Дания: физико-географическое описание, государственное устройство, экономика, инфраструктура

Военная экономика /
— капиталистическое государство в Северо-Западной Европе, участница агрессивного блока . Оставаясь членом этого блока, она отказалась вместе с тем от размещения ядерного оружия и иностранных войск на своей территории в мирное время и заявила о стремлении способствовать разрядке напряжённости и сотрудничеству между Востоком и Западом. Однако Дания поддерживает все мероприятия, связанные с подготовкой территории страны к возможному её использованию объединёнными вооружёнными силами НАТО в случае развязывания империалистами агрессивной войны против Советского Союза и стран социалистического содружества.

Дания — активный участник европейской торгово-экономической группировки «Общий рынок».

В настоящей статье на основе данных зарубежной печати будут кратко рассмотрены географические условия, население и государственное устройство, природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство, а также некоторые элементы инфраструктуры Дании.

Географические условия Дании


Дания (см. рисунок) занимает большую часть п-ова Ютландия и о-ва Датского архипелага: Зеландия, Фюн, Лолланн, Фальстер, Мён. Ей также принадлежат о-ва Борнхольм (в Балтийском море), Северо-Фризские (в Северном море), Фарерские (в Атлантическом океане) и крупнейший остров мира Гренландия (2,17 млн. кв.км.). Площадь собственно Дании с о. Борнхольм достигает 43 тыс. кв.км., длина береговой линии около 7500 км, из них 3700 км приходится на Ютландский п-ов. Длина сухопутной границы (с ) — 68 км. Датские берега омываются Северным морем, проливами Скагеррак, Каттегат, Эресунн, Большой и Малый Белы.

Основные элементы инфраструктуры Дании

Основные элементы инфраструктуры Дании

Западное и северо-западное побережья Ютландии из-за мелководности неудобны для судоходства. Восточное побережье Ютландии и берега Датских островов сильно расчленены, местами обрывисты, имеют много заливов и бухт, образующих хорошие естественные гавани.

Дания преимущественно равнинная страна с холмистым рельефом на севере и востоке. Почвы на западе в основном подзолистые, на востоке — бурые лесные. Лета занимают около 10% территории.
Климат умеренный, морской, с мягкой неустойчивой зимой и прохладным летом. Средняя температура февраля 0°С, а июля +15°С. Среднегодовое количество осадков 600 мм на востоке и 750-800 мм на западе. Страна изобилует короткими, непригодными для судоходства реками, а также озёрами и болотами. Наиболее значительные реки: Гудено (158 км) и Сусо (82 км). Главные озёрные районы: восточная часть п-ова Ютландия (озёра Моссё, Юльсё и другие) и северная часть о. Зеландия (озера Арресё, Эсрумсё, Фуресё).

Оценивая военно-географическое положение Дании, западные военные специалисты считают его стратегически выгодным и удобным прежде всего в качестве плацдарма для размещения военно-воздушных и военно-морских сил блока. Они подчеркивают, что Дания, располагаясь на стыке Северо-Европейского и Центрально-Европейского ТВД, а также на морских путях, ведущих из Балтийского моря в Атлантику, является важнейшим связующим звеном основных группировок сухопутных и морских сил блока, находящихся в Европе и на Атлантике.

Население и государственный строй Дании


Численность населения страны по состоянию на 1 января 1975 года достигала 5 054 тыс. человек, ежегодный прирост его за последнее десятилетие составляет 30—35 тыс. Национальный состав однороден — 99% датчан.

На юге страны проживают немцы (примерно 40 тыс. человек), шведы (10 тыс.), финны. Плотность населения — 118 человек на 1 кв. км. (самая высокая в Северной Европе), а на о. Зеландия она достигает 250 человек. Свыше 2/3 населения Дании проживает в городах, в том числе в Большом Копенгагене 26% (1,3 млн. человек, включая пригороды Фредериксберг, Гентофте и другие). К крупным населённых пунктам относятся также города Орхус (245 тыс. жителей), Оденсе (167 тыс.), Ольборг (151 тыс.).

Число безработных, достигшее в январе — феврале 1976 года 150 тыс. человек, не уменьшается, а с завершением летних сезонных работ, как ожидается, значительно возрастёт.

Государственный строй Дании


Дания — конституционная монархия. Согласно ныне действующей конституции (принята в 1953 году) главой государства является король (королева, с 1972 года королева Маргрете II), осуществляющий верховную власть через правительство. Законодательная власть принадлежит королю (королеве) и фолькетингу (парламенту). Король является также верховным главнокомандующим вооружёнными силами и главой официальной государственной церкви (лютеранской). Для обсуждения важнейших законопроектов и мероприятий правительства созывается государственный совет — собрание всех членов правительства в присутствии короля (королевы) и наследника престола.

