Американские империалисты создали на иностранных территориях широкую сеть военных бал и объектов. Разбросанные в различных частях земного шара, находящиеся на огромном удалении от Соединённых Штатов, они предназначены для использования против Советского Союза и других стран социалистического содружества, против стран и народов, борющихся за свою свободу и национальную независимость.

Широкий размах строительство американских баз на зарубежных территориях получило в послевоенный период, особенно в годы так называемой «холодной войны», когда развернули бешеную гонку вооружений. Как и в настоящее время, исключительное внимание тогда уделялось созданию военно-воздушных баз (для стратегической, разведывательной, морской, тактической, транспортной и армейской авиации).

Разветвлённая сеть хорошо оборудованных авиационных баз США охватывает сейчас различные географические районы немного шара, включая удалённые архипелаги и отдельные острова в Атлантическом. Тихом и Индийском океанах (рис. 1).

Размещение основных военно-воздушных баз США
Рис. 1. Размещение основных военно-воздушных баз США (цифра означает количество авиабаз)

В настоящее время, по данным иностранной печати насчитывается 267 значительных со своим размерам и оборудованию американских военных баз, размещённых на континентальной части США, их островных владениях, на территориях иностранных государств а Европе, Азии, Центральной Америке, Канаде, Гренландии, а также на различных островах.

Типовая авиационная база военно-воздушных сил США имеет, как правило, одну, а база военно-морских сил — две основные взлётно-посадочные полосы с капитальным покрытием и несколько (до четырёх, реже пять) ВПП меньших размеров. В зависимости от предназначения авиабаз длина их ВПП составляет от 914 м (на базах армейской авиации) до 4500 м (для тяжёлых стратегических бомбардировщиков). В качестве покрытия ВПП используется бетон или асфальтобетон.

Ширина взлётно-посадочных полос также различна (30-90 м). ВПП шириной 60-90 м рассчитаны в основном для приёма самолёт стратегической авиации и авиации военно-морских сил. Для самолётов тактическом, транспортной и армейской авиации могут использоваться полосы меньшей ширины.

На авиабазе имеется сеть рулёжных дорожек, групповые и одиночные стоянки самолётов, ангары, ремонтные мастерские, склады различного назначения (боеприпасов, вооружения, ГСМ и других средств материально-технического обеспечения), технические и административно-служебные здания. Из некоторых авиабазах, особенно в Европе, построены укрытия для самолётов радионавигационное и связное оборудование крупных авиабаз обеспечивает полёты самолётов в сложных метеоусловиях днем и ночью.

Большая часть авиабаз размещается на континентальной части страны. Всего здесь (включая Аляску) насчитывается, по сведениям американской печати, 186 авиационных баз — от баз стратегического авиационного командования (САК) ВВС США (рис. 2) до баз армейской авиации. К наиболее крупным и оборудованным базам САК, рассредоточенным по всей территории страны, относятся: Баркслейл (штат Луизиана), Бил (Калифорния), Гранд-Форкс (Северная Дакота), Дайс (Техас), Девис-Монтан (Аризона), Карсвелл (Техас), Касл (Калифорния), Лоринг (Мчи), Майнот (Северная Дакота), Марч (Калифорния).

Штаб стратегического авиационного командования в г. Оффут
Рис. 2. Штаб стратегического авиационного командования в г. Оффут (штат Небраска)

Различным авиационным командованиям BRC США на континентальной части страны принадлежат крупные авиабазы: Алтес (Оклахома), Бергстром (Техас), Кэннон (Нью-Мексико), Колумбус (Миссисипи), Эдвардс (Калифорния), Эглин (Флорида), Элсворт (Южная Дакота), Фэрчайлд (Вашингтон), Гласгоу (Монтана), Гриссом (Индиана), Холломен (Нью-Мексико), Кинчло (Мичиган), Локборн (Огайо), Матер (Калифорния), Мак-Кой (Флорида), Маунтин-Хом (Айдахо), Нортон (Калифорния), Нис (Нью-Гемпшир). Сойер (Мичиган), Тинкер (Оклахома, рис. 3), Райт-Паттерсон (Огайо, рис. 4), Патрик (Флорида).

Авиабаза Тинкер
Рис. 3. Авиабаза Тинкер

Авиабазы военно-морских сил на континентальной части расположены главным образом вдоль Атлантического и Тихоокеанского побережий страны. К наиболее крупным из них относятся: Олбани (Джорджия), Ки-Уэст (Флорида), Сесил-Филд (Флорида), Лемур (Калифорния), Мирамар (Калифорния), Ошеана (Виргиния), Натаксенг-Ривер (Мериленд).

Авиабаза Райт-Паттерсон
Рис. 4. Авиабаза Райт-Паттерсон

В разных районах мира размешается 81 авиабаза американских вооружённых сил, в том числе в европейских странах — 32, в Азии — 25, в зоне Тихого океана — 12, в странах Америки и на островах зоны Атлантического октана — 12 (табл. 1). Сюда не входят авиабазы (аэродромы) армейской авиации, расположенные в странах и районах дислокации американских сухопутных войск. Наибольшее количество американских авиационных баз находится в Европе. Это свидетельствует о том, что командование США уделяет данному географическому району исключительное внимание и принимает все меры к тому, чтобы сохранить здесь свое военное присутствие.

