Дорожная сеть Саудовской Аравии

Военная экономика /
Саудовская Аравия — одно из наиболее крупных арабских государств на Ближнем Востоке — занимает 2/3 территории Аравийского п-ова. Недра страны чрезвычайно богаты нефтью, запасы которой составляют около 1/5 всех разведанных запасов нефти капиталистических и развивающихся стран. Добыча нефти осуществляется в основном иностранными нефтяными компаниями, главным образом американской компанией АРАМКО («Арабиен Американ ойл компани»).

Империалистические круги Запада рассматривают территорию Саудовской Аравии как основной плацдарм для «зашиты своих интересов» в зоне Персидского залива, т. е. для установления контроля над огромными нефтяными месторождениями в странах Персидского залива и всего Ближнего и Среднего Востока, как плацдарм для борьбы против национально-освободительного движения народов этого региона.

До последнего времени основными путями сообщения между отдельными районами Саудовской Аравии, разделённых значительными расстояниями, оставались главным образом древние караванные пути и тропы. Строительство автомобильных дорог велось преимущественно в местах добычи нефти (в северо-восточных районах) в интересах нефтяных компаний.

Наряду с технической отсталостью сдерживающее влияние на развитие сухопутных путей сообщения оказывают крайне неблагоприятные природные условия. Территория Саудовской Аравии представляет собой пустынное плато, расположенное на высоте от 500 до 1300 м над уровнем моря, над которым возвышаются отдельные горные хребты и массивы. Огромные пространства занимают пустыни, поверхность на значительной части которых покрыта сыпучими песками. Наиболее обширной является пустыня Руб-эль-Хали, занимающая всю юго-восточную часть территории страны. Вдоль побережья Красного моря протянулась цепь гор, в том числе самые высокие в стране горы Джибаль-Хиджас. В примыкающих к побережью Красного моря районах большие пространства покрыты затвердевшей магмой — так называемыми лавовыми полями. Саудовская Аравия относится к странам с сухим и жарким климатом (на значительной части территории страны выпадает менее 100 мм осадков в год), здесь полностью отсутствуют поверхностные источники пресной воды и насчитывается ограниченное количество колодцев и артезианских скважин.

Отсутствие хороших путей сообщения стало в современных условиях серьёзным тормозом для развития экономики страны, ее внутрихозяйственных и межгосударственных связей, отрицательно сказываясь на обеспечении развития вооружённых сил Саудовской Аравии, оснащаемых с помощью западных держав, в первую очередь и Великобритании, современным вооружением и боевой техникой. Создавшееся положение вынудило правящие круги страны и стоящие за ними империалистические силы Запада ускорить проведение мероприятий по развитию сухопутных путей сообщения, и прежде всего автомобильных дорог. Основным видом транспорта считается автомобильный, как наиболее отвечающий природным условиям страны.

Автомобильные дороги


В 1950 году была принята первая программа строительства и реконструкции автомобильных дорог. До 1963 года было построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог. Вторая программа осуществлялась с 1963 по 1970 год с помощью иностранных фирм. За это время сооружено и реконструировано около 5,2 тыс. км дорог с асфальтобетонным покрытием. В 1973 году в Саудовской Аравии, по официальным данным, насчитывалось 8 тыс. км современных автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием. В настоящее время в стадии строительства находится около 2 тыс. км и предполагается проложить еще около 3,5 тыс. км новых магистралей. В 1975 году, в соответствии с третьей программой строительства и реконструкции основных автомобильных дорог, протяжённость автомобильной дорожной сети превысила 15 тыс. км, в том числе около 10 тыс. км дорог с асфальтобетонным покрытием.

На развитие сети основных автомобильных дорог в Саудовской Аравии выделяются значительные средства. По сообщениям иностранной печати, на осуществление только второй программы по бюджету министерства коммуникаций было выделено более 3100 млн. риалов.
В период с 1970/71 по 1974/75 финансовые годы (начинается 1 августа) общая сумма расходов по третьей программе была определена в 3919 млн. риалов, в том числе 1946,9 млн. на строительство основных автомобильных дорог.