Высшая законодательная власть принадлежит однопалатному фолькетингу, постановления которого за подписью короля приобретают силу закона. Фолькетинг избирается населением сроком на четыре года, в его составе 179 членов.

В административном отношении вся страна разделена на 14 актов (губерний), возглавляемых амтманами, назначаемых королём.
В городах избираются городские советы во главе с бургомистром, а в сельских коммунах — советы во главе с выборным председателем.

Политические партии Дании


Коммунистическая партия Дании выступает за демократические права трудящихся, зa выход страны из НАТО (семь мандатов в фолькетинге); социал-демократическая (170 тыс. членов, 53 мандата) объединяет преимущественно рабочих, служащих и мелкобуржуазную интеллигенцию; Венстре либеральная (113 тыс. членов, 42 мандата) отражает интересы крупных и средних землевладельцев, а также части промышленной буржуазии; Партия прогресса (23 мандата) объединяет главным образом консервативные круги мелкой городской буржуазии; Радикальная Венстре (25 тыс. членов, 13 мандатов); Консервативная народная партия (92 тыс. членов, десять мандатов) выражает интересы крупной буржуазии и помещиков; социалистическая народная партия (7 тыс. членов, девять мандатов) объединяет часть рабочих, служащих и интеллигенции, Демократы центра (четыре мандата); Левые социалисты (четыре мандата) и другие.

Отраслевые профсоюзы (56 профсоюзов) объединены в Центральное объединение профсоюзов Дании, насчитывающее свыше 900 тыс. членов. Именно это объединение рабочих профсоюзов является политической опорой датских социал-демократов. Их опорой среди молодёжи служит Вседатский совет молодёжи (около 500 тыс. человек), объединяющий свыше 35 различных политических, религиозных, культурных и других молодёжных организаций страны.

Природные ресурсы, промышленность и сельское хозяйство Дании


Дания — индустриально-аграрная страна. По размерам валового национального продукта на душу населения она занимает пятое-шестое место среди капиталистических государств.

В экономико-географическом отношении выделяют пять основных районов: о. Зеландия — главный индустриально-аграрный район (около 1/5 общей площади страны), где сосредоточено свыше 2/5 населения и около 1/2 промышленного производства, в том числе вся металлургия и около 3/5 металлообработки и машиностроения; Восточная Ютландия и о. Фюн — второй по экономическому значению район страны; Западная Ютландия и о-ва Лолланн, Фальстер и Мён — основные аграрные районы: Фарерские о-ва — район рыболовства и рыбообрабатывающей промышленности; Гренландия — район рыболовства и добычи криолита (район Ивигтут).

Дания бедна полезными ископаемыми. В ограниченных размерах имеется бурый уголь, каменная соль, каолин, торф. С морского дна близ западного побережья добывается нефть (100—135 тыс. т. в год). В Гренландии найдены уран, нефть, молибден, серебро, хромиты.

Потребность в топливе покрывается преимущественно за счёт импорта нефти и нефтепродуктов. Годовая мощность нефтеперерабатывающих заводов (в городах Калундборг, Фредерисия) достигает 10 — 12 млн. т. Производство электроэнергии осуществляется главным образом на ТЭС. Крупнейшая из них мощностью 500 МВт находится в Аснесверхет, близ Калундборга. На р. Гудено сооружена ГЭС.

Ведущее место в промышленности принадлежит машиностроению. По масштабам производства в группе отраслей машиностроения и металлообработки выделяется судостроение, в том числе военное. Экспорт судов в 1970 году составил 487 тыс. peг. т (4,8% мирового экспорта, в 1960 году 153 тыс. peг. т). Крупнейшие судостроительные верфи находятся в Копенгагене, Оденсе, Хельсингёре и Накскове.

Дания может производить военные корабли и лёгкое вооружение. Развито электромашиностроение и приборостроение, производство оборудования для мясо-молочной промышленности, счётных и копировальных машин. Химическая промышленность специализируется на производстве фосфатных (Копенгаген) и азотных (Грено) удобрений, синтетических смол, пластмасс, парфюмерных и фармацевтических товаров.

Сельское хозяйство отличается высокой степенью продуктивности, механизации и химизации. Парк тракторов в 1974 году насчитывал 179 тыс., зерновых комбайнов — 45 тыс. Доля животноводства в общей товарной продукции сельского хозяйства составляет около 90%.

По производству молока, масла и мяса на душу населения Дания занимает второе место среди капиталистических стран мира после Новой Зеландий.

