Авиаракетная промышленность Швеции

Военная экономика /
В вопросах военного строительства военно-политическое руководство Швеции придерживается концепции так называемой тотальной (всеобщей) обороны, которой, в частности, предусматривается проведение целого комплекса мероприятий военно-экономического характера. В системе этих мероприятий немаловажная роль отводится дальнейшему развитию военной промышленности.

По данным иностранной печати, уже в настоящее время Швеция на 75—80% обеспечивает свои вооружённые силы оружием и военной техникой за счет собственного военного производства.

Одной из наиболее развитых отраслей шведской военной промышленности является авиаракетостроение. Её интенсивное развитие началось накануне второй мировой войны, когда она стала получать крупные государственные заказы и субсидии. В указанный период при поддержке государства и активном участии известного военно-промышленного концерна была основана компания SAAB, которая в короткий срок заняла доминирующее положение в отрасли. К настоящему времени она, поглотив более мелкие авиационные фирмы, удерживает в своих руках все самолётостроение страны.

SAAB относится к числу крупнейших многоотраслевых промышленных объединений Швеции. Помимо самолётостроения, она участвует в производстве радиоэлектронной техники, выпускает автомобили и различную арматуру. На её предприятиях занято свыше 30 тыс. человек, из них свыше 5 тыс. — на заводах по производству авиационной и ракетной техники. Управление этой группы предприятий, главное конструкторское бюро и головной завод расположены в Линчепинг (рис. 1). Здесь осуществляется сборка новейшего шведского боевого самолёта «Вигген» и ракет.

Сборочный цех самолётов на заводе компании SAAB в Линчепинг
Рис. 1. Сборочный цех самолётов на заводе компании SAAB в Линчепинг

Второе сборочное предприятие концерна размещается в Мальме. Это небольшой завод «Мальме флюгиндустри», специализирующийся на выпуске лёгких поршневых самолётов MF1-15 и MF1-17. Некоторые предприятия концерна SAAB (в Гетеборге, Стокгольме, Эдесхеге, Норчепинге и Крамфорсе) производят электронное и другое комплектующее оборудование для самолётов и ракет.

Видное место в шведском авиастроении занимает фирма «Вольво флюгмотор», являющаяся основным поставщиком авиационных и ракетных двигателей, которые она производит по лицензиям английской фирмы «Роллс-Ройс» и американской «Пратт энд Уитни». На заводе «Вольво флюгмотор» в Тролльхеттан занято около 2,5 тыс. человек.

Авиационная промышленность страны насчитывает в общей сложности около 30 предприятий, занимающихся производством и ремонтом авиационной техники, с общим числом рабочих и служащих свыше 17 тыс. человек. Ежегодная валовая стоимость продукции отрасли достигает 2 млрд крон (около 500 млн. долларов).

Авиастроение Швеции, так сообщается в иностранной печати, относится к числу наиболее передовых отраслей, где широко используются новейшие достижения науки и техники. Высокий уровень технического развития позволил Швеции добиться значительных успехов в самолётостроении. Однако отсутствие достаточных сил и средств для конкуренции с крупнейшими фирмами Западной Европы и в области гражданской авиации привело к одностороннему, преимущественно военному, развитию шведской авиационной промышленности.

В последние годы в стране были созданы конструкции нескольких типов боевых самолётов, которые затем поступили на вооружение военно-воздушных сил. Этому в значительной степени способствовало большое внимание, которое уделяется правительством и военным руководством Швеции вопросам совершенствования ВВС, повышения их боеготовности и обновления материальной части. Ежегодно министерству обороны на развитие ВВС выделяется почти 1/3 денежных средств военного бюджета (см. таблицу).

Ассигнования ВВС в 1972/73 — 1975/76 финансовых годах (в млн. крон)
(финансовый год начинается 1 июля)

Ассигнования ВВС в 1972/73 — 1975/76 финансовых годах

Сумма денежных средств, расходуемая на НИОКР в интересах ВВС, как правило, составляет более половины всех ассигнований на НИОКР, выделяемых министерству обороны.


В настоящее время шведская авиационная промышленность, как сообщается в зарубежой печати, полностью удовлетворяет потребности страны в современных боевых самолётах. ВВС Швеции — одни из наиболее мощных в Западной Европе. Они насчитывают в своём составе 30 боевых эскадрилий, в том числе 19 истребительных, шесть штурмовых и пять разведывательных. При сравнительно небольшой численности личного состава (около 12 тыс. человек) самолётный парк ВВС включает более чем 900 боевых и учебно-тренировочных машин. Следует отметить, что практически все эти самолёты сконструированы и выпущены шведскими фирмами. Данные о производстве основных видов самолётов приводятся ниже.

