Проблемы создания и эксплуатации вооружения сухопутных войск

Сухопутные войска /
Прогрессивные круги империалистических стран, не считаясь с происходящим процессом разрядки международной напряжённости, продолжают активные милитаристские приготовления. Решения, принятые в последние годы руководством блока , предусматривают дальнейшее наращивание его военного потенциала. В частности, в странах-участницах планируется реализовать большую программу совершенствования оружия и боевой техники сухопутных войск.

По мнению зарубежных специалистов, высокие требования, предъявляемые к современным системам вооружения, требуют решения многих сложных проблем как при их разработке, так и в процессе производства. Например, в иностранной печати указывалось, что тактико-технические требования и американскому ЗРК SAM-D настолько сложны и многообразны, что этот комплекс, по выражению самих разработчиков, превратился в «сухопутный дредноут». Как следствие этого, отмечается затяжка сроков и перерасход планируемых средств на разработку, значительное превышение фактической стоимости производства над планируемой.

В разработке и производстве каждого образца оружия и боевой техники принимает участие, как правило, большое количество фирм. Так, в в производстве БМП «Мардер» кооперируются более 300 фирм, а танка — около 3000. По мнению военных специалистов, координация работ между ними связана с большими трудностями.

Изменилась структура так называемого «жизненного цикла» вооружения. Например, в период второй мировой войны срок службы образцов оружия и боевой техники примерно в два раза превышал срок разработки. В настоящее время продолжительность разработки образцов вооружения составляет в среднем восемь—десять лет, а эффективной их эксплуатации — семь-восемь.

Зарубежные военные специалисты отмечают, что не все новые образцы оружия и боевой техники отвечают современным требованиям. В , например, было проверено 38 образцов вооружения и оказалось, что 10 из них имеют тактико-технические характеристики, которые значительно ниже заданных министерством обороны.

В иностранной печати указывается что затраты на разработку и производство каждого последующего поколения образцов оружия и боевой техники значительно выше, чем предыдущего. Так, стоимость производства однотипной военной продукции с 1961 по 1971 год возросла в три раза.

Усложнение образцов оружия и военной техники приводит к значительному повышению затрат на их техническое обслуживание и ремонт. Например, трудоемкость технического обслуживания и ремонта современных американских самоходных артиллерийских установок на 53% выше, чем САУ времен второй мировой войны. Стоимость годового содержания танка «Леопард», включая использование запасных частей, составляет 55 тыс. марок то есть почти 5% стоимости его производства.

В последние годы командование армий стран — участниц агрессивного блока НАТО обращает большое внимание на повышение качества изготовления военной продукции, её долговечности и других эксплуатационных показателей. Одним из обязательных тактико-технических требований в армии США является простота технического обслуживании и ремонта вооружения. Министерством обороны США издана специальная директива, содержащая принципы создания новых систем вооружения. В ней подчёркивается, что необходимо тщательно отрабатывать тактико-технические требования с целью увеличения сроков службы этих систем, а также сократить персонал по их техническому обслуживанию и ремонту.

Уменьшение затрат на эксплуатацию вооружения иностранные военные специалисты тесно связывают с его стандартизацией и унификацией. В зарубежной печати сообщалось, что в годы второй мировой войны в армии США было 95 типов автомобилей и 29 типов двигателей, а в 1970 году соответственно 12 и восемь. В бундесвере имеется всего шесть типов армейских колесных машин (грузоподъёмность 0,5; 2; 4; 7; 10 и 20 т), причем их детали и узлы унифицированы с невоенными коммерческими машинами. Западногерманские специалисты считают, что колесные машины в наибольшей степени приспособлены для унификации и стандартизации. По сравнению с гусеничными они в 2,5 раза дешевле в производстве и в 5 раз в эксплуатации.

Большие работы ведутся в странах блока НАТО по созданию многотопливных двигателей, чтобы уменьшить количество марок топлива. Например, бундесверу в ближайшие годы планируется поставлять горючее только четырех марок (в 1975 году поставлялось восемь).


Одной из проблем зарубежные военные специалисты считают сокращение типов образцов артиллерийского вооружения и боеприпасов. В настоящее время для артиллерийских орудий армий стран НАТО принят в качестве основного калибр 155 мм. Разработки новых орудий этого калибра ведутся по единым требованиям (в США — ХМ198, в Великобритании, Италии и ФРГ — FH70). Для упрощения подготовки личного состава, снижения затрат на обслуживание и ремонт образцы оружия во многих странах унифицируются. Так, на вооружение бундесвера вместо нескольких типов 81 и 120-мм миномётов принят единый 120-мм миномёт фирмы «Тамнелла» в самоходном (рис. 1) и возимом вариантах.

