Методика подготовки и проведения учений в НАТО

Общие военные проблемы /
XXV съезд КПСС вновь продемонстрировал всему миру, что социализм и мир неразделимы. Опираясь на мощь, сплочённость и активность мирового социализма, на его крепнущий союз со всеми прогрессивными и миролюбивыми силами, наша партия достигла больших успехов в борьбе за мир и международную безопасность. Вместе с тем ещё существуют силы, враждебные разрядке. В странах Запада, особенно входящих в блок , из года в год растут военные бюджеты, не прекращается безудержная гонка вооружений.

Л И. Брежнев, выступая с Отчетным докладом ЦК КПСС на XXV съезде Коммунистической партии Советского Союза, отметил: «Главным мотивом сторонников гонки вооружений является утверждение о так называемой советской угрозе. Этот мотив используется и тогда, когда нужно протащить более высокий военный бюджет, урезывая расходы на социальные нужды, и когда разрабатываются новые виды смертоносного оружия, и когда пытаются оправдать военную активность НАТО».

Среди мероприятий, свидетельствующих о военной активности НАТО, не последнее место занимают ежегодные учения объединённых вооружённых сил (ОВС) НАТО, а также вооружённых сил стран—участниц этого агрессивного блока, находящихся в национальном подчинении. Только в 1975 году было проведено более 100 учений различного масштаба. Примерно столько же намечено и на 1976 год.

Если внимательно проследить за подготовкой и проведением крупных учений в вооружённых силах НАТО в послевоенные годы, то нетрудно заметить тенденцию к увеличению их размаха, продолжительности и сложности отрабатываемых оперативно-тактических задач. Ясно просматривается также стремление изыскать более совершенные методы их подготовки и проведения.

Размах учений


В системе агрессивных военных приготовлений Североатлантического союза особое внимание уделяется поддержанию высокой боевой готовности вооружённых сил, совершенствованию их выучки, отработке различных вариантов развязывания войны и ведения боевых действий в начальный ее период.

Учения рассматриваются как основная форма подготовки войск и штабов НАТО и проводятся в течение всего года с большой интенсивностью.

На оперативно-тактическую подготовку, как правило, отводится до 40—50% учебного времени, 1/3 этого времени затрачивается на подготовку и проведение различных по характеру и масштабу учений, которые планируются в соответствующих штабах на несколько лет вперед.

Направленность и тематика учений определяются стремлением руководства НАТО постоянно усиливать ударную мощь войск этого блока их мобильность и готовность действовать на любом европейском ТВД с применением как ядерного оружия, так и обычных средств поражения.

Большинство учений ОВС НАТО и национальных армий стран блока носит типовой характер. Проводятся они по определённой схеме с целью отработки заранее намеченных задач, характерных для того или иного театра военных действий. При этом крупные учения и манёвры проводятся, как правило, по единому оперативно-стратегическому замыслу, в рамках этих учений проводится целый ряд самостоятельных учений соединений сухопутных войск, авиации и военно-морских сил.

Так, в ходе ежегодных учений типа отрабатываются вопросы организации и практической переброски по воздуху из в частей и соединений так называемого «двойного базирования», а также способы ведения боевых действий в условиях Центрально-Европейского ТВД. Эти учения проходят, как правило, в три этапа, связанных между собой единым замыслом, общими целями и задачами.

На первом этапе перебрасывается по воздуху из США в ФРГ 12—15 тыс. солдат и офицеров, которые получают тяжёлое оружие и боевую технику, заскладированные на территории ФРГ. В ходе второго этапа проводятся двусторонние учения сухопутных войск и ВВС, например под кодовым наименованием «Сертен пледж». И наконец, на третьем этапе — танковые и артиллерийские боевые стрельбы. После стрельб тяжёлое оружие и боевая техника сдаются на склады, расположенные в ФРГ, а прибывший на учения личный состав перебрасывается по воздуху в США.

Цель типовых учений мобильных сил НАТО «Экспресс» — отработка переброски этих сил на фланги НАТО и различных вариантов их боевого использования совместно с войсками страны, на территории которой проходят учения.

Проведение таких учений, как «Фоллекс», , , «Хилекс» и другие, по мнению командования НАТО, позволит более целеустремленно отрабатывать вопросы взаимодействия различных видов вооружённых сил блока и национальных армии. Учения объединённых вооружённых сил НАТО носят характер милитаристских демонстраций и имеют открытую антисоветскую, антисоциалистическую направленность. Главная их цель — демонстрация силы объединённых вооружённых сил НАТО и нагнетание напряжённости в международных отношениях.

