Военный бюджет Японии на 1976/77 финансовый год

Военная экономика /
Последовательная и целеустремлённая борьба Советского Союза и других стран социалистического содружества за сохранение и укрепление мира и безопасности на всем земном шаре привела к существенному оздоровлению международного климата, повороту от «холодной войны» к мирному сосуществованию государств с различным общественным строем.

Как подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев в своей речи на Конференции коммунистических и рабочих партий Европы в Берлине, успех дела разрядки международной напряжённости вдохновил и укрепил силы мира и прогресса, показал обоснованность позиций, занятых реалистически мыслящими представителями правящих кругов буржуазных стран. Но этот успех насторожил и активизировал силы реакции и милитаризма. Всполошились те, кто наживается на производстве орудий смерти и разрушения.

Реакционные силы, которые вопреки конституции, запрещающей войну «на вечные времена», пытаются взвинтить гонку вооружений и ратуют за постоянное наращивание военного потенциала, имеются и в Японии.

Уже сейчас вооружённые силы Японии насчитывают 266 тыс. военнослужащих. По своей боевой мощи они занимают первое место среди капиталистических стран Азии. К концу 1975 года на вооружении японской армии находилось более 1700 самолётов и вертолётов, 700 танков, около 700 бронетранспортёров, 140 пусковых установок ЗУР , 140 пусковых установок , свыше 3500 артиллерийских орудий и миномётов (без учёта ротных), примерно 200 кораблей и катеров, а также более 300 вспомогательных судов.

С целью совершенствования подготовки вооружённых сил ежегодно проводятся учения, на которых отрабатываются вопросы ведения боевых действий как с применением, так и без применения ядерного оружия.

Милитаристские круги страны усиленно внушают японскому народу мысль о необходимости постоянного увеличения военной мощи государства. Доказательством этого является недавно опубликованная Белая книга управления национальной обороны, где ещё раз подчёркивается, что курс на дальнейшее вооружение Японии необходим для её «самостоятельной обороны».

По сведениям иностранной печати, в последнее время американское военно-политическое руководство в соответствии с «тихоокеанской доктриной», выдвинутой президентом Фордом в декабре 1975 года, особенно настойчиво добивается от Японии усиления военного потенциала и активизации её роли в районе Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Особую заинтересованность США проявляют к совершенствованию японских ВМС, с помощью которых они намерены обеспечить «безопасность и свободу действий» американского 7-го флота в бассейне Тихого океана.

Новым свидетельством непрекращающихся военных приготовлений Японии служит военный бюджет на 1976/77 финансовый год (начинается 1 апреля). Согласно этому бюджету военные расходы составят 1512,4 млрд. иен (свыше 5 млрд. долларов), что на 13,9% больше по сравнению с предыдущим финансовым годом (1 327,3 млрд. иен).

Динамика роста военных расходов за последнее пятилетие (1972/73— 1976/77 финансовые годы) приведена в табл.
1

Таблица 1. Динамика роста военных расходов Японии (в млрд. иен)

Динамика роста военных расходов Японии

В течение этих лет издержки Японии на военные цели возросли почти в два раза (с 800,2 млрд. иен до 1 512,4 млрд. иен). В среднем ежегодно они увеличивались на 168,3 млрд. иен, или почти на 17,2%.

В 1976/77 финансовом году из общей суммы военных ассигнований управлению обороны выделяется 1370,8 млрд. иен (90,6%), а остальные 141,6 млрд. иен предназначаются военно-строительному управлению.

Распределение бюджета управления обороны по видам вооружённых сил и подчинённым ему учреждениям дано в табл. 2.

Таблица 2. Распределение бюджета управления обороны Японии в 1972/73 — 1976/77 финансовых годах (в млрд. иен)

Распределение бюджета управления обороны Японии в 1972/73 — 1976/77 финансовых годах

Как видно из таблицы, в текущем финансовом году сохраняется тенденция преимущественного финансирования сухопутных войск, на долю которых приходится почти половина всего бюджета управления обороны — 47,5%. Удельный вес ассигнований ВВС Японии составляет 26,4%, ВМС — 23%, ведомствам и учреждениям, непосредственно подчинённым управлению обороны,— 3,1%.

В соответствии с существующей системой планирования развития вооружённых сил управлению обороны денежные средства выделяются по целевому назначению: на содержание и боевую подготовку личного состава, закупку, эксплуатацию и ремонт оружия и военной техники, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т. д. (табл. 3).

Таблица 3. Распределение бюджета управления обороны по целевому назначению (в млрд. иен)

Распределение бюджета управления обороны по целевому назначению

По данным зарубежной прессы, значительная часть денежных фондов, отпускаемых управлению обороны, затрачивается на приобретение современных образцов военной техники для всех видов вооружённых сил. При этом следует указать, что до 1965 года расходы Японии на эти цели были незначительны, поскольку все вооружение поставлялось Соединёнными Штатами по программе безвозмездной военной «помощи». После прекращения такой «помощи» наладила изготовление продукции военного назначения на собственных предприятиях. Как свидетельствует японская печать, уже в настоящее время за счёт внутреннего производства страна обеспечивает свои вооружённые силы оружием на 84%, боеприпасами на 87%, авиационной техникой на 85% и кораблями на 99%.

