Судоремонтная база НАТО в европейской зоне

Военная экономика /
В агрессивных планах империалистических кругов и важная роль отводится военно-морским силам и торговому флоту. Военно-морской флот США всегда был передовым эшелоном при вмешательстве в дела других народов и стран. Согласно стратегии «реалистического устрашения», принятой в США в 1971 году, ВМС рассматриваются как наиболее универсальный вид вооружённых сил, способный решать широкий круг задач во всех видах войн и применять разнообразные боевые средства, включая стратегическое ядерное оружие. При этом торговый флот американские специалисты считают «четвёртым» видом вооружённых сил, на который возлагаются задачи по обеспечению массовых перевозок войск и военных грузов на заморские театры военных действий и доставке стратегического сырья на континентальную часть США в случае войны. Пентагон в своих военных планах учитывает не только американский торговый флот, но и торговые флоты союзников по НАТО, которые также будут обеспечивать военные переброски в пределах европейских театров военных действий, а также с других континентов. По мнению руководства блока, успех боевых действий на Европейском театре войны в первую очередь будет зависеть от бесперебойной переброски мором войск и военного снаряжения в Западную Европу.

В послевоенные годы в связи с ростом грузооборота постоянно увеличивается тоннаж мирового торгового флота (в первую очередь танкерного). Европейские страны НАТО, экономика которых в значительной степени зависит от ввоза сырья, и особенно нефтепродуктов, а также вывоза своей готовой продукции морским путём, непрерывно наращивают возможности торговых флотов по перевозке различных грузов (см. табл. 1).

Таблица 1. Численность и тоннаж торговых судов стран НАТО (без США и Канады)

Численность и тоннаж торговых судов стран НАТО

По данным иностранной печати, за период с 1970 по 1974 год общин тоннаж судов торгового флота европейских стран НАТО увеличился на 31,2%, несмотря на некоторое сокращение их численности. Увеличивается и тоннаж строящихся судов. За этот период средний тоннаж на одно судно возрос на 35,8% (с 475 бр.-рсг. т до 645 бр.-рег. т).

По мнению иностранных военных специалистов, в случае войны объём военных и коммерческих перевозок, особенно между странами НАТО, ещё более возрастёт. По их расчётам, для обеспечения боевых действий вооружённых сил на заморских ТВД не менее 90% всех военных грузов будет перевозиться на судах торгового флота. Это объясняют тем, что морские транспортные средства обладают значительно большей грузоподъёмностью, чем воздушные, а стоимость перевозки морем гораздо ниже, чем по воздуху. Опыт агрессивной войны США в Юго-Восточной Азии свидетельствует о том, что в 1968—1969 годах каждый месяц американским войскам, находившимся во Вьетнаме, доставлялось 15 млн. продовольственных пайков, 85 тыс. т боеприпасов. 320 тыс. куб. м горючего.

Постоянный рост тоннажа торгового флота, интенсивная эксплуатация кораблей и судов, усложнение технических средств при возрастающем значении морских торговых перевозок увеличивают потребности военно-морского и торгового флотов в судоремонте. Поэтому в странах НАТО наряду с улучшением базирования ВМС и увеличением сети портов значительное внимание уделяется расширению судоремонтной базы. Особое значение придаётся европейским ТВД, где сосредоточена крупная группировка американских войск и их союзников по блоку.

В странах Западной Европы эти мероприятия проводятся в соответствии с национальными программами экономического развития, а также по планам инфраструктуры НАТО. При этом считается, что поддержание торгового флота в исправном состоянии является такой же важной задачей, как и поддержание кораблей ВМС. На органы, занимающиеся ремонтом и восстановлением кораблей и судов, возлагается задача по правильному распределению имеющихся сил и средств существующей производственной базы. В настоящее время все пункты постоянного базирования кораблей и судов, как правило, обеспечены ремонтными предприятиями. Военно-морские базы непрерывно укрепляются и пополняются новыми техническими средствами. Это имеет большое значение для ВМС США, так как в Европейской зоне постоянно находится крупная группировка американских кораблей, включая атомные ракетные подводные лодки и ударные авианосцы.

Для ремонта американских кораблей и военно-морской техники используется производственная база союзников по агрессивному блоку НАТО, однако доковый ремонт обычно осуществляется на судоремонтных предприятиях, расположенных на территории США. Для обеспечения действий американских атомных ракетных подводных лодок в Европейской зоне большое значение имеют передовые пункты базирования Холи-Лох () и Рота (Испания), в каждом из которых постоянно находится плавучая база атомных ракетных подводных лодок и плавучий док для их материально-технического снабжения и ремонта.

