Военная «помощь» США другим странам

Военная экономика /
Настойчивая борьба за оздоровление международной обстановки и налаживание сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем, которую ведут Советский Союз и братские социалистические страны, принесла за последние годы ощутимые результаты. Как заявил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И Брежнев, «никогда ранее в широком международном плане не предпринималось таких активных усилий для укрепления мира и мирного сотрудничества между государствами». В развивающемся процессе международной разрядки особо важную роль играет позитивный поворот в советско-американских отношениях.

Вместе с тем в до сих пор активно действуют сторонники «холодной войны», которые выступают за сохранение международной напряжённости, усиление выгодной им гонки вооружений и стремятся навязать волю монополистического капитала другим народам.

Важным элементом внешнеполитической стратегии американского империализма было и остается оказание военной «помощи» другим странам, которая усиливает их зависимость и способствует осуществлению военно-политических планов США.

Основными видами этой «помощи» являются поставки вооружения и других военных материалов (безвозмездно и на коммерческой основе), а также обучение личного состава вооружённых сил, военное строительство и т. д.

Безвозмездные поставки американского вооружения финансируются из фондов, выделяемых непосредственно президенту, и из бюджета министерства обороны. Они осуществляются также по программе передачи излишков военной техники, образующихся в результате списания или снятия с вооружения отдельных ее образцов.

Согласно данным вашингтонского информационного центра по военным проблемам, США оказывают военную «помощь» более 40 странам — союзницам по агрессивным блокам, а также государствам, с которыми заключены двусторонние соглашения. За 1950—1972 годы этим странам было передано безвозмездно оружия и боевой техники на сумму 36,2 млрд. долларов, а продано на 17,5 млрд. долларов. Её ежегодный размер в течение последних лет составляет примерно 12 млрд. долларов, из которых более половины приходится на продажу оружия.

По сведениям иностранной печати, на 1 июля 1973 года по программам безвозмездной военной «помощи» и продажи оружия союзным странам было поставлено до 21 тыс. самолётов (в том числе около 14 тыс. боевых, 1,6 тыс. вертолётов, 61 тыс. ракет различного назначения), 2,8 тыс. кораблей и вспомогательных судов, примерно 40 тыс. танков и других бронированных машин, более 5 тыс. самоходных артиллерийских установок, свыше 65 тыс. орудий и миномётов.

Одновременно с этим расширяются программы подготовки личного состава вооружённых сил стран — союзниц США по агрессивным блокам. Цель таких программ — освоение иностранным военным персоналом поставляемого вооружения. Подготовка ведется в учебных центрах на континентальной части США и в странах — получателях американской «помощи».

По сведениям зарубежной печати, к началу 70-х годов в Соединенных Штатах насчитывалось около 2 тыс. различных курсов при 189 военно-учебных заведениях, учебных центрах сухопутных войск, ВВС и ВМС. Продолжительность обучения на них составляет от двух недель до двух лет. Кроме того, для подготовки личного состава вооружённых сил союзных стран американское командование использует более 400 крупных и до 3 тыс. небольших учебных центров за границей (в Южной Корее, на о. Окинава, в зоне Панамского канала и т. д.).

За послевоенный период подготовку под руководством американских инструкторов прошли около 4 тыс. чилийских военнослужащих, многие из них являются сейчас сторонниками военной хунты, до 10 тыс. иранских, более 18 тыс. турецких и 30 тыс. корейских солдат и офицеров (всего около 450 тыс. человек из разных стран).

Только в 1974 году в США обучались 3,5 тыс. военнослужащих из различных государств. Кроме того, с помощью американских военных советников и инструкторов в учебных центрах за границей было подготовлено еще почти 40 тыс. человек.

Практической подготовкой и реализацией программ военной «помощи» занимается министерство обороны. Общее руководство деятельностью министерства в этой области осуществляет так называемый совет по оказанию военной помощи (под председательством помощника министра обороны по военно-политическим вопросам). Этот совет, в который входят представители комитета начальников штабов, является высшим консультативным органом при министерстве обороны. Ему непосредственно подчинено управление по вопросам оказания военной «помощи».

