. Французская БМП АМХ-10Р

Компоновка БМП АМХ-10Р традиционная: моторно-трансмиссионное отделение расположено впереди, а десантное — в кормовой части. В отличие от других БМП десант при полной герметизации корпуса может вести огонь из машины только через две амбразуры в корме. Вооружением БМП АМХ-10Р служат 20-мм автоматическая пушка MG93 и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт, установленные на внешнем поворотном лафете. Управление ими дистанционное, с помощью электрического привода. Наводить пушку могут наводчик или командир, находящиеся в двухместной башне. Для обнаружения целей и прицеливания там же установлены два прицела шестикратного увеличения и семь перископов, последние расположены пи окружности башни. На машине предполагается использовать стабилизатор вооружения. Для стрельбы имеются снаряды двух типов—бронебойные с отделяющимся поддоном и осколочные. Первые, обладая начальной скоростью 1440 м/с, пробивают на дальности 1000 м броню толщиной 20 мм при углах встречи до 80 градусов.

Сварной корпус БМП выполнен из лёгкого сплава. Двигатель «Испано-Сюиза» многотопливный дизельный, с турбонаддувом, водяного охлаждения. Трансмиссия гидромеханическая, подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами, гусеница с резинометаллическими шарнирами. Движение на плаву осуществляется с помощью водомётного движителя или за счёт перематывания гусениц.

Французские специалисты рассматривают БМП АМХ-10Р как базовую машину целого семейства гусеничных и колёсных боевых машин, имеющих общие узлы и агрегаты.

В Швейцарии разработана БМП (рис. 4). Эта неплавающая машина имеет 20- или 25-мм автоматическую пушку, пусковую установку ПТУРС и два пулемёта калибра 7,62 мм. В корпусе её устроены четыре амбразуры для ведения стрельбы десантом. Машина оснащена системой защиты от оружия массового поражения. После проведённых в 1970 году сравнительных испытаний боевых машин пехоты различных образцов БМП «Торнадо» дорабатывалась. В модернизированном варианте БМП — «Торнадо» 2 установлена двухместная башня (как на БМП «Мардер»), снята пусковая установка ПТУРС «Бантам», увеличен объем топливных баков, повышена мощность двигателя и улучшена броневая защита. Кроме того, на ней установлены два кормовых пулемёта с дистанционным управлением.

Швейцарская БМП «Торнадо»Рис. 4. Швейцарская БМП «Торнадо»

Как сообщалось в иностранной печати, фирмы «ОТО Мелара» и «Фиат» совместно разрабатывают БМП, которая будет иметь низкий силуэт и вес около 20 т. При изготовлении броневого корпуса должны использоваться алюминиевые сплавы. На машине предполагается установить шестицилиндровый двигатель мощностью 500 л. с. Поступление этой БМП в войска намечено на 1980 год.

Новая БМП разрабатывается и в Великобритании (с 1973 года). Согласно планам английского командования она заменит в войсках БТР FV432 и будет использоваться так же, как и западногерманская БМП «Мардер».

В армиях капиталистических стран состоят на вооружении также бронетранспортёры, близкие по своим характеристикам к БМП, например шведский Pbv 302 и японский «73». Некоторые зарубежные специалисты склонны считать эти бронетранспортёры боевыми машинами пехоты.

Бронетранспортёр Pbv 302 (рис. 5) вооружён 20-мм автоматической пушкой. Для повышения защиты личного состава борта у него двойные. Бортовых амбразур нет, поэтому десант, не спешиваясь, может вести огонь из личного оружия только через люки в крыше корпуса.

Шведский БТР Pbv 302Рис. 5. Шведский БТР Pbv 302

Японский БТР «73» (рис. 6) имеет бортовые амбразуры, благодаря которым десант ведёт огонь из полностью герметизированной машины. В иностранной печати указывается, что его вооружение (12,7-мм пулемёт) не сможет обеспечивать выполнение задач, возлагаемых на БМП в современном бою.

Японский БТР «73»Рис. 6. Японский БТР «73»

Основные тактико-технические характеристики боевых машин пехоты и близких к ним бронетранспортёров приведены в таблице.

Тактико-технические характеристики боевых машин пехоты и бронетранспортеров

Тактико-технические характеристики боевых машин пехоты и бронетранспортеров

Иностранные военные специалисты продолжают работы по дальнейшему совершенствованию боевых машин пехоты. Основными задачами при этом являются повышение огневой мощи и улучшение защиты. Первая задача решается путём увеличения калибра основного вооружения, повышения мощности боеприпасов, стабилизации основного и вспомогательного вооружения, а также приборов наблюдения в двух и даже в трёх плоскостях. Для улучшения защиты перспективных БМП предполагается шире использовать новые материалы, специальные конструкции броневых преград (комбинированная, экранированная и разнесённая броня) и применять такие компоновочные решения, которые увеличат живучесть машины.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.