К сооружаемым в стране автомобильным дорогам предъявляются довольно высокие технические требования. По сведениям иностранной печати, расчетная скорость движения на них, за исключением горных участков, составляет 100 км/ч. Это обеспечивается устройством поворотов с большими радиусами кривых и плавным сопряжением продольных уклонов, а также созданием условий хорошего обзора для водителей. Ширина проезжей части дорог 7 м с двухметровыми обочинами с каждой стороны. На наиболее важных направлениях дороги сооружаются с двумя раздельными полосами движения, обеспечивающими движение транспорта в два ряда в каждом направлении. В качестве дорожного покрытия применяется высокопрочный жаростойкий асфальтобетон, который готовится на подвижных асфальтобетонных заводах. Такое покрытие укладывается на щебеночное основание, подготовленное из асфальтобетона с заполнителем из более крупных фракции. Через сухие русла (вади), которые большую часть года остаются без воды и лишь в период дождей на короткие промежутки времени превращаются в бурные труднопреодолимые потоки, сооружаются железобетонные мосты большой грузоподъёмности, обеспечивающие движение самых тяжёлых транспортных средств.

Для осуществления программ строительства и реконструкции дорожной сети привлекаются значительные силы и средства. Так, по официальным данным министерства коммуникаций, в 1969 году общее число занятых в изысканиях, проектировании и строительстве дорог и дорожных сооружений составляло 7070 человек, в том числе 108 инженеров, 117 изыскателей и специалистов по определению объёмов работ, 42 техника-лаборанта, 11 чертежников, 1658 техников и мастеров, 364 механика, 47 электротехников и электромонтеров, 164 плотника и слесаря, 3029 рабочих-дорожников, 1192 водителя автомобилей и оператора дорожных машин и механизмов, 338 человек административного и управленческого персонала.

К началу 1975 года в стране была в основном создана сеть автомобильных дорог, связывающих между собой важные районы; продолжается строительство дорог в сельских районах.

Основными автомобильными дорогами Саудовской Лравии являются:

— Даммам — Эр-Рияд — Эт-Таиф — Мекка — Джидда протяжённостью 1528 км (рис. 1). Эта трансарабская автомобильная дорога была сооружена в 1967 году. С вводом её в эксплуатацию обеспечено сухопутное сообщение между столицей Саудовской Аравии Эр-Рияд и г. Джидда (важным портом на побережье Красного моря) и нефтеэкспортными портами на побережье Персидского залива. Намечено спрямить трассу этой дороги примерно на 140 км за счет строительства новой дороги на участке Эль-Музахимия — Залим протяжённостью 457 км. Работы по её строительству уже ведутся на участке Эль-Музахимия — Эль Кувайия.

Участок автомобильной дороги Мекна - Эт-Таиф
Рис. 1. Участок автомобильной дороги Мекна—Эт-Таиф

— Эль-Мадина (Медина) — Табук — Эль-Мудаввара, где она соединяется с дорожной сетью Иордании. Трасса дороги протяжённостью 785 км проходит по древнему караванному пути «в Мекку и Медину». Строительство её на всём протяжении было закончено до 1963 года. После оккупации Израилем Синайского п-ова, от неё было построено ответвление протяжённостью 240 км до мыса Рас-Шейх-Хумаид у входа в залив Акаба и 55-километровый участок до Хакль. От Акаба до Хакль на иорданской территории по берегу залива Акаба проходит дорога, обеспечившая связь дорожных сетей Саудовской Аравии и Иордании в этом районе.

— Эль-Мидина (Медина) — Джидда протяжённостью 424 км полностью реконструирована в соответствии с принятыми в стране техническими требованиями к основным автомобильным дорогам.

— Абу-Хадрия — Рас-эль-Мишаб — Аз-Заркани (на границе с Кувейтом) протяжённость 14???????? км. Эта дорога через территорию Кувейта обеспечивает связь дорожных сетей Саудовской Аравии и Ирака непосредственно вдоль побережья Персидского залива.

— Даммам — Абу-Хадрия — Эн-Нуайрия — Тураиф протяжённостью 1272 км. Трасса этой дороги проходит вдоль трансарабского нефтепровода «Таплайн» и далее по территории Иордании. В настоящее время завершены работы по строительству участка между Эн-Нуайрия и Тураиф. Ведутся работы по строительству дороги от Тураиф до Эль-Хадитха на границе с Иорданией протяжённостью более 170 км. В дальнейшем её предполагается продлить по территории Иордании до Азрак-Шешан, что обеспечит соединение дорожных сетей Саудовской Аравии и Иордании еще на одном участке границы.

— Эль-Хуфуф — Сальва протяжённостью 150 км. Эта сравнительно небольшая по протяжённости дорога построена через пустыню Эль-Джафура до границы с Катаром. На территории Катара дорога доведена до Доха (длина участка 100 км), в результате чего была обеспечена связь дорожных сетей этих двух стран.

