Психологическая подготовка солдат империалистических армий к войне

Общие военные проблемы /
Несмотря на процесс разрядки международной напряженности, во многих капиталистических странах не только не ослабевает, но и усиливается подготовка к новой воине. Определяющий тон в том задают страны — участницы агрессивных блоков, в первую очередь . Утвержденные на 1975 год военные бюджеты в , , Великобритании, а также в других капиталистических странах достигли рекордных цифр. Как отметил член Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР Маршал Советского Союза А. А. Гречко в докладе на Всеармейском совещании идеологических работников, опасность войны существует и остается суровой реальностью наших дней.

Наряду с продолжающейся гонкой вооружении, а в ряде стран и увеличением численности войск правящие круги империалистических стран усиливают идеологическую обработку и морально-психологическую подготовку личного состава вооруженных сил, пытаясь тем самым превратить его в послушное орудие осуществления своих агрессивных замыслов. «Несмотря на большие достижения в развитии военно-технических средств,— говорится в одном из уставов армии США,— успех войны зависит от человека. Человек по-прежнему является основным орудием войны».

Американские, английские, западногерманские и многие другие буржуазные военные теоретики считают, что в современной войне свои задачи может выполнять лишь тот солдат, который не только хорошо подготовлен в военном отношении, но и убежден в целесообразности борьбы, уверен в победе и готов действовать во имя ее достижения.

Поэтому не случайно, что во всех капиталистических армиях большое внимание уделяется вопросам формирования у личного состава морального духа, соответствующего буржуазному обществу. Эта работа проводится в ходе идеологической обработки военнослужащих и целенаправленной морально-психологической подготовки их к агрессивным войнам.

Идеологическим одурманиванием военнослужащих заняты широко разветвленные органы пропаганды, многие исследовательские центры и институты, десятки тысяч идеологов, психологов и духовных наставников, огромная машина буржуазной информации и пропаганды. Вся эта система призвана обеспечить воспитание личного состава вооруженных сил в духе буржуазной идеологии, верности капиталистическому строю и господствующему классу. Основным содержанием идеологической обработки военнослужащих империалистических армии на современном этапе является пропаганда антикоммунизма и антисоветизма, внушение ненависти к Советскому Союзу и другим странам социалистического содружества.

Как показали преступные действия американской военщины во время агрессивной воины во Вьетнаме, с помощью тщательного отбора, интенсивной идеологической обработки, а также материального подкупа и стимулирования низменных чувств империалистам удается формировать политические взгляды большинства военнослужащих в нужном для господствующих классов направлении, превращать солдат в душителей свободы, отрицающих общепринятые нормы человеческой морали и нравственности, исповедующих шовинистические и расистские взгляды.

В империалистических армиях наряду с идеологической обработкой большое внимание уделяется психологической подготовке личного состава к ведению боевых действий. Это объясняется тем, что идеологическая обработка, основанная на лжи и обмане, извращении исторических фактов, не может длительное время обеспечивать воспитание у военнослужащих необходимых боевых качеств.

Под психологической подготовкой буржуазные ученые понимают привитие личному составу способности выполнять боевую задачу в сложных и опасных ситуациях современной войны, переносить самые суровые испытания боя, любую психологическую и физическую нагрузку. Наиболее характерной чертой боевой обстановки считается постоянная угроза для жизни. В этих условиях, как отмечают специалисты, солдат обязан проявить самообладание, действовать активно и умело, противостоять страху и панике.

Буржуазные ученые придают большое значение психологической подготовке капиталистических армий к ведению ракетно-ядерной войны. Психические перегрузки, создаваемые такой войной, будут приводить, по их мнению, к резкому увеличению неврозов и стрессового состояния людей, к ненужным жертвам и пораженческому настроению. Чтобы психика у военнослужащих была устойчива в любых, даже самых опасных ситуациях боя, надо ее закалять еще в мирное время.

В империалистических армиях проблема психологической подготовки войск решается в двух аспектах — теоретическом и практическом. Ученые-психологи широким фронтом ведут исследовательские работы, стремясь превратить военную психологию из описательной науки в прикладную, помогающую решать практические задачи военного строительства. В их обязанность вменяется отработка методов всесторонней подготовки личного состава капиталистических армий к агрессивной войне, организация их моральной закалки в ходе всех видов занятий, пропаганда военно-психологических идей, отбор военнослужащих, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование боевой техники, и т. д.

Такого рода подготовка осуществляется командирами и специальными инструкторами. Она строится по таким принципам, как обязательное обучение войск в обстановке, максимально приближенной к боевой, систематические тренировки в условиях возрастающих психологических нагрузок, дифференцированный подход к каждому военнослужащему в зависимости от предназначения войск, его военной специальности, климатических и географических условий предстоящих боевых действий.

