Авиаракетная промышленность ФРГ

Военная экономика /
Восстановление и развитие авиаракетной промышленности после окончания второй мировой войны началось с середины 50-х годов и было тесно связано с возрождением западногерманских вооружённых сил, в первую очередь ВВС. Вначале основные усилия авиационной промышленности были направлены на ремонт, профилактику и техническое обслуживание самолётов военно-воздушных сил ФРГ, полученных в порядке военной помощи от , которые наряду с другими странами агрессивного блока были заинтересованы в скорейшем воссоздании боеспособных ВВС Западной Германии.

В дальнейшем, используя военную, техническую и экономическую помощь США и других стран Североатлантического союза, западногерманские авиапромышленные фирмы наладили лицензионное производство авиационной и ракетной техники на своих предприятиях. Важным этапом в развитии авиационной промышленности страны было участие западногерманских самолётостроительных фирм в 1960—1965 годах совместно с другими фирмами западноевропейских стран НАТО в программе строительства по лицензии фирмы «Локхид» сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков F-104G (фирмы ФРГ выпустили более 230 самолётов), а также выпуск по лицензии итальянской фирмы «Фиат» лёгких истребителей-бомбардировщиков Фиат G.91 R/3 (было построено около 300 самолётов). Созданная в этот период производственная и научно-исследовательская база позволила ФРГ приступить к разработке и выпуску авиационно-ракетной техники собственной конструкции. Так были созданы и доведены до стадии лётных испытаний сверхзвуковой боевой самолёт с вертикальным взлётом и посадкой VJ-101, военно-транспортный самолёт с вертикальным взлётом и посадкой Do-31, начато серийное производство лёгких самолётов и самолётов связи Do-27 и Do-28, а также ПТУР «Кобра».

Научно-исследовательская и опытно-конструкторская база авиаракетной промышленности ФРГ позволила фирмам страны принять участие в осуществлении европейских и национальных программ по исследованию космического пространства.

В зарубежной печати подчёркиваются следующие основные особенности западногерманской авиаракетной промышленности.

С самого начала восстановления эта отрасль промышленности развивалась преимущественно в военном направлении. По данным иностранной печати, более 80% её занято производством продукции военного назначения. Зарубежные специалисты объясняют такое положение в основном тем обстоятельством, что производственная и научно-исследовательская деятельность авиаракетной промышленности более чем на 90% финансируется государством. В создании военных образцов вооружения и техники в первую очередь заинтересовано министерство обороны ФРГ. В то же время производственные мощности западногерманских авиапромышленных концернов и фирм из-за отсутствия достаточного количества военных заказов загружены не полностью, что заставляет руководство авиаракетной промышленности уделять внимание работам в области гражданского самолётостроения и заниматься выпуском продукции неавиационного характера. Разработка и производство гражданских самолётов, по данным иностранной прессы, имеют в ФРГ явно второстепенное значение.

Другой особенностью развития этой отрасли промышленности является централизация и концентрация капитала и производства, осуществляемые путём объединения средних фирм в большие производственные группы и авиаракетные концерны. Процесс слияния фирм начался
в начале 60-х годов и наиболее активно происходил в 1968—1970 годах. По мнению руководителей фирм, в частности Бёлькова, которому принадлежит около 15% уставного капитала концерна «Мессершмитт-Бёльков-Блом ГмбХ», расширение научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственной базы западногерманских авиаракетных фирм обеспечит повышение конкурентоспособности их продукции на мировом рынке, что должно привести к росту заказов. В зарубежной печати отмечается, что в объединении фирм заинтересовано прежде всего министерство обороны ФРГ, которому выгодно размещать заказы на авиационное и ракетное вооружение на более крупных предприятиях.

К началу 60-х годов в ФРГ имелось восемь крупных самолётостроительных и несколько средних авиадвигателестроительных фирм. А уже в 1970 году они были представлены только тремя авиаракетными концернами («Мессершмитт-Бёльков-Блом ГмбХ», Ферайнигте флюгтехни-ше верке—Фоккер ГмбХ» и «Дорнье АГ») и одной крупной авиадвигателестроительной фирмой («Моторен унд турбинен унион ГмбХ»), В западногерманском журнале «Флюг ревю унд флюгвельт интернациональ» отмечалось, что по состоянию на 1970 год в этой отрасли промышленности работало около 57 тыс. человек, что составляет 0,6% всей занятой рабочей силы страны. Годовой оборот авиаракетной промышленности страны в 1970 году составил около 2,0 млрд. марок (это примерно 0,4% годового оборота всей западногерманской промышленности), из которых более 90% пошло на финансирование военных заказов. В иностранной прессе отмечается, что в ближайшие пять лет ожидается увеличение годового оборота западногерманской авиаракетной промышленности в два-три раза. По количеству занятых рабочих и служащих на четыре вышеназванные укрупнённые фирмы приходилось более 95%, а их доля в производстве самолётов, вертолётов и ракетно-космической техники составляла более 97%.