Ремонт кораблей национальных ВМС западноевропейских стран осуществляется на военно-морских верфях (арсеналах), находящихся о ведении министерств обороны, или на специализированных частных верфях, располагающих соответствующим производственным оборудованием и техническими средствами. Военно-морские верфи (арсеналы) имеются во многих капиталистических странах Европы, в том числе в Великобритании, Франции, Италии, и Дании. Наиболее мощными и технически оснащёнными считаются военно-морские верфи (арсеналы) Великобритании и Франции, которые располагают различными судоподъёмными сооружениями и могут производить доковый ремонт кораблей всех классов, включая ударные авианосцы и атомные ракетные подводные лодки.

В ходе эксплуатации кораблей и судов значительный объём ремонтных работ выполняется силами их личного состава или специальными командами ремонтных мастерских и плавучих баз. Однако для ремонта подводной части требуются сложные, дорогостоящие судоподъёмные сооружения, наличие которых в основном и определяет возможности судоремонтной базы. К главным судоподъёмным сооружениям относятся сухие (наливные) и плавучие доки, а также различные судоподъёмники. Особенно большое распространение получили сухие и плавучие доки.

Увеличение тоннажа строящихся судов вызывает необходимость в создании более мощных судоподъёмных сооружений. За последнее десятилетие производственные возможности судоремонтной базы стран Западном Европы значительно возросли в результате ввода в эксплуатацию новейших судоподъёмных сооружений, повышения технической оснащённости предприятий и концентрации производственных мощностей.

В настоящее время в европейских странах НАТО насчитывается до 120 сухих (ремонтных) доков длиной более 200 м (их размещение приведено на рис. 1 и 2), из них 41 док для судов дедвейтом 100 тыс. т, длиной 260 — 270 м и шириной 38 — 41 м. Таких доков в Великобритании 13, Франции восемь, Италии и Нидерландах по пять, ФРГ и Португалии по четыре, Бельгии и Греции по одному.
Подавляющая часть их предназначается в первую очередь для крупнотоннажных торговых судов. Докование крупных военных кораблей в них затруднительно или невозможно из-за их большой осадки. Так, английский авианосец «Арк Ройял» имеет наибольшую длину 257,6 м, ширину 34,4 м, осадку 11,0 м, а значительная часть указанных доков допускает постановку в них судов осадкой менее 10 м.

Размещение доков в Европейской зоне НАТО
Рис. 1. Размещение доков в Европейской зоне НАТО (без Великобритании)

Судоремонтные возможности европейских стран НАТО характеризуются следующими данными.

Великобритания


Эта страна занимает второе место (после США) среди капиталистических государств как военно-морская держава. В состав английских ВМС входят корабли всех классов, за исключением атомных надводных кораблей. Она имеет огромным торговым флот. Производственная база по строительству и ремонту кораблей и судов является наиболее мощной среди капиталистических стран Европы. На её предприятиях могут ремонтироваться корабли всех классов, в том числе ударные авианосцы и атомные ракетные подводные лодки.

Размещение доков на территории Великобритании
Рис. 2. Размещение доков на территории Великобритании

По официальной английской статистике, судоремонтные предприятия страны насчитывают около 200 крупных сухих доков (из них 46 имеют длину более 200 м), а также значительное количество плавучих доков и различных судоподъёмников. Размещение основных сухих доков показано в табл. 2.

Размещение основных сухих доков ВеликобританииТаблица 2. Размещение основных сухих доков Великобритании

Крупными судоподъёмными сооружениями располагают также судоремонтные предприятия в городах Гул, Грейт-Ярмут, Портсмут, Лондондерри, Лоуэстофт, Милфорд-Хейвен, Ньюпорт, Пембрук, Холихед.

