Повышение защищённости танков

Сухопутные войска /
Командования многих капиталистических государств считают, что в связи с высоким уровнем развития противотанковых средств и большой насыщенностью ими войск условия боевого применения танков по сравнению с условиями второй мировой войны сильно изменились. Поэтому танки как основное боевое средство сухопутных войск нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Оно должно коснуться всех его боевых свойств, и прежде всего защищённости. Американские специалисты под защищённостью (survivalability) понимают способность танка оставаться не поражённым огнем противника на поле боя. Проанализировав процесс поражения танков, зарубежные специалисты пришли к выводу, что повысить их защищённость можно путём увеличения снарядостойкости его брони и снижения вероятности попадания снарядов в танк. С этой целью проводится совершенствование броневой защиты, уменьшение силуэта, улучшение компоновки и предпринимаются другие меры, повышающие живучесть танка. Конкретная реализация требований, предъявляемых к защищённости танка, и достигнутый уровень броневой защиты зависят от взглядов на их боевое применение.

По мнению специалистов Великобритании, скорость танка менее важная характеристика, чем его способность выдерживать обстрел тяжёлыми снарядами. Поэтому главное направление английского танкостроения — создание сильно бронированной машины, имеющей высокую проходимость по пересечённой местности и вооружённой дальнобойной эффективной пушкой. Командование сухопутных войск Великобритании считает, что такими характеристиками обладает танк . В настоящее время это самый тяжёлый из современных серийных танков. По весу к танку «Чифтен» наиболее близок серийный американский основной боевой танк М60А1. В иностранной печати это объясняется тем, что в период его разработки концепция создания танков в была подобна английской.

Несколько иных взглядов придерживались конструкторы танков АМХ-30 во Франции и 1 в . Большее предпочтение они отдавали подвижности. В последние годы усиленно стали создаваться танки в Израиле и Японии. По мнению военных специалистов США, израильская концепция ближе к американской и английской, а японские танкостроители придерживаются франко-западногерманского направления.

На броневую защиту основного боевого танка приходится примерно 50% его веса. Зарубежные конструкторы стремятся к тому, чтобы обеспечить большее отношение заброневого объёма к массе брони. Считается, что этого можно достичь прежде всего путём разработки рациональных компоновочных схем. Такое отношение необходимо для размещения в заброневом объёме многочисленных агрегатов и узлов, боеприпасов, горючего, эксплуатационных материалов, а также экипажа.

В зарубежной печати приводились сведения, что внутренний объём современного основного боевого танка, экипаж которого состоит из четырёх человек, равен примерно 16 куб.м. Если этот объём довести до 12 куб.м., то вес танка при этом снизится почти на 10 т. Полученный резерв можно использовать для усиления броневой защиты.

Иностранные конструкторы пытаются решить проблему, как распределить предназначенную для защиты массу брони, чтобы обеспечить наибольшую снарядостойкость корпуса и башни. Традиционные пути решения этой задачи — дифференцирование толщины и углов наклона броневых деталей и совершенствование брони.

Бронирование современных танков капиталистических стран сильно дифференцированное, со значительными углами наклона передних броневых деталей. Эти детали имеют и наибольшую толщину. Корпуса многих танков сварные, выполнены из катаных броневых плит. Исключение составляют американские танки М48 и M60, корпуса которых литые (рис. 1). Башни этих танков массивные, также литые. По мнению зарубежных специалистов, у перспективных танков будут увеличены доля веса танка, приходящаяся на бронирование, и степень дифференцирования.


Литой броневой корпус серийного американского танкаРис. 1. Литой броневой корпус серийного американского танка

Снарядостойкость корпусов и башен повышают различными способами, в частности путём разработки новой стальной брони, обладающем повышенной прочностью, использования специальных броневых конструкций, а также неметаллических материалов.

По мнению зарубежных специалистов, создание надёжной броневой защиты танков осложняется тем, что для борьбы с ними используются самые разнообразные средства поражения, например снаряды подкалиберные, обладающие высокой кинетической энергией, кумулятивные, бронебойно-фугасные (иногда называются снарядами со сплющивающейся головной частью) и другие. А это обусловливает универсальность броневой защиты к их воздействию.

