Экспорт французского вооружения

Военная экономика /
В последние 10—15 лет во Франции значительное развитие получили такие формы межгосударственных военно-экономических связей с другими капиталистическими государствами, как торговля оружием, патентами и лицензиями.

По данным иностранной печати, в настоящее время является одним из крупнейших поставщиков оружия и военной техники на мировой рынок. На её долю приходится около 17% всего экспорта вооружения капиталистических государств. По этому показателю страна занимает второе место в капиталистическом мире после .

Торговля оружием во Франции возведена на уровень государственной политики. Вопросами его сбыта занимается огромный аппарат, контролируемый и щедро финансируемый правительством и частными военно-промышленными компаниями. Французское правительство считает экспорт военной продукции одним из основных средств усиления военно-экономического потенциала страны и решения экономических проблем, которые приняли крайне сложный характер под воздействием кризиса, охватившего все основные центры мирового капиталистического хозяйства.

По сообщениям французской прессы, из 270 тыс. человек, занятых в военном производстве Франции, свыше 20% работают над выполнением экспортных заказов. В последние годы доля экспорта оружия и военной техники составляет около 30% общего оборота французской военной промышленности.

Продажа оружия за границу, уступающая по своему объёму лишь экспорту продукции автомобильной и текстильной отраслей промышленности, приносит огромные прибыли государству и его военно-промышленным компаниям, положительно сказывается на платёжном и внешнеторговом балансе страны.

Несмотря на острую конкуренцию со стороны основных соперников, прежде всего США и Великобритании, Франция только за последние пять лет увеличила поставки оружия и военной техники в другие страны более чем в три раза. Ежегодный вывоз вооружения за указанное время составлял 3 — 5% всего экспорта страны.

Динамика роста экспортных поставок и заказов французского оружия и военной техники в 1971 — 1975 годах показана в табл. 1.

Таблица 1
Динамика роста экспортных заказов (поставок) на французское оружие и военную технику (в млн. франков)


Динамика роста экспортных заказов (поставок) на французское оружие и военную технику

В структуре французского военного экспорта первое место принадлежит авиаракетной технике, на долю которой в 1971 — 1975 годах пришлось до 67% всех поставок вооружения. В стоимостном выражении заказы, поступившие на эту технику от других государств, выросли, по данным французской печати, с 5 219 млн. франков в 1971 году до 9 210 млн. франков в 1975 году, то есть на 76,5%.

Сведения об объёме экспортных заказов на продукцию авиаракетной промышленности в 1973—1975 годах приведены в табл. 2.


Таблица 2
Объём экспортных заказов на продукцию авиаракетной промышленности Франции (в млрд. франков)


Объём экспортных заказов на продукцию авиаракетной промышленности Франции

В номенклатуре экспортной продукции авиаракетостроения ведущее место занимают истребители 3, «Мираж» 5 и «Мираж» F1, вертолёты 2 и 3, SA-330 , SA-341 и SA-321 , ПТУРС, УР различного назначения и авиационные двигатели. Всего за последние 20 лет Франция поставила около 800 истребителей «Мираж» 3 и 5 в ВВС 18 стран мира. Кроме того, около 260 указанных истребителей изготавливались по лицензиям в Бельгии, Австралии, Швейцарии, ЮАР. Серийное производство этих истребителей намечается завершить в 1976 году.

Сейчас Франция вышла на мировой рынок вооружений с новым истребителем-перехватчиком «Мираж» F1, на котором установлен двигатель «Атар» 9К50 или «Атар» М53. Первоначально потенциальный рынок сбыта этих самолётов оценивался французскими экспертами в 1000—1500 машин. Однако острая конкурентная борьба с авиаракетной промышленностью США на внешнем рынке и отказ четырёх стран (Голландии, Бельгии, Дании и Норвегии) приобрести для своих ВВС французские истребители «Мираж» F1 (в связи с планируемыми закупками американских истребителей F-16) в значительной степени снизили экспортные возможности французского авиастроения. В настоящее время Франция имеет твёрдые заказы от ВВС Греции, Ливии, Египта и Кувейта на 183 истребителя «Мираж» F1 с двигателем «Атар» 9К50 и на 22 истребителя с двигателем М53.

В ближайшее время военно-промышленные круги Франции намерены экспортировать учебно-боевой самолёт , разрабатываемый совместно с . Программа производства, рассчитанная до середины 80-х годов, предусматривает выпуск 1000 таких машин, из которых 500—600 единиц предназначаются на экспорт.

Кроме истребителей «Мираж», авиационная промышленность страны экспортирует другие военные и гражданские самолёты: базовые патрульные самолёты Бреге 1150 , военно-транспортные самолёты С.160 и «Норд-262», пассажирские самолёты «Каравелла», «Фалкон» 10, 20 и 50, «Конкорд» и «Аэробус». Пассажирские самолёты «Конкорд» и «Аэробус» производятся совместно с Великобританией и другими странами Западном Европы. По мнению иностранных специалистов, французские авиапромышленники столкнулись со значительными трудностями при сбыте этих самолётов. Поэтому к 1974 году были подписаны твёрдые контракты на поставку только девяти самолётов «Конкорд».