На учениях занято большое количество войск и боевой техники, состав сторон носит коалиционный характер. Как правило, обе стороны на учениях создаются исходя из наличия развернутых группировок на ТВД и возможностей по их наращиванию. Это можно проследить на опыте ряда учений ОВС НАТО, проведённых за последние 15 лет. Например, на двустороннем учении под кодовым наименованием «Винтер шилд» 2, проведённом в феврале 1961 года, за войска НАТО действовал 5-й армейский корпус США в составе 8-й американской пехотной дивизии, 11-й французской моторизованной бригады, 54-го западногерманского танкового батальона, а также корпусных частей: 14-го бронекавалерийского полка, 4-й танковой группы, 36-й группы полевой артиллерии, 37-й инженерной группы и подразделений транспортных вертолётов.

За противника действовал 7-й армейский корпус США в составе 4-й американской бронетанковой дивизии, 11-й западногерманской мотопехотной бригады и корпусных частей: 2-го бронекавалерийского полка, 210-й группы полевой артиллерии, 540-й инженерной группы и двух подразделений транспортных вертолётов.

Подразделения ВВС США поддерживали обе стороны. Всего на учениях было задействовано более 60 тыс. человек личного состава и более 12 500 гусеничных и колесных машин.

На учении «Дип экспресс-70» участвовало около 100 тыс человек, представлявших вооружённые силы восьми стран НАТО, два крупных штаба и до 120 других командований союзных войск. На учении «Сертен пледж» в 1974 году принимали участие 44 тыс. человек (38 тыс. американцев, 6 тыс. солдат бундесвера, Франции и Канады).

Об увеличении размаха учений в последние годы свидетельствует учение под кодовым наименованием «Винтекс», проведённое в марте 1973 года. В нём участвовали командования и штабы объединённых вооружённых сил блока в Европе, на Атлантике, в зоне пролива Ла-Манш, на европейских ТВД, командования и штабы групп армий, ОТАК и входящих в их состав частей и соединений.

В сентябре—ноябре 1975 года на территории Западной Европы от северной части Норвегии до Эгейского моря проходили ещё более крупные учения под кодовым наименованием «Отэм фордж-75». В основу разработанного для них единого оперативного замысла были положены требования официально принятых в НАТО стратегии «гибкого реагирования» и стратегической концепции «передовых рубежей». В них принимали участие почти все вооружённые силы Североатлантического блока.

Методика подготовки учений


Для подготовки учений отводится довольно продолжительное время.
Так, крупные учения на театрах войны готовятся полтора — два года, а на ТВД — восемь — десять месяцев, учения в оперативных объединениях — пять — шесть месяцев, дивизионные — до четырёх месяцев, батальонное или полковое учение готовится не менее двух-трех недель. В порядке подготовки к учениям организуются отдельные занятия с офицерами, штабами и подразделениями.

Учения в послевоенные годы проводятся обычно двусторонними, с выводом соединений и частей, подъёмом их по тревоге со всеми необходимыми средствами усиления и частями материального и технического обеспечения. Осуществляется подвоз материальных средств, подача горючего по трубопроводам и другие практические мероприятия.

Руководит учениями, как правило, вышестоящее командование. Но иногда в качестве руководителя выступает один из старших командиров обучаемых соединений. Так, учением «Голден отэм» руководил командир 5-го армейского корпуса, он же одновременно командовал войсками «зелёных».

При планировании учений особое внимание обращается на создание оперативно-тактической обстановки, соответствующей характеру современного боя. В руководящих документах (например, наставление по проведению учений в армии США FM 105-5) указывается, что определение обшей исходной обстановки на предстоящем учении требует творческого воображения, создания условий, максимально приближенных к боевым, чтобы вызвать интерес и энтузиазм и логически подвести участников к вероятной боевой обстановке.

Если цель учения — совершенствование подготовки соединении и частей, то в планах его проведения предстоящие действия обучаемых объединений и крупных штабов определяются лишь в общих чертах. Более детальные планы составляются тогда, когда учения проводятся с целью устранения конкретных недостатков в боевой подготовке или для изучения и отработки с войсками заново способов боевых действий, практической проверки тех или иных тактических нормативов. Учение, основанное на таком плане, требует более жёсткого руководства и предоставляет участникам меньшую свободу действий.

В объединённых командованиях и штабах НАТО и США практикуется разработка довольно сложных и больших по объёму планирующих документов. Например, при подготовке учения мобильных сил НАТО «Дип экспресс-70» указания по организации учений, проекты согласованных решений по взаимодействию, планы боевых действий и другие оперативные документы, подробно освещающие обязанности штабов и войск, как сообщала иностранная печать, заняли свыше 1000 страниц.