На комитет начальников штабов и объединённые командования на ТВД возложены обязанности по интегрированию программ «помощи» для наиболее полного использования их в военно-стратегических планах США, а также военных блоков, находящихся под эгидой американского империализма. Министерства видов вооружённых сил выполняют задачи по материально-техническому обеспечению этих программ.

Важным звеном в аппарате министерства обороны являются группы военных советников США в странах — получателях американской «помощи». На основании документов, разработанных этими советниками, правительство США принимает решение о характере и размере военной «помощи» странам их пребывания. Они, по существу, контролируют выполнение программ «помощи» и оказывают содействие в освоении американского оружия и боевой техники. В настоящее время более чем в 40 странах мира находятся свыше 2,3 тыс. представителей Пентагона, которые, по свидетельству информационного центра США, «оказывают сильное влияние на военную политику этих стран».

Ниже рассматриваются цели и некоторые особенности предоставления американской «помощи» отдельным странам и районам мира.

Западная Европа


С первых послевоенных лет этот район занимает центральное место в агрессивных планах военных приготовлений США, направленных против Советского Союза и других социалистических стран. После принятия «плана Маршалла» (1948 год) США в широких масштабах приступили к осуществлению своих программ «помощи», целью которых являлось восстановление военно-экономического потенциала стран Западной Европы, создание военного блока , борьба против коммунистического и рабочего движения на европейском континенте.

За 1951 — 1961 годы размер военной «помощи» странам НАТО составил почти 14 млрд. долларов, или около 52% общей военной «помощи» США иностранным государствам (примерно 27 млрд. долларов). К концу 1961 года армии основных западноевропейских государств были практически полностью оснащены американским оружием и боевой техникой.

В 1962—1963 годах предоставление безвозмездной военной «помощи» и кредитов на льготных условиях большинству стран Западной Европы в связи с их возросшими финансово-экономическими возможностями было прекращено. Такую «помощь» продолжали получать лишь Испания, и Мальта (в общей сложности до 150 млн. долларов ежегодно). Начиная с 1963 года американское вооружение продается в западноевропейские страны глазным образом на коммерческой основе.

С 1949/50 по 1972/73 финансовый год США поставили государствам Западной Европы вооружения почти на 10 млрд. долларов, что составляет примерно 50% всей американской торговли оружием за указанное время. Причем более половины этой суммы приходится на экспорт военной техники в .

По программам продажи оружия и военной техники западноевропейские государства получают от США современные виды вооружения. Так, за последнее пятилетие (1970—1974 годы) ФРГ закупила 175 тактических истребителей F-4 , три эскадренных миноносца УРО, 3 тыс. ПТУPC .


Стремясь повысить боеспособность армий своих союзников по НАТО, США предлагают им новейшие образцы вооружения, которые находятся либо в стадии испытаний, либо только начинают поступать на вооружение американских войск (истребители F-14 , F-15 , УР ). В частности, ФРГ уже сделала заказ на поставку ракетных комплексов «Ланс». В принципе решён вопрос о поставках Бельгии, Дании, Нидерландам и Норвегии примерно 350 истребителей F-16 (на общую сумму 2 — 3 млрд. долларов) для замены устаревших самолётов F-104 , находящихся на вооружении ВВС этих стран.

Американское командование продолжает уделять большое внимание и такому виду помощи, как содействие западноевропейским государствам в налаживании собственного производства отдельных образцов оружия по американским лицензиям. США заключили соответствующие соглашения почти со всеми странами — участницами блока НАТО. , например, по лицензиям выпускала и выпускает истребители F-104, вертолёты АВ 204AS, АВ 205, АВ 206В-1, CH-3D, СН-47С, S-61R и другие образцы военной техники; ФРГ — самолёты F-104 и вертолёты СН-53; — вертолёты SH-3 и . Кроме того, в рамках НАТО созданы консорциумы по выпуску американского вооружении с участием нескольких стран. Например, ЗРК производится совместными усилиями пяти стран ФРГ, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов.

В соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями производство военной техники по американским лицензиям осуществляется не только для собственного потребления стран-производителей, но и других государств — членов НАТО, однако поставки техники в этом случае подлежат контролю со стороны США.

Ближний и Средний Восток


Учитывая стратегически важное значение Ближнего и Среднего Востока (здесь сконцентрировано почти 65% всех разведанных в капиталистическом мире запасов нефти и около 50% ее добычи), США в послевоенный период проводят в отношении этого района курс на активную военно-экономическую экспансию и усиление своего влияния. Для достижения этих целей значительная роль отводится военной «помощи».

По сообщению иностранной печати, за последние 25 лет США израсходовали только на поставки вооружения Турции свыше 3 млрд. долларов. Более чем полумиллионная турецкая армия почти полностью оснащена американским оружием и боевой техникой. На ее вооружении состоят: до 400 американских самолётов, свыше 100 кораблей различных классов, средние танки М47 и М48, бронетранспортёры М113, 105- и 155-мм САУ, 203,2-мм гаубицы, системы НУР , ЗУРО . Под руководством американских инструкторов подготовку прошли более 18 тыс. турецких солдат и сержантов.

Соединенные Штаты оказывали Турции, как правило, безвозмездную военную «помощь». Однако в последние годы по причине образования значительного дефицита платёжного баланса США операции по торговле оружием с турецким правительством стали проводиться преимущественно на коммерческой основе (например, был подписан контракт на поставку к 1976 году 40 американских тактических истребителей F-4 «Фантом» и вспомогательного оборудования на сумму около 300 млн. долларов).

В 1974/75 финансовом году на военную «помощь» Турции США планировали ассигновать свыше 200 млн. долларов. Но в феврале 1975 года американский конгресс решил временно прекратить оказание такой «помощи», мотивируя это тем, что использовала американское оружие во время прошлогодних событий на Кипре. В настоящее время Пентагон настаивает на отмене упомянутого решения конгресса, учитывая его «отрицательное влияние на планы НАТО». Как отмечают обозреватели американской печати, в мае текущего года сенат уже проголосовал за отмену эмбарго на американские военные поставки Турции.

используется реакционными кругами США в качестве главной ударной силы против национально-освободительного движения на Ближнем и Среднем Востоке. Именно поэтому они проявляют особую «заботу» о наращивании военно-экономического потенциала этой страны, в широких масштабах оказывая ей финансовую и материальную поддержку. Так, по данным американской печати, только в 1969/70 — 1974/75 финансовых годах на оказание военной «помощи» Израилю было выделено около 4 млрд. долларов. В счёт этих средств поставлялись современное оружие и боевая техника, включая тактические истребители F-4 «Фантом», штурмовики А-4 , танки М60, бронетранспортёры M113, ЗРК «Хок» и , ПТУРС «Тоу», ракеты класса «воздух — земля».

Лишь в период с начала арабо-израильской войны 1973 года и до середины 1974/75 финансового года США поставили для израильских вооружённых сил более 1000 танков М60, М48, 2000 ПТУРС «Тоу». В настоящее время получены заказы на поставку 100 ракет «Ланс» и 25 самолётов F-15. За короткий промежуток времени были не только восполнены потери Израиля в этой войне в основных видах вооружения, но и значительно превышен их довоенный уровень. На 1975/76 финансовый год израильское руководство намерено получить у США 2,5 млрд. долларов.

В течение последних лет США значительно расширили экспорт своего вооружения в страны Персидского залива. Наиболее крупные партии американского оружия закупает , заказавший в 1973 — 1974 годах военную технику на 7,6 млрд. долларов. Кроме того, в начале 1975 года между США и Ираном подписано торгово-экономическое соглашение сроком на пять лет, предусматривающее поставки Ирану американских товаров гражданского и военного назначения, оказание технической помощи на общую сумму 15 млрд. долларов. С помощью США Иран превращается в крупнейшего получателя современных видов вооружения на Ближнем и Среднем Востоке. По данным американского журнала «Тайм», самолётный парк иранских ВВС насчитывает 260 тактических истребителей, в том числе около 200 самолётов F-4 «Фантом». В последнее время закуплены еще 200 истребителей F-4, 80 новейших самолётов F-14 «Томкэт», базовые патрульные самолёты «Орион», 489 вертолётов, а также военно-транспортные самолёты С-5А и С-130.