Обычно корпуса и башни танков выполнялись из монолитной стальной брони. Наиболее действенными направлениями усиления защиты от снарядов с высокой кинетической энергией считалось увеличение углов наклона и толщины броневых деталей. Однако бронепробиваемость кумулятивных снарядов от наклона брони зависит мало, для обеспечения более эффективной защиты от таких снарядов на английских танках и «Чифтен», а несколько позже на модернизированном западногерманском танке «Леопард» 1 были установлены фальшборты. Следующей ступенью была разработка башен с разнесённой броней (последние с 1973 годa устанавливались на серийных танках «Леопард» 1А3, а затем «Леопард» 1А4). В последнее время получают распространение в зарубежном танкостроении разнесённые броневые конструкции корпуса. Такая броня из катаных гомогенных стальных листов разрабатывалась, например, для опытного американского танка ХМ803. Разнесённая броня применяется и на опытном западногерманском танке «Леопард» 2AV.

Как известно, глубина проникания кумулятивной струи обратно пропорциональна корню квадратному из значения плотности материала преграды. Поэтому зарубежные специалисты, комбинируя неметаллические материалы со сталью и другими металлами, стремятся получить броню с меньшей объёмной плотностью и весом, чем у монолитной стальной брони, при одинаковом уровне защиты от кумулятивных снарядов. При исследовании взаимодействия таких преград с различными типами снарядов было установлено также, что путём подбора материалов и конструкции преграды можно улучшить защищённость танка не только от кумулятивных, но и от подкалиберных снарядов. Так, в ФРГ, судя по сообщениям западной печати, проводились опыты с трёхслойной броней типа «алюминий — твердые вставки на основе карбида вольфрама — сталь». В качестве связки использовалась эпоксидная смола.

Иностранные специалисты пытаются добиться существенного увеличения стойкости брони за счёт использования комбинированной и разнесённой конструкций не только на танках, но и на других боевых машинах. В частности, броня перспективной американской БМП ХМ723 выполнена в виде комбинации «алюминиевый сплав—сталь—сталь» с заполнением промежутков полиуретановой пеной (рис. 2). Эта броня считается эффективной против снарядов малокалиберных пушек.

Броневая защита американской БМП ХМ723Рис. 2. Броневая защита американской БМП ХМ723: 1 — броня из алюминиевого сплава 5083; 2 — броня из алюминиевого сплава 7039; 3 — стальные накладки; 4 — днище из алюминиевого сплава 5089; 5 — стальные листы высокой твердости (500 НВ); 6 — полиуретановая пена; 7 — броня из алюминиевого сплава 7039; 8 — разнесённая броневая конструкция

Броневой защите танка принадлежит решающая роль в обеспечении его живучести. Известно, что к поражению машины приводит не всякое пробивание брони, а только такое, при котором поражающие элементы (осколки снарядов и брони, кумулятивная струя и т. п.) выводят из строя важные части заброневого объёма. В первую очередь это экипаж, топливные баки, боеприпасы. Поэтому, считают иностранные специалисты, главными факторами повышения защищённости являются такие конструктивные мероприятия, как размещение наиболее уязвимых элементов в периферийных областях заброневого объёма (на днище, ближе к корме), применение основного и облегчённого бронирования, локализации повреждений (в частности, пожаров) путём использования непроницаемых перегородок и другие.

В американском танке XM803, например, были отработаны технические решения, которые предполагается внедрить в конструкцию танка XM1. Противоснарядная стойкость последнего повышена благодаря размещению горючего в протектированных (самозатягивающихся) баках, изоляции отсеков перегородками с закрывающимися люками, установке противопожарных устройств около боеукладки. На шведском танке STRV103 воздухоочистители, впускные и выпускные коллекторы вынесены в надгусеничные ниши с облегчённой броней. Топливные баки также убраны за основное бронирование в корму машины. Поперечный разрез этого танка по боеукладке показан на рис. 3. Подобные усовершенствования планировалось внести в конструкции перспективных танков ХМ1 и «Леопард» 2AV.