Четыре военно-мораские верфи обеспечивают ремонт и техническое обслуживание кораблей всех классов. Они размещены в городах Чатам, Портсмут, Плимут и Розайт и располагают 37 сухими доками (из них девять длиной 200 м и более), пятью плавучими доками подъёмной силой до 13500 т и другими судоподъёмными сооружениями. Докование крупных надводных кораблей, по сообщениям иностранной печати, обычно производится в Плимуте и Портсмуте, а атомных ракетных подводных лодок — в Розайте и Чатаме. Ремонт военных кораблей производят также частные верфи в городах Барроу-ин-Фернесс, Белфаст, Биркенхед, Ньюклсл-апон-Тайн, Саутгемптон, Глазго, Гринок и другие. В г. Саутгемптон размещается крупнейший ремонтный док страны (для судов длиной до 350 м и шириной до 40 м) и другие крупные судоподъёмные сооружения (рис. 3).

Сухой док №6 в г. Саутгемптон в ВеликобританииРис. 3. Сухой док №6 в г. Саутгемптон в Великобритании (длина 278 м, ширина 30,5 м)


Военно-морские силы страны по численности кораблей, их оснащённости и вооружению занимают среди ВМС капиталистических стран третье место. В состав флота входят авианосцы, крейсера, эскадренные миноносцы, фрегаты, атомные ракетные и дизельные торпедные подводные лодки, а также корабли других классов.

Судостроительная промышленность Франции может строить и ремонтировать корабли всех классов, в том числе ударные авианосцы и атомные ракетные подводные лодки.

В настоящее время судоремонтные предприятия насчитывают до 70 сухих доков длиной 61 м и более (из них 18 длиной 200 м и более), а также значительное количество плавучих доков и других судоподъёмных сооружений.

Размещение основных судоремонтных мощностей показано в табл. 3.

Размещение основных судоремонтных мощностей ФранцииТаблица 4. Размещение основных судоремонтных мощностей Франции

Крупные судоподъёмные сооружения размещаются также в городах Дьепп, Ла-Паллис, Ла-Рошель, Нант и других.

По данным французской печати, строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт кораблей национальных ВМС осуществляют четыре военно-морских арсенала в городах Брест, Лорьян, Шербур и Тулон. Арсеналы располагают 25 сухими доками (из них пять длиной более 200 м) и могут производить ремонт кораблей всех классов. Арсенал в Тулоне с восемью доками предназначается только для ремонт и модернизации кораблей.

ФРГ


Эта страна является одним из самых активных членов НАТО. На её территории (на побережье Балтийского и Северного морей) расположены крупные военно-морские базы, в том числе Вильгельмсхафен, Киль, Фленсбург, Ольпенитц, Нейштадт, Эккернфёрде, Боркум.

Западная Германия имеет развитую базу по строительству и ремонту кораблей и судов. В стране насчитывается 16 сухих доков длиной более 87 м (из них девять длиной более 200 м), около 60 плавучих доков подъёмной силой 1000 т и более (из них 16 доков подъёмной силой свыше 20 тыс. т).

Размещение основных судоподъёмных сооружений показано в табл 4.

Таблица 4. Размещение основных судоподъёмных сооружении ФРГ

Размещение основных судоподъёмных сооружении ФРГ

Наиболее крупные судоремонтные предприятия находятся в городах Бремен, Бремерхафен, Гамбург и Киль. В Гамбурге и Киле находятся крупнейшие в Европе судостроительные и судоремонтные верфи фирмы «Ховальдсверке — Дойч Верфт». В 1973 году доковый ремонт здесь прошли около 600 торговых судов (главным образом из ФРГ, Великобритании и скандинавских стран). Крупные судоподъёмные сооружения имеются также в городах Эльмсхорн, Эльсфлет, Фленсбург, Лауэнбург, Бохум и других.

Крупные сухие доки специализируются на ремонте крупнотоннажных торговых судов. Докование в них военных кораблей лимитируется их осадкой. В частности, в Бремерхафене могут доковаться крейсера (или соответствующие им корабли) осадкой до 9,0 м, Киле — до 8,2 м, Гамбурге — до 7,6 м.

Ремонт кораблей национальных ВМС, в соггпр которых входят подводные лодки, эскадронные миноносцы УРО и эскадренные миноносцы, фрегаты, малые противолодочные корабли, минно-тральные корабли, катера различного назначения, производится частными судоремонтными предприятиями или военно-морскими арсеналами в Киле н Вильгельмсхафене.