Обычно при подготовке учений разрабатывается директива (организационные указания). В ней указываются: тема учений, вид, цель и задачи, район, время на подготовку и проведение учений, привлекаемые силы и средства, порядок сосредоточения их в районе учения и т. д. Предусматривается также заблаговременная воздушная разведка и фотографирование районов предстоящего учения и обеспечение участников учения необходимыми картами, фотосхемами и другими материалами.

На основе этой директивы штаб руководства составляет детальный план подготовки и проведения учения с указанием ответственных лиц и сроков разработки и доведения до исполнителей документов по учению.

Детальный план определяет прежде всего замысел учения и порядок боевых действий, он состоит из четырёх частей:

  • общей исходной обстановки перед началом учения;
  • первоначальной частной обстановки, на основе которой части и соединения приступают к действиям;
  • наметки последующих изменений обстановки с изложением требований к отработке промежуточных тактических задач;
  • расчёт времени на проведение каждого этапа учения и на отработку этих задаx
.

Замысел учения и проигрыш боевых действий могут быть изложены в виде таблицы, где в хронологическом порядке отражаются время, место, соединения (части, подразделения), обстановка и ожидаемые действия участников учения.

К детальному плану обычно прилагаются план мероприятий (сокращённый общий план, определяющий хронологический порядок основных мероприятий) и ряд вспомогательных планов.

В качестве приложений к замыслу учения и проигрыша боевых действий разрабатываются боевые приказы и распоряжения, которые должны быть отданы обучаемым командирам и штабам в ходе учения, а также следующие планы:

  • применения всех видов оружия массового поражения и порядок розыгрыша его применения;
  • авиационной поддержки;
  • использования авиации ПВО;
  • охраны и обороны объектов;
  • использования артиллерии, инженерных войск, военной полиции, заграждений, организации связи, разведки и подготовки посредников.

Для отработки задач по высадке морских и воздушных десантов составляются отдельные планы.

Кроме того, разрабатываются планы работы руководства на учении и административный. Первый включает:

  • организацию руководства и состав привлекаемых посредников;
  • инструкции по обеспечению безопасности;
  • организацию связи и обеспечение руководства транспортом;
  • порядок сбора данных об обстановке и представления донесений;
  • указания по методике оценки результатов действий сторон;
  • сигналы и знаки управления и опознавания.

В административном плане предусматриваются вопросы реального тылового обеспечения войск и порядок отработки с обучаемыми частями и соединениями задач материально-технического и медицинского обеспечения в соответствии с учебно-боевой обстановкой, порядок передвижения войск, мероприятия по гражданской администрации, восстановление возможных повреждений дорог.

Составляются также планы или указания по общественной информации (по работе среди населения в районе учения), по использованию недвижимого имущества и возмещению ущерба, причинённого на учении.

В тех случаях, когда учения проводятся с обозначенным противником, отрабатывается детальный план для подразделений, обозначающих действия условного противника.

В официальных указаниях требуется, чтобы на учениях в комплексе отрабатывались различные виды боевых действий. Предусматривается также, что из-за шума, неудобств, недостатка времени, усталости, неполной информации и дезинформации, отсутствия приказов старшего начальника и других факторов возможно возникновение замешательства и неопределённости. Поэтому учения рекомендуется планировать и проводить настолько реалистично, чтобы для подразделения, командира или солдата шум и сумятица боя не показались чем-то необычным.

На учениях большое внимание уделяется организации имитации, в том числе ядерных взрывов и огня всех видов. Для воспроизведения шума боя широко применяются громкоговорители.

Для осуществления имитации в ходе учения организуются три вида команд: наземная, воздушная и передачи данных.

Наземная команда имитации огня предназначается для имитации взрывов ядерных, химических и обычных боеприпасов. Она состоит из одного-двух подготовленных наблюдателей и водителя автомашины со средствами радиосвязи. Команда имеет красные сигнальные ракеты, красные флажки, переносные мегафоны, средства имитации воздушных и наземных ядерных взрывов, химических и обычных боеприпасов. Одна команда способна имитировать огонь на фронте действия роты. Обычно на каждый батальон первого эшелона выделяется две-три наземные команды.

Воздушная команда используется для имитации взрывов ядерных, химических и обычных боеприпасов на значительном удалении от действующих частей в глубине расположения противника. Команда состоит из одного-двух наблюдателей и пилотов лёгкого вертолёта с необходимыми средствами имитации огня Обычно для обозначения огня одного артиллерийского дивизиона выделяется одна-две команды.

