Французская бронетанковая техника

Сухопутные войска /
Французское военное командование считает, что в будущей войне важная роль будет принадлежать сухопутным войскам. Поэтому оно большое внимание уделяет повышению ударной мощи этого вида вооружённых сил путем дальнейшего развития и совершенствования бронетанковых войск. На разработку и производство бронетанковой техники регулярно выделяется значительная часть военных ассигнований.

Французская бронетанковая техника в своем развитии прошла несколько этапов, связанных с концепциями её боевого использования, состоянием производственной базы и достигнутым уровнем науки и техники.

В 1960 году министерство национальной обороны Франции приступило к реализации 15-летней программы военного строительства (1960 — 1975 годы). С этого момента разрабатываемая и поставляемая в войска бронетанковая техника, по мнению зарубежных специалистов, стала отвечать требованиям, предъявляемым к ней в современных условиях. Французские специалисты отказались от классификации боевых машин по весу и перешли к классификации их по боевому назначению (основные боевые танки, боевые машины пехоты, бронетранспортёры). В настоящее время большое внимание уделяется созданию семейств многоцелевых боевых машин на основе единых базовых образцов. Важное место в процессах разработки и производства французских бронемашин занимают вопросы стандартизации бронетанковой техники и унификации её отдельных деталей, узлов и агрегатов.

Командование сухопутных войск Франции считает, что главную ударную силу механизированных дивизий составляют основные боевые танки. К важнейшим критериям, определяющим их боевую эффективность, французские военные специалисты относят прежде всего высокие огневую мощь и манёвренность при незначительной броневой защите. Такие взгляды нашли свое реальное воплощение в танке АМХ-30 (АМХ-63), созданном к 1963 году по тактико-техническим требованиям европейских стран — участниц агрессивного блока и серийно выпускаемом с 1965 года государственным военным арсеналом в г. Роанн.

Танк АMX-30 (рис. 1) имеет наиболее распространенную схему компоновки: двигатель, агрегаты силовой передачи и ведущие колеса размещены в кормовой части корпуса, боевое отделение — в средней, а отделение управления — в передней. Бронирование машины дифференцированное. Корпус сварной (катаные броневые листы и отливки), башня цельнолитая, приплюснутой обтекаемой формы с вращающимся полом. Танк оснащен приборами наблюдения и прицеливания, системой защиты от оружия массового поражения, противопожарным оборудованием, оборудованием для подводного вождения и т. д.

Основной боевой танк АМХ-30
Рис. 1. Основной боевой танк АМХ-30

На танке установлена 105-мм нарезная полуавтоматическая пушка французского производства. По мнению зарубежных специалистов, она имеет практически одинаковые боевые качества с английской пушкой, установленной на западногерманском танке 1. Боекомплект её включает выстрелы с кумулятивными, осколочно-фугасными и дымовыми снарядами. Стрельбу можно вести также 105-мм американскими кумулятивными снарядами и английскими бронебойно-фугасными снарядами с пластичным ВВ.

Вспомогательное вооружение танка АМХ-30 — спаренный с пушкой 12,7-мм пулемет и 7,62-мм зенитный пулемет, установленный на командирской башенке. Система вертикального наведения 12,7-мм пулемета дает возможность вести из него огонь по воздушным целям независимо от наведения пушки.

Бронетанковая промышленность Франции производит также модифицированный танк AMX-30S, предназначенный для применения в странах с жарким климатом. По внешнему виду он отличается от основной модели наличием защитных кожухов над верхними ветвями гусениц, имеет улучшенную систему охлаждения, менее мощный двигатель (650 л. с.). несколько измененную трансмиссию. Кроме того, на нем можно устанавливать оборудование для кондиционирования воздуха.

Для повышения эффективности борьбы с низколетящими целями по требованию командования сухопутных войск на танке АМХ-30 предусмотрена возможность установки вместо 12,7-мм пулемета 20-мм автоматической пушки. Для обнаружения целей в любых условиях видимости и определения исходных данных для стрельбы по ним французские специалисты предполагают использовать на танках малогабаритную радиолокационную станцию «Репейс» (дальность действия до 5 км) с устройством опознавания «свой — чужой».


В иностранной печати отмечается также, что военное командование Франции стремится иметь на вооружении танк, имеющий такие же боевые свойства, как и западногерманский танк «Леопард» 2. В связи с этим в 1975 году были выделены средства на работы по оснащению танка АМХ-30 системой управления огнём, состоящей из стабилизатора пушки в двух плоскостях наведения, лазерного прицела-дальномера и баллистического вычислителя, а также автоматической коробкой передач. Переоборудованный танк получил обозначение АМХ-30-2.