Многоцелевой самолёт SAAB-32 выпускался в вариантах штурмовика (A-32А), истребителя (j-32-В) и самолёта-разведчики (S-32C). За период 1955 — 1960 годов было изготовлено и поставлено военно-воздушным силам около 450 самолётов «Лансен», в том числе 260 штурмовиков, 150 истребителей и около 40 разведчиков. Уже во второй половине 60-х годов истребители «Лансен» были заменены более современными самолётами. Сейчас проходит активный процесс замены оставшихся самолётов этого типа самолётами .

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик J-35 выпускался серийно с 1959 года. Основной конструктивной особенностью этого самолёта является дельтообразное крыло. Модификации истребителя (А, В, D, F) отличаются мощностью двигателя, прицельными устройствами, наличием РЛС или инфракрасного локатора поиска пели и т. д. На базе истребителя «Дракон» был разработан вариант самолёта-разведчика (S-35E), снабжённого аппаратурой для проведения аэрофотосъёмки, и двухместного учебно-тренировочного самолёта (SK-35C). Общий объём заказов на самолёты «Дракон» (для ВВС Швеции, Дании и Финляндии) составил около 600 единиц.

С середины 60-х годов концерн SAAB выпускал двухмоторные реактивные самолёты, имевшие фирменное обозначение SAAB-105. Эти самолёты изготовлялись в учебно-тренировочном (SK-60A) и учебно-боевом вариантах (легкий штурмовик SK-60B и разведчик SK-60C). Шведские ВВС получили около 150 самолётов SK-60. Кроме того, они поставлялись на экспорт (в Австрию).

В настоящее время шведская авиационная промышленность занята производством многоцелевого самолёт SAAB-37 «Вигген», который, по мнению зарубежных специалистов, должен стать основным боевым средством ВВС Швеции вплоть до середины 80-х годов. Программа разработки самолёта «Вигген», начатая в 1958 году, предусматривает создание следующих его вариантов — штурмовика AJ-37, истребителя JA-37, двухместного учебно-тренировочного самолёта SK-37, самолёта-разведчика S-37 (модификация SF-37 предназначена для ведения аэро-фоторазведки, а SН-37 будет использоваться как морской разведчик). По расчетам шведских экспертов, стоимость разработки системы «Вигген» составит не менее 17 млрд. крон.

Самолет «Вигген» снабжен двигателем RM8 производства фирмы «Вольво флюгмотор». Его вооружение и специальное оборудование могут вменяться в зависимости от варианта выполняемой задачи. Например, разведывательные варианты этого самолёта имеют на вооружении ракеты класса «воздух—воздух», а также оснащены средствами радиопротиводействия и устройством для регистрации местонахождения, скорости и высоты полёта.

Командование ВВС Швеции сделало заказ первоначально на 175 самолётов «Вигген», в том числе на 125 штурмовиков и учебно-тренировочных самолётов и на 50 разведчиков. К концу 1975 года военно-воздушным силам было передано около 95 машин в варианте штурмовика и учебно-тренировочного самолёта. Штурмовики «Вигген» заменяют устаревшие машины «Лансен».

Продолжаются работы по созданию истребителя JA-37. Предполагается, что поставка их в войска начнётся в 1978 году. Планируется закупить 150—200 таких самолётов для оснащения ими по меньшей мере восьми авиационных эскадрилий. В настоящее время министерство обороны Швеции уже сделали заказ на 30 истребителей «Вигген». Наряду с выполнением основного комплекса задач истребителя-перехватчика JA-37 может использоваться и как штурмовик. Вооружение самолёта включает 30-мм пушку, различные УР классов «воздух—воздух» и «воздух — земля», а также ракеты с инфракрасной системой самонаведения. Кроме того, он оснащен новейшим бортовым радиоэлектронным оборудованием, в частности центральной цифровой ЭВМ, цифровым вычислителем параметров полёта и системой автоматического управления полётом и т. д.

Описанные выше образцы самолётов представляют собой основную продукцию шведской авиационной промышленности за последние 20 лет. Как уже отмечалось, эта отрасль развивается преимущественно за счет военного самолётостроения. Гражданские программы ограничиваются выпуском лёгких поршневых самолётов. Попытка фирмы SAAB выйти на рынок с моделью более крупного гражданского самолёт успеха не имела. Разработанные фирмой модели SAAB 1071, 1072, 1073 не были запущены в серийное производство из-за отсутствия заказов.

