Сухопутные коммуникации Японии

Военная экономика /
Милитаристские круги Японии выступают за форсированное возрождение милитаризма, стремятся толкнуть страну на путь широкой ремилитаризации и усиления гонки вооружений. Каждое пятилетие военные расходы Японии удваиваются. В стране осуществляются широкие мероприятия по оперативной подготовке территории, в том числе ведется интенсивное дорожное строительство.

расположена на островах Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю и архипелаге Рюкю, вытянувшихся вдоль азиатского побережья более чем на 3000 км. Географическое положение страны определяет характер её транспорта и коммуникаций. Вследствие островного положения и значительной изрезанности берегов первостепенное значение как во внутренних, так и во внешних перевозках имеет морской транспорт. В то же время отдаленность Японии от большинства стран, с которыми она имеет широкие политические и экономические связи, предопределила большую роль авиационного транспорта.

Важное место в грузообороте страны занимает железнодорожный и автомобильный транспорт.

Железнодорожный транспорт Японии


Япония обладает разветвленной сетью железных дорог (см. рисунок). Основные магистрали связывают все промышленные центры (районы) и крупные порты. Большинство из них проложено по побережью. По данным японской печати, профиль пути японских железных дорог сложный, имеется очень большое количество искусственных сооружении, однако хорошее техническое состояние обеспечивает довольно высокую пропускную способность (для однопутных линий 24—36 пар поездов в сутки, для двухпутных 76—96).

Основные железные и автомобильные дороги Японии
Рис. 1 Основные железные и автомобильные дороги Японии

По сообщениям японской печати, общая протяженность железных дорог страны 27,6 тыс. км, но только 23% из них электрифицировано. Подвижной состав государственных дорог составляет около 5 тыс. электровозов и тепловозов, 25,6 тыс. пассажирских и 143 тыс. товарных вагонов. К 1974 году осуществлен полный переход на тепловозную и электрическую тягу. По интенсивности использования путей и подвижного состава Япония находится на первом месте в капиталистическом мире.

В последние годы ведется строительство широкой сети скоростных дорог. Разработана программа железнодорожного строительства на 1971—1985 годы, предусматривающая сооружение 9 тыс. км новых высокоскоростных линий, которыми будут соединены все крупные города на четырех основных островах Японского архипелага. На некоторых участках движение уже открыто. Так, на новой железнодорожной магистрали «Токкайдо» (Токио — Осака) пассажирские экспрессы «Хикари» развивают скорость до 210 км/ч. Это позволяет преодолевать расстояние между Токио и Осака (515 км) за 3 ч. 10 мин. В 1975 году намечено открыть движение по магистрали «Саньио», которая явится продолжением линии «Токкайдо» и свяжет Токио с Хаката (на севере о. Кюсю).


Ещё в 1971 году было начато строительство трех скоростных железнодорожных магистралей — «Тохоку» (Токио — Мориока, 500 км), «Камикоси» (Токио — Ниигата, 300 км) и «Марита» (Токио — аэропорт Нарита, 65 км). Ввод их в эксплуатацию намечен на 1976 год. Одновременно начато строительство еще пяти скоростных железных дорог — продолжение «Тохоку» (Мориока — Аомори), «Хоккайдо» (Аомори — Саппоро), «Хокурику» (Токио — Нагасаки), «Кюсю» (Фукуока — Кагосима) и Фукуока — Нагасаки. Поезда на новых магистралях смогут развивать скорость до 260 км/ч. С вводом в эксплуатацию этих линии общая протяженность скоростных магистралей Японии составит 3500 км. Сооружение сети скоростных железных дорог позволит, как пишет японская печать, более равномерно распределить промышленные объекты по территории Японии, даст толчок экономическому развитию отдаленных районов страны.

Железнодорожные сети четырех японских островов соединены между собой паромами. Кроме того, между островами Хонсю и Кюсю под Симоносекским проливом проложен железнодорожный тоннель длиной 3,5 км. На участке строящейся скоростной линии «Саньио» между городами Симоносеки и Китакюсю с 1970 года ведутся работы по сооружению второго в этом районе тоннеля «Синкаммон». Ввод его в эксплуатацию намечен на 1975 год, когда должно быть завершено строительство всей магистрали «Саньио». Трасса нового тоннеля (протяженность 18,7 км, из них 880 м под Симоносекским проливом) проходит в 5 км восточнее существующего.

Автомобильный транспорт Японии


Общая протяженность всех автомобильных дорог страны, по сведениям иностранной печати, составляет свыше
1,1 млн. км, в том числе скоростных 1100 км, шоссейных с твердым покрытием 228 тыс. км. К 1985 году протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием намечается довести до 400 тыс. км. Автомобильный парк в 1974 году составлял свыше 24 млн. машин, из них 9,8 млн. грузовых, 14 млн. легковых.

По объему перевозимых грузов автомобильный транспорт является основным из сухопутных видов транспорта. Его грузооборот составляет 38% всех перевозок. Густая сеть автодорог связывает важнейшие промышленные центры, морские порты и аэропорты. По значимости и административному подчинению дороги Японии делятся на скоростные автомагистрали (ширина проезжей части до 24 м), дороги первой и второй категории (ширина 4—8 м), а также местные.

