Турция: география, политический строй, экономика, инфраструктура

Военная экономика /
— капиталистическая страна прозападной ориентации — является активным членом агрессивных блоков и , деятельность которых направлена против стран социалистического содружества. Она занимает важное стратегическое положение в районе Средиземноморья и Ближнего Востока. По её территории и водам проходят многие международные пути — сухопутные, морские и воздушные, связывающие три материка Восточного полушария.

Географические условия Турции


Турция расположена в двух частях света — в Азии и Европе. Из общей площади страны, составляющей 780,6 тыс. кв.км., около 97% находится в Азии — на п-ове Малая Азия, на Армяно-Курдском нагорье и Сирийском плато. Эту территорию в Турции называют Анатолия. Около 3% площади расположено в Европе — в юго-восточной части Балканского п-ова, в так называемой Восточной Фракии. На западе и северо-западе Турция граничит с Грецией и Болгарией, на северо-востоке — с СССР, на востоке — с Ираном, на юге — с Ираком и Сирией. Длина сухопутных границ — 2,6 тыс. км. Турция омывается Чёрным, Эгейским и Средиземным морями, протяжённость береговой линии 7,2 тыс. км.

Большая часть территории страны гориста. С севера п-оп Малая Азия окаймляют Северо-Анатолийские горы, состоящие из Восточно-Понтийских и Западно-Понтийских гор; с юга от ирано-турецкой границы к побережью Средиземного моря, а затем вдоль неё почти до Эгейского моря тянутся крупные хребты Шат, Армянский (Восточный) Тавр, Антиторос (или Антитавр) и Центральный Тавр. Наиболее гориста Восточная Анатолия, где находится высшая точка страны — гора Арарат (высота 5156 м над уровнем моря). Территория европейской Турции представляет собой довольно ровное плато высотой в среднем около 200 м над уровнем моря. Сравнительно равнинна также Центральная Анатолия, Адано-Мерсийская низменность, долина Акова по р. Сакарье, долина рек Гедиз и Бююк Мендерес, степи Центральной Анатолии и прибрежные равнины являются главными районами земледелия, где сосредоточены основные массивы пахотных земель, садов, виноградников.

К бассейну Чёрного моря относятся: самая крупная река Турции Кызыл-Ирмак (1151 км), а также реки Сакарья, Ешиль-Ирмак, Чорох и другие. На территории страны берут начало Тигр и Евфрат. В Средиземное море впадают Сейхан и Джейхан. Большинство рек имеют горный характер.

Самым большим озером является соленое оз. Ван (площадь 3764,5 кв.км.). Свыше 20 озер имеют размеры от 50 до 100 кв.км. Несколько довольно больших пресных озер имеется в зоне побережья Мраморного моря. Грунтовые воды обильны почти на всей территории, но в некоторых частях страны они лежат глубоко, в силу чего население таких районов страдает от недостатка питьевой воды.

Водные ресурсы Турции имеют исключительно важное значение для хозяйства как источники водоснабжения, искусственного орошения и гидроэнергии.

По своему составу почвы Турции чаше всего песчаные, глинистые и щебенчатые. Растительный покров отличается большим разнообразием, что обусловлено рельефом, климатическими, водными и почвенными условиями. Основной вид растительности — травянистый. Леса и кустарники распространены на возвышенных и горных частях, но вследствие бедности почвенного покрова характерен пейзаж каменистых степей и обнаженных возвышенностей.

Животный мир представлен довольно большим количеством различных видов, типичных для восточной части Средиземноморской зоогеографической подобласти.

Климат имеет большое многообразие оттенков. Высокогорные местности отличаются суровым холодным климатом (среднегодовая температура в районе Карса всего 4° С), а внутренние области — сухим континентальным, с резкими суточными и сезонными колебаниями температуры. В зоне морского побережья преобладает теплый и влажный субтропическим климат (среднегодовая температура в районе Антальи достигает 19° С). Большим разнообразием отличается режим осадков (от 290 мм в районе Коньи до 2500 мм в год в восточной части Черноморской зоны). При этом температура и осадки заметно колеблются по отдельным годам.

