Система разработки бронетанковой техники в США

Сухопутные войска /
Милитаристские круги империалистических государств, особенно стран — участниц агрессивного блока , выступают за продолжение гонки вооружений. Так, конгресс Соединенных Штатов Америки утвердил Пентагону на 1976/77 финансовый год рекордные ассигнования, из которых значительные суммы планируется израсходовать на создание новых и модернизацию существующих систем вооружения.

В все работы, связанные с разработкой, производством и поставками боевой техники для сухопутных войск, ее оценкой, а также обучением личного состава, ведут два управления, подчиненные министерству армии: командование материально-технического обеспечения (Army Materiel Command — АМС) и командование учебное и научных исследовании по строительству сухопутных войск (Training and Doctrine Command — TRADOC). Последнему подчиняется несколько научно-исследовательских институтов, где проводятся перспективные научные исследования, оценивается влияние новой боевой техники на формы и способы боевых действий, разрабатываются требования к новой технике, а также анализируется возможность се использования н пригодность к применению.

Командование материально-технического обеспечения занимается техническими разработками. Здесь исследуется возможность технического выполнения предъявленных требований и путей их реализации, формулируются и выдаются тактико-технические задания подрядчикам, испытывается и оценивается эффективность образцов. После завершения разработки оно обеспечивает производство и поставки техники в войска. В состав этого командования входят учреждения, расположенные на территории всех штатов. В общей сложности в командовании занято около 160 тыс. человек, 10% — военнослужащие. Непосредственно ему подчинено шесть научно-исследовательских лабораторий, в штате которых около 25 тыс. ученых, инженеров и техников, восемь управлений, шесть из них специализируются по отдельным видам техники. В распоряжении этих управлений — конструкторские бюро, вычислительные центры, лаборатории, производственная база для создания и испытаний опытных образцов.

Программы оснащения сухопутных войск США новыми танками, другими боевыми и транспортными машинами, а также модернизации существующих образцов разрабатываются командованием автобронетанковой техники (Tank Automotive Command — ТАСОМ). Оно уделяет большое внимание информационному обеспечению. Так, введенная единая автоматизированная информационная система обеспечивает хранение, поиск, копирование и передачу технической информации потребителям. С ее помощью разработчики получают необходимую информацию в графической, текстовой и цифровой формах непосредственно на рабочих местах. До внедрения данной системы информация по крупным образцам (например, о боевой машине пехоты) поступала через 4-6 месяцев, а в настоящее время через неделю. При этом в систему введены тактико-технические характеристики всех существующих и создаваемых образцов. После ввода ее в действие командование автобронетанковой техники должно иметь единый банк стандартных и централизованных данных.

Все образцы боевой техники, работа над которыми ведется под руководством автобронетанкового управления, подразделяются согласно принятой в США классификации на три категории. К высшей относятся боевые машины (танки XM1, М60, БМП ХМ723), ко второй — машины тылового обеспечения и другие (военно-транспортный автомобиль ХМ561 и т. д.), к третьей — образцы боевой техники, длительное время состоящие на вооружении и требующие усовершенствования, технического обслуживания и материально-технического обеспечения.

Процесс разработки нового образца бронетанковой техники состоит из нескольких этапов. Он начинается с выработки тактико-технических требовании и публикации министерством обороны «приглашения к разработке» — официального приглашения промышленным фирмам к участию в создании нового образца.

По мнению американских специалистов, при разработке тактико-технических требований целесообразно использовать математические модели многопараметрических систем со сложными внутренними связями. Схема разработки тактико-технических требований к танку в США, основанная на использовании методов анализа систем, показана на рис. 1.

Схема разработки тактико-технических требований к танку
Рис. 1. Схема разработки тактико-технических требований к танку

«Приглашение к разработке» формально может принять любая фирма, однако, как сообщается в американской печати, вследствие высокой конкуренции фактически создание и производство боевых машин сосредоточены в руках нескольких крупных фирм.
В процессе работы возникают более или менее устойчивые целевые производственно-коммерческие контакты внутри отрасли, а также межотраслевые связи. Это приводит к появлению и развитию многофункциональных постоянных военно-промышленных концернов и временных национальных и международных объединений.

На этапе «выбора концепции» изыскиваются технические решения, обеспечивающие выполнение предъявляемых требований, ведутся сравнительные испытания предлагаемых подрядчиками вариантов и другие работы, направленные на выбор лучшего образца, который может быть рекомендован для заключительного этапа — разработки образца в полном объеме. В результате выполнения работ на этом этапе программа разработки образца переходит во вторую группу НИОКР.