Западногерманский самоходный 120-мм миномёт, созданный на базе БМП «Мардер»
Рис. 1. Западногерманский самоходный 120-мм миномёт, созданный на базе БМП

Широко распространена за рубежом разработка «семейств» вооружения на базе одного образца. Например, на базе английского лёгкого разведывательного танка FV101 создано шесть модификаций боевых машин: разведывательная машина «Симитэр» FV107, самоходная пусковая установка FV102, разведывательный бронетранспортёр FV103 (рис. 2), санитарная машина «Самаритaн»FV104, командно-штабная машина «Султан» FV105 и ремонтно-эвакуационная машина FV100. Значительное количество модификаций боевых машин создано на базе американского БТР М113, который находится в серийном производстве с 1960 года. Такая же картина наблюдается и в других странах, например, во Франции (семейство машин AMX-10, рис. 3) и в ФРГ (машины на базе танка «Леопард»).

Английский разведывательный БТР «Спартан» FV103Рис. 2. Английский разведывательный БТР «Спартан» FV103

Как указывается в иностранной печати, этим достигается высокая степень стандартизации деталей, узлов и агрегатов, а также унификация инструмента, необходимого для их обслуживания и ремонта. В результате значительно сокращаются затраты на разработку, производство и эксплуатацию вооружения.

Французская боевая машина пехоты АМХ-10Р
Рис. 3. Французская боевая машина пехоты АМХ-10Р

Значительное внимание за рубежом уделяется решению проблемы обеспечения эксплуатационной надёжности образцов оружия и боевой техники сухопутных войск. Это связано с увеличением конструктивно-технологической сложности образцов, с применением в них разнообразных узлов и деталей (механических, радиоэлектронных, оптических и т. п.).

Обеспечение заданного уровня надёжности образца вооружения зависит от времени его разработки. Согласно данным американской печати, для создания сложной системы вооружения с общей надёжностью 0,5 в настоящее время требуется не менее пяти лет, а при надёжности 0,75 срок разработки увеличивается до семи-восьми лет. По мнению американских специалистов, проблему надёжности трудно решить даже для таких сравнительно простых видов оружия, как артиллерийско-стрелковое.

В процессе боевого использования американского вооружения во время агрессии США в Индокитае выявилась, как сообщала иностранная печать, низкая надёжность винтовки M16, 175-мм самоходной пушки М107, легкого разведывательного танка M551 «Шеридан» и некоторых других образцов вооружения.

В частности, винтовка М16 имела 5—6 отказов на 1000 выстрелов при стрельбе патронами с зернистым порохом и один при стрельбе патронами с трубчатым порохом. Отказы по причине невыбрасывания гильзы составили около 80%. У самоходной пушки Ml07 оказалась недостаточной живучесть ствола. Он выдерживал всего 300—400 выстрелов (в зависимости от темпа стрельбы и типа боеприпаса). Чтобы увеличить живучесть ствола, при его изготовлении было решено применить метод автофретирования и ряд других мер. В результате этого живучесть ствола модернизированной САУ М107 достигает 700 выстрелов.

Серьезные недостатки выявились в процессе боевого применения лёгкого танка М551 «Шеридан», оснащённого 152-мм орудием — пусковой установкой. Так, за восемь месяцев в одном из подразделений армии США в Южном Вьетнаме было зарегистрировано 125 отказов в работе электрооборудования и 16 — орудия (особенно ненадёжно работали противооткатные устройства). Кроме того, неоднократно отмечались случаи отказа действия боеприпасов и неполного сгорания гильз.

Для решения проблемы повышения надёжности вооружения министерство обороны США провело исследование боевых свойств винтовки M16, САУ M107, танка M551 «Шеридан», 7,62-мм пулемёта М60, 40-мм гранатомета M79, миномётов М29 и М3О, 12,7-мм пулемёта М2, некоторых транспортных средств и других образцов военной техники. Для этой цели был разработан специальный вопросник, разосланный в войска в количестве 800 экземпляров. Общий анализ ответов на поставленные вопросы показал, что 36% отказов перечисленных образцов оружия и техники было вызвано несовершенством их конструкции, 32% — недостаточным контролем качества. Предварительные исследования, проведенные на основе донесений из войск, показали, например, что капитальный ремонт армейского 0,25-т автомобиля нерентабелен, после чего он был отменён.