Целый комплекс тренировочных систем призван обеспечить формирование у военнослужащих капиталистических армий необходимых типологических качеств превращение солдата в наиболее эффективную и бездумную машину агрессии.
Психологическая подготовка в капиталистических армиях имеет явно агрессивную направленность. В её основе лежит принцип активного воздействия на все сферы психики солдата с тем, чтобы в боевых действиях он не ощущал ни страха, ни угрызения совести, чтобы он, не задумываясь, шел на смерть за интересы правящего класса.


Западные военные психологи, биологизируя понимание человека, уделяют большое внимание муштре — основному методу подготовки личного состава. При этом они стремятся помешать развитию сознания военнослужащих, довести до автоматизма определенные навыки, обеспечивающие устойчивое перенесение максимальных психологических нагрузок войны.

Организаторы непосредственной психологической подготовки имеют в своем распоряжении специально оборудованные полигоны, учебные поля и центры, тренажеры и классы, оснащенные специальными устройствами. Они могут имитировать обстановку реального боя: взрывы снарядов и свист пуль, проволочные и минные заграждения, неприступные позиции «противника», крики и стоны раненых, тошнотворные запахи и грязь, трупы людей и животных, пылающие объекты и технику.

Психологические тренировки личного состава в «предбоевой период» усиливаются изнурительными маршами, решением различных вводных, длительным пребыванием без сна и пищи, различными физическими нагрузками, выполненном спасательных работ, действиями в противогазах и защитной одежде и т. д. Создание «натуральной» картины боя преследует цель культивирования у военнослужащих навыков агрессии и убийств, автоматического выполнения приказов командира.

Наряду с комплексным воспитанием агрессивности в империалистических армиях отрабатываются и узкоспециальные психологические задачи: самообладание, находчивость, выдержка, сообразительность, смелость, выносливость, дисциплинированность и другие. В частности, в иностранной печати подробно освещались занятия американских солдат на «башне риска». На этом сооружении высотой 12 м. отрабатываются подъемы и спуски по вертикальной лестнице, лазание по шесту, прыжки на землю с разных высот, передвижение по подвешенному между двумя башнями канату, скатывание по брезенту и другие.

С цепью выработки у военнослужащих нервно-психической устойчивости взводные и ротные учения обычно завершаются на специально оборудованных полигонах, где солдаты атакуют позиции «противника» под реальным пулеметным и оружейным огнем с риском для жизни. Укрываясь от пуль в бетонированных желобах, обучаемые устремляются ползком вперед, выбирают наиболее безопасные маршруты, непрерывно наблюдают за полом боя и ведут прицельную стрельбу из личного оружия.

В ходе таких занятий психическое напряжение усиливается оглушительными взрывами пиропатронов, имитируемым воем бомб, мин и снарядов, ревом моторов танков и самоходных артиллерийских установок.

Цель такой подготовки, как подчеркнул американский военный социолог Ригг в книге «Боевая подготовка войск»,— «приучать солдат к дьявольской атмосфере огня и смерти, добиваться того, чтобы они чувствовали себя среди огня, дыма и смятения, как в обычной обстановке, и сражались».

В бундесвере психологическая подготовка считается обязательной для личного состава всех родов войск. Там практикуются частые тревоги, марш-броски на 30 км. и более, действия отдельных солдат и подразделений ночью, в плохую погоду и т. д. По мнению западногерманских военных психологов, это «хорошо будоражит психику людей», делает военнослужащих более выносливыми. В Гамбурге, Альтенштадте и других городах созданы учебные центры по воспитанию у личного состава определенных морально-психологических качеств путем суровых методов обучения. Здесь военнослужащие учатся преодолевать одиночество, голод, отрабатывают умение сохранять неподвижность в течение длительного времени (используя для этой цели складки местности, различные рвы и углубления), а также способность находиться до 36 ч. в непогоду на открытой местности. Кроме того, на солдат возлагаются трудные инженерные работы по сооружению укрытии из подручных средств, они должны самостоятельно приготавливать пищу, совершать различные изнурительные упражнения в противогазах и т. п.

Для психологической закалки летчиков, моряков, десантников, танкистов, ракетчиков и военнослужащих других специальностей в американских и английских вооруженных силах используется широкий диапазон тренировочных средств и программ. Как указывается в иностранной печати, учет психологического аспекта является обязательным при создании тренажеров и обучающих машин, при разработке инструкций по эксплуатации техники и методических пособий, предназначенных для решения учебных задач. Во всех этих процессах условности сводятся до минимума, а элементы опека доведены до максимума.

