Экспорт английского вооружения

Военная экономика /
Экспорт оружия и боевой техники рассматривается милитаристскими кругами Великобритании в качестве важного средства укрепления позиции монополистического капитала в борьбе против мирового социализма, международного рабочего и национально-освободительного движения. Поэтому английское вооружение по-прежнему в крупных масштабах поставляется главным образом союзникам Великобритании по агрессивным блокам и странам с реакционными, антинародными режимами.

В постоянном расширении внешней торговли военной техникой заинтересованы английские монополии, занятые производством современных видов и систем вооружений и обогащающиеся за счёт изготовления орудий войны.

По данным иностранной печати, в 1975 году экспорт из Великобритании оружия и боевой техники достиг рекордного за всю историю страны уровня — 560 млн фунтов стерлингов, что на 85 млн. больше, чем в предыдущем году (475 млн. фунтов стерлингов). По общему объему экспорта вооружения страна занимала третье место в капиталистическом мире после и Франции. По официальным сведениям британского министерства обороны, над выполнением иностранных военных заказов работало до 80 тыс. человек, то есть около одной трети всех занятых в военной промышленности Великобритании.

Как и раньше, в 1975 году примерно 50% всей стоимости вывоза военной продукции пришлось на авиаракетную технику. В частности, английские авиаракетные компании поставляли истребители с вертикальным или коротким взлетом и посадкой (в США и Испанию), военно-транспортные самолёты H.S.748 (Бельгию и Оман), лёгкие военно-транспортные самолёты «Айлендер» и «Скайвэн» (закупили несколько десятков государств), учебно-боевые самолёты «Страйкмастер», учебные самолёты «Булдог», вертолёты , , , ракетные системы , , » и , ПТУРС .

Помимо осуществления текущих поставок вооружения, авиаракетостроительные предприятия Великобритании получили в 1975 году новые заказы на производство образцов техники в общей сложности на несколько сотен миллионов фунтов стерлингов.
Наиболее крупные контракты были подписаны на изготовление ЗУР . Так, в декабре 1975 года было объявлено о закупке указанных ракет Ираном (на сумму 186 млн. фунтов стерлингов). Таким образом, с учётом ранее заключённых соглашений на производство для Ирана, Омана и Замбии ЗУР «Рапира» экспортные заказы на них превысили 400 млн. фунтов стерлингов.

Весьма значительным по стоимости (свыше 100 млн. фунтов стерлингов) явилось соглашение о поставке Китаю английских авиационных двигателей «Спей» фирмы «Роллс-Ройс» для установки на военных самолётах. К поставкам этих двигателей намечается приступить в 1977 году. Кроме того, обязалась оказать помощь в освоении их производства на китайских предприятиях.

В течение прошлого года поступили заказы на вертолёты «Линкс», начало серийного производства которых запланировано на первую половину 1976 года. В частности, заказала 18 машин этого типа, — 16, Бразилия — 9. По оценке иностранных специалистов, стоимость вертолёта «Линкс» достигает 1 млн. фунтов стерлингов.

В 1975 году около 30% общего объема экспорта военной промышленности страны составили корабли, корабельное вооружение и оборудование. По продаже военно-морской техники в стоимостном выражении Великобритания по-прежнему находилась на первом месте среди капиталистических государств. По иностранным заказам строились подводные лодки, фрегаты УРО, патрульные и ракетные катера и корабли других классов. Была завершена постройка двух подводных лодок типа и двух фрегатов УРО типа для ВМС чилийской хунты (общей стоимостью 70 млн. фунтов стерлингов), патрульного и ракетного катеров для Венесуэлы, двух патрульных катеров для новозеландских ВМС и т. д.

Английские судостроительные предприятия в минувшем году продолжали выполнять ранее заключённые контракты на поставки военно-морской техники за границу. К наиболее крупным из них относится строительство четырёх эскадренных миноносцев УРО и двух подводных лодок типа «Оберон» для ВМС Бразилии, двух подводных лодок типа «Оберон» для ВМС Австралии, 21 патрульного катера (на сумму 11,5 млн. фунтов стерлингов) для ВМС Мексики, эскадренного миноносца УРО типа «Шеффилд» для ВМС Аргентины, патрульных катеров для Омана, Нигерии, Кении и других стран. Всего в 1975 году на английских верфях велось строительство кораблей для ВМС 12 государств. Как сообщает зарубежная пресса, общая стоимость указанных контрактов составляет 200 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, два эскадренных миноносца УРО для Бразилии, эскадренный миноносец УРО типа «Шеффилд» для Аргентины, пять фрегатов УРО типа «Линдер» для Индии строились на верфях этих стран по английским лицензиям при материально-технической помощи Великобритании.

В мае 1975 года было подписано англо-аргентинское соглашение о строительстве в Аргентине по английским чертежам и технологии шести фрегатов УРО типа «Амазон» (проект 21). Стоимость заказов Аргентины на поставку из Великобритании оборудования и вооружения для этих кораблей достигла 150 млн. фунтов стерлингов.

В будущем военно-промышленные монополии рассчитывают получить ещё более крупные экспортные заказы на производство образцов военно-морской техники. По сведениям иностранной печати, судостроительные компании Великобритании уже провели переговоры с другими странами о строительстве кораблей на сумму 1,4 млрд. фунтов стерлингов. Особенно большие надежды возлагаются на экспорт противолодочных крейсеров типа , каждый из которых стоит свыше 115 млн фунтов стерлингов. В частности, правительство Ирана рассматривает сейчас вопрос о выдаче заказа английским судоверфям на строительство такого крейсера для собственных ВМС.

В экспорте английского наземного вооружения, как и в предыдущие годы, преобладали поставки бронетанковой техники. В соответствии с ранее заключёнными контрактами продолжались поставки танков ), лёгких разведывательных танков (в Иран, Бельгию, Объединённые Арабские Эмираты) боевых разведывательных машин (в Иран, Саудовскую Аравию). В 1975 году Иран подписал с английскими военно-промышленными компаниями дополнительный контракт, согласно которому в ближайшие годы он получит ещё 1200 танков «Чифтен». Как свидетельствует зарубежная пресса, в настоящее время с учётом англо-иракского соглашения 1971 года о поставке Ирану 800 танков «Чифтен» (на конец 1975 года поставленно свыше 600 танков) общее количество заказанных им танков этого типа постигло 2000.

Крупным иипортёром танков «Чифтен» стал Кувейт, правительство которого подписало в декабре 1975 года контракт на приобретение 150 таких машин на сумму 105 млн. фунтов стерлингов.

В значительных размерах в истекшем году вывозилось за границу артиллерийско-стрелковое вооружение, инженерная техника, средства связи, боеприпасы.

В прошлом году английская военная промышленность приступила к выполнению экспортных заказов на изготовление новой 105-мм буксируемой гаубицы-пушки, принятой на вооружение сухопутных войск страны в конце 1974 года (вместо итальянской 105-мм горной гаубицы). Первые партии этих гаубиц-пушек уже поставлены в Кувейт, Оман, Катар и другие государства.

Таким образом, в 1975 году Великобритания по-прежнему оставалась одним из ведущих поставщиков оружия и военной техники на внешний рынок среди капиталистических стран мира.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.