Население и государственное устройство Турции


Численность населения страны по состоянию на 1 июля 1974 года составляла 38940 тыс. человек. По данным турецкой статистики, мужское население в настоящее время несколько преобладает над женским (50,64% и 49,36% соответственно). Средняя плотность населения 50 человек на 1 кв.км., самая высокая — в Стамбульском вилайете (губернии) — 490 человек на 1 кв.км., самая низкая — к востоку и югу от оз. Ван, где на 1 кв.км. приходится до 6 человек. Наиболее крупными городами являются Стамбул (2376 тыс.), Анкара (1161 тыс.), Измир (591 тыс.), Адана (383 тыс), Бурса (318 тыс.), Газиантеп (275 тыс.), Эскишехир (243 тыс.) и Конья (228 тыс.).

В стране наблюдается непрерывный и довольно заметный рост населения. Его ежегодный прирост колеблется от 2,6 до 2,9%, то есть население увеличивается на 600 — 800 тыс. человек.

По национальному составу население Турции почти однородно: около 88% составляют турки. Кроме них, в стране проживают курды (около 8% населения), арабы (примерно 2%), а также евреи, лазы, грузины, армяне, греки, болгары и другие национальности (всего около 2%). Турки и курды в абсолютном большинстве по религиозной принадлежности являются мусульманами-суннитами. Около половины населения страны неграмотно.

В административно-территориальном отношении страна разделена на 67 вилайетов (губерний). Вилайеты состоят из каза (уездов), которые делятся на нахие (волости). Столица — Анкара.

Государственное устройство Турции — буржуазная парламентская республика (была провозглашена 29 октября 1923 года). Высшим органом законодательной власти по конституции 1961 года является Великое национальное собрание Турции — меджлис (парламент), который состоит из двух палат — национальной палаты и сената республики. Во главе государства — президент, избираемый из членов меджлиса на 7 лет. Правительство формирует по поручению президента лидер политической партии, имеющий большинство в парламенте. Наиболее влиятельными партиями в стране являются:

  • Народно-республиканская партия, созданная Кемалем Ататюрком в 1923 году, защищает интересы турецкой средней и мелкой буржуазии и помещиков, придерживается взглядов социал-демократической окраски;
  • Партия справедливости (создана в 1961 году) отражает интересы крупных помещиков и компрадорской буржуазии, своим экономическим идеалом считает свободу частного предпринимательства и максимальное привлечение в экономику страны иностранного капитала;
  • Партия национального спасения (создана в 1972 году) — привержена ортодоксальной религиозной платформе, опирается на наиболее реакционные слои населения;
  • Демократическая партия (создана в 1970 году) — крайне правая, националистическая, выражает интересы крупной национальной буржуазии.

Другие партии являются малочисленными и их влияние в стране невелико. Поскольку ни одна из политических партий не имеет абсолютного большинства в меджлисе, в последнее время в Турции существуют коалиционные или «надпартийные» правительства

Экономика Турции


Недра Турции богаты полезными ископаемыми (рис. 1), главными из которых являются каменный уголь (залежи составляют 400 млн. т), бурый уголь или лигнит (общие запасы около 4,5 млрд. т), железная руда (достоверные и вероятные запасы оцениваются в 200 млн. т), нефть (разведанные запасы 30 млн. т), медная руда (запасы около 50 млн. т) и хромовая руда, по запасам (120 млн. т) и добыче которой Турция занимает одно из первых мест в капиталистическом мире. Из других полезных ископаемых встречаются марганец, свинец, цинк, фосфориты, бокситы, уран, ртуть и другие.

Карта Турции
Рис. 1 Карта Турции

По структуре своей экономики Турция — аграрная страна с развивающейся промышленностью. В иностранной печати сообщалось, что, несмотря на известные сдвиги, экономика страны продолжает оставаться на низком уровне развития. Примерно 63% самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве и лишь 12,4% — в промышленности.

Сельское хозяйство страны — многоотраслевое: первое место принадлежит земледелию, второе — животноводству.
В 1972 году площадь всех обрабатываемых земель составляла 250 730 кв.км., поголовье крупного рогатого скота насчитывало 14,5 млн. голов, а мелкого (овец и коз) — 57 млн. Сельское хозяйство почти полностью обеспечивало внутренние потребности страны, однако в последние годы в связи с быстрым ростом городского населения (свыше 6% в год), главным образом в результате массовой миграции разорившихся крестьян в города, Турция вынуждена ввозить зерно из-за границы.