В 1976/77 финансовом году на оплату военных заказов предусматривается израсходовать 18,2% (248,5 млрд. иен) общего бюджета управления обороны. В частности, для сухопутных войск на сумму 69,4 млрд. иен планируется закупить 48 танков типа «74», около 30 артиллерийских орудий различных калибров, 23 самолёта и вертолёта, 6700 винтовок и пулемётов, а также значительное количество боеприпасов, автомашин, средств связи и т. д.

Военно-воздушным силам выделяется 96,9 млрд. иен на приобретение 46 самолётов и вертолётов, в том числе десяти тактических истребителей F-4EJ и восьми самолётов FST-2.

К концу 1976/77 финансового года общие затраты на строительство кораблей и закупку боевой техники для ВМС составят 82,2 млрд. иен. В счёт этих средств намечается построить шесть боевых кораблей и вспомогательных судов общим водоизмещением более 13 тыс. т, включая вертолётоносец и базовый тральщик, а также пополнить авиационный парк ВМС 23 самолётами и вертолётами, в том числе восемью базовыми патрульными самолётами P-2J и PS-1.

Основными подрядчиками управления обороны на производство продукции военного назначения являются военно-промышленные концерны «Мицубиси дзюкогё», «Кавасаки дзюкогё», «Исикавадзима-Харима дзюкогё», «Мицубиси дэнки», «Тосиба», «Син Мэива когё», «Ниппон дэнки», «Комацу сэйсакусё», «Хитати сэйсакусё» и «Фудзи дзюкогё». На долю этих компаний приходится более 60% всех заключённых контрактов. Главный поставщик вооружения для японской армии — компания «Мицубиси дзюкогё» (удельный вес в общем объёме военного производства составляет 25—30%). Она выпускает авиаракетную, бронетанковую и военно-морскую технику, а также артиллерийско-стрелковое вооружение.

На проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах всех видов вооружённых сил в 1976/77 бюджетном году ассигновано 13,5 млрд. иен. которые в основном предназначаются на разработку и усовершенствование собственных образцов оружие и боевой техники, на приобретение научной аппаратуры и т. д.

В текущем финансовом году военно-строительному управлению выделяется 141,6 млрд. иен. Эти средства будут использованы главным образом для строительства новых и усовершенствования существующих военных объектов и сооружений на территории страны.

Рассматриваемый бюджетный год является завершающим годом четвёртого пятилетнего плана строительства вооружённых сил (1972/73 —1976/77 финансовые годы). На осуществление этого плана намечалось израсходовать 5 100 — 5 200 млрд. иен (17—17,3 млрд. долларов).

В течение 1972/73—1975/76 годов на финансирование военных мероприятий было уже затрачено 4 156 млрд. иен. С учётом же ассигнований на текущий финансовый год военные расходы достигнут 5668,4 млрд. иен. что более чем в два раза превышает показатели предыдущего пятилетия (1967/68— 1971/72 годы). В счёт этих средств за пятилетие намечалось заказать и поставить вооружённым силам 464 самолёта и вертолёта, 280 танков, 170 бронетранспортёров, 90 самоходных артиллерийских установок, построить 54 корабля общим водоизмещением почти 70 тыс. т.

Как сообщает иностранная печать, в текущем году Япония по размерам военных расходов займёт пятое место среди капиталистических стран после США, , Франции и Великобритании.

Сейчас форсируется разработка нового пятилетнего плана строительства японских вооружённых сил на 1977/78— 1981/82 финансовые годы. По предварительной оценке японских специалистов, на реализацию этого плана предполагается выделить 11 000 — 12 000 млрд. иен (36,7 — 40 млрд. долларов). Эта сумма не только превосходит в два с лишним раза ассигнования текущего пятилетнего плана, но и больше расходов всех четырёх долгосрочных планов строительства японских вооружённых сил, вместе взятых.

Непрерывный рост военных расходов в Японии является существенным препятствием на пути к разрядке напряжённости в Азии и наносит ущерб развитию добрососедских отношений с другими странами, и прежде всего с Советским Союзом.

Советский Союз всегда стремился к установлению взаимовыгодных отношений с Японией. За последние годы эти отношения получили дальнейшее развитие в области торгово-экономического и культурного сотрудничества, значительно активнее стали контакты политических и общественных деятелей. Вместе с тем нельзя закрывать глаза и на то, что в связи с вопросами мирного урегулирования кое-кто в Японии, подчас при прямым подстрекательстве извне, пытается предъявлять к СССР необоснованные и незаконные претензии.

Политика сохранения на японской территории американских военных баз, дальнейшего укрепления японо-американского военного союза ведёт к обострению военно-политической обстановки в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.