В последние годы французские конструкторы разрабатывают так называемый танк 80 — 90-х годов. На нём предусматривается установить 120-мм гладкоствольную пушку, двигатель мощностью около 1200 л. с., более совершенную трансмиссию и ходовую часть, а также использовать улучшенную броню, новые приборы наблюдения и прицеливания.

На базе танка АМХ-30 французская промышленность выпускает:

  • самоходные пусковые установки УР «Плутон»;
  • 155-мм самоходные артиллерийские установки;
  • танковые мостоукладчики АМХ-30Н;
  • бронированные ремонтно-эвакуационные машины AMX-30D;
  • 30-мм спаренные ЗСУ AMX-30S.401;
  • самоходные пусковые установки ЗУР .

На вооружении французских сухопутных войск состоит большой парк многоцелевых бронированных машин, в том числе:

  • лёгкие танки АМХ-13 (АМХ-51, рис. 2, на базе этого танка разработано около 20 образцов боевых машин);
  • бронеавтомобили типа AML (15 образцов);
  • бронеавтомобили «Панар» типа EBR 75 (два образца);
  • гусеничные БТР «Гочкис» (пять образцов);
  • гусеничные лёгкие малогабаритные машины YP-90 «Фуга» (десять образцов).

Легкий танк АМХ-13, оснащенный лазерным дальномером
Рис. 2. Легкий танк АМХ-13, оснащенный лазерным дальномером (обозначен контуром)

В 1966 году было принято решение о разработке для механизированных подразделений боевой машины пехоты, приспособленной для использования совместно с танками АМХ-30. В 1972 году на вооружение французских сухопутных войск стали поступать аэротранспортабельные плавающие гусеничные боевые машины пехоты АМХ-10Р. В механизированных подразделениях ими заменяются гусеничные БТР АМХ VTT М56, созданные на базе танка АМХ-13. Корпус БМП АМХ-10Р сварной, башня литая. Броня из легкого алюминиевого сплава защищает перевозимый личный состав (11 человек, в том числе два члена экипажа) от пуль и осколков снарядов. Для посадки и спешивания пехоты в кормовой части корпуса имеется откидывающаяся аппарель. Двигатель и трансмиссия расположены в носовой части корпуса.

В качестве вооружения БМП используются 20-мм автоматическая пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет, установленные открыто на вращающейся башне. Стрельбу из них можно вести по пехоте, легкобронированным наземным и низколетящим воздушным целям с помощью дистанционного привода при закрытых люках. Десант ведет огонь из личного оружия с борта машины через специальные амбразуры и люки на крыше. Машина оборудована приборами наблюдения и прицеливания, системой защиты от оружия массового поражения и другими устройствами. При движении на воде используются гусеницы и водомётный движитель.

На базе БМП АМХ-10Р (см. цветную вклейку) разработаны:

  • командно-штабная машина АМХ-10РС;
  • лёгкий разведывательный танк АМХ-10С, вооружённый 105-мм пушкой;
  • самоходная пусковая установка ПТУРС «Хот» АМХ-10М (имеется также 20-мм автоматическая пушка);
  • ремонтно-эвакуационная машина АМХ-10ЕСН;
  • машина для транспортировки миномета АМХ-10ТМ.

После создания гусеничной ВМП АМХ-10Р во Франции был разработан её колёсный вариант — AМX-10R (рис. 3). В настоящее время на её базе изготовлены и проходят испытания опытные образцы боевой машины пехоты АМХ-10RP (вооружение — 20-мм автоматическая пушка) и разведывательной машины АМХ-10RC (105-мм пушка и спаренный с ней 7,62-мм пулемет). В дальнейшем ожидается выпуск самоходных пусковых установок ПТУРС АМХ-10RM и бронетранспортёров для перевозки личного состава и грузов. На машинах типа AMX-10R предусматривается использовать максимально возможное количество конструктивных элементов гусеничной машины АМХ-10Р.

Опытная колёсная боевая машина пехоты AMX-10RРис. 3. Опытная колёсная боевая машина пехоты AMX-10R

Решая вопрос о разработке колёсных боевых машин на базе AMX-10R, французское военное командование учитывало не только меньшую стоимость колёсной боевой техники, но и то, что некоторые колёсные машины, обладая более высокой скоростью движения, имеют одинаковую с гусеничными машинами проходимость.

Большое внимание французские военные специалисты продолжают уделять созданию многоцелевых бронетранспортёров специальных конструкций. На их базе разработаны семейства бронированных машин, предназначенных для поддержки и обеспечения мотопехотных частей и подразделении первого эшелона, а также частей и подразделений, оснащенных машинами семейства АMX-10.