Команда передачи данных имитации огня обеспечивает необходимыми данными наземные и воздушные команды имитации огня в соответствии с решениями обучаемых командиров на ведение огня, нанесение бомбовых или ядерных ударов. Она располагается на пунктах управления авиации, ракетных войск и артиллерии, состоит из нескольких офицеров, вычислителей, радистов и водителей машин, обеспечивается средствами связи и приборами подготовки исходных данных для стрельбы. Вместе с соответствующими посредниками специалисты проверяют правильность подготовленных данных и в зависимости от этого дают данные для имитации огня. Эти же группы докладывают главному посреднику о месте и времени имитации ядерных взрывов. Кроме того, для имитации огня, ударов авиации, заграждений и условных препятствий участвующие на учении войска широко применяют различные зрительные и световые сигналы.

Посреднический аппарат на учениях создается по принципу назначения посредников конкретно в войска: соединения, части и подразделения (войсковые посредники) или в районы (участки) местности (участковые посредники). Войсковые посредники выделяются во все звенья от взвода и выше на весь период учения. Во втором случае основную роль играют посредники, назначаемые заблаговременно или по ходу учения в определённые районы (участки) местности, на которых они ведут розыгрыш действий сторон. В зависимости от масштабов и целей учений оба случая организации посреднического аппарата могут видоизменяться или применяться в сочетании друг с другом.

Как правило, на учениях в армии США и других стран НАТО создается большой посреднический аппарат. В табл. 1 дается расчёт посредников для дивизионного учения армии США. На упоминавшемся учении войск 5-го армейского корпуса «Голден отэм» участвовало до 900 человек посредников из офицерского, сержантского и рядового состава. Посредники имелись при всех командирах и штабах соединений, частей и подразделений до роты и отдельного взвода включительно. В их распоряжение было выделено 400 радиостанций, три вертолёта и девять самолётов.

Таблица 1
Состав посредников на войсковом учении с участием дивизии


I. При назначении посредников в части и подразделения

При назначении посредников в части и подразделения

II. При назначении групп посредников в районы (участки) местности

При назначении групп посредников в районы (участки)местности

На учениях 3-го армейского корпуса ФРГ «Шнеллер вексель» в сентябре 1974 года на 80 тыс. участвовавших войск было назначено 11 тыс. человек из состава руководства и посреднического аппарата. На сторону «синих» (5 тд) посредники были назначены из состава 2-й егерской дивизии во главе с командиром дивизии, т. е. из состава дивизий, не участвовавших на учении.

Для подготовки руководства и посредников к крупным учениям и манёврам отводится несколько недель. Со старшим звеном проводятся обычно военные игры на картах, в ходе которых проигрываются намеченные планы проведения учений. Затем со всеми категориями посредников организуются занятия на местности. На этих занятиях отрабатываются:

  • обязанности посредников на каждом этапе учения;
  • вопросы руководства командами имитации огня;
  • меры предосторожности;
  • организация связи на учении;
  • способы оценки потерь.

Отдельно проигрываются с посредниками действия разведывательных органов и частей, порядок добывания сторонами разведданных и наращивания их со стороны штаба руководства и посредников.

Большое внимание планированию и исследованию учений и обучению офицеров методике боевой подготовки, и в частности методике проведения учений, выполнению обязанностей посредников, уделяется в армиях НАТО. Так, министерство обороны США имеет специальный отдел планирования и исследования учений, а во всех центральных управлениях бундесвера введены новые штатные должности офицеров-методистов.

Методика проведения учений


Следует отметить, что активные боевые действия (отработка динамики ведения боя) на большинстве крупных учений ведутся на значительную глубину (до 70—100 км) в течение 3—4 суток и более. Общая их продолжительность от 5—7 суток до двух трех недель.

В ходе учений посреднический аппарат следит за тем, чтобы порядок розыгрыша различных боевых эпизодов шел согласно плану и конкретно сложившейся обстановке. Считается, что чем меньше уровень подразделения (части), тем больше инициативы должны получать их командиры. Хотя посредникам фактически не поручается управление войсками, они оказывают влияние на их движение и поведение, оценивая потери и ограничивая их продвижение. Посредникам вменяется в обязанность следить за темпом учения, чтобы обстановка не развивалась быстрее, чем это бывает в настоящем бою, и учение проходило в разумных темпах. Кроме задач розыгрыша действий сторон, посредники в ряде случаев должны осуществлять контроль за испытанием новых образцов оружия и техники, проверять тактические нормативы и исследования новых способов ведения боевых действий.