ВМС Ирана имеют в своем составе около 40 боевых кораблей, построенных в США, включая корабли УРО. Сейчас ведутся переговоры с США о закупке шести эскадренных миноносцев типа (стоимость каждого около 110 млн. долларов).

На вооружении сухопутных войск Ирана состоят более 400 танков М47, 460 танков М60А1, 300 бронетранспортёров M113, ЗРК «Хок», 105- и 155-мм гаубицы.

В Иране находятся 700 военных и несколько тысяч «гражданских» специалистов США, оказывающих помощь личному составу иранских вооружённых сил в освоении американской военной техники, строительстве предприятий по ее ремонту и обслуживанию.

США осуществляют целый комплекс военно-экономических мероприятий в Саудовской Аравии, располагающей самыми крупными в мире разведанными запасами нефти (19 — 22,7 млрд. т.) и добывающей ежегодно свыше 400 млн. т. этого важного вида стратегического сырья. Планируемые, а также осуществленные в последние два года поставки американского оружия Саудовской Аравии оцениваются более чем в 2,2 млрд. долларов. В США, например, закуплены 40 самолётов F-5E и 20 самолётов F-5F, большое количество ЗРК «Хок», заказаны военные корабли. Пентагон принял активное участие в разработке 10-летнего плана модернизации вооружённых сил Саудовской Аравии и в настоящее время оказывает постоянное содействие в выполнении этого плана.

В ноябре 1974 года США подписали с Кувейтом соглашение на 450 млн. долларов о поставках ему крупной партии своего вооружения, включая 36 самолётов А-4 «Скайхок» и более 20 пусковых установок ЗРК «Хок».

Военно-политическое руководство США продолжает оказывать значительную военную «помощь» Иордании в 1944/45—1973/74 финансовых годах на эти цели было израсходовано около 300 млн. долларов. Страна получила более 20 самолётов F-104, 150 танков М47 и М48, 250 бронетранспортёров M113, а также 105- и 155-мм гаубицы. В 1974/75 бюджетном году на дальнейшие поставки оружия и боевой техники Иордании американское правительство планировало выделись 149 млн. долларов/

Юго-Восточная Азия и Дальний Восток


Прикрываясь вымышленными утверждениями «о советской угрозе», США сразу после войны приступили к осуществлению в этом районе комплекса мероприятий, направленных против социалистических стран и национально-освободительного движения. В 1951 году были заключены «договор о безопасности» с Японией и «договор о взаимной обороне» с Филиппинами, в следующем году при непосредственном участии США быт создан военный блок АНЗЮС, а в 1955 году — СЕАТО.

В начале 50-х годов США организовали открытию вооружённую интервенцию против корейского народа, а затем развернули активную деятельность по подавлению антиимпериалистического освободительного движения в Индокитае. По некоторым данным зарубежной печати, на ведение войн против народов Индокитая и Кореи, а также на оказание «помощи» марионеточным проамериканским режимам США израсходовали около 285 млрд. долларов.

США сформировали, подготовили и вооружили более чем миллионную сайгонскую армию, создали разветвлённую инфраструктуру в Южном Вьетнаме, включая крупные военные базы в Дананге, Камране, Бьенхоа. По оценке иностранных специалистов, после падения в конце апреля этого года сайгонского режима патриотические силы Южного Вьетнама захватили американское оружие и военную технику на общую сумму около 5 млрд. долларов. Помимо этого, американцы оставили в Южном Вьетнаме различные объекты в основном военного назначения, строительство которых обошлось им примерно в 1 млрд. долларов.