В зарубежной печати сообщалось, что особенностями западногерманской авиаракетной промышленности являются производство военных самолётов, вертолётов и двигателей по иностранным лицензиям (главным образом американским),- а также широкое кооперирование внутри страны и с иностранными фирмами при разработке и серийном строительстве военной и гражданской авиационной техники, осуществлении европейских и двусторонних программ по исследованию космического пространства.

В этой отрасли промышленности наиболее заметно влияние иностранного капитала. Так, по данным западногерманской прессы, около 40% акционерного капитала крупнейших концернов авиаракетной промышленности ФРГ контролируется зарубежными фирмами.

Отсутствие необходимой собственной сырьевой базы ставит авиаракетную промышленность ФРГ в определённую зависимость от ввоза из-за границы авиационных сырьевых материалов и полуфабрикатов.

По данным зарубежной печати, производственные мощности авиаракетной промышленности размещены на территории ФРГ неравномерно. Основные из них сосредоточены на юге и севере страны. В иностранной прессе отмечается, что в Западной Германии насчитывается более 20 крупных заводов, выпускающих авиаракетную продукцию.

Наиболее крупным авиаракетным объединением в ФРГ является концерн «Мессершмитт-Бёльков-Блом ГмбХ», доля которого в общем потенциале этой отрасли промышленности составляет более 40%. Этот концерн образован путём объединения следующих фирм: «Бёльков ГмбХ», «Бёльков аппаратенбау ГмбХ», «Мессершмитт верке флюгцойг унион зюд ГмбХ», «Юнкере флюгцойг унд моторенверке ГмбХ», «Энтвиклюнгсринг зюд ГмбХ», «Ваггон унд машиненбау АГ» и «Гамбургер флюгцойгбау ГмбХ». На промышленных предприятиях концерна в 1970 году было занято около 21 тыс. человек, из них в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ — около 8 тыс. человек. В иностранной печати отмечается, что проводимые руководством концерна «Мессершмитт-Бёльков-Блом ГмбХ» мероприятия по наращиванию производства должны позволить к 1975 году увеличить численность занятых на предприятиях концерна до 30 тыс. человек. Уставной капитал концерна (63 млн. марок), кроме западногерманских фирм и частных лиц, принадлежит также фирмам «Боинг» (США) и «Норд-Авиасьон» (), что позволяет объединению «Мессершмитт-Бёльков-Блом ГмбХ» активно сотрудничать в осуществлении авиаракетно-космических программ в первую очередь с названными, а также и с другими американскими и французскими фирмами.


В составе концерна «Мессершмитт-Бёльков-Блом ГмбХ» по американскому образцу образовано шесть основных отделений, в которые вошли бывшие материнские и дочерние фирмы, выпускающие сходную продукцию. По мнению руководства концерна, такая организация соответствует современным требованиям и позволит более гибко управлять предприятиями, централизовать производство, оптимально использовать производственные мощности при разработке крупных национальных и межгосударственных проектов, рационально вести серийное производство сложных в техническом отношении авиационных и ракетных систем оружия.