— Эт-Таиф — Бильджурши — Абха — Джизан протяжённостью 726 км. Трасса дороги проложена высоко в горах Джибаль-Хиджас, и в летние, наиболее жаркие месяцы, движение по ней будет осуществляться лишь при благоприятных температурных условиях. Строительные работы на этой важной автомобильной дороге, предназначенной для обеспечения связи с южными, приграничными с йеменской Арабской Республикой районами страны, ведутся на последних участках трассы: Бильджурши — Абха и Абха — Эд-Дарб. Стоимость строительства составит, как предполагается, 1200 млн. риалов.

— Абха — Хамис-Мушайт — Нейджран протяжённостью 282 км. Эта дорога, строительство которой осуществлялось в трудных горных условиях, обеспечивает выход непосредственно к границе с йеменской Арабской Республикой севернее Саад.

— Эр-Рияд — Эс-Сайх — Эс-Сулейиль — Эль-Хамасин протяжённостью 040 км. Дорога проходит в центральной части страны восточнее горного хребта Джебель-Тувайк и предназначена для связи столицы Эр-Рияд с южными районами страны. В будущем предполагается проложить от неё дополнительные выходы к границам с Йеменской Арабской Республикой в районы Нейджран и Хамис-Мушайт.

В программе дальнейшего развития сети основных автомобильных дорог Саудовской Аравии предусматривается строительство ряда важных автомобильных дорог, в том числе: Шакра—Эль-Маджмаа — Эль-Артавия — Хафар-эль-Батин, Тайма — Эль-Джауф, Эс-Сайх — Эль-Удейлия, Эль-Бад — Умм-Ладдж, Эль-Мадина (Медина) — Тувваль, Мекка — Эль-Кунфида — Эд-Дарб, Нейджран — Шарура.

По сообщениям иностранной печати, в последнее время наряду с мероприятиями по дальнейшему развитию дорожной сети большое внимание стало уделяться также организации эксплуатации имеющихся автомобильных дорог и дорожных сооружений, так как значительная часть ранее построенных дорог вследствие износа, влияния климатических факторов, а главное — отсутствия надлежащего эксплуатационного обслуживания, нуждается в ремонте.

По сообщениям иностранной печати, в 1975 году в Саудовском Аравии имелось около 180 тыс. автомобилей и других транспортных средств (без учета находящихся в вооружённых силах), в том числе 100 тыс. грузовых автомобилей различных типов.

Железные дороги


Железнодорожный транспорт играет незначительную роль в транспортных перевозках страны. Государственному управлению железных дорог принадлежит единственная действующая в стране железная дорога Даммам — Эр-Рияд протяжённостью 562 км. Строительство ее было начато в 1947 году нефтяной компанией АРАМКО. Движение по ней было открыто в 1951 году. Дорога однопутная, со стандартной европейской колеёй шириной 1435 мм. Общая длина железнодорожного пути с учетом веток местного значения составляет 692 км. Промежуточные станции построены в Абкаик, Эль-Хуфуф, Харад и Эль-Хардж. В Даммам оборудованы ремонтные железнодорожные мастерские. По сообщениям иностранной печати, максимальная допустимая скорость движения пассажирских поездов 100 км/ч, грузовых — 70 км/ч. По сообщению центрального статистического бюро, в 1972 году подвижный состав дороги состоял из 25 тепловозов, более 1100 грузовых вагонов различного назначения, 85 вагонов-цистерн, 25 пассажирских и багажных вагонов.

По территории Саудовской Аравии проходит часть недействующей Хиджазской железной дороги, построенной турецкими войсками в период 1900—1908 годов (рис. 2). Трасса этой узкоколейной (ширина колеи 1050 мм) однопутной железной дороги проходит от Дамаска (Сирия) через Амман и Маан (Иордания) до Эль-Мадина (Медина) — главного города Хиджазской провинции (Саудовская Аравия). Общая протяжённость ее 1303 км.

Участок недействующей Хиджазской железной дороги
Рис. 2 Участок недействующей Хиджазсной железной дороги

Во время первой мировой войны железной дороге при отходе турецких войск были нанесены серьёзные повреждения. Большая часть ее между Маан (Иордания) и Эль-Мадина (Медина) — протяжённостью 843 км — с тех пор не восстанавливалась и под воздействием атмосферных факторов и коррозии еще более разрушилась.

Как сообщалось в иностранной печати, сейчас начато строительство железнодорожной линии вдоль побережья Персидского залива через территорию Кувейта до г. Басра в Ираке. Имеются также проекты строительства железной дороги от Эр-Рияд до Джидда.

Созданная на территории Саудовской Аравии дорожная сеть, по мнению зарубежных специалистов, уже в настоящее время в основном обеспечивает потребности страны в различных перевозках.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.