Добывающая промышленность снабжает минеральным сырьем империалистические государства, и только часть добываемых полезных ископаемых потребляется собственной промышленностью. Добыча железа, лигнита и каменного угля почти полностью удовлетворяет внутренние потребности, что касается нефти, то её добыча лишь на 50% покрывает спрос внутреннего рынка.

Обрабатывающая отрасль представлена главным образом пищевой и текстильной промышленностью, а также военными предприятиями. В последние годы стала развиваться металлургическая и машиностроительная промышленность (около 35% всех капиталовложений), а также химическая (более 27%). Быстрыми темпами развертывается так называемая «монтажная промышленность» (строительство предприятий по сборке машин и оборудования из готовых деталей, ввозимых из-за границы).

Большинство крупных промышленных предприятий сосредоточено в Стамбуле (пищевые, табачные, цементные, химические, автотранспортные, текстильные, судостроительные и судоремонтные), Измире (автосборочные, кожевенные, текстильные, пищевые, табачные, нефтеперерабатывающие, мыловаренные и другие), Анкаре (машиностроительные, химические, текстильные, пищевые, табачные, военные и другие), Эрегли, Искендероне и Карабюке (металлургические), Кайсери и Назилли (текстильные) и в других больших городах.

Военная промышленность, по сведениям турецкой печати, сосредоточена в основном в Анкаре, Стамбуле и их окрестностях. На заводах налажено производство артиллерийско-стрелкового вооружения, взрывчатых веществ, боеприпасов, противогазов, обмундирования и разного другого военного снаряжения. Имеются также заводы капитального ремонта боевой техники и оружия, а также авиационные мастерские для ремонта самолётных двигателей.

Судостроительная промышленность способна производить ремонт кораблей всех классов, имеющихся в составе турецкого флота, а также строить в небольшом количестве эскадренные миноносцы и дизельные подводные лодки (корпуса), танкодесантные корабли и вспомогательные суда. По данным иностранной прессы, в настоящее время изучается вопрос строительства предприятия по сборке на территории Турции реактивных самолётов (истребителей).

Важные позиции в экономике страны, особенно в промышленности, занимает иностранный капитал (главным образом американский и западногерманский). Многолетняя односторонняя ориентация на Запад привела к дефициту торгового баланса страны в размере более 1 млрд. долларов за десять месяцев 1974 года. Государственный долг Турции к концу 1974 года достиг 5,3 млрд. долларов (71,97 млрд. турецких лир).

В зарубежной печати отмечалось, что содержание значительных для Турции вооружениях сил обусловливает непрерывный рост военных расходов страны, которые составляли по бюджету министерства национальной обороны в 1971 году 6689 млн. лир, в 1972 — 8125 млн., в 1973 — 11 100 млн., в 1974 — 13427 млн, а на 1975 год предусмотрено 20835 млн. лир. До 70% этих ассигнований расходуется на содержание личного состава и материальной части.

Вооружение для Турции поставляется по планам НАТО в счет ежегодно выделяемых для этих целей средств американской и западногерманской военной «помощи». Безвозмездная военная «помощь» в 1972 году составляла 60 млн. долларов, в 1973 — 69,1 млн. и в 1974 — 61,2 млн., а в 1975 году она должна была составить 90 млн. долларов. Всего с 1947 года Турция получила американского вооружения и военного имущества на сумму около 1 мдрд. долларов.

С 1964 года военную «помощь» Турции оказывает . До 1970 года она передала оружия, боевой техники и других военных материалов на общую сумму около 400 млн. марок, а в последующем — примерно на 100 млн. марок ежегодно.

Проливная зона Турции и её режим


В пределах Турции находится Мраморное море, проливы Босфор и Дарданеллы (так называемые Черноморские проливы), образующие единственный выход из Чёрного моря в Эгейское.

Босфор представляет собой извилистый пролив с высокими и обрывистыми берегами. Длина его около 30 км., наибольшая ширина 3,3 км; самое узкое место — 700 м. Глубины посередине пролива составляют 27,5 — 121 м. В Босфоре существуют два течения. Это явление было открыто и впервые исследовано в 1881—1882 годах знаменитым русским океанографом адмиралом С. О. Макаровым. По поверхности пролива вода течет из Чёрного моря в Мраморное, в то время как под этим течением существует другое — со стороны Мраморного моря в направлении Чёрного. Скорость верхнего течения составляет в наиболее суженной части пролива около 7—9 км/ч; скорость нижнего течения — местами более 4 км/ч. Течения следуют на различной глубине. Близ Стамбула рубеж между этими течениями обычно находится на глубине 18 м, а в верхней части Босфора — на глубине 40 м.