Отделение самолётов занимается разработкой и производством главным образом военных самолётов. В его состав входят фирмы «Энтвиклюнгсринг зюд ГмбХ» и «Мессершмитт верке флюгцойг унион зюд ГмбХ». Это отделение имеет также долю в капитале таких фирм, как «Панавиа зркрафт ГмбХ», «Дойче эрбус ГмбХ» и «Флюгцойг унион зюд авионике ГмбХ». Главное внимание в настоящее время сосредоточено на разработке совместно с фирмами Великобритании и Италии многоцелевого боевого самолёта «Панавиа 200», который в бундесвере в конце 70-х годов должен заменить устаревшие самолёты F-104G «Старфайтер» и Фиат G.91 R/3 (планируется построить 320 самолётов «Панавиа 200» для ВВС и 120 самолётов для ВМС ФРГ). Кроме того, это отделение выпускает серийные боевые самолёты F-104G (заказ на 50 машин); осуществляет ремонт и техническое обслуживание самолётов западногерманских ВВС (F-104G, TF-104G, RF-4E и других) и дислоцирующихся в ФРГ американских самолётов F-4D; изготовляет отдельные детали и узлы для всех выпускаемых американской фирмой «Макдоннелл-Дуглас» самолётов типа F-4 ; занято в серийном строительстве военно-транспортных самолётов С.160 «Трансалль», базовых патрульных самолётов Бреге 1150 , учебно-тренировочных самолётов Фиат G.91 Т/3 (заказ на 22 самолёта), средних военно-транспортных вертолётов CH-53G; участвует в строительстве опытных экземпляров европейского пассажирского самолёта А-300В «Аэробус» и западногерманского самолёта VFW-614 для авиалиний средней протяжённости.

Отделение тяжёлых самолётов осуществляет окончательную сборку самолётов С.160 «Трансалль», реактивных пассажирских самолётов HFB-320 «Ганза», а также изучает возможности создания транспортных самолётов с вертикальным взлётом и посадкой военного и гражданского назначения. В состав этого отделения входят предприятия фирмы «Гамбургер флюгцойгбау ГмбХ».

Отделение военной техники занимается в основном разработкой и производством систем противотанкового и зенитного ракетного оружия и тактических управляемых ракет класса «воздух — корабль». В отделение входит фирма «Бёльков аппаратенбау ГмбХ», которая совместно с французской фирмой SNIAS разработала ПТУР (предназначается для замены ПТУР «Кобра» и , всего должно быть выпущено 200 тыс. ракет), ПТУР (может быть использована для поражения танков с вертолётов, предполагается выпустить 150 ты-с. ракет), ЗУР (для поражения низколетящих самолётов, планируется изготовить 40 тыс. ракет). Отделением также разработана и находится в стадии лётных испытаний авиационная управляемая ракета класса «воздух—корабль», которой, как отмечается в иностранной печати, будут вооружены самолёты авиации ВМС ФРГ. Кроме того, отделение занимается разработкой оружия для нанесения ударов с воздуха по площадям, созданием ракетных боеголовок и ракетных двигателей малой тяги (в том числе и для полётов в космическом пространстве).

Отделение ракетно-космической техники включает фирму «Юнкере флюгцойг унд моторенверке ГмбХ». Основная задача Отделения заключается в разработке совместно с другой западногерманской фирмой «Эрно-раумфарттехник ГмбХ» в рамках консорциума ASAT модифицированной 3-й ступени для ракет-носителей «Европа» 2 и «Европа» 3, создаваемых по программе ELDO («Европейская организация по постройке и запуску космических ракет»). Научно-исследовательская и опытно-конструкторская база отделения находится в Оттобрунн (под Мюнхеном). Это отделение разрабатывает самостоятельно, а также участвует в совместном строительстве и запуске следующих искусственных спутников Земли и космических аппаратов: Azur, Dial, HEOS-A1 и А-2, «Симфония», Cos В, автоматической станции по изучению Солнца и других. Помимо этого, изучаются возможности создания межпланетных космических летательных аппаратов для полётов к другим планетам (в частности, к планете Меркурий), ведутся исследования по строительству возвращаемой транспортной космической системы для вывода на околоземную орбиту полезной нагрузки в 20 т (проект Beta), проводятся работы по созданию солнечных батарей, ядерных и других силовых установок для автоматических межпланетных станций.

Отделение вертолётов и лёгких самолётов объединяет производственные и опытно-конструкторские мощности, сосредоточенные в Оттобрунн и Лаупгейм. Основной задачей отделения является разработка и строительство вертолётов военного и гражданского назначения, лёгких самолётов, планеров и создание новых конструкций несущих винтов для вертолётов и транспортных самолётов с вертикальным взлётом и посадкой. Это отделение разработало и запустило в серию многоцелевой вертолёт Во-105 с жёстким несущим винтом, лицензию на производство которого закупила американская фирма «Боинг-Вертол».

Отделение кибернетики занимается специальными проблемами радиоэлектроники. Научно-исследовательская база этого отделения размещается главным образом в Оттобрунн.