Во время подготовки американских танкистов на танкодроме в Форт-Нокс (штат Кентукки) предельные психологические нагрузки создаются при преодолении 20 вариантов препятствий. Танковый экипаж обязан выиграть «бой» с танком «противника», определять и обойти минные поля и ловушки, первым выстрелом поразить «действующий» дот, ворваться в деревню и выбить из нее «неприятеля», взять в плен группу пехотинцев «противника», в разгар боевых действий быстро устранить неисправность машины. При этом существуют жесткие временные нормативы и высокие требования к качеству исполнения всех приемов. Для получения положительной оценки экипаж часто повторяет отдельные упражнения по несколько раз в течение многих дней.

Непрерывно усложняется учебный процесс при отработке упражнений по стрельбе из личного оружия. В американской армии многие полигоны оборудованы стреляющими мишенями. Если солдат неправильно занимает позицию и позволит «обнаружить» себя, то мишень немедленно открывает по нему огонь резиновыми пулями. Это обязывает не только отрабатывать меткость стрельбы, но и тренировать боевые качества солдата.

Агрессивная направленность психологической подготовки наиболее убедительно подтверждается программой обучения войск специального назначения США («зеленые береты»), сформированных для борьбы против национально-освободительного движения в Азии, Африке и Латинской Америке.

Огромный учебный полигон (500 кв.км.), расположенный в районе Форт-Брэгг, является главной базой подготовки личного состава этих войск. Здесь на протяжении более двух десятилетий не утихают раскаты взрывов и дробь автоматных очередей.

Подготовка «зеленых беретов» ведется по особой программе, включающей такие «предметы», как ведение боевых операций и разведки, изучение иностранных языков, подрывного и парашютного дела, оружия и техники разных стран, основы полевой медицины и т. д. Курс «диверсионной науки» начинается и заканчивается идеологическим оболваниванием.

При воспитании морально-психологических качеств культивируется агрессивность и даже жестокость. Диверсанты осваивают 124 способа убийства людей. «Теория» и практика ликвидации человека отрабатываются в классах, где имеются специальные схемы человеческого тела с обозначенными уязвимыми местами, а также механические манекены, оснащенные звуковой и другой аппаратурой для регистрации силы и точности удара.

«Наставники» войск специального назначения строго соблюдают принцип непрерывного увеличения физических и психических нагрузок на обучаемых, доводя их до предельных норм. Вот как описал «тренировки» участника одной из таких групп лондонский журнал «Тудей». «Отряд десантников во главе с Джеком Сэнфордом совершал длительный переход. Почти неделю люди шагали по раскаленной земле пустыни. Многих пошатывало: сказывалась физическая усталость и голодный паек… И вдруг — взрывы гранат, пулеметные и автоматные очереди, крики: «Руки вверх!» Отряд попал в засаду. Д. Сэнфорд вместе с подчиненными оказался в «плену». Теперь он знал одно: что бы с ним ни делали на допросе, надо молчать.

Обессиленных и голодных «пленных» два часа гоняли по выжженному плацу. Затем заставили в течение полутора часов стоять по стоике «смирно» под палящими лучами солнца. Малейшее движение — и охранник безжалостно подталкивал «пленного» штыком… На допросе Сэнфорд молчал. Его швырнули в яму. Заставили стать на колени, пригнули голову и сверху захлопнули железную решетку… Через некоторое время его ввели в небольшое помещение и посадили перед ослепительно яркой лампой. Вновь возобновился допрос.

Едва закончилась эта пытка, началась новая. На этот раз Сэнфорда поместили в узкую железную будку, где можно было только стоять. Время от времени кто-то бил по стенкам этого металлического «гроба» прикладом винтовки, оглушая узника страшным грохотом...».

Подобным образом внушается страх перед пленом, развиваются звериные инстинкты и слепое повиновение приказу. В Форт-Брэгг решению этих задач подчинена и система наказаний. За некоторые дисциплинарные проступки провинившихся «пропускают сквозь строй» и избивают, запирают в так называемый «обезьяний ящик».

«Зеленые береты» подвергаются психологическим испытаниям и на заключительном этапе обучения. Группами и в одиночку их заставляют действовать в лесах и пустынях, в горах и болотах, днем и ночью, в холод и тропическую жару, без запасов пищи и воды. Все это сопряжено с выполнением комплекса сложных упражнений. К их числу относятся «мертвые сани», когда тренируемый, спускаясь с высоты 50 м. по наклонному, подвешенному через речку тросу, по команде инструктора обязан разжать руки и прыгнуть в воду, изнурительные марши по незнакомом и труднопроходимой местности, трехнедельный курс «на умение выжить» в джунглях и т. д.