Авиастроение Швеции постоянно сталкивается с проблемой сбыта, поскольку его производственные возможности значительно превосходят потребности национальных ВВС. Выпуск сложных и все более дорогостоящих самолётов небольшими партиями не обеспечивает необходимой рентабельности и соответствующих прибылей, поэтому шведские самолётостроительные фирмы прилагают усилия к тому, чтобы добиться экспортных заказов. Однако до сих пор полученные заказы по своему объёму были не велики. Так, поставила ВВС Дании 46 истребителей «Дракон» и заключила контракт на изготовление ещё пяти машин. Финляндии она предоставила лицензию на сборку из деталей, поставляемых из Швеции, 12 самолётов «Дракон». Выполнение этой программы завершено в середине 1975 года. Австрия получила 40 самолётов SAAB-105. Кроме того, этой стране, а также Финляндии были проданы легкие самолёты «Сафир». Некоторые страны закупили самолёт MFI.

Исходя из проблемы сбыта, понятен тот большой интерес, который проявила Швеция к плану закупки четырьмя западноевропейскими странами (Норвегией, Данией, Бельгией и Нидерландами) 318 самолётов для замены устаревших американских истребителей типа . Речь шла о заказе, превышающем 10 млрд. шведских крон, и поэтому Швеция прилагала максимальные усилия для того, чтобы заинтересовать эти государства в приобретении самолётов JA-37E («Еврофайтер»), разработанных на базе AJ-37 «Вигген». Она была готова предоставить им возможность участия в совместном производстве, чтобы обеспечить на несколько лет загрузку промышленных предприятии стран-покупателей. Швеция предлагала также крупные компенсационные сделки, которые включали постройку нового автомобильного завода в Нидерландах, строительство новых предприятий авиационной промышленности в Бельгии, капиталовложения в электронную промышленность этих стран.

Ради получения заказа шведское правительство предприняло даже шаги, не совместимые с принципами традиционного нейтралитета, которых она придерживается в своей внешней политике. Например, в случае закупки указанными странами шведских самолётов была изъявлена готовность гарантировать поставку для них запасных частей даже в случае войны или серьёзного обострения международной обстановки.

В конечном итоге под нажимом военно-политического руководства США и правительства четырёх государств приняли решение закупить американские самолёты F-16 . Неудачная попытка экспортировать «Вигген» означает, что в ближайшие годы шведская авиационная промышленность будет работать преимущественно на внутренний рынок, сталкиваясь, как и прежде, с трудностями сбыта. По заявлению министра обороны Швеции Хольмквиста, эту отрасль военной промышленности «ожидают мрачные времена». Поэтому нет сомнения в том, что шведские концерны будут в дальнейшем стремиться расширить сотрудничество со странами Западной Европы в области производства авиационной и другой военной техники, изыскивая для этого новые формы и возможности. Переговоры по продаже самолётов «Вигген», в ходе которых продукция шведской авиационной промышленности сравнивалась с лучшими образцами американской и французской техники, создали хорошую рекламу.

Шведская промышленность уже давно освоила также и производство ракетной техники, которой она обеспечивает свои вооружённые силы. В настоящее время выпускается несколько типов управляемых и неуправляемых ракет различных классов. Основными производителями их являются SAAB, «Вольво флюгмотор» и «Бофорс».

Продукция авиаракетного концерна SAAB включает УР «Фалкон» класса «воздух — воздух», которые выпускаются по американской лицензии: RB 27 (американское обозначение НМ55) с радиолокационной головкой наведения и RB 28 (НМ58) с инфракрасной головкой. Собственные разработки этого концерна представлены УР RB 04Е и RB 05А класса «воздух—земля». Первые предназначены главным образом для поражения морских целей, а вторые могут использоваться для уничтожения как морских, так и наземных целей. Для береговой обороны выпускаются УР RB 08 (рис. 2).

Цех по сборке УР RB 08 на заводе компании SAAB в Линчепинг
Рис. 2. Цех по сборке УР RB 08 на заводе компании SAAB в Линчепинг

Военно-промышленный концерн «Бофорс» выпускает НУР М57 калибра 75 мм класса «воздух—воздух» и М56 калибра 135 мм класса «воздух — земля». Эти НУР состоят на вооружении самолётов шведских ВВС. Для национальных сухопутных войск «Бофорс» производит ПТУРС «Бантам», принятый на вооружение также и в сухопутных войсках Швейцарии. Новейшей разработкой фирмы в области ракетного оружия являются ЗУР RBV70, предназначенные для поражения низколетящих целей.

Таким образом, шведская авиаракетная промышленность, по мнению иностранных специалистов, располагает необходимой производственной базой, кадрами и опытом для того, чтобы полностью обеспечить потребности национальных ВВС, а также поставлять самолёты и ракеты на экспорт.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.