Некоторые вопросы развития армейской авиации

Сухопутные войска /
В планах военных приготовлений, направленных против Советского Союза и других стран Варшавского Договора, командования вооруженных сил стран агрессивного блока отводят армейской авиации большую роль, считая вертолётые части и подразделения эффективным боевым средством для решения различных задач в бою и операции сухопутных войск.

К числу этих задач, как сообщается в иностранной военной печати, относятся:

  • участие в перебросках войск, боевой техники и предметов снабжения по воздуху;
  • тактическая воздушная разведка;
  • огневая поддержка частей и подразделений первого эшелона и десантов в тылу противника;
  • обеспечение управления и связи;
  • корректирование огня артиллерии и ракет;
  • эвакуация войск, боевой техники и раненых;
  • переброски на танкоопасные направления поисково-ударных групп, вооруженных противотанковыми управляемыми снарядами;
  • контроль за открытыми флангами своих войск;
  • постановка минных заграждений;
  • контроль результатов нанесения ударов по объектам противника;
  • прокладка проводных линий связи;
  • освещение местности ночью и т. д.

Армейская авиация сейчас стала важной составной частью сухопутных поиск, что, по мнению зарубежных военных специалистов, повысило мобильность и боевые возможности войск, уменьшит их зависимость от условий местности. Её развитию уделяется неослабное внимание. Так, в в 1975/76 бюджетном году только на закупки боевой техники для армейской авиации и проведение HИOKP по созданию её новых образцов планируется израсходовать около 320 млн. долларов.

В настоящее время в странах НАТО происходит пересмотр взглядов на применение армейской авиации в операции (бою), совершенствуется её организационная структура, улучшается боевая подготовка, модернизируется авиационная техника.

Иностранные военные специалисты считают, что опыт боевого применения армейской авиации в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке не может быть полностью использован при ведении войны на других ТВД, например в Европе, поскольку они имеют ряд специфических особенностей. В связи с этим командование армии США издало специальное руководство по применению армейской авиации в условиях так называемых войн «со средним и высоким уровнем интенсивности боевых действий». Примером войны «средней интенсивности» западные поенные специалисты считают арабо-израильский конфликт 1973 года и «высокой интенсивности» — возможные войны на европейских ТВД с участием нынешних противостоящих группировок войск. Считается что в условиях такой войны, особенно на европейских ТВД, основными задачами вертолётов будут борьба с танками, огневая поддержка наземных частей и участие в аэромобильных операциях.

В последнее время западные военные специалисты пытаются ставить перед армейской авиацией ряд новых задач, в том числе подавление средств ПВО, и прежде всего зенитных ракетных комплексов, уничтожение вертолётов противника в воздухе, участие в создании радиоэлектронных помех и другие.

Для решения указанных задач иностранные военные специалисты рекомендуют применять вертолёты массированно, в тесном взаимодействии с артиллерией и тактической авиацией. При этом особо подчеркивается необходимость более широкого использования вертолётов ночью и в сложных метеорологических условиях.

В последние годы командования стран НАТО акцентировали внимание на отработке вопросов взаимодействия армейской авиации с артиллерией и тактической авиацией. В целях обеспечения боевых действий вертолётов на полевую артиллерию и ракеты возлагаются задачи по уничтожению зенитных средств противника, созданию помех с помощью дипольных отражателей и постановке дымовых завес для нейтрализации средств ПВО в полосе пролета вертолётов. Тактическую авиацию предусматривается привлекать для сопровождения групп транспортных вертолётов, для поиска, обнаружения и подавления зенитных средств в полосе пролета десантов над территорией, занятой противником.


Исходя из опыта войны на Ближнем Востоке и результатов проведённых учений, иностранные военные специалисты считают необходимым усилить огневую мощь армейской авиации и повысить её способность вести борьбу с танками противника. Это предполагается обеспечить за счёт увеличения в войсках количества многоцелевых вертолётов и вертолётов огневой поддержки тина AH-1G «Кинг Кобра», оснащённых сравнительно мощными огневыми средствами (рис. 1), а также путём создания специальных вертолётных противотанковых подразделений.