Дальнейшую физическую и психологическую «закалку» «зеленые береты» проходят по месту своей последующий службы.

В настоящее время со «специальными методами ведения войны» в той или иной степени знакомится весь личный состав сухопутных войск США. Эти методы изучаются под руководством инструкторов, получивших подготовку в диверсионных подразделениях.

В армии и на флоте используют и некоторые приемы психологической подготовки военнослужащих, позаимствованные из арсенала психологической подготовки войск специального назначения. По данным буржуазной печати, во многих империалистических армиях практикуются занятия, на которых отрабатываются вопросы «выживания» в условиях изоляции или окружения, а также в плену и организации побега из плена.

Созданные для этих целей учебные центры обычно состоят из нескольких специально оснащенных пунктов, где опытные инструкторы учат солдат ориентироваться на незнакомой местности в любое время суток, пользоваться подручными средствами при переправах через водные преграды, оборудовать укрытия, владеть холодным оружием, знать приемы борьбы, оказывать медицинскую помощь, добывать воду, готовить пищу из растений и т. д.

Курс обучения «по выживанию» солдаты завершают в роли «военнопленных», помещенных в учебный концлагерь. Здесь испытываются их духовные и физические качества в условиях жары и холода, жажды и голода, унижения, изнурительных допросов, даже переживаний моментов близкий «смерти». Всем ходом обучения солдат подводится к мысли о тягости плена и необходимости побега из него. Обычно «побег» осуществляется лишь по определенному маршруту, оборудованному специальной аппаратурой, которая позволяет проверить практическое применение знаний, полученных военнослужащими во время обучения в центре.

Важным средством формирования у военнослужащих психологических качеств считается физическая подготовка. В армиях капиталистических стран она насыщена марш-бросками, кроссами, плаванием, преодолением различных препятствий, занятиями в горах, отработкой приемов рукопашного боя, нападения и самозащиты без оружия, уроками бокса, борьбы, дзю-до и карате. Как правило, подразделения располагают соответствующей спортивной базой.

Подготовку к будущим войнам буржуазные психологи не мыслят без серьезных психологических тренировок личного состава дня действий в условиях применения ядерного оружия. В этой связи программа психологической закалки предусматривает обширные мероприятия, в том числе пропаганду неизбежности ядерной войны, обязательную имитацию ядерных взрывов на крупных учениях и манёврах, твердые знания каждым военнослужащим поражающих факторов и средств защиты от них, «обкатка» личного состава частей и соединений в районах испытаний ядерного оружия. Главная цель заключается в том, чтобы заранее подготовить психику людей к эффективной борьбе со страхом, выработать у них психологическую устойчивость и способность действовать в самых опасных ситуациях ядерной войны.

В армиях НАТО особое значение придается формированию необходимых психических качеств у офицерских и инструкторских кадров. Считается бесспорным, что они, прежде чем обучать солдат, обязаны не только в совершенстве овладеть методикой психологической подготовки подчиненного личного состава, но и быть готовыми при любых обстоятельствах продемонстрировать личную стойкость.

В военных школах и колледжах будущих командиров в обязательном порядке стремятся вооружить знаниями буржуазной психологии. Во время обучения каждый офицер или инструктор получает такие навыки в психологической области, которые помогают ему занять положение лидера среди подчиненных.

Буржуазные военные психологи дают рекомендации офицерскому составу капиталистических армий, как в боевой обстановке не допустить возникновения у подчиненных страха или паники и каким образом действовать, чтобы преодолеть их.

Краткое знакомство с практикой психологической подготовки личного состава капиталистических армий к агрессивным войнам позволяет сделать следующие выводы.

Психологическая подготовка, сочетаемая с интенсивной идеологической обработкой личного состава, отражает агрессивную направленность вооруженных сил империалистических государств, так как решает не узкопсихологические, а социально-политические проблемы подготовки военнослужащих к ведению несправедливых, захватнических войн. Главной её задачей является формирование у личного состава «комплекса агрессивности» — слепой ненависти к коммунизму, народам и вооруженным силам социалистических стран, воспитание преданности буржуазному обществу, жестокости при проведении агрессивной политики империализма.

Продолжение империалистическими кругами материальной и морально-психологической подготовки новой войны, попытки срыва процесса оздоровления между нарочных отношений, происходящего по инициативе Советского Союза и других братских социалистических государств, обязывает воинов стран социалистического содружества повышать бдительность к проискам врагов мира и неустанно крепить боевую готовность братских армий.
  • alldmi
  • 0
  • 0

Похожие записи

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.