Коммуникации и средства связи Дании


Автомобильные дороги подразделяются на государственные, губернские, коммунальное и частные. Общая протяжённость автодорожной сети достигает 65 тыс. гм, из них 11 тыс. км с твёрдым покрытием, обеспечивающим движение транспорта с давлением на ось 8—9 т. В автомобильном парке страны по состоянию на 1974 год насчитывалось 1 490 тыс. автомобилей, из которых 1 265 тыс. лёгковых.

По перспективному плану развития автодорожной сети на 1970-1985 годы предполагается построить 1000 км автомагистралей и 3000 км дорог первого класса. В соответствии с этим планом уже сооружены объездные пути вокруг городов Копенгаген, Оденсе и Ольборг, построены автомобильный тоннель под заливом Лимфьорд и один из крупнейших мостов в Европе через пролив Малый Бельт, связавший п-ов Ютландия с о. Фюн.

По оценке зарубежных военных специалистов, основными дорожными направлениями, имеющими важнее значение, служат магистрали: Фленсбург (ФРГ) — Вайле — Ольборг — Фредериксхавн — Скаген (протяжённостью более 400 км); Эсбьерг — Кольдинг — Оденсе — Нюборг, соединяющая западное побережье Ютландии с восточным побержьем о. Фюн; Гесер — Вординборг — Кёге — Копенгаген общей протяжённостью 150 км; Копенгаген — Рингстед — Корсёр (соединяет восточное и западное побережья Зеландии). П-ов Ютландия и о-ва Датского архипелага связаны между собой железнодорожным паромным сообщением. Общая протяжённость паромных линий достигает 208 км. Отдельные острова соединены мостами или дамбами.

Железнодорожная сеть Дании, как и в ряде других европейских государств, имеет тенденцию к свёртыванию. Так, в 1955 году её протяжённость достигала 4575 км. в настоящее время длина государственных дорог 2000 км и частных 494 км.

По состоянию на 1974 год в транспортном парке государственных железных дорог имелось 15 паровозов, 373 тепловоза, 382 автомотрисы и моторных вагона, 10,2 тыс. грузовых вагонов общей грузоподъёмностью около 250 тыс. т. и 1150 пассажирские вагонов на 100 тыс. посадочных мест.

В сети железных дорог датские военные специалисты важное значение придают маршрутам Копенгаген — Оденсе — Эсбьерг (314 км); Фредериксхавн — Раннерс — Коллинг — Фленсбург (ФРГ); Виборг — Хорнинг — Гристер — Тённер и Тюборен — Эсбьерг. К основным железнодорожным узлам страны относятся: Копенгаген, Нюкёбинг, Оденсе, Ольборг, Орхус, Фредерисия, Кольдинг. Характерной особенностью железнодорожной сети Дании считается наличие крупных морских железнодорожных межостровных паромных переправ, наиболее важные из которых Зеландия — Ютландия (порты Калунборг, Орхус), Зеландия — Фюн (Корсёр, Нюборг); Фюн — Альс (Фоборг, Моммарт). Железнодорожными паромными переправами Дания связана также со Швецией (Копенгаген — Мальмё, Фредериксхавн — Гётеборг), ФРГ (Нюкёбинг — Путтгарден (о. Фемарн); и с ГДР (Гесер — Варнемюнде).

Несмотря на довольно густую сеть автомобильных и железных дорог, в грузовых перевозках страны ведущая роль принадлежит морскому транспорту. Он обеспечивает свыше половины внутренних и 4/5 внешнеторговых перевозок. По данным датской прессы, в морском флоте страны к началу 1976 года насчитывалось 3047 судов общим водоизмещением 4,7 млн. т, из них 1098 торговых судов водоизмещением 4,3 млн т. Из общего грузооборота морских портов Дании 1/8 приводится на Копенгаген.

Ежегодно возрастают воздушные перевозки. Дания вместе с Норвегией и Швецией — совладелец Скандинавской авиакомпании («САС»), которая обслуживает международные линии. Копенгаген (аэродром Каструг) один из центров международных авиасообщений. Крупными аэропортами являются также Тирструп, Ольборг, Оденсе, Эсбьерг и Рённе (о. Борнхольм). Мощные радиостанции расположены в городах Копенгаген, Калундборг, Тённер, Эсбьерг, Скиве, Ольборг, Скамблебак. Всего в стране насчитывается около 2 млн. телефонных аппаратов, свыше 1,5 млн. радиоприёмников и примерно столько же телевизоров.

