Пропагандистская машина НАТО

Общие военные проблемы /
Руководство империалистического агрессивного блока уделяет большое внимание идеологической обработке личного состава вооруженных сил входящих в него стран. Основой пропагандистской работы в войсках является антикоммунизм и его важнейшая составная часть — антисоветизм. Для организации и проведения этой работы создана сложная пропагандистская машина, охватывающая не только военнослужащих, но и все население стран — членов блока.

Центральные пропагандистские органы НАТО призваны насаждать в войсках и среди населения идеологию воинствующего милитаризма, маскировать средствами идеологического и психологического воздействия империалистическую сущность организации Североатлантического договора и ее антинародные цели. Они являются старейшими в структуре управленческого аппарата блока. Еще в мае 1950 года, то есть до того, как в рамках НATO были созданы объединенные вооруженные силы с их органами руководства, совет НАТО образовал службу информации «для разработки и координации мероприятий по информированию общественности о целях НАТО».

Термин «информация» полюбился натовцам, и с тех пор он систематически используется в качестве ширмы, за которой скрывается политическая демагогия, дезинформация, пропаганда милитаризма. «Важность проблем информации с целью получения поддержки в народе возрастает с каждым днем», — отмечал журнал «НАТО ревью». Красноречивая расшифровка натовской «информации» была дана в мае 1974 года во французском журнале «Монд дипломатик»: «Отнюдь не случайно правительства и средства массовой информации на Западе в течение последних лет систематически принижают значение совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, распространяя в отношении него скептицизм и сомнения… Совещание с самого начала стало мишенью для нападок тех кругов, которые живут за счет напряженности между Востоком и Западом и надеются, что смогут ее сохранять и впредь».

Первоначально служба информации подчинялась комитету по политическим вопросам совета НАТО и состояла из трех отделов — организационного, по делам печати и справочного. Вскоре она разрослась, приобрела большую самостоятельность и ныне представляет собой разветвленный аппарат идеологического воздействия на население и личный состав вооруженных сил. Возглавляет этот аппарат непосредственно высший военно-политический орган блока — совет НАТО, который определяет стратегическую линию пропаганды. В промежутках между сессиями совета руководство системой идеологической обработки осуществляет международный секретариат НАТО, возглавляемый специальным секретарем по политическим вопросам, который в своей повседневной деятельности опирается на помощь консультантов — по вопросам политики, информации, прессы, социально-экономических прав и культуры. Обычно пост специального секретаря занимает представитель .

При совете НАТО работают три комитета — по проблемам современного общества, по политическим вопросам, по вопросам информации и культурных связей, которые определяют, каждый в своей области, направления оперативной пропаганды в интересах блока. Кроме того, эти комитеты организуют исследования политической обстановки в странах НАТО и используют полученные данные для выработки рекомендаций о формах и методах пропаганды с учетом специфики социальных и профессиональных групп, людей различных возрастных категорий и политических убеждений.

В начале 1974 года, например, особое беспокойство руководителей НАТО вызвало «вольнодумство молодежи», ее «неправильное представление о НАТО», неверие в миф о «советской военной угрозе». Было сформулировано задание — «проверить политическое содержание учебников, используемых в системе школьного обучения молодежи стран — членов союза», выяснить, как в них «изображается организация Североатлантического договора и относящиеся к ней проблемы», добиться включения ряда тем по НАТО в программы всех учебных заведений. В течение нескольких лет на уровне совета НАТО изучалась (хотя и с минимальным эффектом) динамика развития внутриполитической обстановки в Греции и Португалии, разрабатывались «рекомендации» по преодолению антиамериканских и антинатовских настроений в Исландии, Турции, Голландии, Италии и т. д.

Совет НАТО и его ведущие комитеты вместе с международным секретариатом составляют как бы главный штаб всей пропагандистской службы блока. Исполнительным же органом, претворяющим в жизнь его общие замыслы и рекомендации, является управление информации.

Повседневная деятельность этого управления организуется в рамках трех ведущих направлений (секторов). Первый, возглавляемый заместителем начальника управления, занимается организационными вопросами.
Важнейшая его задача состоит в согласовании общих пропагандистских планов НАТО с планами гражданских и военных пропагандистских служб стран — членов блока. Через своего представителя в каждой из национальных пропагандистских служб руководство первого сектора получает национальные перспективные планы воздействия на общественное мнение, рассматривает их и дает необходимые рекомендации.