Дарданеллы — пролив, соединяющий Мраморное море с Эгейским, имеет длину свыше 60 км; ширина его в среднем 4—7 км; самое узкое место около 1,3 км. В Дарданеллах, так же как и в Босфоре, имеются поверхностное и глубинное течения.

Существующий в настоящее время режим Чёрноморских проливов определяется конвенцией, заключенной в 1936 году в Монтрё (Швейцария). Он предусматривает свободный проход через проливы любого количества торговых судов всех стран мира как в мирное, так и в военное время.

Проход военных кораблей нечерноморских стран в военное время запрещен, а в мирное время ограничен классом кораблей, тоннажем и сроком пребывания в водах Чёрного моря (могут проходить только легкие надводные корабли на срок до 21 суток, общий тоннаж которых не должен превышать 45 тыс. т).

Проход военных кораблей черноморских государств объявлен в мирное время свободным, если турецкое правительство уведомлено об этом не менее чем за 8 суток и при условии выполнения определённых требований. Так, разрешается проводить надводные корабли любого тоннажа, приравненные к классу линейных кораблей (они должны проходить проливы в одиночку, в сопровождении не более двух миноносцев), а также подводные лодки (днем в одиночку и в надводном положении).

Элементы инфраструктуры Турции


В общей системе военных приготовлений НАТО на Южно-Европейском ТВД территория Турции продолжает занимать важное место. В соответствии с программами инфраструктуры НАТО в Турции к началу 1963 года, как сообщалось в иностранной печати, было построено более 60 различных военных объектов: аэродромы, военно-морские базы, стартовые позиции ракет, пункты управления вооружёнными силами, склады специального назначения, радиотехнические объекты и другие. Одновременно совершенствуются системы и средства ПВО, связи, снабжения, развивается сеть путей сообщения. В результате территория страны превращена в плацдарм для агрессивных действий НАТО против стран социалистического содружества. В настоящее время здесь размещены:

  • штаб объединённых сухопутных войск НАТО в юго-восточной части Южно-Европейского ТВД (рис. 2);
  • штаб 6 ОТАК НАТО (Измир);
  • штаб объединённой американской военной миссии (Джусмат);
  • группа материально-технического обеспечения ВВС США;
  • руководящие органы блока СЕНТО (Анкара)

Здание штаба объединённых сухопутных войск НАТО в Юго-восточной части Южно-Европейского ТВД в Измире
Рис. 2. Здание штаба объединённых сухопутных войск НАТО в Юго-восточной части Южно-Европейского ТВД в Измире

На территории Турции создана развитая аэродромная сеть. Около 50 авиабаз и аэродромов, по сообщениям иностранной печати, за последние годы подверглись существенной реконструкции, свыше 15 из них оборудованы в соответствии со стандартами НАТО. К основным авиабазам относятся: Мюртед (Анкара), Эскишехир, Бандырма, Балыкесир, Мерзифон, Эрхач (Малатья), Анталья, Конья, Диарбакыр, Чигли (Измир) и другие. Здесь расположена крупнейшая на Ближнем Востоке военно-воздушная база Иджирлик (Адана), на которой постоянно базируются американские боевые самолёты, в том числе самолёты — носители ядерного оружия. Длина взлётно-посадочных полос крупных аэродромов доведена до 3000 м, что позволяет базировать на них современную боевую авиацию. Их навигационное оборудование обеспечивает взлёт и посадку самолётов днем и ночью в сложных метеорологических условиях.