Командные пункты, аэродромная сеть, военно-морские базы и трубопроводы Дании


В соответствии с планами инфраструктуры НАТО и национальными программами Дания, начиная с 50-х годов, вкладывает крупные средства в создание системы командных пунктов и узлов связи, строительство новых и совершенствование имеющихся аэродромов, военно-морских баз и портов, трубопроводов, навигационных и радиоэлектронных систем, учебных полей и полигонов, а также складов различного назначения. На указанные мероприятия ежегодно расходуется свыше 70 млн. крон по национальной программе и до 90 млн. крон по программе инфраструктуры НАТО, из которых около 75 млн. крон составляет взнос Дании. Доля участия Дании в финансировании программ инфраструктуры НАТО, как сообщает иностранная печать, непрерывно возрастает. Так, если в 1951—1957 годах она составляла 2,7%, в 1965—1969 годах — 3%, то в 1970—1974 годах — 3,5%.

К настоящему времени на территории страны развёрнута широкая сеть объединённых и национальных штабов, в том числе штабы командований объединённых вооружённых сил и объединённых ВВС НАТО в зоне Балтийских проливов (Каруп, п-ов Ютландия); штаб объединённых сухопутных войск НАТО на о. Зеландия (Копенгаген); три штаба видов вооружённых сил; два штаба военных командований (Западного и Восточного, соответственно в Орхусе и Копенгагене); семь штаов военных округов; свыше 30 штабов боевых и учебно-мобилизационных частей и подразделений сухопутных войск; штаб тактического авиационного командования ВВС (Каруп); штаб оперативного командования (оперативных сил) флота (Орхус); пять штабов военно-морских районов — Зунд (штаб в Стевен), Большой Бельт (Корсёр), Каттегат (Фредериксхавн), Лангеланн (штаб в Лангеланн) и Борнхольм (штаб в Рённе). Для бoльшинcтвa указанных центральных, окружных и местных штабов, как отмечалась в зарубежной печати, оборудованы полевые пункты управления, используемые в ходе комаидно-штабных учений и учений войск.

Боевая авиация ВВС базируется на аэродромах Каруп, Ольборг, Скрюдструп, Верлёсе. С целью рассредоточения авиации в угрожаемый период и увеличения оперативной ёмкости аэродромной сети по программе инфраструктуры НАТО на датской территории была создана сеть запасных аэродромов. В последние годы сила развёрнута и модернизирована система управления силами и средствами ПВО НАТО «Пейдж».

На датском побережье имеются три военно-морские базы (Копенгаген, Фредериксхавн, Корсёр), два пункта базирования флота и значительное количество погрузочно-выгрузочных пунктов.

На Ютландском п-ове построена так называемая «Ютландская трубопроводная система НАТО», соединяющая пункты выгрузки горючего с некоторыми военно-воздушными и военио-морскими базами. Главная магистраль этой системы идёт от разгрузочного пункта в районе ВМБ Фредериксхавн и далее через весь Ютландский п-ов до аэродрома Эггебек (ФРГ). Магистральный трубопровод соединён также трассой Вандель — Эсбьерг с пунктом выгрузки горючего на восточном побережье Ютландского полуострова в районе бухты Эбельтофт и с портом выгрузки ГСМ на его западном побережье. От магистрального трубопровода отходят ответвления для подачи горючего к аэродромам Каруп, Вандель, Ольборг, Тирструп и Лек (ФГГ). На главной магистрали построено несколько военных складов ГСМ. На трассе уложены трубы диаметром 1,12 мм (в районах выгрузки горючего 305 мм). Пропускная способность системы трубопроводов, по оценке иностранных специалистов, составляет 2000-2700 куб. м. горючего в сутки.

Как отмечается в зарубежной печати, основная задача датских вооружённых сил в случае войны состоит в том, чтобы обеспечить прикрытие левого фланга НАТО и в тесном взаимодействии с западногерманскими военно-морскими силами блокировать зону Балтийских проливов и обеспечить противодесантную оборону побережья Дании до прибытия войск других стран НАТО. Блокирование зоны Балтийских проливов и оборону островов планируется осуществлять путём активных совместных действий ВМС Дании и ФРГ по уничтожению флота противника в Балтийском море. В случае необходимости для этой цели предполагается использовать также часть сил группировки ВMC НАТО в Северном Море. С целью эффективного проведения блокады проливной зоны предусматривается заблаговременная постановка мин на десантно-доступных участках датского побережья. Противодесантная оборона Ютландского п-ова и о-вов Датского архипелага возлагается непосредственно на сухопутные войска Дании, Эту задачу будут выполнять также ВВС Дании, морская авиация ФРГ и её тактическая авиация, базирующаяся на аэродромы земли Шлезвиг-Гольштейн. Западноевропейские военные обозреватели при оценке возможностей НАТО в оказании помощи Дании наземными силами обычно указывают, что, кроме западногерманских соединений, она будет усилена частями английской и канадской морской пехоты.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.