По данным иностранной печати, производственная, научно-исследовательская и опытно-конструкторская база концерна «Мессершмитт-Бёльков-Блом ГмбХ» сосредоточена в следующих городах и населённых пунктах ФРГ: Мюнхен, Гамбург-Финкенвердер, Аугсбург, Штаде, Манхинг, Мюнхен-Оттобрунн, Донаувёрт, Лаупгейм, Наберн и Шробенхаузен.

Концерн «Ферайнигте флюгтехнише верке — Фоккер ГмбХ» образован в 1969 году путём слияния западногерманской фирмы «Ферайнигте флюгтехнише верке ГмбХ» и голландской фирмы «Фоккер». Уставной капитал концерна составляет 300 млн. марок, который делится поровну между участвующими фирмами, входящими в межгосударственное объединение «Центральгезельшафт Ферайнигте флюгтехнише верке — Фоккер ГмбХ», созданное в Дюссельдорфе специально для управления. Концерн имеет также основную долю в капитале следующих фирм: «Рейн флюгцойгбау ГмбХ» (65%), «Эрно-раумфарттехник ГмбХ» (60%), «Хеншель флюгцойгверке АГ» (50%) и «Ганза ваггонбау ГмбХ» (50%). Кроме того, концерн участвует в делах (контролирует 43% капитала) бельгийской авиационной фирмы «Сабка».

На предприятиях концерна в 1970 году было занято 23,6 тыс. человек (14,9 тыс. человек в ФРГ и 8,7 тыс. человек в Нидерландах), из которых более 3 тыс. научных сотрудников, инженеров и техников работали в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок. По заявлению руководства концерна, количество занятых на его предприятиях в ФРГ к 1975 году должно возрасти до 25 тыс. человек. Доля концерна «Ферайнигте флюгтехнише верке — Фоккер ГмбХ» в общем потенциале авиаракетной промышленности ФРГ, по оценке западногерманской прессы, составляет около 37%.

Производственная, научно-исследовательская и опытно-конструкторская программа деятельности концерна «Ферайнигте флюгтехнише верке — Фоккер ГмбХ» включает разработку и производство самолётов и вертолётов военного и гражданского назначения, а также образцов ракетной и космической техники. В иностранной печати отмечаются следующие основные программы строительства и направления деятельности концерна «Ферайнигте флюгтехнише верке-Фоккер ГмбХ».

В настоящее время основные производственные усилия концерна направлены на выполнение программы серийного строительства по лицензии американской фирмы «Сикорский» средних военно-транспортных вертолётов CH-53G, предназначенных для оснащения войсковой авиации бундесвера. Всего заказано 135 вертолётов, которые планируется построить в период с февраля 1971 по июнь 1975 года при среднемесячном темпе производства пять машин в месяц. По условиям соглашения, подписанного между ФРГ и США, заказ на эти вертолёты делится поровну между фирмой «Сикорский» и западногерманской авиаракетной промышленностью, на долю которой в создании планера вертолёта приходится 55%, силовой установки — 30% и бортового оборудования — 35%. Кроме концерна «Ферайнигте флюгтехнише верке — Фоккер ГмбХ» (является головным, на его предприятиях будет производиться окончательная сборка вертолётов и их лётные испытания), в серийном строительстве вертолётов CH-53G участвуют также концерны «Мессершмитт-Бёльков-Блом ГмбХ», «Дорнье АГ» и фирма «Мото-рен унд турбинен унион ГмбХ».

Концерн является ведущим (с западногерманской стороны) в программе серийного строительства военно-транспортных самолётов С. 160 «Трансалль», выпускаемых совместно с французской авиационной промышленностью. Кроме ВВС ФРГ, для которых должно быть выпущено 110 машин, самолёты С.160 «Трансалль» по специальной программе НАТО изготовляются для турецких ВВС (уже поставлено 16 самолётов).

В иностранной печати отмечается также, что предприятия концерна «Ферайнигте флюгтехнише верке — Фоккер ГмбХ» участвуют в серийном строительстве 50 самолётов F-104G «Старфайтер» и 22 самолётов Фиат G.91 Т/3 для бундесвера, базовых патрульных самолётов Бреге 1150 «Атлантик» для авиации ВМС ФРГ, пассажирских самолётов F-27 «Френдшип» и F-28 «Феллоушип». На заводах концерна разработаны и построены (совместно с итальянской фирмой «Фиат») опытные экземпляры тактического самолёта-разведчика VAK-191B с вертикальным (укороченным) взлётом и посадкой, пассажирского самолёта VFW-614 для авиалиний средней протяжённости, лёгких вертолётов военного и гражданского назначения VFW-H3 и VFW-H5. Опытно-конструкторские предприятия концерна участвуют в осуществлении программы разработки многоцелевого боевого самолёта «Панавиа 200», строительстве опытных пассажирских самолётов А-300В «Аэробус». По заказу министерства обороны ФРГ исследуются также возможности создания транспортных самолётов с вертикальным (укороченным) взлётом и посадкой с двумя поворачивающимися крыльями военного и гражданского назначения (проект VC-500).