Таблица 1Таблица 1

Крупнейшими авиабазами США в Европе являются: Витбург, Зембах, Рамштейн, Шпангдалем, Франкфурт (Рейн-Майн), Хан и Цвайбрюккен (на территории ), Кэмп Нью-Амстердам (в Нидерландах), Морои, Рота, Сарагоса и Торрехон (в Испании), Аппер-Хелфорл, Бентутерс, Везерсфилд, Вудбридж, Гринхэм-Коммон и Милленхолл (в Великобритании), Кефлавик (и Исландии, табл. 2). Эти военно-воздушные базы имеют капитальные взлётно-посадочные полосы длиной 2400 м и более, рулёжные дорожки, склады, мастерские по ремонту и обслуживанию самолётов. Радионавигационное и светотехническое оборудование позволяет осуществлять полёты в сложных метеорологических условиях. На многих авиабазах построены укрытия, предназначенные для защиты самолётов от поражения осколками огнём авиационных пушек, напалмом.

Таблица 2Таблица 2

В последние голы американское командование, учитывал опыт арабо-израильской войны 1973 года, увеличило масштабы работ по строительству укрытий для самолётов. Если в 1969-1975 годах на эти цели было выделено 150 млн. долларов (на сооружение укрытий для 615 самолётов), то на 1976/77 финансовый год министерство обороны США запросило у конгресса уже 175 млн. долларов. Но сведениям иностранном печати, Пентагон намерен продолжать строительство укрытий, чтобы обеспечить ими все самолёты тактической авиации США, которые будут дислоцироваться в Европе на 30-й день после объявления мобилизации.

Значительное количество авиабаз США размешается в странах Азии (табл. 3). К наиболее крупным из них относятся: Виджирлик (), Кларк и Куби-Пойнт (Филиппины), Тайпей, Тайвань и Чинг Чуан Канг (Тайвань), Кун-сан, Осан (Южная Корея), Иокота, Кадена и Мисава (Японии)

Таблица 3Таблица 3

Авиабаза Кларк, крупнейшая в Юго-Восточной Азии, находится на о. Лусон (Филиппины). Она расположена на воздушных путях из США в страны Юго-Восточной Азии. Размеры взлётно-посадочной полосы (длина 3300 м) и оборудование базы позволяют использовать её для базирования самолётов стратегической и тактической авиации. Эта база активно использовалась ВВС США в период американской агрессии в Индокитае.

Крупнейшие военно-воздушные базы США в зоне Тихого океана — Андерсен (о. Гуам), Ремей и Рузвельт Родс (о. Пуэрто-Рико), Хикам (Гавайские о-ва).

Авиабаза Андерсен (длина ВПП 3400 м) занимает выгодное военно-географическое положение на воздушных путях из США в Юго-Восточную Азию. Во время агрессии США в Индокитае здесь базировались стратегические бомбардировщики В-52, которые совершали налёты на Вьетнам. Тогда на базе было сосредоточено до 150 стратегических бомбардировщиков.

Наиболее крупными авиабазами США в зоне Атлантического океана являются Туле (Гренландия) и Лажиш (Лагенс Филд, Азорские о-ва).

Авиабаза Туле (длина ВПП 3050 м) предназначена для базирования стратегических бомбардировщиков. В районе этой базы американский стратегический бомбардировщик В-52 в январе 1968 года в результате аварии сбросил атомную бомбу, что привело к радиоактивному заражению вод и местности. Этот инцидент вызвал широкий протест населения Гренландии и прогрессивной общественности во всем мире, показал опасность размещения американских военно-воздушных баз на иностранных территориях.

Авиабаза Лежиш расположена на важнейших воздушных и морских коммуникациях из Европы в Америку и используется вооружёнными силами США в качестве транзитного пункта при перебросках войск и военной техники из США в Европу. Размеры взлётно-посадочной полосы и оборудование базы позволяют принимать самолёты стратегической, тактической и военно-транспортной авиации.

Агрессия США в Индокитае, вооружённое вмешательство Соединённых Штатов в различных районах земного шара свидетельствуют о том, что американские военные базы, и в первую очередь авиационные, являются орудием агрессии, вмешательства во внутренние дела стран и народов. Мировая общественность решительно выступает за ликвидацию этих баз, за вывод всех вооружённых сил США с иностранных территорий.

Особую тревогу у народов мира вызывают американские планы и практические действия по созданию новых баз. В настоящее время общественность стран бассейна Индийского океана протестует против строительства новой авиационной и военно-морской базы США на о. Диего-Гарсия. Пентагон отводит ей главную роль среди бал США, расположенных в этом районе, из-за её выгодного военно-географического и стратегического положения. Народы стран, расположенных вдоль побережья Индийского океана, выражают обоснованное опасение, что военная база США на о. Диего-Гарсия может стать новым плацдармом американского империализма в Азии, серьёзной угрозой безопасности стран зоны Индийского океана.

Добавить комментарий