Широким спросом на внешнем авиационном рынке пользуются французские многоцелевые вертолёты типа «Алуэтт» и другие. За последние 15 лет почти в 80 стран мира было поставлено около 2500 машин. Сейчас взамен вертолётов типа «Алуэтт» (выпуск их намечается завершить в 1976 году) Франция предлагает на экспорт новые вертолёты SA-330 «Пума», 5А-341 «Газель» и SA-321 «Супер Фрелон». В их приобретении проявили заинтересованность Алжир, Австралия, Бразилия, Кувейт, Ливия, КНР, Испания, Индонезия и другие государства. Всего на экспорт идёт до 70% выпускаемых в стране вертолётов.

Экспорт французской ракетной техники начал развиваться с конца 50-х годов, когда были получены первые заказы на ПТУРС SS-10, 11, 12 и . К началу 70-х годов Франция поставила почти 30 странам мира около 200 тыс. таких снарядов, что сделало её основным поставщиком этого вида оружия в капиталистическом мире. Дальнейшее расширение экспорта ракетной техники военно-промышленные круги Франции связывают с налаживанием широкого производства ПТУРС нового поколения и , разработанных совместно с ФРГ. По оценке французских и западногерманских специалистов, до середины 80-х годов общий выпуск указанных ПТУРС составит 250—260 тыс. единиц, из которых подавляющая часть будет производиться на экспорт.

В крупных размерах осуществляется вывоз за границу авиационных двигателей различных типов. В период с 1960 по 1975 год Франция экспортировала в общей сложности около 11 тыс. авиадвигателей. В 1974 году экспортные заказы на них составили свыше 20%, а в 1975 — более 16% общих заказов на авиаракетную технику.

Основными поставщиками авиаракетной техники (почти 90% всего экспорта) являются частная авиапромышленная группа «Дассо-Бреге» (военные самолёты), национальное авиаракетно-космическое промышленное объединение «Аэроспасьяль» (вертолёты, ПТУРС), государственная двигателестроительная компания СНЕКМА, а также частные авиационные компании «Турбомека» (авиационные двигатели) и (ракетное оружие).

Второе место в военном экспорте страны занимают поставки оружия и военной техники для сухопутных войск. По оценке французских специалистов, в 1975 году на долю этих поставок приходились 21% общего экспорта вооружения и 40% заказов. В 1975 году экспортные заказы (около 12 млрд. франков) на бронетанковую технику, артиллерийско-стрелковое вооружение и другие боевые средства впервые за последние годы превысили запродажи авиационной техники и увеличились по сравнению с 1971 годом в восемь раз. Поставки же за этот период возросли в четыре раза — с 572,4 млн. до 2 310 млн. франков.

Особым спросом на мировом рынке пользуется автобронетанковая техника. До начала 70-х годов основной статьёй экспорта были лёгкие танки АМХ-13 и спецмашины на их базе, а также бронеавтомобили типа , которые в крупных масштабах поставлялись и до сих пор поставляются во многие страны мира. В дальнейшем Франция вышла на рынок вооружений со средними танками АМХ-30 и бронированными машинами семейства AMX-10 (боевые машины пехоты, командно-штабные и т. д). Так, в 1974 году Франция заключила контракты на поставку 115 танков АМХ-10 для Греции, около 280 танков АМХ-30 для Саудовской Аравии, 41 танка АМХ-13 для Эквадора, 14 бронированных машин семейства АМХ-10 для Малайзии. В ближайшие десять лет планируется наладить экспорт новых бронированных машин на колёсном ходу семейства VAB. Их серийное производство предусматривалось начать в 1976 году.

Помимо бронетанковой техники, страна поставляет за границу артиллерийско-стрелковое вооружение, боеприпасы различных типов и военные автомобили.

Что касается торговли военно-морской техникой, то она в течение длительного времени развивалась медленными темпами. Лишь в начале 70-х годов наметился рост продажи этой техники, чему в большой степени способствовало решение правительства о предоставлении государственных кредитов судостроительным компаниям для разработки и производства специальных экспортных образцов. В результате за последнее пятилетие (1971 —1975 годы) экспортные поставки военно-морской техники возросли почти в 18, а заказы — в 70 раз и составили только в 1975 году соответственно 1 650 млн. и 5 500 млн. франков.

Крупным спросом на внешнем рынке вооружений пользуются ракетные катера типа «Комбаттант», оснащённые УР класса «корабль—корабль» и подводные лодки типа «Дафнэ» и . В частности, ракетные катера «Комбаттант» проданы военно-морским силам ФРГ (20 единиц), Греции (четыре), Ирана (12), а подводные лодки — ВМС Испании, Пакистана и ЮАР.

В последнее время стала широко практиковаться продажа лицензий на строительство кораблей за границей. В этом отношении показателен контракт с Испанией, которая при содействии французских судостроительных компаний приступила к постройке на своих верфях подводных лодок типа «Агоста».

Франция экспортирует оружие и военную технику почти в 80 стран мира. По данным французской печати, за последние пять лет наметилась тенденция усиленного проникновения Франции в страны Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.