По вопросам надёжности и долговечности вооружения сухопутных войск в США неоднократно проводились конференции. На одной из них обсуждались вопросы ремонтопригодности радиоэлектронной аппаратуры и была принята обширная программа сбора исходной информации по стоимости и надёжности эксплуатации радиоэлектронных средств различного назначения, используемых в сухопутных войсках США.

В иностранной печати отмечается, что высокая эксплуатационная надёжность вооружения в значительной степени определяется качеством его изготовления. Поэтому одним из последних требований, предъявляемых в США при производстве военной продукции, является сдача её с первого предъявления.

Учитывая, что первые партии винтовок M16 имели низкую надёжность, по указанию министерства обороны США были проведены мероприятия по доводке её конструкции и улучшению технологии изготовления. Кроме того, была введена такая система контроля при приёмке, которая должна была свести до минимума количество отказов в процессе боевого применения (допускается один отказ на 100000 выстрелов). Согласно новой системе контроля каждая из 122 деталей винтовки М16 проводит пооперационный контродь (в процессе изготовления проверяются более 30 000 технических характеристик, из которых 1100 оказывают определяющее влияние на надёжность и живучесть винтовки). Действие механизмов и точность боя проверяется отстрелом — 30 выстрелов из каждой винтовки. Для оценки живучести от каждой партии (5000 штук) отбираются четыре винтовки и из них делается по 6000 выстрелов. Взаимозаменяемость узлов и детатей проверяется путём разборки десяти винтовок из одной партии, смешивания деталей, повторной сборки и последующего отстрела.

Для отработки конструктивно-технологических решений в процессе разработки вооружения проводится большое количество натурных испытаний опытных образцов в различных климатических условиях, в том числе в Арктике. На проведение таких испытаний требуется много времени, поэтому иностранные специалисты стали стремиться заменять натурные испытания лабораторными, что позволит несколько сократить общие сроки разработки оружия и боевой техники.

Одна из проблем, стоящих перед разработчиками вооружения — расчёт запасных частей, инструментов и принадлежностей, необходимых для надёжной его эксплуатации. Широкие исследования в этой области были проведены в США. В результате было установлено, что за 1,5 года эксплуатации танков, гусеничных БТР и самоходных артиллерийских установок потребовалось примерно в 350 раз больше траков гусениц, чем предусматривалось по нормативам, а опорных катков в девять раз (пробег комплекта гусениц в Южном Вьетнаме не превышал 1200 км). Кроме того, из строя выходило много деталей, например балансиров и торсионов, расход которых по нормативам не предусматривался.

Ежегодно на обеспечение надёжности и ремонтопригодности образцов оружия и боевой техники в полевых условиях министерство обороны США расходует более 1,5 млрд. долларов, а вследствие старения, износа и по другим причинам списывается большое количество вооружения (примерно 4% общей стоимости). Согласно существующим нормативам надёжность артиллерийско-стрелкового вооружения не должна снижаться более чем на 3% после складского хранения и более чем на 6% после хранения в полевых условиях. В американских сухопутных войсках установлены следующие нормы количества боеготового вооружения в частях и подразделениях (в% к общему количеству): стрелковое — 99,5; ствольная артиллерия — 99; танки и гусеничные БТР — 93; колесные БТР — 97.

Большое внимание за рубежом уделяется вопросам хранения оружия и боевой техники. В США, например, боеприпасы ствольной артиллерии, предназначенные для хранения (максимальный срок 20 лет), окрашивают антикоррозийной краской. Затраты на их хранение в течение года составляют примерно 1,5% стоимости производства. ПТУРС и ЗУР ближнего действия при изготовлении укладываются во влагоизоляционную укупорку. Боевая техника, как правило, размещается в специальных временных или стационарных хранилищах.

При решении многих проблем разработки, производства и эксплуатации оружия и боевой техники в странах НАТО в последние годы расширяется взаимное сотрудничество. С одной стороны, возрастает количество межгосударственных разработок новых образцов (например, 155-мм буксируемого и самоходного орудий). С другой стороны, заметнее становится распределение усилий между странами-разработчиками.

В целях ускорения процесса разработки и исключения дублирования руководящие органы НАТО приняли решение о распределении функций между странами при создании ракетного вооружения. Так, в настоящее время ФРГ отвечает за разработку ракет класса «земля—воздух», а — ПТУРС. Между странами европейской группы НАТО достигнута договоренность о совместных разработках и производстве более десяти видов вооружения (самолетов армейской авиации, танков, ракетных и артиллерийских систем и т. д.). Для решения проблемы освоения этих видов оружия и боевой техники практикуется обмен личным составом, организуется изучение языков стран НАТО, проводится ознакомление с достижениями в области МТО, совместное использование полигонов.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.