Италия в планах командования НАТО играет главную роль среди стран средиземноморского бассейна, что определяется её важным стратегическим положением на морских путях сообщении в Средиземном море и развитой промышленной базой. Основное ядро итальянских ВМС составляют крейсера УРО, эскадренные миноносцы УРО, фрегаты и дизельные подводные лодки. Широкая сеть военно-морских баз и портов обеспечивает базирование крупных группировок ВМС НАТО, а развитая судоремонтная база позволяет проводить в короткие сроки большой объём ремонтно-восстановительных работ на кораблях и судах национальных ВМС и НАТО. В настоящее время в военно-морских базах и портах Италии постоянно базируются корабли 6-го флота США.

На судоремонтных предприятиях насчитывается до 30 сухих доков длиной 200 м и более (из них 12 длиной свыше 200 м), 30 крупных плавучих доков (из них шесть подъёмной силой более 20 тыс. т). Размещение основных судоремонтных мощностей показано в табл. 5.

Таблица 5. Размещение основных судоремонтных мощностей Италии

Размещение основных судоремонтных мощностей Италии

Значительные судоремонтные мощности имеются также в городах Бриндизи, Кастелламаре-ди-Стабия, Ливорно, Трапани, Савона и других. В Ливорно строится крупный сухой док длиной 350 м. Почти во всех итальянских портах находятся судоремонтные предприятия.

Ремонт кораблей национальных ВМС обеспечивают в основном военно-морские арсеналы в городах Таранто, Ла-Специя и Венеция. Арсенал в Таранто имеет наибольшие мощности и располагает двумя сухими доками длиной 215,8 и 245,4 м, в которых могут доковаться крейсера.

Ремонтные предприятия страны в состоянии обеспечить доковый ремонт кораблей всех классов, за исключением атомных ударных авианосцев. Крупнейший ремонтный док в Неаполе позволяет производить доковый ремонт кораблей осадкой до 11 м.


Норвегия занимает важное стратегическое положение на северо-западе Европы. Её территория, по оценке натовских специалистов, обеспечивает рассредоточенное базирование и развёртывание крупных группировок ВМС НАТО и проведение ими активных боевых операций в Северной Атлантике. По программе инфраструктуры блока построены и реконструированы военно-морские базы и пункты базирования Хоконсверн, Харстад, Будё, Тронхейм, Рамсунд, Ставангер, Хортен. На территории главной военно-морской базы Хоконсверн (район г. Берген) сооружены сухой док и ремонтные мастерские.

Судоремонтная база позволяет ремонтировать суда большой грузоподъёмности и корабли различных классов до крейсеров включительно. В стране насчитывается до 18 сухих доков длиной свыше 76 м (из них четыре длиной более 200 м), 20 плавучих доков подъёмной силой 500—19 тыс. т и свыше 80 других судоподъёмных сооружений различной грузоподъёмности. Основные судоподъёмные сооружения расположены в южной части страны в городах Берген (два сухих дока), Осло (сухой и три плавучих дока), Кристиансанн (два сухих дока), Ставангер, Хортен и других. В северной части страны судоподъёмные сооружения имеются в портах Тромсё, Хаммерфест, Будё, Харстад, а в центральной части — в Тронхейм. Судоремонтными средствами располагают также Киркенес, Нарвик и другие порты.

Корабли национальных ВМС, имеющие в своём составе дизельные подводные лодки, фрегаты, тральщики и катера различного назначения, ремонтируются на частных судоремонтных предприятиях.


Её стратегическое положение позволяет контролировать зону Балтийских проливов.

В стране насчитывается 15 сухих доков длиной 55—416 м (из них четыре сухих длиной свыше 200 м), семь плавучих доков подъёмной силой 1800—10000 т и значительное количество других судоподъёмных сооружений. Основные судоремонтные мощности размешаются в городах Ольборг (один сухой и три плавучих дока), Копенгаген (четыре сухих и два плавучих), Фредериксхавн (три сухих), Наксков (два сухих), а также в городах Хельсингёр, Эсбьерг, Оденсе, Корсёр и т. д.

В 1975 году в Ольборг поставлен из ФРГ плавучий док длиной 227,5 м (ширина стапель-палубы 37,0 м). В 1974 году в Фредерисия закончено строительство сухого дока длиной 108 м.

По сведениям датской печати, основной объём ремонтных работ на кораблях национальных ВМС, в состав которых входят подводные лодки, фрегаты, тральщики и катера, обычно производится на военно-морской верфи в Копенгагене, которая располагает сухим доком длиной 94,5 м и тремя плавучими доками подъёмной силой 3500, 750 и 350 т.


