Экспорт французского вооружения

Военная экономика /
Монополистические круги западных стран за последние годы в значительной степени увеличили торговлю оружием, поставляя его прежде всего государствам Ближнего Востока и Персидского залива с целью дальнейшего расширения своего влияния в этих стратегически важных районах мира.

В последнее время превратилась в очного из крупнейших поставщиков оружия и военной техники на мировом рынке. По данным иностранной прессы, на долю французской военной промышленности ежегодно приходится примерно 17% всего экспорта вооружения капиталистических стран. По этому показателю Франция делит второе — третье место с Великобританией, уступая лишь Соединённым Штатам, удельный вес которых в торговле оружием составляет 48%.

Французское правительство считает экспорт оружия одним из важнейших мероприятий по дальнейшему усилению военно-промышленного потенциала страны, укреплению своего влияния в других странах, получению огромных прибылей и расширению внешних военно-экономических связей.

Вопросами сбыта оружия занимается огромная сеть учреждений и ведомств, которые контролируются и финансируются правительством и частными военно-промышленными компаниями. Государственные деятели, дипломаты, руководство министерства обороны и многочисленный штат чиновников специализированных организаций по продаже оружия с возрастающей энергией и настойчивостью борются за расширение и упрочение позиций Франции на мировом рынке оружия.

По мнению зарубежных специалистов, сохранение существующих рынков сбыта вооружения и завоевание новых позволяет Франции увеличивать объем внешней торговли оружием и за счет этого обеспечивать более полное использование производственных мощностей военной промышленности. Из 270 тыс. человек, занятых военным производством, более 50 тыс. (около 19%) работают непосредственно над выполнением экспортных заказов, которые в последние годы составляют 25-30% годовой стоимости всей продукции отрасли. Вывоз оружия за границу, уступающий по своему объему лишь экспорту продукции автомобильной и текстильной промышленности, приносит огромные прибыли государству и военно-промышленные компаниям и положительно сказывается на платежном балансе страны.

Несмотря на острую конкуренцию со стороны и Великобритании, которая особенно обострилась в начале 70-х годов, Франция за последние десять лет (1964—1973 годы) увеличила продажу своего оружия почти в 3 раза: с 2671 млн. франков в 1964 году до 8000 млн. франков в 1973 году, когдa полученные ею военные заказы от других стран достигли рекордного уровня. За указанное десятилетие общий объем экспортных военных заказов превысит 45 млрд. франков. В 1971 году эти заказы составили более 25% внешней торговли машинами и оборудованием и около 8% всего экспорта страны.

По оценке французских специалистов, в 1974 голу объем экспортных заказов на военную продукцию составил еще более внушительную сумму — 12-13 млрд. франков, в том числе свыше 8 млрд. франков на продукцию авиаракетной промышленности и около 1 млрд. франков на военно-морскую технику.

В последнее время поставки оружия в другие страны также постоянно возрастают: в 1970 году их объем составит 3000 млн. франков, в 1971 — 3500 млн., в 1972 — 4 700 млн. и в 1973 году — свыше 5000 млн. франков.

В общей структуре экспорта вооружения первое место принадлежат авиаракетной технике, на долю которой ежегодно приходится 60—75%. Так, по сведениям французской печати, в 1973 году вывоз продукции авиаракетной промышленности составил более 64% экспорта всей военной техники, а в абсолютном выражении сумма экспортных заказов на авиаракетную технику выросла за этот год с 3690 млн. до 5470 млн. франков, то есть почти на 50%. В рассматриваемом году были проданы 61 истребителя 3, около 170 вертолётов различного назначения, 16 управляемых ракет класса «корабль — корабль» и другая техника.


Основной статьей экспорта авиаракетной техники является вывоз за границу самолётов, на долю которых в 1973 году приходилось свыше 45% всех экспортных заказов и 56% фактических поставок, из них большая часть падала на военные самолёты. В 1971 году удельный вес заказов на военные самолёты в общем объеме полученных экспортных заказов на авиаракетную технику составил около 80%. Все это свидетельствует о недостаточном спросе также на новые гражданские пассажирские самолёты («Конкорд», «Аэробус» A-300 и другие).