Вариант размещения вооружения на американском вертолёте огневой поддержки AH-1G «Кинг Кобра»Рис. 1. Вариант размещения вооружения на американском вертолёте огневой поддержки AH-1G «Кинг Кобра»

По сообщениям иностранной печати, командование американских сухопутных войск в Европе изучает следующие предложения военных специалистов:

сформировать вертолётные батальоны в составе дивизий;
качественно и количественно усилить противотанковыми вертолётами армейские корпуса (поставить около 100 вертолётов AH-1Q, вооруженных ПТУРС );
создать новые подразделения авиационно-технического обслуживания вертолётных батальонов и рот.

В частности, в составе каждой дивизии предполагается создать три противотанковые вертолётные и одну транспортную роту. При этом количество вертолётов в дивизии увеличится в среднем с 60 до 110. В 5-м и 7-м армейских корпусах намечается сформировать авиационные группы. Каждая из них должна включать вертолётный противотанковый батальон и другие вертолётные подразделения огневой поддержки.

Для повышения мобильности сухопутных сил создано три командования войсковой авиации, в каждом из которых лёгкий (около 30 вертолётов UH-1D) и средний (свыше 30 CH-53) вертолётные полки, а также подразделения обеспечения.

Западногерманские военные специалисты предлагают ввести в состав армейских корпусов по одному вертолётному противотанковому полку.

Такие полки могли бы предназначаться, по мнению специалистов, для борьбы с танками и прикрытия открытых флангов и промежутков между боевыми порядками дивизий и корпусов.

Большое внимание в странах НАТО уделяется вопросам боевой подготовки армейской авиации, поскольку, как считают иностранные военные специалисты, в настоящее время она ещё недостаточно подготовлена к выполнению задач в условиях войны со «средней и высокой интенсивностью боевых действий». Главными её недостатками считаются слабая тактическая подготовка летчиков и подразделений, недостаточная обученность личного состава действиям в сложных метеорологических условиях, особенно ночью.

Основными направлениями в подготовке летного состава армейской авиации являются совершенствование техники пилотирования и самолетовождения, повышение тактической подготовки, улучшение лётно-методических навыков летчиков-инструкторов и более полное использование современных тренажёров в процессе обучения личного состава.

В ходе боевой подготовки частей и подразделений армейской авиации большое внимание обращается на отработку следующих вопросов:

  • рассредоточение вертолётов и организация защиты их в противоядерном отношении в местах базирования и на посадочных площадках;
  • применение вертолётов большими группами для борьбы с танками;
  • огневая поддержка наступающих войск во взаимодействии с дивизионной артиллерией;
  • сопровождение вертолётных десантов вертолётами огневой поддержки, управление подразделениями при выполнении боевых задач;
  • ведение воздушного боя с вертолётами противника.

Совершенствование техники пилотирования и самолетовождения осуществляется в основном путём обучения бреющим полётам (с огибанием рельефа местности), полётам ночью и по приборам. Летчики вертолётов тренируются в полётах на высоте верхушек деревьев, между крупными зданиями, вдоль долин рек и оврагов. В ночных условиях они обучаются выходу на неосвещённые цели и площадки десантирования, посадке на них в темноте, а также выполнению групповых полётов вертолётов в составе подразделений с использованием строевых огней. В практике обучения широко применяются полёты по приборам в сложных метеорологических условиях без использования наземных радионавигационных средств и управления с земли.

В целях совершенствования подготовки летчиков вертолётов в центре армейской авиации США время на визуальные полёты и решение тактических задач увеличилось с 65 до 85 ч. Это время сейчас распределяется следующим образом:

  • отработка техники пилотирования и поиск целей днём — 18 ч и ночью — 6 ч (увеличено вдвое);
  • решение тактических задач в дневных условиях — 16 ч и в ночных условиях — 23 ч (увеличено вдвое);
  • бреющие полёты (с огибанием рельефа местности) — 15 ч;
  • полёты на отработку стрельб и пусков ракет — 7 ч (вводятся впервые).