Характерная особенность программ развития вооружения в США состоит в том, что каждая из них может быть приостановлена или даже прекращена на любом из ее этапов, если министерство обороны или комиссия поставок конгресса сочтут дальнейшую разработку нецелесообразной. Так, в 1971 году по решению конгресса была прекращена разработка танка ХМ803 (МВТ70).

В процессе разработки образцов бронетанковой техники особое место занимают испытания. Они проводятся на протяжении всего жизненного цикла образца (от этапа выбора концепции до оценочных испытаний и мероприятий по модернизации, направленных на продление срока нахождения образца на вооружении). При этом большое внимание уделяется получению объективной информации о боевых и технических характеристиках разрабатываемого образца.

Испытания готовых образцов бронетанковой техники по назначению разделяются на два основных вида: технические и эксплуатационные (в армейских условиях). Первые проводятся для подтверждения соответствия полученной технической конструкции образца заданным тактико-техническим требованиям и целевому предназначению, а также пригодности для боевого применения. Цель вторых — разработка нормативов и руководств по планированию и снабжению. Кроме того, во время испытаний оцениваются возможности боевого применения образца, проводится сбор и накопление данных по опытным изделиям в эксплуатационных условиях, местная проверка промышленных изделий на выполнение фирмами-изготовителями установленных стандартов и т. п.

По методу проведения испытания подразделяются на разработочные, заводские (Development Test — DTI и DT2), осуществляемые подрядчиком при участии заказчика, и оперативные, войсковые (Operational Test — ОТ1 и ОТ2), которые проводит заказчик.

Разработка образцов бронетанковой техники в процессе заводских испытаний сопровождается большим количеством промышленных опытов и технических экспериментов. Основные из них:

  • испытания инженерных конструкций, предназначенные для оценки отдельных конструктивных узлов и материалов;
  • оценка предложений подрядчика;
  • испытания на пригодность, в ходе которых на этапе выбора концепции можно предварительно оценить разработку с военной точки зрения;
  • приемочные испытания, обеспечивающие проверку отдельных требований договора;
  • инженерные испытания, во время которых образцы контролируются с точки зрения технического совершенства, надежности и удобства обслуживания.

С целью координации испытаний оружия и боевой техники в США создано специальное управление во главе с заместителем директора НИОКР. В каждом виде вооруженных сил имеются самостоятельные органы, занимающиеся испытаниями и оценкой. Они же представляют полученные результаты непосредственно командованию соответствующего вида вооруженных сил, а также заместителю директора НИОКР.

В сухопутных войсках задача организации и проведения всех работ, связанных с испытаниями и оценкой эффективности боевой техники, а также координации усилий в этой области возложена на командование испытания и оценки оружия и военной техники (Test and Evaluation Command — ТЕСОМ). Ему подчиняются 15 испытательных центров, расположенных в различных климатических поясах. В системе этого командования занято свыше 15 тыс. сотрудников, в том числе почти одна треть — военнослужащие. ТЕСОМ контролирует соблюдение плана испытаний и исполнение соответствующих предписаний. Командование располагает каталогом с кратким описанием около 1500 применяющихся методов испытаний.

Программа испытаний образцов бронетанковой техники составляется в соответствии с основным планом испытаний, согласуется со всеми организациями — участницами и представляет собой основной руководящий документ. Кроме того, разрабатываются детальные рабочие программы. Они составляются так, чтобы все этапы, включая подготовку отчета, заканчивались через год после поступления образцов и проводились во все времена года. Продолжительность испытаний зависит также от технического совершенства оцениваемой машины. Обычно они проводятся при односменной (ускоренные — при двухсменной) работе испытателей по шесть дней в неделю. Круглосуточные испытания считаются нетипичными потому, что нарушается обычный процесс разогрева и остывания машины, износа и коррозии.

В системе испытаний различают три категории опытных образцов: образцы для испытании, разрабатываемые опытные образцы и серийные опытные образцы.

Первоначально изготовляются макетные образцы, представляющие собой близкий к окончательному вариант изделия. Они ускоренно испытываются на полигоне фирмы-изготовителя или на армейском полигоне, чтобы обнаружить слабые места конструкции на ранней стадии (рис. 2). Эти испытания достаточно обширны по объему и проводятся во всех эксплуатационных зонах. По их результатам дорабатываются образцы, предназначенные для поставки на войсковые оценочные испытания.

Испытание макета гусеничной боевой разведывательной машины
Рис. 2. Испытание макета гусеничной боевой разведывательной машины

Опытные образцы в достаточном количестве (обычно восемь машин) поступают на испытания полностью укомплектованными в течение трех-четырех месяцев.