Противовоздушная оборона Турции входит в единую систему ПВО южной зоны НАТО. Как сообщалось в турецкой печати, основными силами и средствами ПВО являются зенитные управляемые ракеты (восемь эскадрилий имеют 72 пусковые установки ЗУР «Найк-Аякс» и , размещённые в зоне пролива Босфор), истребительная авиация (около 75 истребителей) и радиотехнические средства различного назначения (разветвлённая система радиолокационных постов обеспечивает создание сплошной зоны наблюдения за воздушным пространством на различных высотах). Силы и средства ПВО входят в объединённую автоматизированную систему ПВО НАТО (рис. 3). Система базирования турецкого флота организована в рамках командований военно-морскими зонами — Северной (штаб в Стамбуле) и Южной (штаб в Измире). Каждая зона включает несколько военно-морских районов, баз и пунктов базирования. Основными военно-морскими базами Турции являются: Гёльджюк (главная), Эрегли (на Чёрном море), Стамбул, Измир и Искендерон. В качество манёвренных баз могут использоваться порты Трабзон, Самсун, Синоп, Зонгулдак, Анталья, Мерсин и другие

Один из центров системы «Нейдж» на территории Турции
Рис. 3. Один из центров системы «Нейдж» на территории Турции

В базах и портах корабли флота могут пополнить спои запасы топлива, продовольствия, боеприпасов и воды, а также произвести необходимый ремонт. Доки имеются только в ГВМБ Гёльджюк, ВМБ Стамбул и порту Мерсин. Более подробно о портах Турции см. «Зарубежное военное обозрение» год.

В ходе работ по реконструкции турецких портов увеличена длина причальных линии, углублены гавани и фарватеры, расширены возможности судоремонтных предприятий, возросли площади складских помещений, усилены погрузочно-разгрузочные средства.

С целью материально-технического обеспечения группировок вооружённых сил оборудована развитая система складирования. За последние годы построено значительное количество складских помещений, подготовлены запасы оружия, боевой техники, горючего, боеприпасов (в том числе и ядерных), продовольствия.

В зарубежной печати сообщалось, что инженерное оборудование территории Турции проводилось с учетом возможного разрушения или затопления тех или иных объектов в случае необходимости.

Для управления вооружёнными силами НАТО на Южно-Европейском ТВД используется система связи , которая представляет собой многоканальную комплексную сеть, состоящую из радиорелейных и тропосферных станции. Эта сеть связывает Анкару с важнейшими военно-воздушными и военно-морскими базами, штабами НАТО и столицами других стран — участниц блока. Турция включена также в систему спутниковой связи («Сатком»), создание которой осуществляется в рамках НАТО. В районе Анкары построена наземная оконечная станция этой системы.

На территории Турции построена и действует передающая стационарная станция радионавигационной системы «Лоран» С, предназначенная для обеспечения деятельности ВМС стран НАТО на Средиземном море.

Между пунктами управления и войсковыми штабами имеется довольно развитая телефонно-телеграфная сеть связи, которая осуществляется по воздушным, подземным и подводным кабелям, а также радиорелейным линиям. Наиболее крупные узлы связи расположены преимущественно в больших городах.

По сведениям иностранной печати, в Турции размещен также ряд американских радио- и радиотехнических объектов различного назначения, важнейшие из которых находятся в Синопе, Карамюрселе и Диарбакыре.

Пути сообщения и транспорт Турции


По программам инфраструктуры НАТО на территории Турции проведены большие работы по строительству и совершенствованию сухопутных коммуникаций. Автодорожная сеть Турции связывает между собой основные морские порты и все важные промышленные и административные центры. Общая протяжённость дорог с твёрдым покрытием около 55 тыс. км., а с учетом пригодных для движения автомобильного транспорта улучшенных сельских грунтовых дорог — около 130 тыс. км. Наиболее развита сеть дорог в западной части страны и особенно в районах, прилегающих к Черноморским проливам и Эгейскому морю. Автомобильные дороги на значительном протяжении проходят по горным долинам, между высокими хребтами или по сильно пересеченным плато. Наиболее распространены дороги, ширина проезжей части которых 4 — 6 м (ширина дорожного полотна 6 — 9 м). На дорогах Турции много искусственных сооружении — мостов, тоннелей, глубоких выемок, подпорных стенок. В зимнее время на горных дорогах и перевалах часто бывают снежные заносы.

В последние годы проводятся значительные работы по улучшению и реконструкции существующих автомобильных дорог, сооружению обходных дорожных путей вблизи крупных населенных пунктов, а также строительству отдельных автомобильных магистралей, обладающих высокой пропускной способностью. В конце 1973 года в Стамбуле был введён в эксплуатацию подвесной автодорожный мост через пролив Босфор (рис. 4), соединивший автомобильные дороги европейской и азиатской частей Турции.