В начале 70-х годов французские фирмы разработали опытные образцы бронетранспортёров специальных конструкций («Гочкис» — гусеничный, «Савьем», «Панар» и «Берлие» — колёсные). По сообщениям зарубежной печати, лучшими признаны аэротранспортабельные плавающие колёсные бронетранспортёры «Панар» VAB М3 (см. цветную вклейку), «Панар» VAB М3 и VAB «Савьем», которые в настоящее время проходят всесторонние испытания.

Корпус БТР «Панар» VAB М4 сварен из профилированных стальных листов (рис. 4). Двигатель установлен впереди, справа от механика-водителя, от боевого отделения он отгорожен звукоизоляционной перегородкой. Для посадки и спешивания имеются три двери (на каждом борту и в кормовой части). На крыше корпуса может устанавливаться башенка с 20-мм автоматической пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Движение и управление машиной на плаву осуществляется с помощью двух гребных винтов. На БТР установлено оборудование для защиты от оружия массового поражения, самовытаскивания, эвакуации поврежденных машин и т. д. Этот БТР предполагается использовать для доставки на боевые позиции вооружённых солдат и грузов, эвакуации раненых, а также в качестве подвижного пункта управления и ремонтно-эвакуационной машины.

Опытный плавающий многоцелевой БТР «Панар» VAB М4Рис. 4 Опытный плавающий многоцелевой БТР «Панар» VAB М4

Бронетранспортер VАВ «Савьем» (рис. 5) планируется изготовлять в двух вариантах (4X4 и 6X6). Корпус его сварной — из броневых плит, которые защищают экипаж от огня легкого стрелкового оружия, осколков и снарядов малого калибра. В отделении управления, расположенном впереди машины, находятся механик-водитель и командир. В средней части корпуса размещается силовая установка, в кормовой — десантное отделение (объём 6,5 куб.м.). Отделение управления с десантным отделением соединяется специальным проходом. Десант входит в машину и спешивается через две двери в кормовой части, а также через два больших люка в крыше корпуса. Для наблюдения за местностью используются восемь амбразур с бронированными створками (по три с каждого борта и две в кормовых дверях). В передней части корпуса может устанавливаться лебёдка. Движение на плаву обеспечивают водомётные движители.

Опытный плавающий многоцелевой БТР VAB «Савьем»Рис. 5. Опытный плавающий многоцелевой БТР VAB «Савьем» (6X6)

В зависимости от назначения на БТР предусматривается устанавливать разнообразное вооружение. Его база будет использоваться для создания подвижного командного пункта, разведывательной машины, истребителя танков (при наличии пушечного вооружения или пусковых установок ПТУРС), машины управления для подразделений УР «Плутон», санитарной, ремонтно-эвакуационной и машин другого назначения.

Фирма «Берлие» разработала для отдельных подразделений и частей сил территориальной обороны, а также для экспорта в другие страны легкий БТР VXB (4X4). Его корпус, сваренный из стальных листов, обеспечивает плавучесть машины, а также защищает экипаж и десант от огня стрелкового оружия. С каждого борта и в кормовой части имеются двери а в крыше — три люка. По бортам и в кормовой двери расположены амбразуры, закрываемые пуленепробиваемым стеклами. На крыше БТР в передней и кормовой частях смонтированы две турели для установки оружия. БТР можно применять для перевозки пехотного отделения, разведки, доставки грузов, эвакуации раненых, а также в качестве командно-штабной или инженерной машины, самоходной базы зенитных и противотанковых средств. В зависимости от назначения на нём устанавливается соответствующее вооружение и оборудование.

Основные тактико-технические характеристики рассмотренных образцов французской бронетанковой техники приведены в таблице.

Основные тактико-технические характеристики некоторых образцов французской бронетанковой техники

Основные тактико-технические характеристики некоторых образцов французской бронетанковой техники

Таким образом, во Франции уделяется особое внимание вопросам разработки новых образцов бронетанковой техники и насыщения ими сухопутных войск. Устаревшие образцы заменяются новыми боевыми машинами. Значительная роль в настоящее время отводится плавающим многоцелевым колёсным машинам на специальной базе. При разработке новых и модернизации старых образцов бронетанковой техники французские специалисты стремятся использовать последние достижения науки и техники.

Анализируя существующий уровень развития французской бронетанковой промышленности, состояние её научно-исследовательской и производственной базы и активные поиски оптимальных образцов бронетанковой техники для оснащения сухопутных войск в 80-х годах, иностранные специалисты делают вывод, что в ближайшие годы бронетанковый парк вооружённых сил Франции претерпит значительные изменения и пополнится новыми современными боевыми машинами, способными обеспечить ведение боевых действий в любое время года и суток, в различных условиях боевой обстановки.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.