Это государство имеет развитую судоремонтную базу, способную ремонтировать суда большой грузоподъёмности и крупные боевые корабли. Судоремонтные предприятия насчитывают свыше 20 сухих доков длиной свыше 70 м (десять длиной свыше 200 м, в том числе четыре свыше 250 м), до 50 плавучих доков (из них 15 подъёмной силой более 10 тыс. т) и значительное количество других судоподъёмных средств. Основные судоремонтные мощности размещаются в городах Амстердам (пять сухих и восемь плавучих доков). Роттердам с пригородами (девять сухих и восемь плавучих доков), Болнес (три сухих и пять плавучих), Флушинг (два сухих и три плавучих) и Виллемсорд. Значительными судоремонтными возможностями располагают также города Шевенинген, Тернезит, Влардинген, Делфзейн, Неймеген и другие.

Ремонтные работы на кораблях ВМС в основном осуществляются на военно-морской верфи Виллемсорд, где имеются два сухих дока длиной 119 и 88 м и три небольших плавучих дока.

В Роттердаме размещается крупнейший сухой док страны, в котором могут доковаться суда длиной 405 м, шириной 87 м и осадкой 9,1 м.


Судоремонтные предприятия страны сосредоточены в Антверпене и его пригородах: более 20 сухих доков, из них восемь длиной свыше 200 м. С 1972 года ведётся строительство сухого дока размерами 305х50,0х10,5 м, который предназначается для докования судов дедвейтом свыше 150 тыс. т.

Португалия


Основные судоремонтные мощности сосредоточены в районе Лиссабона. На территории города и его пригородов размещается 10 сухих доков, из них в двух длиной 518 и 350 м могут доковаться крупнейшие корабли и суда, имеющие осадку до 11 и 9 м соответственно.

Первый док введён в эксплуатацию в 1971 году и предназначается для судов дедвейтом 1 млн. т. Кроме того, в г. Вьяна ду-Каштелу имеется три сухих дока длиной 104—140 м.


Близость к границам стран социалистического лагеря и к зоне Черноморских проливов определяет важное значение военно-морских баз и пунктов базирования страны (Пирей, Суда, Салоники, Патрис, Корфу, Гераклион и другие).

Ремонтно-восстановительная база включает три сухих дока длиной 151 м, 107 м, 355 м, свыше 10 плавучих доков подъёмной силой 2000-33000 т (из них шесть — более 20 тыс. т). Основные судоремонтные мощности размещаются в Пирее (два сухих и два плавучих дока), Скараманга (один сухой и три плавучих), Элефеис (три плавучих). Судоподъёмные сооружения имеются также в городах Суда (о. Крит), Сира и Сирос. В Скараманга находится один из крупнейших доков на Средиземном море (335,5х53,6х9,2 м), в котором могут доковаться суда грузоподъёмностью до 250 тыс. т (рис. 4).

Сухой док для судов дедвейтом 250 тыс. т. в г. Скараманга (Греция)Рис. 4. Сухой док для судов дедвейтом 250 тыс. т. в г. Скараманга (Греция)


Турция занимает важное стратегическое положение на южном фланге НАТО и полностью контролирует район Черноморской проливной зоны, связывающей Чёрное и Средиземное моря. Командование НАТО стремится использовать сеть её баз и портов (Гёльджюк, Стамбул, Измир, Искендерон и другие) для базирования кораблей НАТО в непосредственной близости от Советского Союза и других социалистических стран.

В районе Стамбула размещаются три сухих дока длиной 85 — 166 м, которые позволяют производить доковый ремонт кораблей до эскадренных миноносцев включительно, два плавучих дока подъёмной силой 15 тыс. и 7 тыс. т и ряд слипов различной грузоподъёмности. Судоподъёмные сооружения небольшой мощности имеются также в г. Измир.

Гибралтар


Гибралтар является важной базой ВМС Великобритании, контролирующей Гибралтарский пролив, который связывает Средиземное море и Атлантический океан. На территории базы размещаются три сухих дока, в наиболее крупном из которых (длиной 262 м) могут доковаться корабли осадкой до 11 м.

Иностранные специалисты считают, что ремонтно-восстановительная база европейских стран НАТО располагает мощными судоподъёмными сооружениями и техническими средствами, она в состоянии обеспечить проведение ремонтных работ по быстрому восстановлению повреждённых кораблей и судов как в мирное, так и в военное время.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.