Изданные после второй мировой войны наставления рекомендовали следующий порядок розыгрыша боевых действий. Когда противостоящие стороны сближаются, посредники противостоящих подразделений выставляют белые флаги, останавливая этим подразделения в ожидании решения. Немедленно после этого все посредники собираются вместе и обмениваются мнениями о положении своих частей. В случае несогласия одной из сторон предлагается находить компромиссное решение. Если более сильная сторона наступает, а более слабая не предпринимает отход, рекомендовалось все не успевшие отойти подразделения более слабой стороны объявить пленными.

В основу розыгрыша боевых действий на учении берется наличие превосходства в силах и средствах у той или иной стороны или, как говорят американцы, применяется «математическая система определения эффективности использования военной мощи». С этой целью разработаны таблицы нормативов времени, необходимого командирам различных степеней для принятия решений на бой и подготовку ядерных ударов, а также таблицы для определения темпа наступления частей и подразделений. Часть данных из них приводится в табл. 2, 3 и 4. В зарубежной печати отмечалось, что такие важнейшие факторы, определяющие успех боя, как смелость и решительность действий, умелый манёвр силами и средствами, фактически не принимаются во внимание.

Таблица 2
Время, необходимое командиру и его штабу для оценки обстановки, подготовки и принятия решения


Время, необходимое командиру и его штабу для оценки обстановки, подготовки и принятия решения

Таблица 3
Время готовности к нанесению ядерного удара после получения приказа (команды)


Время готовности к нанесению ядерного удара после получения приказа

Таблица 4
Темпы наступления частей и подразделений


Темпы наступления частей и подразделений

Следует учитывать и то обстоятельство, что в послевоенные годы розыгрыш боевых действий на учениях в западноевропейских армиях во многом облегчился благодаря тому, что на большинстве учений обороняющейся стороной отрабатывалось ведение сдерживающих действий, не связанное с прочным удержанием занимаемого рубежа. Учения по прорыву подготовленной обороны, где обороняющаяся сторона упорно удерживала бы занимаемые позиции, проводились, как правило, с обозначенным противником. На некоторых учениях перед началом наступления объявлялось, что в обороне противника атомными ударами проделана значительная брешь, поэтому прорыв первой полосы обороны не отрабатывается.

В армиях стран НАТО большое значение придают правильной оценке результатов действий войск на учениях: они оцениваются по баллам или по очкам (например, в США). Так, действия роты на учений оцениваются по следующим разделам:

  • готовность материальной части к действиям;
  • действия командиров;
  • действия роты по этапам учения;
  • действия взводов по этапам учения;
  • количество пораженных целей (если проводилась боевая стрельба).

Максимально рота может получить 2860 очков. Если рота набрала 95—100% возможного количества очков, она получает оценку «отлично», 85—94 — «хорошо», 70—84 — «удовлетворительно» и менее 70% — «неудовлетворительно».

При определении потерь (ущерба), нанесённых той или иной стороне, иностранные специалисты учитывают прежде всего воздействие оружия массового поражения, обычной артиллерии и авиации, зенитного, танкового и противотанкового огня, систем заграждений и партизанских действий. При этом предполагается, что ядерные удары подавляют всю огневую мощь подразделений и частей, по которым они нанесены, и выводят из строя 10% и более личного состава, находящегося в укрытиях. Потери оцениваются в обратно пропорциональном отношении к боевой мощи подразделения (части). Например, если свои войска имеют трёхкратное превосходство в боевой мощи, то их потери должны составлять примерно 1/3 потерь противника. Пехотное подразделение при ведении боя против пехоты противника может понести 1-3% потерь в личном составе от огня обычных средств в час. За сутки ведения тяжёлых боев подразделение от огня обычных средств может потерять до 15% личного состава.

По отдельным таблицам оценивается эффективность действий подразделений и частей. Так, считается, что наступающее подразделение или часть может вести успешные боевые действия при соотношении боевой мощи наступающего и обороняющегося не менее чем 2:1. Кроме того, на каждое учение штабами руководства разрабатываются дополнительные подробные инструкции для посредников.

В целом, по мнению иностранных военных специалистов, боевая подготовка объединённых вооружённых сил НАТО отшчается высокой интенсивностью и проникнута стремлением держать свои войска в постоянной боевой готовности. Вместе с тем отмечается, что в методике проведения учений немало ещё устаревших приемов и нерешённых проблем.

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.