Значительным успехом на мировом рынке вооружений пользуются истребители «Мираж» 3, которые к настоящему времени состоят на вооружении ВВС 18 стран мира. Начиная с 1960 года Франция продала на экспорт в общей сложности свыше 800 самолётов этого типа, из них около 250 было построено по лицензиям в других странах, например Австралии, ЮАР, Швейцарии и Бельгии. Сейчас заводы авиапромышленной компании «Дассо-Бреге» завершают выполнение экспортных заказов, выпуская ежемесячно с конвейеров до шести самолётов типа «Мираж» 3. Серийное производство этих истребителей намечается прекратить к 1976 году.

В настоящее время Франция стремится наладить экспорт новых боевых самолётов, уже находящихся в серийном производстве. В 1973—1974 годах получены первые заказы на истребитель-перехватчик «Мираж» F1 с двигателем «Атар» 9К50 и многоцелевой тактический истребитель (рис. 1), разработанный совместно с Великобританией. 145 истребителей «Мираж» F1 проданы ВВС четырех стран, в том числе Греции (50), ЮАР (48), Кувейта (32) и Испании (15). Поставки этих самолётов ожидаются в течение 1974-1975 годов. Получены заказы и на 40 истребителей «Ягуар» от Эквадора, Кувейта и других стран.

Многоцелевой тактический истребитель «Ягуар»
Рис 1. Многоцелевой тактический истребитель «Ягуар»

Большие надежды французские авиапромышленники возлагают на продажу специально созданного ими экспортного варианта истребителя «Мираж» F1 с новым двигателем «Атар»М53, который разрабатывается компанией CHEKMA. Правда, первая попытка Франции продать этот многоцелевой истребитель Бельгии, Нидерландам, Норвегии и Дании, решившим заменить состоящие на вооружении их ВВС устаревшие американские истребители F-104G (в общей сложности 320—350 самолётов), натолкнулась на противодействие авиапромышленных фирм США, Великобритании и Швеции, предлагающих этим странам свои самолёты.

На внешнем авиационном рынке находят широкий спрос и французские вертолеты. За последние пятнадцать лет (1957—1973 годы) около 70 стран мира закупили во Франции примерно 2500 вертолетов различного назначения. В настоящее время французские авиапромышленники предлагают на экспорт новые вертолеты SA-330 , SA-341 и SA-321 , которые уже находятся в серийном производстве.

С конца 50-х годов, то есть с момента получения первых заказов на ПТУРС, и до начала 70-х годов Франция продала их за границу около 200 тыс. единиц, что выдвинуло её в число основных поставщиков этого вида оружия на мировой рынок. Французские ПТУРС SS-11, SS-12, и другие находятся на вооружении почти 30 стран. Сейчас Франция совместно с Западной Германией налаживает серийное производство ПТУРС и , что, по мнению специалистов этих стран, позволит существенно расширить экспорт ракетной техники. Предполагается, что в ближайшие десять лет общий выпуск указанных ПТУРС составит 250—260 тыс. снарядов, значительная часть которых будет поставлена в другие страны.

В крупных масштабах осуществляется экспорт авиационных двигателей различных типов. В течение 1960-1971 годов Франция экспортировала в общей сложности около 8 тыс. авиационных двигателей. Кроме того, 10 тыс. двигателей были произведены за границей по французским лицензиям. В 1973 году доля авиадвигателей составила более 16% экспортных заказов и около 18% поставок всей авиаракетной техники.

Главными поставщиками французской авиаракетной техники являются частные авиапромышленные компании «Дассо-Бреге» (военные самолёты), «Турбомека» (авиационные двигатели) и (ракетное оружие), а также национальное авиакосмическое промышленное объединение «Аэроспасьяль» (вертолеты, ПТУРС) и государственная двигателестроительная компания CHEKMA. На их долю приходится почти 90% всего экспорта авиаракетостроительной промышленности Франции.