Основное и дополнительное бронирование шведского танка STRV103 в поперечном разрезеРис. 3. Основное и дополнительное бронирование шведского танка STRV103 в поперечном разрезе: 1 — основное бронирование; 2 — пространство, занятое автоматом заряжания; 3 — размещение затвора орудия и автомата заряжания; 4 — полная высота 1,9 м

Снизить вероятность попадания снаряда в танк иностранные специалисты стремятся прежде всего путём уменьшения размеров последнего, особенно его высоты. Это объясняется тем, что конструкция низкосилуэтной машины позволяет экипажу значительно лучше использовать защитные свойства рельефа местности.

Так, для снижения высоты танка «Чифтен» английские конструкторы разместили в нём механика-водителя полулежа (рис. 4). С той же целью в танке MBT-70 механик-водитель располагается в башне. Шведские специалисты, стремясь уменьшить силуэт при сохранении необходимых условий обитаемости для экипажа, создали безбашенный танк STRV103. Его 105-мм пушка установлена в корпусе, там же размещается экипаж, состоящий из трёх человек. Однако при стрельбе из укрытия площадь его силуэта больше, чем у других бронированных машин (рис. 5).

Размещение механика-водителя в английском танке «Чифтен»Рис. 4. Размещение механика-водителя в английском танке «Чифтен»

Кроме того, для уменьшения силуэта в шведском танке STRV103 и японском танке STB-1 (рис. 6) применяется система изменения клиренса, обеспечивающая его «приседание» во время движения на поле боя. Если на первом танке необходимость изменения клиренса обусловлена особенностями установки вооружения и устройства системы управления огнём, то на последнем это было сделано специально для повышения его защищённости. Система изменения клиренса применялась также на опытном американо-западногерманском танке МВТ-70 и учитывается при разработке нового американского танка ХМ1.

Силуэты серийных бронированных машин (слева) и их башенРис. 5. Силуэты серийных бронированных машин (слева) и их башен (высота пушки над бруствером 20 см): 1 — американский танк М60А1; 2 — западногерманский танк «Леопард»; 3 — французский танк АМХ-30; 4 — западногерманская 90-мм противотанковая пушка «Ягдпанцер»; 5 — шведский танк STRV103; 6 — австрийская 105-мм самоходная противотанковая пушка «Панцерегер»

Одним из путей снижения вероятности попадания в танк зарубежные специалисты считают также увеличение его подвижности на поле боя. В иностранной печати указывалось, что высокая подвижность танка на поле боя в сочетании с низким силуэтом (или системой изменения клиренса) позволяет экипажу танка лучше использовать защитные свойства местности, выбирая позиции за искусственными и естественными укрытиями и быстро перемещаясь от одной к другой. Испытания танка МВТ-70 показали, что такой способ действий на поле боя повышает его защищённость примерно на 30%. Вместе с тем многие зарубежные специалисты, не отрицая важной защитной роли подвижности танка на поле боя, отмечают, что она должна лишь дополнять надёжную броню, а не противопоставляться ей.

Японский танк STB-1
Рис. 6. Японский танк STB-1 (справа клиренс максимальный, слева минимальный)

Важную роль в снижении вероятности поражения танков, по мнению зарубежных специалистов, могут сыграть различные маскировочные средства. В первую очередь это дымовые мортирки (гранатомёты), предназначенные для выстреливания дымовых гранат калибра 50—77 мм. Кроме того, в иностранной печати имеются сообщения о применении цветовой, радиолокационной, тепловой и шумовой маскировок. Например, на американском танке М60А1 с целью снижения теплового излучения от работы двигателя отработавшие газы перед выхлопом предварительно смешиваются с окружающим воздухом.

Таковы основные направления в зарубежном танкостроении, связанные с поисками путей повышения защищённости танков.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.