Ответственность за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области ракетно-космической техники возлагается главным образом на входящую в состав концерна фирму «Эрно-раум-фарттехник ГмбХ», которая участвует в западногерманском консорциуме ASAT по разработке и строительству модифицированной 3-й ступени для ракет-носителей «Европа»2 и «Европа»3, в международном консорциуме MESH в разработке по программе ESRO («Европейская организация по постройке и запуску искусственных спутников Земли») спутников TD-1 и TD-2, в создании и запуске западногерманского искусственного спутника Земли Azur, в разработке спутника «Интелсат» 3 и т. д. Фирма проводит также исследования возможности создания возвращаемых космических транспортных систем, изготовляет отдельные детали и узлы для ракет и космических аппаратов.

Как отмечается в иностранной прессе, производственная, научно-исследовательская и опытно-конструкторская база концерна «Ферайнигте флюгтехнише верке—Фоккер ГмбХ» размещена на территории ФРГ в следующих городах и населённых пунктах: Бремен, Мюнхен, Лемвердер, Варел, Ейнсверден, Шпейер и Хойкенкамп.

Авиаракетный концерн «Дорнье АГ» является частным предприятием, капитал которого принадлежит семейству Дорнье. Он создан в 1969 году на базе объединения следующих фирм: «Дорнье АГ» (материнская), «Дорнье систем ГмбХ», «Дорнье репаратурверфт ГмбХ», «Дорнье интернациональ ГмбХ» и «Линдауер Дорнье ГмбХ». На предприятиях этих фирм, по данным зарубежной печати, в 1970 году было занято около 7 тыс. человек, из которых более 2,3 гыс. человек — в области научных исследований и опытно-конструкторских работ. По планам руководства концерна на входящих в его состав фирмах к 1975 году количество занятых будет доведено до 10 тыс. человек. В иностранной печати отмечается, что доля концерна «Дорнье АГ» в общем потенциале западногерманской авиаракетной промышленности составляет около 20%.

Фирма «Дорнье А Г» разрабатывает и производит самолёты и вертолёты военного и гражданского назначения, а также различное авиационное оборудование. Производственные мощности фирмы сосредоточены в основном на заводах в Мюнхен-Нейаубинг и Оберпфаффенхофен, а опытно-конструкторская база — в Имменштадт (около Фридрихсхафен). По заказу министерства обороны ФРГ фирма в 1967—1971 годах построила для бундесвера 352 лёгких вертолёта Белл UH-1D по лицензии американской фирмы «Белл». Сборка этих вертолётов осуществлялась на заводе в Мюнхен-Нейаубинг (среднемесячный темп выпуска составлял 15 вертолётов). В 1969 году фирма получила заказ на поставку бундесверу 121 самолёта Do-28D «Скайсервант» (самолёт разработан специалистами фирмы). Фирма участвует в дополнительном лицензионном строительстве для западногерманских ВВС самолётов F-104G «Старфайтер» и Фиат G.91 Т/3, в программах серийного строительства самолётов С.160 «Трансалль», Бреге 1150 «Атлантик» и вертолётов CH-53G. По состоянию на середину 1970 года фирма «Дорнье АГ» выпустила и продала в различные страны мира около 1000 лёгких самолётов собственной конструкции (Do-27, Do-28 и Do-28D «Скайсервант»).

Совместно с французской фирмой «Дассо-Бреге» фирма «Дорнье АГ» разрабатывает учебно-тренировочный самолёт ТА-501 , который в западногерманских ВВС предполагается использовать в варианте самолёта непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Всего для ВВС ФРГ и Франции должно быть построено 400 самолётов. Первый полёт этого самолёта запланирован на начало 1973 года, а поставки серийных самолётов в войска — на 1976— 1977 годы.

