АСУ ПВО Японии «Бейдж»

Военная экономика /
В настоящее время завершается реализация четвертого пятилетнего плана военного строительства Японии (1972—1976 года), который является новым этапом дальнейшей милитаризации страны, предусматривающим продолжение качественной перестройки всех звеньев военной структуры. Большое значение придается, в частности, обновлению оружия и боевой техники ПВО страны, а также усовершенствованию и расширению автоматизированной системы управления (АСУ) силами и средствами ПВО .

Строительство АСУ «Бейдж» осуществлялось фирмой «Ниппон авиатропикс» (филиал американской фирмы «Хьюз» и японской «Ниппон электрик») и было завершено в 1969 году. Система создана на базе американской АСУ TAWCS (Tactical Air Warning and Control System), которая использовалась в 60-х годах при строительстве АСУ ПВО «Эйдж» (, , ) и «Флорида» (Швейцария).

АСУ «Бейдж» обеспечивает обнаружение, опознавание и автоматическое слежение за воздушными целями, а также наведение на них истребителей-перехватчиков и выдачу данных целеуказания батареям ЗУР, входящим в состав авиации сухопутных войск. Система объединяет центр управления боевыми действиями авиации, расположенный в Футю, оперативные центры секторов ПВО (Северного, Центрального и Западного), центры наведения и радиолокационные посты.

По сообщениям иностранной печати, силы и средства Северного сектора ПВО (оперативный центр в Мисава) прикрывают о. Хоккайдо и северную часть о. Хонсю, Центральный сектор (оперативный центр в Ирума), большую часть о. Хонсю с густонаселенными индустриальными районами Токио и Осака, а Западный (оперативный центр в Касуга) — юго-западную часть о-вов Хонсю, Сикоку и Кюсю.

Оперативные центры, оснащенные цифровыми электронно-вычислительными машинами Н-3118 американской фирмы «Хьюз», осуществляют общее руководство силами и средствами ПВО по прикрытию отдельных районов страны.

Непосредственное наведение самолётов-перехватчиков на воздушные цели, выдачу данных целеуказания батареям ЗУР, а также борьбу со средствами радиопротиводействия противника в каждом секторе ПВО осуществляют центры наведения. В Северном и Западном секторах развёрнуто по одному такому центру, они расположены совместно с оперативными центрами управления, а в Центральном — два (в Касатори и Минэока). Оба они управляются из оперативного центра в Ирума. Каждый центр наведения оснащён быстродействующей цифровой ЭВМ H-330В американского производства с комплектами магнитных лент для хранения различной информации, устройствами считывания данных с перфокарт, консольными индикаторами, имеющими пульты управления, цветными экранами и специальными световыми табло.


Радиолокационные посты, оборудованные американскими РЛС обнаружения воздушных целей AN/FPS-20 и РЛС определения высоты AN/FPS-6, обеспечивают сбор и передачу данных о воздушной обстановке в центры наведения. Каждый такой пост имеет специальную ЭВМ, которая рассчитывает данные о воздушных целях и выдаёт сигналы для отображения целей на индикаторах РЛС. В Центральном секторе ПВО для удобства работы радиолокационные посты расположены вблизи центров наведения.

Поступающие в центр наведения данные о воздушной обстановка обрабатываются в ЭВМ и выдаются на соответствующие индикаторы для принятия решений. В соответствии с характеристиками воздушных целей выбираются средства их перехвата на дальних подступах — истребители F-104 и F-86F «Сейбр», на ближних — батареи ЗУР или .

По сообщениям японской печати, информация о воздушной обстановке из оперативных центров управления передаётся в единый центр управлении боевыми действиями авиации. Здесь размешаются штаб боевого командования ВВС Японии и штаб 5 ВА ВВС , осуществляющие контроль за тактической воздушной обстановкой в секторах ПВО и координирующие взаимодействие между секторами. Однако этот центр не осуществляет непосредственное управление силами и средствами ПВО.

В оборудование центра входят большой цветной экран отображения площадью 5 кв.м. и специальное световое табло, на котором высвечиваются воздушные цели, сопровождаемые системой, данные о боеготовности своих самолётов-перехватчиков и батарей ЗУР, а также сведения о погоде и другая информация.

Как сообщается в иностранной печати, применение автоматизации в центрах наведения сократило время с момента обнаружения целей до подачи команд на их перехват в три раза для одиночных целей и в десять раз для групповых (до десяти). Точность определения данных управления перехватом также возросла, что, по мнению японских специалистов, особенно важно в условиях возрастания скоростей авиации. По сравнению с неавтоматизированной системой АСУ «Бейдж» даёт возможность увеличить количество одновременно сопровождаемых целей в десять раз и перехватываемых в шесть.