В широких масштабах США продолжают осуществить мероприятия по наращиванию военно-экономических потенциалов стран так называемой «передовой обороны», выполняющих роль американских плацдармов в Азии. В рамках двусторонних соглашений с Южной Кореей в 1944/45—1973/74 финансовых годах Соединенные Штаты оказали ей «помощь» примерно на 12 млрд. долларов, причем на долю поставок вооружения и других военных материалов пришлось 0,2 млрд. долларов. На военную «помощь» Южной Корее в 1974/75 финансовом году было запрошено 231 млн. долларов.

По программе военной «помощи» США в послевоенный период поставили Южной Корее до 300 боевых самолётов, в том числе 80 тактических истребителей F-5, 36 F-4, НУР «Онест Джон» (для двух дивизионов), ЗРК «Хок» (для двух дивизионов) и «Найк Геркулес» (для одного дивизиона), 177 кораблей и вспомогательных судов, свыше 500 танков М47 и M48, 200 бронетранспортёров M113, а также 105- и 155-мм гаубицы. В течение указанного времени подготовлено более 30 тыс. южнокорейских военных специалистов.

В военно-стратегических планах США видное место отводится Филиппинам. На территории этой страны созданы крупнейшие американские базы ВМС и ВВС. Во время войны во Вьетнаме здесь размещалось около 27 тыс. американских солдат и офицеров. Соглашение, подписанное в 1917 году между двумя странами о размещении этих баз, сохраняет свою силу до 1991 года.

В 1944/45—1973/74 финансовых годах на оказание Филиппинам главным образом безвозмездной «помощи» было затрачено 2,7 млрд. долларов, в том числе свыше 700 млн. на поставки вооружения и обучение личного состава вооружённых сил. В 1974/75 финансовом году на все виды «помощи» выделено более 100 млн. долларов, включая 100 млн на военную.

Иностранные специалисты считают, что в связи с поражением американского империализма в Индокитае для США возрастает стратегическое значение Таиланда. В настоящее время в стране находятся крупные американские базы. К концу 1973 года на них размещалось более 44 тыс. человек, главным образом из состава ВВС США. Здесь же находилось 419 боевых самолётов, включая 56 самолётов В-52. В период агрессивной войны во Вьетнаме командование вооружённых сил активно использовало свои авиационные части и подразделения, дислоцирующиеся на этих базах. Действия морской пехоты в мае 1975 года против независимой Камбоджи говорят о том, что США и в будущем намерены использовать территорию Таиланда для совершения агрессивных актов.

В послевоенное время на безвозмездные поставки вооружения, обучение личного состава и создание инфраструктуры в Таиланде американское правительство ассигновало около 1,2 млрд. долларов. На указанные средства были поставлены: около 150 боевых самолётов, 166 кораблей и вспомогательных судов, 36 ЗУР «Хок», легкие танки M24 и М41, бронетранспортёры M113, 105- и 155-мм гаубицы. Кроме того, по программам военной «помощи» страна получила военно-транспортные самолёты С-54 и С-123, учебно-боевые самолёты T-28, Т-33 и Т-37, вертолёты «Сикорский» S 55, S-58 и «Белл» 205. Под руководством американских инструкторов подготовлено в общей сложности около 13 тыс. таиландских военнослужащих.

США продолжают оказывать значительную военную «помошь» марионеточному режиму на Тайване. В 1944/45 — 1973/74 финансовых годах на эти цели было израсходовано 3,4 млрд. долларов. Более чем полумиллионная армия Тайваня полностью оснащена американским оружием и боевой техникой. В частности, за указанный период стране поставлены примерно 600 боевых самолётов, включая 80 тактических истребителей F-100, более 100 F-5, 55 F-104, а также НУР «Онест Джон» (для одного дивизиона), ЗРК «Хок» (для одного дивизиона), «Найк-Геркулес» (для одного дивизиона и батареи), более 420 кораблей и вспомогательных судов, танки М47 и М48, артиллерийско-стрелковое вооружение. В 1974/75 финансовом году на оказание «помощи» Тайваню планировалось выделить около 80 млн. долларов.

До начала 70-х годов военная «помощь» Тайваню предоставлялась безвозмездно. В последние годы закупки американского оружия производятся, как правило, в кредит или за наличный расчет.