В 1974 году отмечалось 25-летие НАТО. В связи с усилением борьбы, народов против НАТО и обострением межимпериалистических противоречий организационный сектор управления информации проявлял изворотливость, чтобы как-то прикрыть бреши в НАТО парадно-юбилейными одеждами. Хотя некоторые мероприятия и сорвались, например юбилейная сессия совета НАТО (в связи с отказом бывшего президента CUA Никсона прибыть на нее), этому сектору удалось, однако, организовать обращение президента , канцлера ФРГ и других руководителей государств — членов НАТО к общественности своих стран, а их министров обороны — к вооруженным силам. Генеральный секретарь НАТО в пропагандистских целях посетил некоторые страны блока, чтобы, используя антисоветские вымыслы и клевету, по его собственным словам, «пролить тревожный свет на происки Советского Союза и дальнейший рост советского военного потенциала». Были проведены торжественный сорокаминутный парад войск в Брюсселе, обмены визитами кораблей стран НАТО, юбилейные сессии руководящих и специализированных органов блока, организованы выступления генералов и адмиралов по-радио и телевидению, беседы о НАТО в частях и подразделениях вооруженных сил. В бундесвере, например, такие беседы проводились в каждом батальоне.

На первый сектор замыкается отдел печати. Главная его задача — использование и обслуживание в интересах НАТО национальных военных газет и журналов, обеспечение их текущей информацией и справочными данными, устройство поездок журналистов, подготовка интервью и т. д. При отделе находится много гражданских корреспондентов буржуазных информационных агентств и органов печати, которые выступают в качестве специалистов по проблемам НАТО. Отдел печати
готовит дезинформационные материалы, которые в нужный момент публикуются в десятках изданий в каждой из стран — членов блока и сопровождаются почти дословно совпадающими комментариями.

Среди организационных вопросов, решаемых первым сектором управления информации, важное место занимает отработка прямых контактов с войсковым аппаратом идеологической обработки. Основное внимание обращается на установление рабочего контакта по вопросам пропаганды с отделом информации международного объединенного штаба НАТО и высшими штабами объединенных вооруженных сил НАТО в Европе и на Атлантике, а также на проведение взаимного обмена опытом и согласование общих аспектов работы.

Несмотря на то что информационная деятельность в войсках стран НАТО осуществляется национальными органами, управление информации все же и само проводит некоторые конкретные мероприятия в войсках. Оно организует, например, при штабе верховного главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, а иногда и при штабе главнокомандующего объединенными вооруженными силами НАТО в Центральной Европе общенатовскую переподготовку армейских специалистов по идеологической обработке (по 300—400 человек в год), проводит для «местных» офицеров однодневные инструктажи и семинары по методам пропаганды идей атлантизма, 1—2 раза в год организует для офицеров — руководителей национальных военных ведомств по идеологической обработке войск общенатовские совещания и симпозиумы, на которых с участием политиков и дипломатов обсуждаются очередные «проблемы антикоммунизма». По сообщениям журнала «НАТО ревью», в 1974 году на повестку дня встала «тщательная подготовка симпозиума о методах формирования общественного мнения в связи с обострением обстановки внутри НАТО».

В управлении информации НАТО имеется также сектор разработки программ и публикаций, состоящий из трех отделов: документации, руководства общественными службами, изданий и распространения. Отдел документации разрабатывает проекты основных пропагандистских тезисов в интересах НАТО. После соответствующего утверждения эти проекты доводятся до войск и центров массовой информации для использования в идеологической обработке военнослужащих и населения. Отдел руководства общественными службами организует работу различных школ и курсов для военнослужащих и членов их семей, которые функционируют при каждом из штабов НАГО, а также проверяет действенность методов идеологической обработки в процессе организации досуга военнослужащих и рецензирует издающиеся при штабах многотиражки. Отдел изданий и распространения готовит и издает официальные пропагандистские материалы блока: ежегодники «НАТО в цифрах и фактах», «Справочник НАТО», «Аспекты деятельности НАТО», а также журнал <Новости НАТО» («НАТО ревыо»), издающийся раз в два месяца на английском, французским, немецком, итальянском и голландском языках и один раз в квартал — на датском, греческом, исландском, норвежском, португальском и турецком языках.

В США, Канаде, Великобритании, ФРГ и Нидерландах распространение журнала «Новости НАТО» осуществляется национальными властями, которые получают необходимую часть тиража через своих представителей в международном секретариате. В остальных странах Североатлантического союза журнал распространяется путем прямой рассылки из редакции бесплатно, а частично по индивидуальным заказам.

Другие общенатовские печатные издания выходят в свет, как правило, под маркой организаций, принадлежащих частным лицам, частным агентствам или отдельным национальным ассоциациям. Так, основной военно-теоретический журнал «НАТО’с фифтин нейшнз», в котором сотрудничает вся руководящая элита блока и который рассылается в высшие правительственные учреждения и штабы вооруженных сил всех стран НАТО, издается от имени некоего генерала Круля. Ежеквартальное политическое обозрение «Новости атлантического содружества» издает американская «Ассоциация друзей НАТО». А бюллетень «Новости из НАТО», выходящий два раза в неделю, выпускает малоизвестное агентство «Европа».