Второе место в структуре военного экспорта занимают поставки бронетанковой техники, артиллерийского вооружения, а также других боевых средств для сухопутных войск, на долю которых, например, в 1971 году приходился 21% всех военных заказов, полученных промышленными фирмами страны.

С 50-х годов Франция в широких масштабах поставляла на мировой рынок легкие танки AMX-13, специальные бронированные машины, созданные на базе этих танков, бронеавтомобили и т. т. В последние годы Франция вышла на мировой рынок с новыми видами боевой техники для сухопутных войск. В частности, сейчас она продает в большом количестве средние танки АМX-63 (рис. 2), бронированные машины семейства АMX-10 и самоходные артиллерийские установки. В середине 1972 года с Венесуэлой было заключено соглашение на поставку 142 танков АМХ-63 и 20 самоходных артиллерийских установок калибра 155 мм на общую сумму около 300 млн. франков. Танки АМХ-63 и бронированные машины АМХ-10 проданы также Греции (160 танков AМХ-63), Саудовской Аравии, Испании и другим странам. В связи с ростом спроса на танки АМХ-63 их ежемесячный выпуск увеличился с 13 единиц в 1970 году до 20 в 1973 году.

Французский основной боевой танк АМХ-63
Рис. 2. Французский основной боевой танк АМХ-63

Помимо бронетанковой техники, Франция поставляет на внешний рынок артиллерийско-стрелковое вооружение, боеприпасы различных типов и военно-транспортные автомобили.

Экспорт французской военно-морской техники в течение длительного времени развивался медленными темпами. Например, в период 1964-1972 годов общая сумма экспортных заказов на строительство кораблей и производство военно-морского оборудования почти для 60 стран мира составила всего 2 850 млн. франков. Лишь в начале 70-х годов наметился некоторый рост продажи этой техники, чему в большой степени способствовало решение правительства о предоставлении государственных кредитов судостроительным компаниям для разработок и производства специальных экспортных образцов. За первые шесть месяцев 1971 года объём экспортных заказов в 3 раза превысил среднегодовой показатель последних лет (1970-1973 годы). Предполагается, что в конце 1974 года эти заказы составят 1 млрд. франков.

Значительным спросом на внешне и рынке вооружений пользуются французские ракетные катера типа , оснащенные управляемыми ракетами «Экзосет» класса «корабль — корабль», и подводные лодки типа и . В частности, катера «Ла Комбатант» проданы ВМС , Греции, Малайзии и Ирана, а подводные лодки — ВМС Испании и Пакистана.

В последнее время Франция широко практикует пролажу лицензий на строительство кораблей за границей. Французские специалисты считают эту форму расширения экспорта военно-морской техники наиболее перспективной. Первый такой контракт заключен с Испанией, которая при содействии Франции будет строить на своих верфях подводные лодки типа «Агоста». Ранее была достигнута договоренность о производстве в Испании танков АМХ-63.

Франция продает оружие почти 80 странам мира. Географическое распределение военного экспорта из года в год изменяется, но постепенно наметилась тенденция более глубокого проникновения на рынки развивающихся стран Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока, то есть в районы, где традиционно сбывалось американское и английское оружие. По данным американской печати, только в 1970—1971 годах Франция продала странам Латинской Америки оружия и военной техники на сумму более 600 млн. долларов. За период 1965—1970 годов удельный вес закупок французской техники развивающимися странами вырос с 55,6% до 82,6%, а доля развитых стран сократилась соответственно с 44,4% до 17,4%.

Как свидетельствует зарубежная пресса, решение французского правительства о снятии эмбарго на поставки оружия странам Ближнего и Среднего Востока, принятое в августе 1974 года, позволит Франции увеличить общий объем продажи вооружения, а также упрочить свои позиции в этом богатом нефтью районе, что приобретает важное значение в сложных условиях усиливающегося энергетического кризиса, которым охвачен западный мир.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.