На всех автомагистралях построено большое количество различных инженерных сооружений: мостов, тоннелей, виадуков и других, что объясняется сложным рельефом местности. Наиболее крупным действующим тоннелем является «Каммон», проложенный под проливом Каммон. Этот двухъярусный тоннель протяженностью 3460 м. соединяет острова Хонсю и Кюсю. По нему осуществляется движение автотранспорта и пешеходов. Ширина проезжей части 7,5 м. Пропускная способность свыше 2100 автомобилей в час. В 1973 году над проливом Каммон был построен подвесной мост длиной 1068 м.

Разработаны проекты сооружения мостов между островами Хонсю и Сикоку. Между ними предполагается построить три системы мостов: Кобэ — Наруто, Кодзимо — Сакаидэ и Ономити — Имабари. На этих трассах будет возведено в общей сложности 18 мостов, один из которых, через пролив Акаси, будет самым длинным в мире.

Через пролив Цугара намечается завершить в 1978 году (начато в 1972 году) строительство крупнейшего в мире подводного тоннеля «Сэйкан». Длина его 53,9 км, в том числе подводной части 23,3 км. Тоннель пройдет на 100 м. ниже уровня морского дна и на 250 м. ниже уровня моря. Это сооружение заменит паромную переправу между Хонсю и Хоккайдо.

Долгосрочная программа (1967—1983 годы) предусматривает и в дальнейшем интенсивное автодорожное строительство. К 1983 году будут введены в действие 7600 км автострад. Вторая пятилетняя программа (1973—1977 годы) рассчитана на сооружение 3200 км автострад.

В 1973 году в Японии находились в эксплуатации автострады: Нагоя — Кобэ («Мэйсин», 190 км), Токио — Нагоя («Тотэй», 346 км) и Тёфу — Фудзиёсида («Тюо», 93 км) и другие. Общая протяженность их около 900 км. Автострады «Мэйсин» и «Тотэй» соединили районы, в которых проживает около половины населения страны и производится до 70% промышленной продукции. По этим автомобильным трассам ежедневно проходит 180 — 220 тыс. машин.

В соответствии с правительственными планами министерство строительства Японии еще в 1972 году приступило к прокладке 9 скоростных автострад на 12 участках общей протяженностью 850 км. Кроме того, осуществляются работы по усовершенствованию 8 скоростных магистралей на 11 участках общей протяженностью 350 км.

Новые четырехполосные автострады намечено построить на следующих направлениях: Ивамидзава — Асахигава (автострада «Хоккайдо», 91 км), Иокотэ — Акита («Тохоку», 78 км), Мацумото — Нагано («Tюо», 56 км), Химэдзи — Хацукаити («Сонье», 202 км) и другие.

Запланирована автомагистраль протяженностью 160 км. по побережью Токийского залива от Йокосука через Кавасаки, Токио до Томицу. Примерно треть пути пройдет по дамбам и эстакадам.

Как сообщается в иностранной печати, совершенствование сухопутных коммуникаций осуществляется под строгим контролем военных властей. Планами расширения сети шоссейных дорог предусмотрено связать промышленные районы с военными базами и главными портами. По требованию Управления национальной обороны на магистральных автодорогах дорожное покрытие доводится до американского стандарта (толщина 24 см., нагрузка не менее 50 т.). На внешней кольцевой магистрали столицы устанавливаются указатели долготы и широты, что, по мнению японских специалистов, должно облегчить использование дорог в военных целях (топопривязка).

Для повышения пропускной способности важнейших транспортных узлов и коммуникаций в Японии широко внедряются контейнерные перевозки. Развитие таких перевозок требует строительства специальных судов и автомобилей, причалов и автовокзалов для принятия контейнерных грузов и скоростных автомобильных дорог. В настоящее время в крупнейших портах Японии ведется сооружение новых специальных причалов. После ввода их в эксплуатацию общее количество причалов дли контейнерных судов в Токийском порту составит десять, в Иокагаме—Кобэ — девять, Осака — шесть, Нагоя — четыре, а всего — 36.

В условиях постоянного роста скоростей транспортных средств сокращению простоев транспорта при погрузочно-разгрузочных операциях, по мнению японских специалистов, должны способствовать автоматизированные и оснащенные высокопроизводительными грузоподъемными механизмами, автоматизированными складскими помещениями и информационными системами «комбинированные вокзалы», приспособленные для принятия нескольких видов транспортных средств. На «комбинированных вокзалах» перегрузка грузов производится непосредственно с одного вида транспорта на другой.

Трубопроводы на японских островах, по оценке иностранной печати, развиты слабо. В 1972 году по нефтепроводам было перекачено всего 12 млн. т. нефти и нефтепродуктов. Для быстрого развития в стране трубопроводного транспорта образована специальная объединенная компания «Сэкию Пайилайн». Б соответствии с долгосрочным прогнозом к 1985 году намечается значительно увеличить объем переработки нефти. В связи с этим предусматривается соорудить несколько линий нефтепроводов.

По мнению иностранных военных специалистов, хорошо развитая сеть автомобильных и железных дорог, их высокое качественное состояние и значительная пропускная способность обеспечивают не только потребности экономики страны, но имеют и важное военное значение.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.