На опытно-конструкторской базе фирмы «Дорнье АГ» по заказу министерства обороны ФРГ разработаны и построены опытные экземпляры военно-транспортного самолёта с вертикальным взлётом и посадкой Do-31 (работы над ним, как отмечается в иностранной печати, были прекращены в стадии лётных испытаний в связи с возникшими финансовыми трудностями), лёгкого вертолёта Do-132 с реактивным несущим винтом. Сотрудники фирмы разработали проект реактивного военно-транспортного самолёта с вертикальным взлётом и посадкой Do-231.

Фирма «Дорнье систем ГмбХ» производит научные исследования и осуществляет опытно-конструкторские работы в области создания искусственных спутников Земли и оборудования для них. Кроме того, сотрудники фирмы изучают возможности создания возвращаемых космических летательных аппаратов и проводят исследования различных конструкционных материалов. Эта фирма является ведущей в разработке западногерманского искусственного спутника Земли Aeros, участвует в создании по заказу европейской организации ESRO спутника Cos В и т. д. Научно-исследовательская и опытно-конструкторская база фирмы находится в Имменштадт и Лангенарген.

Фирма «Дорнье репаратурверфт ГмбХ» выпускает отдельные детали и узлы военных и гражданских самолётов и вертолётов, а также по контрактам с бундесвером занимается ремонтом и техническим обслуживанием самолётов Do-27, Do-28, Фиат G.91 R/3, Бреге 1150 «Атлантик» и других.

Фирмы «Дорнье интернациональ ГмбХ» и «Линдауер Дорнье ГмбХ» выпускают промышленную продукцию неавиационного характера.

Разработка и производство авиационных двигателей в ФРГ сосредоточены в основном на крупной авиадвигателестроительной фирме «Моторен унд турбинен унион ГмбХ»,'созданной в 1969 году путём слияния фирм «Даймлер-Бенц моторенбау ГмбХ» и «МАН турбо ГмбХ». На предприятиях фирмы в 1970 году насчитывалось около 4,7 тыс. человек, из которых примерно 900 человек занимались научно-исследовательской деятельностью. Производственная, научно-исследовательская и опытно-конструкторская база фирмы размещена в Мюнхен-Аллах, Фридрихсхафен и Пейсенберг.

Как отмечается в зарубежной печати, фирма «Моторен унд турбинен унион ГмбХ» выпускает авиационные двигатели по иностранным лицензиям, участвует с ведущими американскими и английскими авиадвигателестроительными фирмами в осуществлении совместных проектов, а также разрабатывает самостоятельно реактивные и турбореактивные двигатели небольшой тяги и мощности. По данным зарубежной прессы, эта фирма выпускает по лицензии турбореактивные двигатели (ТРД) «Тайн» R.Ty. 20 (для самолётов Бреге 1150 «Атлантик» и С.160 «Трансалль»), ТРД J79-MTU-J1K (для самолётов западногерманских ВВС F-104G «Старфайтер»), турбовальные двигатели T64-GE-7 (для средних военно-транспортных вертолётов CH-53G), участвует совместно с английской фирмой «Роллс-Ройс» и итальянской фирмой «Фиат» в разработке турбореактивного двухконтурного двигателя RB. 199-34R (для многоцелевого боевого самолёта «Панавиа 200»), вместе с американской фирмой «Дженерал электрик» создаёт двигатель CF6-50A (для европейского пассажирского самолёта А-300В «Аэробус»), в сотрудничестве с французской фирмой «Турбомека» строит ТРД «Ларзак»04 (для самолёта ТА-501 «Альфа джет»), а также занимается ремонтом и техническим обслуживанием авиационных двигателей, установленных на военных самолётах бундесвера и американских ВВС, дислоцирующихся в ФРГ.

В заключение необходимо отметить, что в ФРГ, как свидетельствует иностранная печать, созданы достаточно мощные авиаракетные промышленные концерны, которые могут самостоятельно и в сотрудничестве с другими зарубежными фирмами вести разработку и строительство военных и гражданских самолётов и вертолётов, а также осуществлять программы по созданию ракет-носителей и разработке искусственных спутников Земли различного назначения.

По мнению руководства западногерманских авиаракетных концернов, только кооперирование с европейскими фирмами и концентрация производства и капитала позволят этой отрасли промышленности конкурировать с США и завоевать более широкий рынок для сбыта своей продукции.

Высокоорганизованные, с военной направленностью концентрированного производства, имеющие высококвалифицированную рабочую силу концерны и фирмы западногерманской авиаракетной промышленности являются мощным и хорошо налаженным инструментом гонки вооружений в руках заправил военно-промышленного комплекса ФРГ.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.