Стандартные эксплуатационные испытания проводятся на Абердинском полигоне (штат Мэриленд), куда, как правило, поступают по два однотипных образца. Здесь снимаются характеристики разгона и торможения, управляемости, оценивается проходимость (рис. 3), измеряются потери мощности, расход топлива и эксплуатационных материалов. Кроме того, испытываются вооружение и системы управления огнем танков и других боевых машин. Специальная лаборатория инженерной психологии проверяет нагрузки на человека и оценивает совместимость экипажа и машины. В заключение образцы проходят испытания на надежность и долговечность, причем у второго образца основное внимание уделяется анализу причин появления неисправностей.

Испытания танка MBT70 на полигоне
Рис. 3. Испытания танка MBT70 на полигоне

Для эксплуатационных войсковых испытаний образцы поставляются в Форт-Нокс (штат Кентукки). Там работами руководят опытные военные специалисты, они используют личный состав, которому предстоит эксплуатировать и обслуживать машины в войсках. Кроме эксплуатационных качеств, здесь оцениваются боевые свойства образцов, для чего широко применяется новейшая имитационная аппаратура. Например, в 1973-1974 годах на этом полигоне с помощью имитатора стрельбы «Симфайр» оценивали огневую мощь танков М60А1Е3, М60А2 и боевой разведывательной машины ХМ800.

После испытаний в Форт-Ноксе некоторые образцы поступают в Форт-Беннинг (штат Джорджия), где с участием войск оцениваются их боевые характеристики.

В течение всего года испытываемые образцы проходят проверку также в суровых арктических условиях в Форт-Грили (штат Аляска), в центре тропических испытаний (Форт- Клайтон, зона Панамского канала) и в пустыне на испытательном полигоне Юма (штат Аризона).

В зависимости от боевого назначения опытные образцы подвергаются общим и специальным испытаниям. Так, приспособленность к перевозкам по железной дороге и на десантных судах проверяется в центре по испытанию общего оборудования в Форт-Ли (штат Виргиния):

  • пригодность к использованию в артиллерийских частях в качестве базы для артиллерийской системы или транспортного средства — в управлении артиллерийских частей в Форт-Силл (штат Оклахома);
  • способность к десантированию — на полигоне Форт-Брегг (штат Северная Каролина).

Некоторые особенности существующей в США системы разработки и испытаний образцов бронетанковой техники характеризует процесс создания основного танка 80-х годов ХМ1.

В 1971 году после решения конгресса о прекращении работ по созданию танка ХМ803 (американский вариант танка МВТ70 совместной разработки США и ) была образована группа специалистов (под руководством генерала Дезобри) для выработки тактико-технических требований к новому танку. Эта группа (размещалась в Форт-Нокс) за пять месяцев подготовила требования и в августе 1972 года опубликовала их. Тогда же в Уоррен (штат Мичиган) было организовано управление руководителя проекта разработки нового танка, которое приступило к этапу выбора концепции. В январе 1973 года министерство обороны опубликовало «приглашение к разработке». После анализа предложений, поступивших от промышленных фирм, в конце нюня 1973 года были подписаны контракты с фирмами «Дженерал Моторс», бывшей основным подрядчиком при разработке танка МВТ70, и «Крайслер», вытекающей основной боевой танк М60А1.

На этапе выбора концепции каждый из подрядчиков обязан поставить армии по два полностью снаряженных образца танка, одному ходовому макету, а также по корпусу и башне для испытаний обстрелом. Согласно планам эти конкурсные образцы были представлены для сравнительных испытаний.

В результате испытаний, запланированных на февраль-май 1976 года, должны были выбрать подрядчика для разработки в полном объеме и подготовки танка к серийному производству. Учитывая особую важность решения о выборе одного из двух подрядчиков, подготовке и проведению заводских (DT) и войсковых (ОТ1) испытаний придается большое значение. Несмотря на то что испытания еще не проведены и подрядчик не выбран, средства на разработку танка ХМ1 в полном объеме уже запрошены министерством обороны США на 1976/77 финансовый год.

Начало предсерийного производства танка ХМ1 (темп выпуска — около десяти машин в месяц) планируется на 1979 год. Производство в полном объеме запланировано на I960 год, при этом темп выпуска возрастет до 30 танков. Организация серийного производства танка представляет собой заключительный этан в процессе его разработки.

Таким образом, как отмечают американские специалисты, разработка и испытания образцов бронетанковой техники в США связаны со значительными затратами времени и материальных средств. Однако влиятельные милитаристские круги Соединенных Штатов, верные курсу агрессивных приготовлений, увеличивают расходы на эти цели, стремясь любой ценой добиться военно-технического превосходства над странами социалистического содружества.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.