Африка


Военно-политическое руководство США рассматривает африканский континент как стратегический тыл военного блока НАТО и источник получения важных видов промышленного сырья. Военная «помощь» государствам этого района призвана обеспечить создание реакционных прозападных режимов, а также развитой системы инфраструктуры. В 1945/46 — 1972/73 годах США затратили около 450 млн. долларов в основном на безвозмездные поставки вооружения и обучение личного состава вооружённых сил таких стран, как Эфиопия (196 млн. долларов), Марокко (112 млн.), Тунис (47 млн.) и 3аир (50 млн.).

Латинская Америка


Основу американских программ «помощи» в странах этого континента составляют межамериканский договор о взаимной помощи, заключенный в 1947 году (пакт Рио), и двусторонние соглашения, предусматривающие оказание военной «помощи», пребывание военных миссий, а в ряде случаев и размещение американских войск.

В наиболее широких масштабах выполняются американские программы безвозмездных поставок вооружения, продажи оружия в кредит и за наличный расчет, а также подготовки личного состава вооружённых сил стран этого континента. В целях более активного использования вооружённых сил государств Латинпской Америки для борьбы с национально-освободительным движением и прогрессивными латиноамериканскими режимами США фактически отменили в начале 70-х годов ограничения на поставки своей военной техники в этот район. Если первоначально сумма таких поставок не должна была превышать 75 млн. долларов, затем 100 млн., то теперь президент США получил от конгресса право разрешать экспорт вооружения на общую сумму 150 млн. долларов. Наиболее крупные партии американского оружия получают Бразилия, , Боливия и Аргентина. За послевоенный период общая стоимость поставок американского оружия латиноамериканским странам превысила 1,5 млрд. долларов.

Командование вооружённых сил США уделяет большое внимание «помощи» латиноамериканским странам в строительстве их вооружённых сил, особенно в подготовке личного состава. На территории США и в зоне Панамского канала имеется широкая сеть военных учебных заведений и центров, где с момента окончания второй мировой войны и по настоящее время под руководством американских советников и инструкторов прошли подготовку свыше 60 тыс. латиноамериканских солдат, сержантов и офицеров, в том числе до 8 тыс. бразильских и примерно по 5 тыс. чилийских, колумбийских и венесуэльских военнослужащих. Следует отметить, что именно эти военнослужащие, как правило, составляют костяк ударной силы армии латиноамериканских стран, используемой американским империализмом и местной реакцией для свержения неугодных США режимов (Чили, Бразилия, Уругвай и другие).

По сведениям зарубежной печати, чтобы повысить эффективность выполнения программ военной «помощи» и в случае войны обеспечить своих союзников в предельно сжатые сроки оружием и боевой техникой, США создают запасы вооружения на собственной территории, а также на территориях европейских и азиатских стран. Так, к началу 70-х годов Пентагон располагал резервом военной техники на общую сумму до 5 млрд. долларов. Значительная её часть представляла собой устаревшие образцы оружия и боевой техники, выпущенные в конце второй мировой войны или в первые годы после её окончания. Поэтому с целью пополнения запасов более современными видами вооружения в 1971 году военное руководство разработало специальную программу, на осуществление которой в 1971/72 финансовом году было выделено 25 млн. долларов, в 1972/73 году — 500 млн. и в 1974/75 — 490 млн. долларов.

Как сообщает газета «Уолл Стрит джорнэл», в Европе, главным об разом на территории ФРГ, имеется 19 американских крупных складов для хранения указанных запасов оружия. В Азии склады размещены на о. Окинава, а также на американских базах в западной части Тихого океана.

Таким образом, реакционные цели и характер, количественные и стоимостные размеры, а также географическое размещение американской военной «помощи» свидетельствуют о том, что она является важной составной частью агрессивного внешнеполитического курса и военно-стратегических планов американского империализма. Более 90% всех средств, которые выделяются на военную «помощь», предназначены для укрепления военных блоков в Европе и Азии, оснащения американским оружием и обучения личного состава вооружённых сил в основном государств, расположенных вдоль границ социалистических стран.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.