Пересмотрена также программа подготовки летчиков вертолётов на получение классности. Так, за счёт уменьшения налёта днём в простых условиях выделено 30 ч на отработку тактики действий в сложных условиях.

На учениях совершаются перелеты вертолётов на полный радиус их действия с дозаправкой на промежуточных базах, сокращается время на подготовку подразделений вертолётов к повторному вылету путём организации дозаправки и обеспечения боеприпасами на передовых посадочных площадках, а также используется усовершенствованная система дозаправки топливом, позволяющая сократить время заправки топливом десяти вертолётов с 30 до 5 мин.

Для проверки качества боевой подготовки личного состава армейской авиации США была разработана специальная система контроля и оценки уровня подготовки летчиков, включающая зачетные стрельбы и пуски ракет, ежегодные письменные экзамены по общим теоретическим вопросам и экзамены по технике пилотирования.

В учебных частях и опытных вертолётных подразделениях изучаются вопросы организации аэромобильных операций, десантирования, огневой поддержки и ударов по танкам. На основе полученных данных разрабатываются рекомендации боевым частям и подразделениям армейской авиации.

Несмотря на предпринимаемые меры безопасности, в ходе боевой подготовки армейской авиации отмечается высокая аварийность. При обучении бреющим полётам и пилотированию по наземным ориентирам происходят столкновения вертолётов с проводами линий электропередач и другими наземными препятствиями. Так, только за 1971 —1973 годы в армейской авиации США произошло 90 столкновений вертолётов с такими препятствиями, из них 71 при полётах на высотах менее 15 м. В связи с этим командование армейской авиации пересмотрело правила полётов самолетов и вертолётов на предельно малых высотах, разработало для летчиков специальные указания по соблюдению мер безопасности в районах полётов, где имеются провода, а также запретило летать в таких районах на высотах менее 45 м.

Иностранные военные специалисты считают, что для выполнения основных задач армейской авиации на различных ТВД в условиях современных войн необходимо усовершенствовать существующие вертолёты, создать новые образцы летательных аппаратов, повышающих мобильность и огневую мощь сухопутных войск.

В армии США модернизация и разработка новых вертолётов ведётся по четырем основным программам:

  • AAH — создание вертолёта огневой поддержки, предназначенного для борьбы с танками и другими бронеобъектами, а также для охраны и сопровождения транспортно-десантных вертолётов; UTT \S — созхание транспортного вертолёта общего назначения;
  • UTTAS — разработка тяжелого транспортно-десантного вертолёта для перевозки тяжелых и крупногабаритных образцов военной техники, боеприпасов и других грузов;
  • ASH — создание разведывательного вертолёта.

В отличие от США в других странах НАТО (Великобритании, Франции, ФРГ и Италии) строятся и поступают на вооружение в основном многоцелевые вертолёты SA341 , SA330 , WG13 и ВО 105. Только в ФРГ создается специальный вертолёт огневой поддержки BO 115.

В последние годы модернизация существующих и строительство новых вертолётов за рубежом проводятся по следующим основным направлениям:

  • вооружение их современными противотанковыми ракетами, пушками, НУРС и пулемётами;
  • оснащение новыми системами навигации, позволяющими проводить полёты на предельно малых высотах и обеспечивающими выход вертолётов на малоразмерные цели;
  • совершенствование приборов управления огнём, обеспечивающих поражение целей в сложных метеоусловиях днём и ночью; повышение живучести вертолётов за счёт увеличения прочности конструкции, дублирования важных агрегатов и бронирования кабины экипажа;
  • увеличение скорости полёта, веса полезной нагрузки и дальности полёта, а также улучшение манёвренности;
  • оборудование вертолётов системами предупреждения о приближении противника и средствами радиоэлектронного противодействия и противодействия ИК приборам.

Большое внимание командование вооруженных сил некоторых капиталистических стран уделяет обеспечению стратегической мобильности армейской авиации. Например, армейская авиации США готовится к самостоятельному перебазированию на европейские и другие, более удаленные ТВД и к переброске самолетами военно-транспортной авиации.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.