В управление информации входит также сектор технических служб, занимающийся вопросами: использования в интересах НАТО радио и телевидения; производства кинофильмов; устройства выставок, поездок концертных бригад, общенатовских смотров военных оркестров и т. д. Он организует передвижные железнодорожные и автомобильные выставки по тематике НАТО («Поезд Европы», «Караван мира»), которые ездят из города в город, из деревни в деревню. По его заказу на киностудиях отдельных стран НАТО создаются кинофильмы — «Школа для полковников» (о военном колледже НАТО), «За круглым столом» (о работе совета НАТО), «Лицом к лицу», «Ни шагу назад» и другие.

Сектор технических служб занимается рекламной деятельностью, организуя для пропаганды блока посещения штабов объединенных вооруженных сил в Европе военными и гражданскими туристами. Штаб-верховного главнокомандующего в Брюсселе, например, ежемесячно посещает до тысячи студентов и военнослужащих, журналистов и учителей, руководителей молодежных организации, представителей клерикальных кругов и парламентских учреждений. Туристов встречают представители начальника штаба, а иногда и сам генеральный секретарь НАТО. Они смотрят пропагандистские кинофильмы, пьют кофе в «салоне для послов», получают сувениры и натовскую пропагандистскую литературу.

Управление информации — это главный, но не единственный центральный орган блока, непосредственно занимающийся идеологической обработкой населения и военнослужащих. «Научную» базу для его деятельности разрабатывает военный колледж НАТО и так называемый «Атлантический институт», который считается основным центром информации для учителей школ и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений всех стран блока. Вопросы идеологической работы среди различных групп населения часто рассматриваются на сессиях ассамблеи НАТО, в так называемых атлантических ассоциациях молодежи, офицеров и унтер-офицеров резерва. Управление информации поддерживает тесные контакты со шпионско-подрывными центрами — «Свободная Европа», «Свобода», НТС, а также шовинистическими организациями еврейской буржуазии («Лига защиты евреев», «Всемирная сионистская организация» и другие).

Особая роль в пропаганде деятельности блока и идей атлантизма принадлежит специализированной сети органов информации, функционирующих при родственных Североатлантическому блоку международных организациях: Западно-европейском союзе, Европейском совете и Европейском парламенте. Каждая из названных организаций имеет свои органы пропаганды, которые стремятся доказать, будто атлантическое партнерство и НАТО являются «прообразом грядущей общеевропейской семьи, основанной на общности цивилизации и едином понимании демократических принципов».

В составе секретариата Европейского совета, например, имеются директораты по политическим вопросам, по вопросам информации и связи с прессой, культуры и образования, по работе с эмигрантскими организациями. В них занято свыше 140 постоянных сотрудников, а в периоды проведения крупных пропагандистских мероприятий их число достигает 500. В Западноевропейском союзе имеется отдел информации (в Париже) и бюро информации (в Лондоне), комитет по связи с деятелями науки и рабочие группы по организации контактов с национальными парламентами. 550 штатных сотрудников числятся в секретариате Европейского парламента, поддерживающего тесную связь с руководством правосоциалистических, христианско-демократических и консервативных партий в странах Западной Европы. Секретариат издает для них специальные журналы — «Вестник европейского социалиста», «Европейские тетради» и другие.

Опора на эти международные организации придает мероприятиям по пропаганде идей атлантизма видимость совместных акций разнообразных организаций, а не только Северо-Атлантического блока. Так, например, в 1973 году в Амстердаме состоялась конференция «Европа — Америка». Как было объявлено, 200 участников конференции представляли, оказывается, не НАТО, а Западно-европейский союз и Европейский совет, да и сама конференция созывалась не организацией Североатлантического договора, а так называемыми «Европейским движением» и Европейским парламентом. Но было совершенно очевидно, что программа этой конференции была разработана в штаб-квартире НАТО, а ее решения были направлены на то, чтобы предотвратить «развитие в НАТО неприятных процессов, которые происходили в последнее время».

Такова пропагандистская машина НАТО. Наличие в блоке развитой системы центральных пропагандистских органов позволяет наиболее агрессивным империалистическим силам руководить идеологической жизнью вооруженных сил стран НАТО, координировать деятельность их пропагандистских аппаратов и тем самым удерживать в духовном плену огромные массы военнослужащих, превращать их в слепое оружие борьбы против трудящихся своих стран и прогрессивных движений во всем мире.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.