По данным иностранной печати, система способна функционировать и тогда, когда некоторые её компоненты по каким-либо причинам не действуют. Так, в случае выхода из строя центра наведения Северного сектора ПВО (Мисава) центр наведения в Минэока (Центральный сектор) возьмет на себя часть его функций. Предусматривается также, что некоторые функции центра наведения в Касуга (Западный сектор) может выполнять центр в Касатори (Центральный сектор). При выходе из строя одного из центров наведения Центрального сектора оперативный центр управления этого же сектора берёт на себя обязанности управления оружием.

В иностранной печати отмечается и ряд недостатков системы. Главным из них является то, что её оборудование не обеспечивает круглосуточную работу. После 10-12 ч непрерывной работы необходимо проводить профилактический осмотр и устранять неисправности. Для этого приходится отключать отдельные элементы системы, возлагая выполнение их функций на другие элементы. Так, в Центральном секторе развёрнуто два центра наведения, один находится в рабочем режиме и сюда поступают данные о воздушной обстановке от всех раднолокационных постов, а второй — в дежурном режиме.

Военное руководство Японии осуществляет модернизацию и расширение АСУ ПВО «Бейдж». По четвертому пятилетнему плану намечатся перевод центров извещения на круглосуточную работу. Предусматривается также установить в каждом центре вторую ЭВМ H-330B и дополнительное периферийное оборудование.

По четвёртому и частично пятому пятилетним планам военного строительства Японии намечено провести некоторые мероприятия по усовершенствованию АСУ ПВО «Бейдж». В частности, объединить с помощью АСУ в единую систему подразделения ЗРК «Найк», входящие в состав ВВС, и подразделения ЗРК «Хок», входящие в состав сухопутных войск.

Конкурентами на поставки АСУ выступают фирмы «Хьюз» н «Ниппон электрик», предлагающие АСУ AN/ТSQ-51В, а также «Литтон» и «Тосиба», разработавшие новую АСУ AN/TSQ-73 для управления огнём подразделений ЗРК «Хок» и усовершенствованных ЗРК «Хок» и «Найк». Предполагалось, что всего будет развёрнуто 12 АСУ. Работы в этом направлении впервые были проведены в Северном секторе ПВО на базе АСУ AN/TSQ-51В, в которую входит ЭВМ Н-3118, пульты управления, индикаторы и оборудование передачи данных. Фирмы «Хьюз» и «Ниппон электрик» в последнее время разрабатывают новую модель системы AN/TSQ-51 на базе модульной мультипроцессорной ЭВМ Н-4400.

Предполагается также повысить помехозащищённость радиолокационных станций и их возможности по обнаружению и сопровождению воздушных целей за счёт замены состоящие на вооружении двухкоординатных РЛС FPS-20 и РЛС определения высоты FPS-6 американского производства трёхкоординатными РЛС с фазированными антенными решетками в стационарном и мобильном вариантах (разрабатываются японскими фирмами). Фирма «Мицубиси электрик» уже производит серийно стационарный вариант трёхкоординатной РЛС дальнего действия, работающей в 10-см диапазоне волн. Её мобильный вариант (фирмы «Ниппон электрик») может быть развёрнут на позиции примерно за час. Предполагается, что мобильные РЛС будут использоваться для наращивания возможностей радиолокационных постов.

Кроме того, предусматривается улучшить прикрытие Японских о-вов и о. Окинава путем принятия на вооружение самолётных систем дальнего радиолокационного обнаружения, подобных американской системе . На таких самолётах планируется устанавливать РЛС с фазированными антенными решетками, обеспечивающими обнаружение целей на больших дальностях и в широком диапазоне высот полёта, в том числе и на малых высотах на фоне водной поверхности. Предполагается, что в отличие от американской системы «Авакс» японские самолёты ДРЛО не будут наводить истребители-перехватчики на цели. Тип самолёта, по сообщениям иностранной печати, пока не выбран. Исследуются два варианта: военно-транспортный самолёт ХС-1 и противолодочный самолёт РХ-1. В последнее время японские военные специалисты проявляют большой интерес к результатам испытаний американских самолётов системы «Авакс».

Дальнейшее расширение АСУ ПВО «Бейдж» предполагается произвести за счёт создания дополнительного сектора ПВО на о. Окинава. Согласно данным фирмы «Хьюз», стоимость оборудования для системы ПВО на о. Окинава достигнет примерно 20 млн. долларов. По данным японской печати, стоимость строительства всей АСУ «Бейдж» в первоначальном её варианте составила 56 млн. долларов.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.