Подвесной автодорожный мост через пролив Босфор
Рис. 4. Подвесной автодорожный мост через пролив Босфор

Парк грузовых автомобилей и автобусов в конце 1973 года превышал 243 тыс. единиц, а легковых автомобилей различных марок на это же время имелось около 210 тыс.

Железные дороги Турции распределены но территории страны довольно равномерно. С запада на восток всю страну пересекают две магистрали, а с севера на юг проходят три маршрута.

Протяженность железных дорог в 1973 году составляла 8135 км. Техническое состояние почти всех их, по оценке иностранных специалистов, низкое, дороги в основном однопутные, протяжённость двухпутных немногим более 100 км. На большей части территории железные дороги проходят по горной, сильнопересеченной местности, поэтому они имеют очень сложный профиль пути, множество кривых малого радиуса, большое количество мостов, тоннелей, виадуков, подпорных стенок и других инженерных сооружений. Все это ограничивает их пропускную способность.

По данным турецкой статистики, в составе транспортного парка железных дорог насчитывается 710 паровозов, около 250 тепловозов, 20 электровозов более 1400 пассажирских загонов, 1160 цистерн и около 21 000 грузовых вагонов и платформ.

Общая протяжённость магистральных трубопроводов на территории Турции около 2300 км. Основные из них подают топливо из портов Бандырма, Анталья и Искандерон к некоторым военно-воздушным базам и аэродромам. Эта система обеспечивает перекачку и хранение свыше 200 тыс. т жидкого топлива. Перспективной долгосрочной программой (1972—1992 годы) предусматривается значительное расширение сети трубопроводов в стране.

Морской транспорт, по мнению иностранных военных специалистов, будет по-прежнему играть важную роль в перебросках войск и военных грузов из других стран НАТО, а также в прибрежных водах Турции. Торговый флот страны по состоянию на середину 1974 года насчитывал 353 судна общим тоннажем 756 807 т.

Вооруженные силы Турции


По состоянию на 1 июля 1974 года в вооружённых силах Турции насчитывалось 455 тыс. человек, из них: в сухопутных войсках — 365 тыс., в ВВС — 50 тыс. и в ВМС Турции — 40 тыс. человек. Кроме того, в составе жандармских войск — около 75 тыс. человек.

Сухопутные войска организационно сведены в три полевые армии. В боевом составе сухопутных войск имеются 17 дивизий (пехотные, механизированные и мотопехотные), 12 отдельных бригад (семь пехотных, четыре бронетанковые, воздушно-десантная), части армейского и корпусного подчинения, а также четыре учебные дивизии (три пехотные и бронетанковая). Турецкие соединения переданы в состав объединённых сухопутных войск НАТО в юго-восточной части Южно-Европейского ТВД.

ВВС страны насчитывают 16 эскадрилий боевой авиации (360 самолётов), три эскадрильи транспортной авиации (80 самолётов и 15 вертолетов), три учебные авиабазы (170 учебно-тренировочных самолётов) и ракетную базу ЗУР . Боевая авиация организационно входит в состав двух тактических воздушных армий, которые полностью включены в 6 ОТАК НАТО.

Турецкие ВМС насчитывают около 170 боевых кораблей и до 90 вспомогательных судов, в том числе 15 подводных лодок, 13 эскадренных миноносцев, два сторожевых корабля, шесть малых противолодочных кораблей, 20 базовых и рейдовых тральщиков, 15 минных и сетевых заградителей, 18 противолодочных, два артиллерийских и 11 торпедных катеров, а также 56 малых десантных кораблей и катеров. Морская авиация имеет в своем составе 16 патрульных самолётов S2E и три вертолета АВ-204В. На европейском и азиатском берегах пролива Босфор установлены батареи береговой артиллерии калибром 100—240 мм и радиолокационные станции обнаружения надводных целей, предназначенные для воспрепятствования прохода надводных кораблей и подводных лодок через проливную зону со стороны Чёрного моря. Большая часть кораблей турецких ВМС предназначена для передачи в объединённые ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД.

Хотя Турция и продолжает оставаться активным членом империалистических военно-политических блоков, под воздействием общей разрядки напряжённости в мире в политике турецких правящих кругов стала наблюдаться тенденция к самостоятельности в проведении внешнеполитического курса и к некоторому ослаблению её зависимости от США. Эта тенденция несколько усилилась после решения американского конгресса о прекращении военной помощи Турции с 5 февраля 1975 года.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.